в) на уровне предложений




ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ РЕЧИ

Вывод по I части

Словарный запас (семантическое поле) каждого человека имеет динамику, как в сторону расширения, так и сужения. Нас интересует лишь расширение словарного запаса уч-ся. Для этого необходимо: вводить слово в определенном контексте, чем обширнее ассоциативное связи слова, тем выше процент запоминания и разнообразнее контекст употребления слова. Обеспечить расширение контекста можно с помощью соединения смежных тем.

Активная лексика – слова, которыми пользуются в устном речевом общении.

Пассивная лексика – слова, которые узнаваемы при чтении, при аудировании, но не используются в речи. Границы между ними очень подвижны, могут меняться в зависимости от ряда условий: за счет механического запоминания новой лексики, или за счет творческого применения уже заученной лексики âвновых контекстах, или то и др. вместе.

 

Способы ознакомления уч-ся с новой лексикой

Часть II

1. Использование наглядности

- предметная наглядность (игрушки) - изобразительная (картинки) - наглядность действия (движением рук, головы) - звуковая; видеонаглядность

2. С помощью симонимов/антонимов

3. С помощью перевода (со словарем или с учителем)

4. С помощью языковой догадки, через контекст

- дефиниция на ин. яз. (задайте вопросы, чтобы проверить правильность понимания)

- составление небольших образных и понятных ситуаций (создайте различные контексты, чтобы спровоцировать их употребление учащимися).

 

Система лексических упражнений

а) на уровне слова б) на уровне словосочетаний в) на уровне предложений

А) на уровне слова

1. Замените определение одним словом. Например: это предмет мебели широко используется в быту. Имеет разные формы (круглый/прямоугольный/овальный) и размеры (низкий/высокий). ОТВЕТ: стол

2. Подберите синонимы/антонимы. Можно выбрать слово по памяти или из списка, предложенного учителем, или пользоваться собственными словариками (вокабулярами).

3. Выбрать слово с наиболее общим значением. Например: чашка, тарелка, стакан. ОТВЕТ: посуда.

4. Расположить слова по определенному принципу или признаку. Например: по степени нарастания чувств (от ненависти до обожествления); по скорости передвижения (бег, прыжок, скачек, рывок). Можно употреблять как существительные, так и глаголы.

5. Определить слово, которое не подходит к данной группе. Исключить лишнее слово в данной группе слов. Например: стул, диван, матрас, кресло. ОТВЕТ: матрас.

6. Образовать как можно больше однокоренных слов. Например: зло, злоба, злословие, злость.

7. Выбрать подходящее слово. Например: в комнату – деревья, аллеи, кусты, цветы, шкаф. ОТВЕТ: шкаф.

Яблоня, ёль, тюльпан, помидор - где можно их найти? - огород, лес, сад, цветник.

Б) на уровне словосочетаний

1. Добавить, подобрать к существительным 3-4 определения, к глаголам – наречия.

2. Соединить разрозненные слова, чтобы получились идиоматические выражения, пословицы/поговорки.

3. Подобрать к одному существительному как можно больше прилагательных и глаголов.

в) на уровне предложений

1. Ответить на вопросы.

2. Поставить вопросы к выделенным словам.

3. Закончить предложение.

4. Соединить разрозненные части предложения в связный текст.

Примеры:

- поставьте по смысловому порядку следующие фразы, пронумеровав их от 1 до 6 (a – 5, b – 4, c – 2, d – 6, e – 1, f – 3).

- дополните фразы словами, которые подходят по смыслу (слова для вставки приводятся)

- обведите правильный ответ.

5. Описать картинку. Дается 1-2 минуты на просмотр, а потом описывают картинку (совместная работа).

 

На начальном этапе первичное закрепление может носить игро­вой характер. Проговаривание новых слов, например, может осу­ществляться с разной силой голоса, с разной эмоциональной ок­раской, в игре «эхо» и др.

Большое значение имеет узнавание нового слова в речи учите­ля. Для этого существует ряд приемов, например:

1) игра «Угадай» — учитель называет слово и показывает на пред­мет, который оно обозначает или не обозначает. Дети реагируют на это утверждением или отрицанием;

2) игра «Найди на картинке (на столе) и т.д.» - учитель называ­ет слово, ребенок показывает на картинке (на столе) обозначаемый этим словом предмет;

3) игра «Что пропало?» - учитель показывает предметы, затем накрывает их «волшебным» платком, и один из предметов «исчезает», а дети должны назвать пропавший предмет;

4) игра «Найди в незнакомом тексте новое слово» - предъявляется новый текст (стихотворение, считалка), дети просматривают его и подчеркивают (прочитывают, показывают) новое слово.

Выполнение упражнений из учебника также не должно носить формальный характер. Учитель должен проявить свое творчество, максимально используя наглядность - карточки, рисунки, цвет­ные мелки, языковые игры и др.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: