Современные правоведы определяют правовое государство как демократическое государство, в котором обеспечивается верховенство закона, последовательно проводится принцип разделения властей, а также признаются и гарантируются права и свободы человека.
Признаками правового государства можно считать:
1. ограничение государственной власти правами и свободами человека и гражданина (власть признает неотчуждаемые права граждан);
2. верховенство права (правового закона) во всех сферах общественной жизни;
3. конституционно-правовую регламентацию принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную;
4. наличие развитого гражданского общества;
5. правовую форму взаимоотношений (взаимные права и обязанности, взаимная ответственность) государства и гражданина;
6. верховенство закона в системе права;
7. соответствие норм внутреннего законодательства общепризнанным нормам и принципам международного права;
8. прямое действие конституции;
9. возвышение суда.
В соответствии с Конституцией РФ (ст.7) Российская Федерация - социальное государство.
Главная задача социального развития российского общества определяет основные направления социальной политики, реализация которых на практике приведет к созданию важнейших элементов социального государства в Российской Федерации. «В их число входят»: охрана труда и здоровья людей; установление гарантированного минимального размера оплаты труда; обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан; развитие системы социального обслуживания; установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты.
|
https://www.situation.ru/app/rs/books/articles/ros_soc1.htm --- по этому поводу будет спорить правовед. Читаем))
Можно назвать некоторые проблемы создания социального государства в России:
1. Россия еще не обрела опоры в праве, в правах человека и социальное государство в России не может опереться на фундамент правового государства: создание социального государства у нас не является новым этапом развития правового государства (как это имело место на Западе);
2. в России не создан "средний слой" собственников: подавляющему большинству населения страны ничего не досталось от стихийно приватизированной партийно-государственной собственности;
3. отсутствует мощный экономический потенциал, позволяющий осуществлять меры по перераспределению доходов, не ущемляя существенно свободы и автономии собственников;
4. не ликвидированы монополии в важнейших видах производства и сбыта, что приводит к отсутствию реальной конкуренции;
5. отсутствует развитое, зрелое гражданское общество;
6. снижен уровень нравственности в обществе, практически потеряны привычные духовные ориентиры справедливости и равенства. В общественном сознании утверждается (не без помощи "профессиональных" идеологов и политиков, а также СМИ) пагубное представление о несовместимости, с одной стороны, нравственности, а с другой - политики и экономики ("политика - дело грязное");
7. существующие политические партии России не имеют четких социальных программ и представлений о путях реформирования общества;
8. в обществе отсутствуют четко обозначенные реальные цели, научно выверенные модели жизнеустройства;
|
9. в процессе освобождения российского общества от тотального вмешательства государства по инерции снижена социальная роль государственности, то есть российское государство впало в другую крайность, оставив гражданина один на один со стихией рынка.
17. Понятие правового статуса человека. Принципы конституционно-правового статуса человека. Гражданство РФ.
Под правовым (юридическим) статусом личности понимается совокупность юридических норм, которые закрепляют права, свободы и обязанности личности (гражданина, иностранца, лица без гражданства) по отношению к обществу, государству и другим физическим лицам и одновременно права и обязанности последних в отношении данной личности.
Правовой статус выражает легальные пределы свободы личности, объем ее прав, законных интересов и обязанностей. Он устанавливается государством в нормах Конституции, законов и подзаконных актов.
В Российской Федерации этому вопросу посвящены ст. 2, 3, 6, 7, вся гл. 2, отдельные нормы гл. 4, 5, 7, 8 Конституции.
Важные моменты правового статуса личности закрепляются в Федеральных конституционных Законах:
· "О Конституционном суде Российской Федерации" (1994 г.);
· "О референдуме в Российской Федерации" (1995 г.);
· "Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" (1997 г.); в законах:
· "О гражданстве Российской Федерации" (2002 г.);
· "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (1995 г.);
· "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (2002 г.); а также многих других федеральных законах и подзаконных актах, в нормативных актах, принимаемых в субъектах Российской Федерации.
Правовой статус человека и гражданина в огромной мере определяется:
· социально-экономическим положением государства;
· степенью развитости и демократичности политического режима;
· нравственными и иными условиями жизни общества.