Рождение и имя наречение




Тема: Основы спортивного ориентирования. Семейные праздники и обряды.

Память – основа совести и нравственности,

Память – основа культуры…

Хранить память, беречь память – это наш

нравственный долг перед самими собой

и перед потомками,

Память – наше богатство.

Д.С.Лихачев

Как сориентировать карту на местности

На большинстве топографических карт верхняя рамка обозначает север, нижняя - юг, правая - восток, левая - запад. Поэтому, для того чтобы ориентировать карту, необходимо придать ей такое положение, при котором верхняя сторона ее была бы обращена к северу, а все линии на ней были параллельны соответствующим направлениям на местности.

Карту ориентируют следующими способами:

- приближенно - по сторонам горизонта, определенным по местным предметам или небесным светилам;

- по линиям местности - дорогам, просекам в лесу, направлениям рек, ручьев, характерным линиям рельефа;

- по компасу.

Рассмотрим способ ориентирования по линиям местности. Для того, чтобы ориентировать карту этим способом, ее поворачивают на руке до тех пор, пока направление линии на карте, изображающей направление дороги или просеки, не совпадет с направлением на местности. При этом следует обращать внимание на то, чтобы предметы, расположенные справа и слева от ориентиров, имели такое же расположение и на карте. Способ обеспечивает быстроту и точность ориентирования карты и не требует ввода поправок. Это основной способ ориентирования карты при движении на автомобиле. На закрытой (лесистой) местности карту ориентируют по компасу.

 

Славянское язычество - это стройная система взглядов, которая пронизывала жизнь славянского общества, решая возникающие вопросы, определяя приоритеты и поведение людей.

В 988 году Русь приняла христианство, но языческое мировоззрение продолжало ещё долго сосуществовать с христианским. Подобное сочетание старого и нового становится типичной чертой русской культуры. Христианство и язычество не столько боролись друг с другом в народном сознании, сколько взаимодополнялись.

Результатом этого сопоставления является приведенная ниже таблица:

Дата Языческий праздник Христианский праздник
С 25декабря по 6 января Большие Велесовы Святки Святки
7 января Коляда Рождество Христово
19 января Водосвет Крещение Господне
24 февраля День бога Велеса День памяти св. Власия
2 марта День Марены День памяти св. Мариамны
Конец февраля - март Масленица Сырная седмица
22 апреля - 10 мая Красная горка Антипасха или Фомино воскресенье
6 мая День Егория Вешнего День памяти св. Георгия Победоносца
С 19 по 24 июня Русалии День памяти св.мученицы Агриппины
7 июля Купала Рождество Иоанна Крестителя
2 августа Перунов день День памяти св. Илии Пророка
21 августа День Стрибога День памяти св. епископа Мирона Критского
21 сентября Праздник урожая Рождество Пресвятой Богородицы
28 октября День богини Судьбы, Мокоши, Пряхи небесной День памяти св. Параскевы Пятницы
10 ноября день бога Сварога День памяти св. Косьмы и Дамиана

Обычаи и традиции

В славянской языческой культуре каждому обычаю было отведено определённое время. Так обряды были приурочены к солнечным циклам:

· весеннее и осеннее равноденствие;

· солнцестояние.

Ритуалы также относились и к важным событиям в жизни людей: свадьба, похороны, сбор урожая, новоселье и др. Славяне во время ритуалов обращались к природным стихиям, богам и собственным предкам.

Обряды были разного характера:

· бытовые с просьбами помощи о хорошем урожае, здоровье скота;

· духовные (высшие), в которых призывали волхвов для взаимодействия с потусторонними мирами.

Самые важные ритуалы

Главные для славян ритуалы заключались в призыве о помощи высших сил. Некоторые из них сохранились в традициях до наших дней. Каждому из них славяне придавали глубокий смысл и они занимали большое участие в жизни предков:

· постриг;

· тризна;

· Купала;

· колядование;

· новоселье;

· радение.

Постриг

Постриг знаменовал взросление и переход мальчика под опеку отца от материнского ухода. Возраст, в котором проводили этот обряд, зависел от региона. По летописям постриг у русских был в трёхлетнем возрасте, у поляков – в 7 лет, а в Сербии стригли детей, не достигших года.

Сам ритуал заключался в стрижке волос, которые потом преподносились данью богам. Его проводили утром в присутствии волхва, матери, отца, воеводы и гостей. Сам посвящаемый должен был быть одет в белую рубаху. Обязательными атрибутами были:

· ножницы, которые держал воевода;

· подарок от отца;

· гривна – знак старейшины;

· табурет для посвящаемого;

· огонь, в котором сжигается первая состриженная прядь волос.

После совершения обряда мальчика можно было обучать военному искусству и другим мужским ремеслам.

Тризна

Тризна – это погребальный воинский ритуал. Он включал в себя оплакивание, жертвоприношения, песни, танцы, веселье в честь покойного. Эти действия проводились после сжигания тела воина, и участие принимала вся деревня.

Сама Тризна включала в себя:

1. омовение усопшего тела;

2. одевание в парадную одежду;

3. ритуальное бдение;

4. сожжение покойного.

Во время Тризны прославлялись величие и милосердие славянских богов. А основной смысл ритуала, согласно описаниям, был в просьбе о защите у древних языческих богов от злых духов и темных сил в момент эмоциональной уязвимости людей, потерявших близкого.

Иван Купала

Праздник Купала – день летнего солнцестояния. Праздник, сохранивший традиции до наших дней: сбор трав, прыжки через костер, поиск цветков папоротника. Сам день выбран славянами не случайно. Солнцестояние – самый длинный день в году, торжество света над тьмой. Название праздника пошло от бога Купайло (Купала).

Все обряды в этот день связаны с огнём и водой. Праздник начинался с хоровода из трёх кругов людей. Где:

· внешний круг – люди старшего, преклонного возраста;

· средний – молодые;

· маленький круг возле костра – дети.

Во время праздника люди прыгали через костры, очищая дух, и купались в реке, очищая тело. Хождение на углях знаменовало укрепление духа, где через мощный тепловой энергический поток человека покидали плохие и злые мысли.

Рождение и имя наречение

Славяне начинали заботиться о ребёнке, пока тот находился ещё в утробе матери. Посторонним не рассказывали о наступившей беременности и примерном сроке родов. В последний месяц перед родами женщина не выходила со своего двора, чтобы Домовой мог прийти на помощь, а злые сверхъестественные силы не могли навредить.

Славяне считали, что рождение ребёнка разрушает границу между миром живых и мёртвых, поэтому роды проходили чаще всего в бане или в отдельном от дома помещении. А для лучшего раскрытия женского тела расплетали косы, развязывали узлы, открывали сундуки и двери. На роды приглашали повивальную бабку – немолодую женщину, у которой были дети, желательно мальчики.

Не позже чем на шестнадцатый день после родов ребёнку давали имя. Для славян имя человека могло сказать о его личности, судьбе и жизненном предназначении. Выбор имени был согласован с волхвом, а сам обряд считался высшим. Дать ребёнку имя считалось всё равно, что выбрать оберег по жизни.

Имя, которое давали родители своему ребёнку при рождении, имело свою силу, пока чаду не исполнялось 12 лет. С этого возраста ребёнок воспринимался уже как осознанная личность, которая имеет представления о своём жизненном пути. Тогда первое имя теряло свою силу и проводился обряд имянаречения.

Имянаречение проводилось в период осеннего равноденствия после «смывания» старого имени. Для этого нужно было окунуться в ближайшую речку или озеро, после чего начинался обряд имянаречения. Во время обряда волхв вводил подростка в транс и вызывал у него видения для того, чтобы человек заглянул вглубь себя, познал свою личность и увидел будущее. На основе этих видений давалось два имени:

· первое – тайное, о котором знал только волхв и сам ребёнок;

· второе – мирское, которым потом все называли подростка.

Свадьба

Создание семьи считалось одним из главных действий в жизни славянского человека. Свадьбу не считали личным делом человека, она принадлежала к числу общеродовых празднеств. Влюблённая пара и их родители долго готовились и решались на этот шаг. Так как семья для славян являлась нерушимой связью, которую духовно не могла оборвать даже смерть одного из супругов.

Сам праздник свадьбы назывался Любомир, от слов «любовь» и «мир». Им обозначали сам свадебный обряд, супружество и годовщину свадьбы, отмечавшуюся каждый год. Во время свадьбы славяне не употребляли алкоголь, они пели, танцевали, устраивали игры и соревнования между собой.

Весь праздник затягивался на несколько месяцев. Свадебный обряд включал в себя несколько обязательных ритуалов, относящихся к предсвадебному периоду:

1. Сватовство – знакомство с родителями невесты.

2. Смотрины (сговор) – знакомство обеих семей, обсуждение приданого.

3. Обручение происходило в доме невесты и представляло собой перевязывание полотенцем кисте рук жениха и невесты.

4. Выпечка каравая в доме невесты со всеми замужними родственницами, сопровождалась песнями и плясками.

5. Девичник и молодешник (мальчишник).

6. Одевание (день свадьбы).

7. Приглашение.

8. Выпровождение жениха из родного дома за невестой;

9. Посад. Жених с невестой садились за общий стол рядом, а родственники с двух сторон обменивались подарками в честь праздника.

К самой свадьбе относились:

· Венчание. В присутствии всех гостей в храме на головы молодых одевались венки.

· Покрытие. В родном доме невесты с её головы снимали девичий платок и одевали другой головной убор. После чего жених забирал суженую в свой дом.

· Приданое. Приданое невесты становится собственностью мужа.

Свадьбы играли весной на Красную Горку, осенью (после сбора урожая и до наступления холодов) и зимой на Велесовых Святках. Учитывался и род деятельности жениха: земледельцы устраивали праздник после сбора урожая, воины – после военного похода. То есть выбирали наиболее благоприятное в материальном плане для семьи время.

Венчание

Венчание пошло от слова «венок», который одевают на головы жениха и невесты в храмах богов Лады или Сварога. Обряд проводился на природе осенью или весной и в обязательном присутствии волхва.

Жених и невеста во время обряда обменивались кольцами или поясами (перепоясывали друг друга). После чего муж покрывал новоиспечённую жену подолом своего плаща в знак защиты и покровительства. Затем волхвы обводили молодых вокруг Священного Древа или родового столба и громко объявляли гостям, что пара теперь муж и жена.

Во время обряда славят богов:

· Ладу для счастья и любви в семейной жизни.

· Велеса для состоятельности будущей семьи в материальном плане.

· Сварога, как закрепляющего брак на небесах.

· Роду для потомства молодых.

· Макоше – богине Судеб.

Очищение огнем

Любой обряд очищения у славян означал избавление от негатива – душевного и физического. Славяне верили, что при накоплении плохой энергетики страдало и физическое тело, поэтому в первую очередь такие обряды были направлены на избавление от плохих мыслей:

· зависти;

· похоти;

· ненависти;

· алчности и других.

Обряды очищения огнём проводили во время празднования:

· Купала;

· Хорса;

· Ярила;

· Трояна.

 

Задание:

Пройдите по ссылке ПРАЗДНИКИ (learningapps.org) и подберите пару.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-07-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: