1. Какая функция семьи проявляется в продолжении рода?
1)воспитательная
2)рекреационная
3)эмоционально-психологическая
4)репродуктивная
2. Кризис современной семьи в демократических странах вызван, в частности,
1)увеличением рождаемости
2)отсутствием юридического равноправия мужчин и женщин
3)различием политических взглядов супругов
4)возрастанием трудовой занятости женщин вне дома
3. Верны ли следующие суждения о семье?
А. В аграрных обществах семья имела патриархальный характер.
Б. Семья может складываться на основе брака и кровного родства.
1)верно только А
2)верно только Б
3)верны оба суждения
4)оба суждения неверны
4. Что характеризует демократическую (партнёрскую) семью?
1)беспрекословное подчинение младших старшим
2)ограничение роли женщины ведением домашнего хозяйства
3)добровольное распределение обязанностей между членами семьи
4)совместное проживание нескольких поколений родственников
5. Хозяйственно-экономическая функция семьи проявляется в
1)предоставлении определенного статуса
2)регламентации поведения
3)организации семейного потребления
4)обеспечении социальной безопасности
6. К основам патриархальной семьи относится
1)совместное проживание нескольких поколений
2)равное участие мужчин и женщин в общественном труде
3)совместное обсуждение семейных проблем
4)экономическая независимость женщин
7. Основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта и взаимной ответственностью, – это
1)род
2)сословие
3)семья
4)элита
8. Принадлежность к семье Р. предоставляет ее членам возможность сделать хорошую карьеру. Какая функция семьи иллюстрируется данным примером?
|
1)экономическая
2)социального контроля
3)эмоционально-психологическая
4)социально-статусная
9. Верны ли следующие суждения о признаках патриархальной (традиционной) семьи?
А. Женщина экономически зависит от мужчины.
Б. Домашние обязанности четко разделены между мужем и женой.
1)верно только А
2)верно только Б
3)верны оба суждения
4)оба суждения неверны
10. Верны ли следующие суждения о современной семье в европейских странах?
А. В современном западном обществе преобладает патриархальный тип семьи.
Б. В большинстве европейских стран увеличивается число «свободных брачных союзов».
1)верно только А
2)верно только Б
3)верны оба суждения
4)оба суждения неверны
11. Найдите в приведенном ниже списке проявления экономической функции семьи.
1)обучение детей трудовым навыкам
2)материальная поддержка близких
3)распределение домашнего труда
4)наделение наследственным статусом
5)организация досуга
6)семейное предпринимательство
12. Найдите в приведённом ниже списке характеристики патриархальной (традиционной) семьи. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1)совместное проживание нескольких поколений
2)принятие решений всеми членами семьи
3)экономическая самостоятельность женщины
4)организация быта как основная экономическая функция
5)жёсткое распределение мужских и женских обязанностей
6)совместная производственная деятельность
13. Запишите слово, пропущенное в схеме
14. Запишите слово, пропущенное в приведённом ниже фрагменте таблицы.
ФУНКЦИЯ СЕМЬИ | ХАРАКТЕРИСТИКА |
... | Наделение некоторыми позициями, влияющими на положение в обществе |
15. Запишите слово, пропущенное в таблице.
|
ФУНКЦИЯ СЕМЬИ | ХАРАКТЕРИСТИКА |
... | Биологическое воспроизводство человеческого рода |
16. Запишите слово, пропущенное в таблице.
ФУНКЦИИ СЕМЬИ | ХАРАКТЕРИСТИКА |
Психологическая | Создание благоприятного семейного климата, поддержка членов семьи |
… | Продолжение рода |
17. Запишите слово, пропущенное в таблице.
ТИП СЕМЬИ | ХАРАКТЕРИСТИКА |
Расширенная | Семья, состоящая из живущих вместе двух и более поколений |
... | Семья, состоящая из супружеской четы с детьми или без детей, или одного из родителей со своими детьми |
18. Установите соответствие между примерами и типами семей: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ | ТИПЫСЕМЕЙ | |
A) жена гражданина К. решила получить ещё одно образование, и супруги договорились, что муж возьмет большую часть забот по дому на себя, чтобы жена могла совмещать учёбу с работой Б) в семье С. всю работу по дому выполняет жена; муж считает, что он зарабатывает деньги, а обязанность жены - домашние дела B) отец семейства решил отправить сына учиться в кадетский корпус, а возражения матери оставил без внимания Г) на семейном совете было решено, что жена поедет в отпуск с подругой, а муж останется дома и займётся ремонтом квартиры Д) муж и жена решили потратить деньги, отложенные на совместный летний отдых, на путёвку в санаторий для бабушки жены | 1) патриархальная 2) партнёрская |
19. Установите соответствие между потребностями общества и социальными институтами, которые эти потребности удовлетворяют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
|
ПОТРЕБНОСТИ | СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ | |
A) потребность в первичной социализации подрастающего поколения Б) потребность в безопасности и социальном порядке B) потребность в обеспечении управления Г) потребность в координировании общественных процессов Д) потребность в воспроизводстве населения | 1) институт семьи и брака 2) институт государства |
20. Установите соответствие между функциями семьи и их проявлениями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРОЯВЛЕНИЯ ФУНКЦИЙ СЕМЬИ | ФУНКЦИИ СЕМЬИ | |
А) распределение семейных обязанностей Б) совместное проведение досуга В) планирование семейного бюджета Г) передача традиций и ценностей Д) снятие психологических нагрузок | 1) рекреационная 2) хозяйственно-экономическая 3) воспитательная |
21. Найдите в приведенном списке проявления экономической функции семьи. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) обучение детей трудовым навыкам | 2) материальная поддержка неработающих членов семьи |
3) семейное предпринимательство | 4) наделение наследственным статусом |
5) организация досуга |
22. В семье N. под одной крышей живут супруги, их дети, внуки и правнуки. Главой семьи является старший мужчина, чьи решения обязательны для остальных домочадцев. Женщины занимаются домашней работой, а мужчины обеспечивают материальные условия существования семьи. Выберите в приведённом ниже списке характеристики данной семьи и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) нуклеарная
2) партнёрская
3) традиционная
4) многопоколенная
5) демократическая
6) моногамная
23. В столице одного из европейских государств проживает семья, состоящая из супругов и двоих детей. Муж и жена работают в рекламном бизнесе, совместно решают все вопросы жизни семьи. Ежегодно, вместе с детьми они обсуждают вопросы организации летнего отдыха, принимают решения о приобретении всех крупных покупок. Укажите в приведенном перечне характерные признаки семьи, описанной в задании.
1) демократическая
2) патриархальная
3) партнерская
4) нуклеарная
5) моногамная
24. Найдите в списке проявления хозяйственно-экономической функции семьи и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) составление семейного бюджета | 2) обработка огорода на дачном участке |
3) организация семейного отдыха | 4) содействие членам семьи в продвижении по службе |
5) распределение домашнего труда | 6) первичный социальный контроль |
25. Выберите верные суждения о семье и ее функциях в современном обществе и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Появлению семьи способствовало возникновение государства.
2) В современном обществе семья остается главной производственной ячейкой.
3) Одной из функций семьи является психологическая и эмоциональная поддержка членами семьи друг друга.
4) Функции семьи как социального института меняются с изменением условий общественного развития.
5) Семья — единственный социальный институт, осуществляющий социализацию подрастающего поколения.
26. Выберите верные суждения об отличиях семьи от других социальных институтов и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Семья, в отличие от других социальных институтов, выполняет функцию моральной регламентации поведения.
2) Семья является одновременно и социальным институтом, и малой группой.
3) В отличие от других социальных институтов, семья выполняет функцию биологического воспроизводства.
4) Особенностью семьи, отличающей её от любого другого социального института, является функция социализации молодого поколения.
5) В отличие от любого другого социального института, семья занимается воспитанием и обучением.
27. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Семья — это основанная на ___________ (А) и/или кровном родстве малая ___________ (Б), члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, взаимными ___________ (В) по отношению друг к другу. Также семьей называется социальный ___________ (Г), т. е. устойчивая форма взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть повседневной жизни людей, т. е. сексуальные отношения, деторождение и первичная ___________ (Д) детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания, особенно по отношению к ___________ (Е) и лицам пожилого возраста».
1) дети | 2) брак | 3) социализация |
4) коллектив | 5) обязанности | 6) институт |
7) отношения | 8) группа | 9) любовь |
28. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«В последние десятилетия психологи сделали ряд замечательных открытий. Одно из них — о значении стиля общения с ребенком для развития его ___________ (А).
Теперь уже стало бесспорной истиной, что ___________ (Б) так же необходимо ребенку, как и пища. Малыш, который получает полноценное питание и хороший медицинский уход, но лишен постоянных ___________ (В) со взрослым, плохо развивается не только психически, но и физически: он не растет, худеет, теряет интерес к жизни. Если продолжить сравнение с пищей, то можно сказать, что общение может быть не только здоровым, но и вредоносным. Плохая пища отравляет организм; неправильное общение «отравляет» ___________ (Г) ребенка, ставит под удар его эмоциональное благополучие, а впоследствии, конечно, и его судьбу.
Основные черты благоприятного стиля общения в семье определились в результате огромной работы психологов-гуманистов, теоретиков и практиков. ___________ (Д) в воспитании основан прежде всего на понимании ребенка — его нужд и ___________ (Е), на знании закономерностей его роста и развития его личности».
1) потребности | 2) психика | 3) личность |
4) культура | 5) общение | 6) семья |
7) контакт | 8) группа | 9) гуманизм |
29. По мнению учёных, семья наряду с другими функциями выполняет функцию поддержки физического здоровья родителей и детей. Назовите и проиллюстрируйте примерами три проявления этой функции.
30. Возникшая в глубокой древности семья первоначально сосредоточивала в себе все основные функции по обеспечению жизнедеятельности человека. Постепенно она стала разделять свои отдельные функции с другими институтами общества. Укажите три такие функции. Назовите социальные институты, которые стали их выполнять.
31. Социологи страны Z изучали тенденции развития института брака. Были получены следующие статистические данные о количестве разводов на каждую 1000 зарегистрированных браков. Используя данные графика, сделайте вывод о тенденциях развития института брака в стране Z. Привлекая обществоведческие знания и личный социальный опыт, выскажите три предположения о причинах подобной тенденции.
32. В стране Н. сохранился старинный свадебный обычай уплаты калыма за невесту. Как правило, решение о заключении брака принимается родителями жениха и невесты, а сами молодые люди впервые могут увидеть друг друга только на свадьбе. Женщина переезжает в дом мужа, не имея возможности в дальнейшем строить карьеру, получать образование. К какому типу семьи относится данная семья? Обоснуйте свой ответ. Назовите любые две характерные черты семьи, приведённой в задании.
33. В семье Н. нет чёткого разделения домашних обязанностей на мужские и женские. Если муж приходит домой раньше жены, то он готовит ужин, кормит детей, укладывает их спать. Каждый вечер все члены семьи собираются вместе, рассказывают о событиях дня, обсуждают возникшие проблемы. К какому типу можно отнести семью Н.? Укажите два признака, по которым Вы это определили, и назовите любой признак семьи этого типа, не указанный в условии задания.
34. Вам предстоит подготовить развернутый ответ по теме «Семья в современном обществе». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
35. Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл, обозначив поставленную автором проблему (затронутую тему); сформулируйте свое отношение к позиции, занятой автором; обоснуйте это отношение.
Социология: «Семья — это кристалл общества» (В. Гюго).
Социология, социальная психология: «Брак приносит много огорчений, однако безбрачие не даёт никаких радостей». (С. Джонсон)
Социология: «Лучшая школа дисциплины есть семья». (С. Смайлс)
Социология: «Брачный союз — первая ступень человеческого общества». (Цицерон)