Ход игры-путешествия
Слайд 1. Название: зал освещается сиянием самоцветов (блестящий шар.) Входит Хозяйка Медной Горы
Х. М. Г: – Ни в каком царстве, ни в каком государстве, а в стране великой Россия, да в краю Уральском, жили – были дети (дети в костюмах: мальчики и девочки в фартуках, выходят к Хозяйке Медной Горы.)
Х.М.Г: – Здравствуйте, ребята и гости мои дорогие! Я — Хозяйка Медной Горы. Прибыла к вам с Уральских гор, там мастерские мои. И работают в них мастера-умельцы в любое время года – даже зимой. Работы там накопилось видимо-невидимо. Хочу взять вас в помощники, да и наряд у вас подходящий, как у мастеровых.
Приглашаю вас в свои мастерские.
А подружки мои – ящерки укажут нам путь-дорогу.
Слайд 2 Камнепад – шум падающих камней, пещера засыпана и тут же исчезает сияние самоцветов (выключить шар).
Х.М.Г.: – Ребята, это верно злой волшебник камнепад шалит, засыпал вход в мои мастерские, посмотрите, только одна ящерка осталась, а остальные разбежались (находим ящерицу, там записка от камнепада ):
«Я волшебник – камнепад,
гостям я буду очень рад.
Коль испытанья все пройдёте,
тогда и в мастерские хозяйки медной горы попадёте»
Там же находим карту путешествия: на картинках слева направо изображения: ящерица, сундук, ёлочка, завал из камней, корзинка, шкатулка, стол и стул.
Дети рассматривают карту, находящуюся в центре стола.
Х.М.Г.: – Отправимся в путешествие по зимнему Уральскому лесу. Выполняем движения вместе со мной.
Дети под словесное сопровождение Х.М.Г. и в соответствии с текстом выполняют движения в кругу.
Вход в пещеру мы нашли Дети идут простым шагом.
И как ящерки ползли. Соединяют ладони вместе, изображая змейку
Вы ползли. Двигаются, разводя руки в стороны.
И мы ползли. Двигаются, руки на пояс
Вход в пещеру мы нашли. Делают руку «козырьком» ко лбу.
Х.М.Г: Ребята, посмотрите на карту. Ящерицу мы уже нашли, что нарисовано справа от неё?
Дети: Сундук.
Подходим к сундуку. В нём находится: картинки птиц 8 шт.
Х.М.Г.: Ребята возьмите по одной птичке.
Х.М.Г: Я редко выхожу из своих мастерских, но иногда вижу птиц, прилетающих ко мне. Назовите их.
Дети: – Это дятел. И т. д. (индивидуальные ответы детей) если затрудняются, помогаю им ответить.
Х.М.Г: – Эти птицы прилетают ко мне зимой, значит, это какие птицы?
Дети: Зимующие.
Далее дети в соответствии с картой находят ёлочку, снежинки – ватные диски. Встают полукругом или садятся возле ёлочки.
Х.М.Г: – Как вы думаете, почему деревья зимой не мерзнут?
Ответы детей: – Они укрыты снегом.
Х.М.Г: – Укроем ёлочку снегом, чтобы она не замерзла. Я читаю предложение, а вы его заканчиваете и укрываете ёлочку снежинкой.
Тихо, тихо, как во сне падает на землю ……. (снег)
С неба всё скользят пушинки – серебристые … (снежинки)
Словно в белый пуховик нарядился … (снеговик)
Стоит в белых бурочках красивая (снегурочка)
На Урале каждый рад видеть сильный (снегопад)
Х.М.Г: – Продолжаем наше путешествие, согласно карте.
На карте находим следующую картинку – завал из камней (серого, коричневого цвета), подходим к завалу из «камней» (камни в форме геометрических фигур: круги, треугольники, квадраты, прямоугольники – по 2-3 шт., и один овал находится внизу под всеми камнями).
Х.М.Г.: – Вот и нашли мы пещеру, заваленную камнями. Возьмите по одному камню.
1.Лиза, какой формы этот камень? Ответ – «круглой».
2.Стёпа, найди камень квадратной формы.
3.Вероника, возьми камень прямоугольной формы
4.Саша, какой формы этот камень? Ответ – «треугольной».
Хозяйка Медной Горы берёт в руки овал.
Х.М.Г.: – Разложите камни одинаковой формы по кучкам.
Хозяйка Медной Горы берёт в руки овал (дети называют фигуру)
Рядом с овалом лежит снежок, а на овале написано «Какие зимние забавы вы знаете»?
Х.М.Г: Ребята, какие зимние забавы вы знаете?
Дети: Катание на коньках, санках, лыжах, с горки, можно лепить снеговика, играть в снежки.
Х.М.Г: – Поиграем в игру «Поймай зимнее слово».
Х.М.Г: – На каждое «зимнее» слово вы передаёте другу снежок, если слово не «зимнее» снежок передавать нельзя. Будьте внимательны!
(Слова: снег, радуга, бабочка, мороз, снежинка, ветер, Дед Мороз, солнце, дождь, метель, зайчик, лед, санки, море, корабль, лыжи, велосипед, Снегурочка, елка, роса и т.д.)
Х.М.Г: – С испытаниями Камнепада мы отлично справляемся. Вход в мои пещеры открыт.
Слайд № 3
Х.М.Г.: – По карте находим корзинку с металлическими колечками и массажными шариками Су – Джок.
Х.М.Г.: – Предложить детям выполнить самомассаж (надевание кольца на каждый пальчик одной руки, затем массаж ладошек колючим шариком).
Движение согласно карте – ищем шкатулку с драгоценными камнями
Записка от камнепада: «Камнями раздавило сундук с самоцветами, если соберёте – в пещеру точно попадёте».
Хозяйка Горы вместе с детьми собирает сундук из частей, держит шкатулку с камнями, дети прикрепляют камни самоцветы.
Движение согласно карте – находим стол и стул.
Включаю цветной шар и слайд № 4.
Х.М.Г.: – Мои мастера и мастерицы, я прошу вас пройти в мастерские и помочь мне закончить работу (дети садятся вокруг стола)
Х.М.Г.: – Ребята, это браслеты из цветных скрепок. Две скрепки не украшены цветной бумагой. Нужно доделать браслеты.
Х.М.Г: – Показывает пошаговое выполнение работы, дети выполняют работу вместе с Х.М.Г.
Вот разноцветная полоска,
Её нужно в руки взять
И на скрепку намотать
Клеем мы намажем шов
И браслетик наш готов!