Речевое развитие детей с нарушенным слухом обладает целым рядом особенностей. Рассмотрим их.
Речевое развитие глухих детей своеобразно по сравнению с нормально слышащими детьми:
Поздние сроки начала овладения словесной речью: у ранооглохших детей не происходит ее спонтанного формирования и дети открывают для себя мир слов в основном, в образовательном учреждении.
Одновременное и параллельное усвоение разных видов речи (словесной и жестовой; устной, письменной, дактильной). У глухих наблюдается своеобразное словесно-жестовое двуязычие, для которого характерны различный уровень владения каждым видом речи, распределение коммуникативных функций между взаимодействующими речевыми системами, взаимное влияние сосуществующих речевых систем. Словесно-жестовое двуязычие глухих влияет на их психическое развитие в целом и на отдельные его стороны – развитие памяти, мышления, личности.
У глухих детей наблюдаются большие трудности при усвоении грамматического строя языка – как в случае необходимости грамматически правильно оформить свои мысли, так и в случае понимания грамматических конструкций в речи окружающих людей.
В речи детей наблюдаются разнообразные ошибки, характер которых на разных этапах овладения речью различен. На ранних этапах дети нередко не различают части речи и не всегда правильно ими пользуются, с трудом овладевают местоимениями и предлогами, неправильно используют суффиксы.
Примеры таких ошибок: изменение существительных по нормам глагола («бабочкил», «стрекозил»); неправильное присоединение суффиксов («доменький» вместо домик и наоборот–«добрик» вместо добренький), использование окончаний существительных при падежном изменении прилагательных («интересное» вместо интересных).
|
В процессе обучения количество грубых ошибок уменьшается, но сохраняются ошибки, связанные с познанием тонких различительных признаков системы языка (различение категорий рода, числа, одушевленности, правильное использование падежных форм).
Например, наиболее простая форма сообщения о множестве предметов, которой пользуются глухие дети,–многократное повторение названия («кукла, кукла, кукла»). Они используют также наречиемного –«много одеяло».
Ранние грамматические обобщения проявляются в своеобразных изменениях конца слова: «ногаи», «кошкаи» и т. д.
Своеобразие грамматических изменений слов сглаживается по мере обучения их речи и развития мышления. В среднем школьном возрасте продолжают сохраняться трудности установления грамматических связей между словами в предложении.
Например: «Отец сказал мальчика», «Мама и папа сидели в лодку». В одних случаях ошибки обусловлены особенностями сенсорного опыта глухих, в других – своеобразием их наглядно-образного мышления, трудностями познания сложной структуры языка, для овладения которой нужен высокий уровень развития понятийного мышления.
Слабослышащие дети обладают лучшими возможностями для речевого развития; они способны сами, без обучения, овладеть определенным запасом слов. Однако даже в этом случае их речевое развитие очень своеобразно. Рассмотрим их особенности.
Для произносительной стороны речи слабослышащих характерно:
общая неточность артикуляторных действий,
|
недостаточно выраженные модуляции голоса,
типичные смешения звуков,
затруднено усвоение звукового состава языка.
В произношении слабослышащих детей обычно сохраняются наиболее доступные для их слухового восприятия ударные звуки и слоговые сочетания, их содержащие.
Лексическая сторона речи характеризуется:
ограниченностью словарного запаса,
непониманием значений слов,
неправильным употреблением слов.
Слабослышащие дети сначала овладевают наиболее актуальными для них, нужными в обиходе и, главное, доступными по значению словами. Ошибки употребления слов обусловлены ограниченностью понимания их значений.
Характерны замены: общее понятие заменяется частным (книга – «букварь»), частное–общим(кастрюля –«пасюда»,рубит –«работает»), название целого–названием части(умывальник –«кран»), отмечаются ситуационные замены(кран –«водопровод»,умывальник –«мыло»,пижама –«спальня»), взаимозамены названий предмета и действия(вода – «умывается»,копает – «лопата»), предмета и признака(деревянный – «парта»,мел – «бела»), подмены названия предмета названием содержимого(чайник –«чай»), замены по внешнему сходству(кисточка –«метла»).
Для грамматического строя речи характерны:
особенности овладения морфологическими разрядами слов (самостоятельно они употребляют наиболее конкретные части речи: имена существительные, глаголы; большую трудность представляет овладение частями речи с более отвлеченным значением–прилагательными и наречиями, местоимениями и предлогами);
особенности грамматического оформления речевых единиц – проявляются в характерных аграмматизмах (отсутствие или смешение родовых и падежных окончаний существительных, видовых и временных форм глаголов);
ошибки построения синтаксических конструкций (замена предложения словом или рядом слов, пропуск или употребление лишних предлогов, пропуск главных членов предложения, как правило сказуемого, нарушение порядка слов и др.).
Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что речевое развитие детей с нарушениями слуха имеет свою специфику, по сравнению с нормально слышащими детьми. Все эти особенности влияют на развитие других познавательных процессов, прежде всего мышления, сказываются на формировании личности детей с нарушенным слухом, их познавательных интересов.