Разложение первобытно-общинного строя и переход к государству




Два взгляда на государство - этнологический и исторический

1) Этнологический - изучения сначала догосударственного уровня. Взгляд снизу – общества на безгосударственном уровне или вплотную подошедшие к образованию государства.

2) Исторический - изучение государства как объекта.

Вопрос изучения происхождения государств происходит параллельно: этнологически на материалах на Океании, Африки и Южной Америки; исторически - на основе письменных источников уже существующих государств.

Этнологический взгляд:

Обычай Ури-бугу описанный Малиновским – брат жены (шурин) должен дарить мужу своей сестры (зятю) подарки, представляющие собой некую часть урожая или раз в два-три года дарить украшение. Если этот человек бигмен, то подарки братьев жены составляют весомый прибавочный продукт.

Вождь имеет гораздо больше жен (20-60) и поставка таких подарков увеличивается во много раз, к тому же объем подарков от одного человека гораздо больше, тем более вождь берет в жены дочерей и сестер бигмэнов. Получается некий прообраз сбора налогов. Бигмэны собирают подарки у себя в деревнях, чтобы потом подарить их вождю. Следовательно постановка границы государства и не-государства очень размыта.

Миклухо-Маклай – ему предлагали стать «бигмэном над бигмэнами», следовательно до появления государства недалеко.

Исторический подход:

При пересмотре марксистской теории, появились новые взгляды на появление государства. Например, говорили, что Рим не был государством на своих самых ранних этапах, а очень сложным вождеством. Древняя Русь тоже считается некоторыми очень сложным вождеством.

 

Факторы, способствующие появления государств:

1)Не существует государств, в которых не известна керамика.

2) Государство не возникает у эголитарных обществ и обществ с присваивающим хозяйством.

3) Для возникновения государства требуется расслоение общества. Основа расслоения общества - появление прибавочного продукта у некоторых семей согласно марксисткой теории.

Все эти факторы только способствуют появлению государства. Основной фактор возникновения государства ученым пока неизвестен.

 

Концепции появления государства:

1) Марксисткая – государство возникает при появлении прибавочного продукта. Возникла в рамке теории в Советском Союзе в 20-ых годах. При появлении прибавочного продукта, его сначала раздаривают, а потом происходит парцелляция общества (община отходит на задний план, когда у семей появляется регулярное получение прибавочного продукта). Потом, те семьи, которые регулярно производят прибавочный продукт, становятся богаче и появляется имущественное расслоение. Далее появляется эксплуатация богатых бедными и подчеркивание богатыми своего положения (титулы=знать). В конце концов появляется аппарат принуждения, налоговые сборы и рабство.

2) У этнографов свой взгляд появления гос-ва: к каждому пункту можно предъявить претензии.

Прибавочный продукт - имеет смысл только тогда, когда его есть куда использовать (т.е. не может конвертирован во власть, влияние и т.д.). Лежащий без дела «прибавочный» продукт не повысит престижа человека.

Парцелляция – нет смысла специально искать регулярного получения прибавочного продукта, так как его не во что конвертировать.

Накопление богатства – бигмэны не накапливают богатство, а наоборот раздают его.

Экономическое расслоение – сейчас должно было быть несколько обществ, стоящих на пороге возникновения государств, но их нет. В обществе собирателей не является основным, поскольку важным в таком обществе является информация, а не продукт.

Передача власти по наследству - у ирокезов есть выборные вожди-сахемы, в рамке рода (авачиры) должность выборная, с другой стороны она наследственная. Такая же ситуация во многих королевствах Океании (например королевство Мбала – на самом деле простое вождество). Вождем может быть только коренной житель этого королевства. То есть понятие наследственности расширено по сравнению с обычным.

Эксплуатация – обычай якутов «отдача коров в тело»: богатые якуты на лето передают своих коров более бедным односельчанам. В течение лета они ее кормят, ухаживают, но пользуются молоком которые они дают. При возвращении коровы ее надо обеспечить кормом. Двойственный взгляд – можно расценивать как кредит и как эксплуатацию.

Рабство – также неоднозначно. Раб - человек, который демонстрирует статус своего хозяина (в традиционных обществах). Раб нужен человеку, который его победил, и для раба – это единственный способ жить в мире. Рабство сильно отличается от рабства древних деспотий, хотя и тяжело Например, в празднестве потлача рабов устроителя убивали.

Вывод: марксисткая теория стройна, но существует множество альтернатив

Переход от бигмена к вождям не является повсеместным, т.е. появление наследного лидера не является причиной появления государства. Более того в некоторых обществах нет такого перехода.

 

3) Карл Витфогель – немецкий ученый, создал гидравлическую теорию. Теория заключается в том, что государство не возникнет без необходимости в сложной коллективной работе – создании гидротехнических и ирригационных сооружений. Подтверждение теории – все древние государства (Египет, Междуречье и др.). С другой стороны есть такие государства, как Древняя Греция и Древний Рим.

Грефтон Элиот-Смит – создал направление «панегиптизма» и считал, что ряд элементов культуры (в частности в вера в бога солнца и строительство ирригационных сооружений) - вклад Египта в историю и далее это все передается между государствами. Сторонник диффузионизма.

4) Современная наука пошла по пути констатации возникновения государств

- теория суперсложных вождеств. Одним из идеологов стал Николай Николаевич Крадин. Пишет, что государственный аппарат вождеств формировался из клана вождя. При формировании многочисленных вождеств такого типа, может возникнуть более сложная структура, при которой все вожди станут родственником, а один человек, возможно даже и их числа, станет вождем над вождями. По большей части такие структуры могут возникать у кочевников. Империя Чингисхана была суперсложным вождеством по мнению Крадина. Основные аргументы – монголы брали дань с Китая «элитными» продуктами (шелком. фарфором и тд.), которые шли к главному вождю, а он уже распределял между своими подчиненными. Все в таком вождестве завязано на личность вождя (быстрый распад государства после его смерти).

- направление исследования ранних государств. Идейными лидерами являются Классен и Скальник. Пытаются найти универсальные черты государств, и что требуется для появления государства. Выделяют 4 признаки раннего государства: сакральность лидера; у лидера функция управления; защита в двух от ипостасях (подданных от внешних опасностей и личности лидера от всех); редестрибуция (перераспределение).

Редестрибуция не является уникальной чертой государства, защита и сакральность являются наиболее характерными для государства признаками, но и у вождеств (в частности полинезийских они присутствуют).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: