Семья. Тесты ЕГЭ – социология




1. Какая функция семьи проявляется в продолжении рода?

1)воспитательная

2)рекреационная

3)эмоционально-психологическая

4)репродуктивная

2. Кризис современной семьи в демократических странах вызван, в частности,

1)увеличением рождаемости

2)отсутствием юридического равноправия мужчин и женщин

3)различием политических взглядов супругов

4)возрастанием трудовой занятости женщин вне дома

3. Верны ли следующие суждения о семье?

А. В аграрных обществах семья имела патриархальный характер.

Б. Семья может складываться на основе брака и кровного родства.

1)верно только А

2)верно только Б

3)верны оба суждения

4)оба суждения неверны

4. Что характеризует демократическую (партнёрскую) семью?

1)беспрекословное подчинение младших старшим

2)ограничение роли женщины ведением домашнего хозяйства

3)добровольное распределение обязанностей между членами семьи

4)совместное проживание нескольких поколений родственников

5. Хозяйственно-экономическая функция семьи проявляется в

1)предоставлении определенного статуса

2)регламентации поведения

3)организации семейного потребления

4)обеспечении социальной безопасности

6. К основам патриархальной семьи относится

1)совместное проживание нескольких поколений

2)равное участие мужчин и женщин в общественном труде

3)совместное обсуждение семейных проблем

4)экономическая независимость женщин

7. Основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта и взаимной ответственностью, – это

1)род

2)сословие

3)семья

4)элита

8. Принадлежность к семье Р. предоставляет ее членам возможность сделать хорошую карьеру. Какая функция семьи иллюстрируется данным примером?

1)экономическая

2)социального контроля

3)эмоционально-психологическая

4)социально-статусная

9. Верны ли следующие суждения о признаках патриархальной (традиционной) семьи?

А. Женщина экономически зависит от мужчины.

Б. Домашние обязанности четко разделены между мужем и женой.

1)верно только А

2)верно только Б

3)верны оба суждения

4)оба суждения неверны

 

10. Верны ли следующие суждения о современной семье в европейских странах?

А. В современном западном обществе преобладает патриархальный тип семьи.

Б. В большинстве европейских стран увеличивается число «свободных брачных союзов».

1)верно только А

2)верно только Б

3)верны оба суждения

4)оба суждения неверны

11. Найдите в приведенном ниже списке проявления экономической функции семьи.

1)обучение детей трудовым навыкам

2)материальная поддержка близких

3)распределение домашнего труда

4)наделение наследственным статусом

5)организация досуга

6)семейное предпринимательство

12. Найдите в приведённом ниже списке характеристики патриархальной (традиционной) семьи. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1)совместное проживание нескольких поколений

2)принятие решений всеми членами семьи

3)экономическая самостоятельность женщины

4)организация быта как основная экономическая функция

5)жёсткое распределение мужских и женских обязанностей

6)совместная производственная деятельность

13. За­пи­ши­те слово, про­пу­щен­ное в схеме

14. За­пи­ши­те слово, про­пу­щен­ное в при­ведённом ниже фраг­мен­те таб­ли­цы.

ФУНК­ЦИЯ СЕМЬИ ХА­РАК­ТЕ­РИ­СТИ­КА
... На­де­ле­ние не­ко­то­ры­ми по­зи­ци­я­ми, вли­я­ю­щи­ми на по­ло­же­ние в об­ще­стве

15. За­пи­ши­те слово, про­пу­щен­ное в таб­ли­це.

ФУНК­ЦИЯ СЕМЬИ ХА­РАК­ТЕ­РИ­СТИ­КА
... Био­ло­ги­че­ское вос­про­из­вод­ство че­ло­ве­че­ско­го рода

 

16. За­пи­ши­те слово, про­пу­щен­ное в таб­ли­це.

ФУНК­ЦИИ СЕМЬИ ХА­РАК­ТЕ­РИ­СТИ­КА
Пси­хо­ло­ги­че­ская Со­зда­ние бла­го­при­ят­но­го се­мей­но­го кли­ма­та, под­держ­ка чле­нов семьи
Про­дол­же­ние рода

17. За­пи­ши­те слово, про­пу­щен­ное в таб­ли­це.

ТИП СЕМЬИ ХА­РАК­ТЕ­РИ­СТИ­КА
Рас­ши­рен­ная Семья, со­сто­я­щая из жи­ву­щих вме­сте двух и более по­ко­ле­ний
... Семья, со­сто­я­щая из су­пру­же­ской четы с детьми или без детей, или од­но­го из ро­ди­те­лей со сво­и­ми детьми

 

18. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между при­ме­ра­ми и ти­па­ми семей: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

 

ПРИ­МЕ­РЫ   ТИПЫСЕМЕЙ
A) жена граж­да­ни­на К. ре­ши­ла по­лу­чить ещё одно об­ра­зо­ва­ние, и су­пру­ги до­го­во­ри­лись, что муж возь­мет боль­шую часть забот по дому на себя, чтобы жена могла сов­ме­щать учёбу с ра­бо­той Б) в семье С. всю ра­бо­ту по дому вы­пол­ня­ет жена; муж счи­та­ет, что он за­ра­ба­ты­ва­ет день­ги, а обя­зан­ность жены - до­маш­ние дела B) отец се­мей­ства решил от­пра­вить сына учить­ся в ка­дет­ский кор­пус, а воз­ра­же­ния ма­те­ри оста­вил без вни­ма­ния Г) на се­мей­ном со­ве­те было ре­ше­но, что жена по­едет в от­пуск с по­дру­гой, а муж оста­нет­ся дома и займётся ре­мон­том квар­ти­ры Д) муж и жена ре­ши­ли по­тра­тить день­ги, от­ло­жен­ные на сов­мест­ный лет­ний отдых, на путёвку в са­на­то­рий для ба­буш­ки жены   1) пат­ри­ар­халь­ная 2) партнёрская

19. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между по­треб­но­стя­ми об­ще­ства и со­ци­аль­ны­ми ин­сти­ту­та­ми, ко­то­рые эти по­треб­но­сти удо­вле­тво­ря­ют: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

ПО­ТРЕБ­НО­СТИ   СО­ЦИ­АЛЬ­НЫЕ ИН­СТИ­ТУ­ТЫ
A) по­треб­ность в пер­вич­ной со­ци­а­ли­за­ции под­рас­та­ю­ще­го по­ко­ле­ния Б) по­треб­ность в без­опас­но­сти и со­ци­аль­ном по­ряд­ке B) по­треб­ность в обес­пе­че­нии управ­ле­ния Г) по­треб­ность в ко­ор­ди­ни­ро­ва­нии об­ще­ствен­ных про­цес­сов Д) по­треб­ность в вос­про­из­вод­стве на­се­ле­ния   1) ин­сти­тут семьи и брака 2) ин­сти­тут го­су­дар­ства

20. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между функ­ци­я­ми семьи и их про­яв­ле­ни­я­ми: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

ПРО­ЯВ­ЛЕ­НИЯ ФУНК­ЦИЙ СЕМЬИ   ФУНК­ЦИИ СЕМЬИ
А) рас­пре­де­ле­ние се­мей­ных обя­зан­но­стей Б) сов­мест­ное про­ве­де­ние до­су­га В) пла­ни­ро­ва­ние се­мей­но­го бюд­же­та Г) пе­ре­да­ча тра­ди­ций и цен­но­стей Д) сня­тие пси­хо­ло­ги­че­ских на­гру­зок   1) ре­кре­а­ци­он­ная 2) хо­зяй­ствен­но-эко­но­ми­че­ская 3) вос­пи­та­тель­ная

21. Най­ди­те в при­ве­ден­ном спис­ке про­яв­ле­ния эко­но­ми­че­ской функ­ции семьи. За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) обу­че­ние детей тру­до­вым на­вы­кам 2) ма­те­ри­аль­ная под­держ­ка не­ра­бо­та­ю­щих чле­нов семьи
3) се­мей­ное пред­при­ни­ма­тель­ство 4) на­де­ле­ние на­след­ствен­ным ста­ту­сом
5) ор­га­ни­за­ция до­су­га  

22. В семье N. под одной кры­шей живут су­пру­ги, их дети, внуки и пра­вну­ки. Гла­вой семьи яв­ля­ет­ся стар­ший муж­чи­на, чьи ре­ше­ния обя­за­тель­ны для осталь­ных до­мо­чад­цев. Жен­щи­ны за­ни­ма­ют­ся до­маш­ней ра­бо­той, а муж­чи­ны обес­пе­чи­ва­ют ма­те­ри­аль­ные усло­вия су­ще­ство­ва­ния семьи. Вы­бе­ри­те в при­ведённом ниже спис­ке ха­рак­те­ри­сти­ки дан­ной семьи и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.


1) нук­ле­ар­ная

2) партнёрская

3) тра­ди­ци­он­ная

4) мно­го­по­ко­лен­ная

5) де­мо­кра­ти­че­ская

6) мо­но­гам­ная


23. В сто­ли­це од­но­го из ев­ро­пей­ских го­су­дарств про­жи­ва­ет семья, со­сто­я­щая из су­пру­гов и двоих детей. Муж и жена ра­бо­та­ют в ре­клам­ном биз­не­се, сов­мест­но ре­ша­ют все во­про­сы жизни семьи. Еже­год­но, вме­сте с детьми они об­суж­да­ют во­про­сы ор­га­ни­за­ции лет­не­го от­ды­ха, при­ни­ма­ют ре­ше­ния о при­об­ре­те­нии всех круп­ных по­ку­пок. Ука­жи­те в при­ве­ден­ном пе­реч­не ха­рак­тер­ные при­зна­ки семьи, опи­сан­ной в за­да­нии.


1) де­мо­кра­ти­че­ская

2) пат­ри­ар­халь­ная

3) парт­нер­ская

4) нук­ле­ар­ная

5) мо­но­гам­ная


24. Най­ди­те в спис­ке про­яв­ле­ния хо­зяй­ствен­но-эко­но­ми­че­ской функ­ции семьи и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) со­став­ле­ние се­мей­но­го бюд­же­та 2) об­ра­бот­ка ого­ро­да на дач­ном участ­ке
3) ор­га­ни­за­ция се­мей­но­го от­ды­ха 4) со­дей­ствие чле­нам семьи в про­дви­же­нии по служ­бе
5) рас­пре­де­ле­ние до­маш­не­го труда 6) пер­вич­ный со­ци­аль­ный кон­троль

25. Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния о семье и ее функ­ци­ях в со­вре­мен­ном об­ще­стве и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) По­яв­ле­нию семьи спо­соб­ство­ва­ло воз­ник­но­ве­ние го­су­дар­ства.

2) В со­вре­мен­ном об­ще­стве семья оста­ет­ся глав­ной про­из­вод­ствен­ной ячей­кой.

3) Одной из функ­ций семьи яв­ля­ет­ся пси­хо­ло­ги­че­ская и эмо­ци­о­наль­ная под­держ­ка чле­на­ми семьи друг друга.

4) Функ­ции семьи как со­ци­аль­но­го ин­сти­ту­та ме­ня­ют­ся с из­ме­не­ни­ем усло­вий об­ще­ствен­но­го раз­ви­тия.

5) Семья — един­ствен­ный со­ци­аль­ный ин­сти­тут, осу­ществ­ля­ю­щий со­ци­а­ли­за­цию под­рас­та­ю­ще­го по­ко­ле­ния.

26. Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния об от­ли­чи­ях семьи от дру­гих со­ци­аль­ных ин­сти­ту­тов и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) Семья, в от­ли­чие от дру­гих со­ци­аль­ных ин­сти­ту­тов, вы­пол­ня­ет функ­цию мо­раль­ной ре­гла­мен­та­ции по­ве­де­ния.

2) Семья яв­ля­ет­ся од­но­вре­мен­но и со­ци­аль­ным ин­сти­ту­том, и малой груп­пой.

3) В от­ли­чие от дру­гих со­ци­аль­ных ин­сти­ту­тов, семья вы­пол­ня­ет функ­цию био­ло­ги­че­ско­го вос­про­из­вод­ства.

4) Осо­бен­но­стью семьи, от­ли­ча­ю­щей её от лю­бо­го дру­го­го со­ци­аль­но­го ин­сти­ту­та, яв­ля­ет­ся функ­ция со­ци­а­ли­за­ции мо­ло­до­го по­ко­ле­ния.

5) В от­ли­чие от лю­бо­го дру­го­го со­ци­аль­но­го ин­сти­ту­та, семья за­ни­ма­ет­ся вос­пи­та­ни­ем и обу­че­ни­ем.

27. Про­чи­тай­те при­ве­ден­ный ниже текст, в ко­то­ром про­пу­щен ряд слов. Вы­бе­ри­те из пред­ла­га­е­мо­го спис­ка слова, ко­то­рые не­об­хо­ди­мо вста­вить на место про­пус­ков.

«Семья — это ос­но­ван­ная на ___________ (А) и/или кров­ном род­стве малая ___________ (Б), члены ко­то­рой объ­еди­не­ны сов­мест­ным про­жи­ва­ни­ем и ве­де­ни­ем до­маш­не­го хо­зяй­ства, эмо­ци­о­наль­ной свя­зью, вза­им­ны­ми ___________ (В) по от­но­ше­нию друг к другу. Также се­мьей на­зы­ва­ет­ся со­ци­аль­ный ___________ (Г), т. е. устой­чи­вая форма вза­и­мо­от­но­ше­ний между лю­дь­ми, в рам­ках ко­то­ро­го осу­ществ­ля­ет­ся ос­нов­ная часть по­все­днев­ной жизни людей, т. е. сек­су­аль­ные от­но­ше­ния, де­то­рож­де­ние и пер­вич­ная ___________ (Д) детей, зна­чи­тель­ная часть бы­то­во­го ухода, об­ра­зо­ва­тель­но­го и ме­ди­цин­ско­го об­слу­жи­ва­ния, осо­бен­но по от­но­ше­нию к ___________ (Е) и лицам по­жи­ло­го воз­рас­та».

1) дети 2) брак 3) со­ци­а­ли­за­ция
4) кол­лек­тив 5) обя­зан­но­сти 6) ин­сти­тут
7) от­но­ше­ния 8) груп­па 9) лю­бовь

28. Про­чи­тай­те при­ве­ден­ный ниже текст, в ко­то­ром про­пу­щен ряд слов. Вы­бе­ри­те из пред­ла­га­е­мо­го спис­ка слова, ко­то­рые не­об­хо­ди­мо вста­вить на место про­пус­ков.

«В по­след­ние де­ся­ти­ле­тия пси­хо­ло­ги сде­ла­ли ряд за­ме­ча­тель­ных от­кры­тий. Одно из них — о зна­че­нии стиля об­ще­ния с ре­бен­ком для раз­ви­тия его ___________ (А).

Те­перь уже стало бес­спор­ной ис­ти­ной, что ___________ (Б) так же не­об­хо­ди­мо ре­бен­ку, как и пища. Малыш, ко­то­рый по­лу­ча­ет пол­но­цен­ное пи­та­ние и хо­ро­ший ме­ди­цин­ский уход, но лишен по­сто­ян­ных ___________ (В) со взрос­лым, плохо раз­ви­ва­ет­ся не толь­ко пси­хи­че­ски, но и фи­зи­че­ски: он не рас­тет, ху­де­ет, те­ря­ет ин­те­рес к жизни. Если про­дол­жить срав­не­ние с пищей, то можно ска­зать, что об­ще­ние может быть не толь­ко здо­ро­вым, но и вре­до­нос­ным. Пло­хая пища отрав­ля­ет ор­га­низм; не­пра­виль­ное об­ще­ние «отрав­ля­ет» ___________ (Г) ре­бен­ка, ста­вит под удар его эмо­ци­о­наль­ное бла­го­по­лу­чие, а впо­след­ствии, ко­неч­но, и его судь­бу.

Ос­нов­ные черты бла­го­при­ят­но­го стиля об­ще­ния в семье опре­де­ли­лись в ре­зуль­та­те огром­ной ра­бо­ты пси­хо­ло­гов-гу­ма­ни­стов, тео­ре­ти­ков и прак­ти­ков. ___________ (Д) в вос­пи­та­нии ос­но­ван пре­жде всего на по­ни­ма­нии ре­бен­ка — его нужд и ___________ (Е), на зна­нии за­ко­но­мер­но­стей его роста и раз­ви­тия его лич­но­сти».

1) по­треб­но­сти 2) пси­хи­ка 3) лич­ность
4) куль­ту­ра 5) об­ще­ние 6) семья
7) кон­такт 8) груп­па 9) гу­ма­низм

29. По мне­нию учёных, семья на­ря­ду с дру­ги­ми функ­ци­я­ми вы­пол­ня­ет функ­цию под­держ­ки фи­зи­че­ско­го здо­ро­вья ро­ди­те­лей и детей. На­зо­ви­те и про­ил­лю­стри­руй­те при­ме­ра­ми три про­яв­ле­ния этой функ­ции.

30. Воз­ник­шая в глу­бо­кой древ­но­сти семья пер­во­на­чаль­но со­сре­до­то­чи­ва­ла в себе все ос­нов­ные функ­ции по обес­пе­че­нию жиз­не­де­я­тель­но­сти че­ло­ве­ка. По­сте­пен­но она стала раз­де­лять свои от­дель­ные функ­ции с дру­ги­ми ин­сти­ту­та­ми об­ще­ства. Ука­жи­те три такие функ­ции. На­зо­ви­те со­ци­аль­ные ин­сти­ту­ты, ко­то­рые стали их вы­пол­нять.

31. Со­цио­ло­ги стра­ны Z изу­ча­ли тен­ден­ции раз­ви­тия ин­сти­ту­та брака. Были по­лу­че­ны сле­ду­ю­щие ста­ти­сти­че­ские дан­ные о ко­ли­че­стве раз­во­дов на каж­дую 1000 за­ре­ги­стри­ро­ван­ных бра­ков. Ис­поль­зуя дан­ные гра­фи­ка, сде­лай­те вывод о тен­ден­ци­ях раз­ви­тия ин­сти­ту­та брака в стра­не Z. При­вле­кая об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния и лич­ный со­ци­аль­ный опыт, вы­ска­жи­те три пред­по­ло­же­ния о при­чи­нах по­доб­ной тен­ден­ции.

 

 

 

 

32. В стра­не Н. со­хра­нил­ся ста­рин­ный сва­деб­ный обы­чай упла­ты ка­лы­ма за не­ве­сту. Как пра­ви­ло, ре­ше­ние о за­клю­че­нии брака при­ни­ма­ет­ся ро­ди­те­ля­ми же­ни­ха и не­ве­сты, а сами мо­ло­дые люди впер­вые могут уви­деть друг друга толь­ко на сва­дьбе. Жен­щи­на пе­ре­ез­жа­ет в дом мужа, не имея воз­мож­но­сти в даль­ней­шем стро­ить ка­рье­ру, по­лу­чать об­ра­зо­ва­ние. К ка­ко­му типу семьи от­но­сит­ся дан­ная семья? Обос­нуй­те свой ответ. На­зо­ви­те любые две ха­рак­тер­ные черты семьи, при­ведённой в за­да­нии.

33. В семье Н. нет чёткого раз­де­ле­ния до­маш­них обя­зан­но­стей на муж­ские и жен­ские. Если муж при­хо­дит домой рань­ше жены, то он го­то­вит ужин, кор­мит детей, укла­ды­ва­ет их спать. Каж­дый вечер все члены семьи со­би­ра­ют­ся вме­сте, рас­ска­зы­ва­ют о со­бы­ти­ях дня, об­суж­да­ют воз­ник­шие про­бле­мы. К ка­ко­му типу можно от­не­сти семью Н.? Ука­жи­те два при­зна­ка, по ко­то­рым Вы это опре­де­ли­ли, и на­зо­ви­те любой при­знак семьи этого типа, не ука­зан­ный в усло­вии за­да­ния.

34. Вам пред­сто­ит под­го­то­вить раз­вер­ну­тый ответ по теме «Семья в со­вре­мен­ном об­ще­стве». Со­ставь­те план, в со­от­вет­ствии с ко­то­рым вы бу­де­те осве­щать эту тему. План дол­жен со­дер­жать не менее трех пунк­тов, из ко­то­рых два или более де­та­ли­зи­ро­ва­ны в под­пунк­тах.

35. Выберите одно из пред­ло­жен­ных ниже высказываний, рас­крой­те его смысл, обо­зна­чив поставленную ав­то­ром проблему (затронутую тему); сфор­му­ли­руй­те свое от­но­ше­ние к позиции, за­ня­той автором; обос­нуй­те это отношение.

Социология: «Семья — это кри­сталл общества» (В. Гюго).

Социология, социальная психология: «Брак приносит много огорчений, однако безбрачие не даёт никаких радостей». (С. Джонсон)

Социология: «Лучшая школа дисциплины есть семья». (С. Смайлс)

Социология: «Брачный союз — первая ступень человеческого общества». (Цицерон)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: