Понятие, признаки (принципы) правового государства. РФ как социальное государство.




 

Современные правоведы определяют правовое государство как демократическое государство, в котором обеспечивается верховенство закона, последовательно проводится принцип разделения властей, а также признаются и гарантируются права и свободы человека.

 

Признаками правового государства можно считать:

1. ограничение государственной власти правами и свободами человека и гражданина (власть признает неотчуждаемые права граждан);

2. верховенство права (правового закона) во всех сферах общественной жизни;

3. конституционно-правовую регламентацию принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную;

4. наличие развитого гражданского общества;

5. правовую форму взаимоотношений (взаимные права и обязанности, взаимная ответственность) государства и гражданина;

6. верховенство закона в системе права;

7. соответствие норм внутреннего законодательства общепризнанным нормам и принципам международного права;

8. прямое действие конституции;

9. возвышение суда.

В соответствии с Конституцией РФ (ст.7) Российская Федерация - социальное государство.

 

Главная задача социального развития российского общества определяет основные направления социальной политики, реализация которых на практике приведет к созданию важнейших элементов социального государства в Российской Федерации. «В их число входят»: охрана труда и здоровья людей; установление гарантированного минимального размера оплаты труда; обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан; развитие системы социального обслуживания; установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты.

https://www.situation.ru/app/rs/books/articles/ros_soc1.htm --- по этому поводу будет спорить правовед. Читаем))

Можно назвать некоторые проблемы создания социального государства в России:

1. Россия еще не обрела опоры в праве, в правах человека и социальное государство в России не может опереться на фундамент правового государства: создание социального государства у нас не является новым этапом развития правового государства (как это имело место на Западе);

2. в России не создан "средний слой" собственников: подавляющему большинству населения страны ничего не досталось от стихийно приватизированной партийно-государственной собственности;

3. отсутствует мощный экономический потенциал, позволяющий осуществлять меры по перераспределению доходов, не ущемляя существенно свободы и автономии собственников;

4. не ликвидированы монополии в важнейших видах производства и сбыта, что приводит к отсутствию реальной конкуренции;

5. отсутствует развитое, зрелое гражданское общество;

6. снижен уровень нравственности в обществе, практически потеряны привычные духовные ориентиры справедливости и равенства. В общественном сознании утверждается (не без помощи "профессиональных" идеологов и политиков, а также СМИ) пагубное представление о несовместимости, с одной стороны, нравственности, а с другой - политики и экономики ("политика - дело грязное");

7. существующие политические партии России не имеют четких социальных программ и представлений о путях реформирования общества;

8. в обществе отсутствуют четко обозначенные реальные цели, научно выверенные модели жизнеустройства;

9. в процессе освобождения российского общества от тотального вмешательства государства по инерции снижена социальная роль государственности, то есть российское государство впало в другую крайность, оставив гражданина один на один со стихией рынка.


17. Понятие правового статуса человека. Принципы конституционно-правового статуса человека. Гражданство РФ.

Под правовым (юридическим) статусом личности понимается совокупность юридических норм, которые закрепляют права, свободы и обязанности личности (гражданина, иностранца, лица без гражданства) по отношению к обществу, государству и другим физическим лицам и одновременно права и обязанности последних в отношении данной личности.

Правовой статус выражает легальные пределы свободы личности, объем ее прав, законных интересов и обязанностей. Он устанавливается государством в нормах Конституции, законов и подзаконных актов.
В Российской Федерации этому вопросу посвящены ст. 2, 3, 6, 7, вся гл. 2, отдельные нормы гл. 4, 5, 7, 8 Конституции.

Важные моменты правового статуса личности закрепляются в Федеральных конституционных Законах:

· "О Конституционном суде Российской Федерации" (1994 г.);

· "О референдуме в Российской Федерации" (1995 г.);

· "Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" (1997 г.); в законах:

· "О гражданстве Российской Федерации" (2002 г.);

· "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (1995 г.);

· "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (2002 г.); а также многих других федеральных законах и подзаконных актах, в нормативных актах, принимаемых в субъектах Российской Федерации.

Правовой статус человека и гражданина в огромной мере определяется:

· социально-экономическим положением государства;

· степенью развитости и демократичности политического режима;

· нравственными и иными условиями жизни общества.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: