Куклотерапия, как метод работы с детьми находящимися в трудной жизненной ситуации.




Аннотация. В статье раскрывается практический опыт работы психолога методом куклотерапии. Рассмотрены особенности несовершеннолетних находящихся в социально реабилитационном центре и зоны коррекции данным методом. Описываются этапы проведения процесса куклотерапии и особенности использования.

Ключевые слова: реабилитация, коррекция поведения, психотравма, несовершеннолетние, трудная жизненная ситуация, куклотерапия.

Казенное учреждение Пермского края социального обслуживания населения «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» – самое крупное учреждение данного направления в Пермском крае, куда поступают дети из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Очень часто - из асоциальных семей, в которых нарушены детско-родительские отношения, где могут применяться физические меры воздействия в воспитательных целях. В таких случаях у ребенка пропадает доверие ко всему окружающему миру, к людям и он, как правило, сам становится тревожным, агрессивным, конфликтным.

Также в центр помещаются дети, оставшиеся без попечения родителей или лиц, их замещающих, переживающие острое горе. И не всегда рядом с ними оказывается человек, который может оказать поддержку, выслушать, пожалеть, просто посидеть рядом. Поступают дети и с суицидальными мыслями, намерениями, действиями, которые не знают, как справиться с ситуацией и нашли для себя выход – «прекратить все». У этих детей не удовлетворены базовые потребности: физиологические (еда, сон); потребность в безопасности и защите; потребность в любви; уважении и признании; потребность в самовыражении.

Как можно помочь таким детям? Детям, которые с недоверием относятся к миру взрослых. Детям, чей жизненный путь трудно назвать благополучным.

В работе психологов используется много разных техник и одна из них - куклотерапия.

Куклотерапия – метод психологической помощи детям, подросткам и их семьям, заключающийся в коррекции их внутреннего, психологического состояния и поведения посредством изготовления и игры куклами.

 

С помощью кукол можно в привычной для ребенка ситуации игры выявить и скорректировать многие психологические проблемы. Изготавливая и играя с куклами, дети очень часто проецируют и проигрывают свою жизненную ситуацию, транслируют свой характер взаимоотношений с другими людьми. Младшие дети 4-6-ти лет с удовольствием сначала наблюдают за процессом изготовления кукол, затем быстро включаются в работу, поясняя и фантазируя, какими куклы должны быть, какими качествами обладать, а затем и сами приступают к изготовлению кукол. Дети среднего и старшего возраста после небольшого объяснения уже готовы приступать к творчеству.

Главная цель работы с помощью кукол это развитие и коррекция психических процессов (коррекция страхов и тревожности, развитие самосознания, обретение уверенности и веры в себя, разрешение внутренних конфликтов, обыгрывание психотравмирующих событий).

Задачи:

1. Установление эмоционального контакта (когда ребенок занимается совместным делом со специалистом, он открыт для общения, сам начинает говорить о себе, своей семье, своих интересах и т.д.)

2. Снятие психоэмоционального напряжения (в процессе изготовления куклы разговор ведется на самые разные темы, фоном звучит успокаивающая музыка).

3. Формирование различных навыков, важных для дальнейшей жизни ребенка (развитие мелкой моторики, внимания, аккуратности, усидчивости, тренировка памяти и цветовосприятия, осязательной способности и др.)

 

Метод куклотерапии хорошо подходит для разрешения конфликтов, улучшения социальной адаптации ребенка, в коррекционной работе со страхами, заиканием, нарушениями поведения. Так же куклотерапия успешно применяется с детьми, имеющими эмоциональную травму. Кукла, сделанная им самим, играет в спектакле, сюжет которого напоминает ребенку какую-то его жизненную ситуацию. Кукла может попасть в страшную историю и обязательно успешно с ней справляется. По мере разворачивания сюжета эмоциональное напряжение ребенка нарастает и, достигнув максимальной выраженности, сменяется эмоциональной разрядкой (плач, смех и т.д.). Весь процесс проходит при профессиональной поддержке психолога.

Так же этот метод можно применять и на групповых занятиях с детьми, с группой родителей или воспитателей численностью не более 20 человек. Такие группы очень успешны для отработки коммуникативных навыков общения. В семейном консультировании данная методика хороша для коррекции детско-родительских отношений.

Можно использовать куклотерапию с целью профилактики эмоционального выгорания среди сотрудников детских учреждений.

 

Процесс куклотерапии проходит в два этапа:

Первый этап - изготовление или пошив куклы.

Все начинается с установления контакта с ребенком. В это время происходит эмоциональное раскрытие ребенка в процессе изготовления куклы и терапевтической работы с ней. Этот этап очень важен, от него зависит дальнейшее сотрудничество. На этой стадии необходимо проявить максимальную осторожность и тактичность, выражать сочувствие и соучастие. Можно обсудить вопросы, касающиеся интересов ребенка, любимых сказок и героев, досуга и всего того, что его волнует. На этом этапе придумывается образ куклы и качества, которыми она обладает. Психолог подбирает материал в соответствии с поставленной целью корректировки. Плотный, неподатливый материал в процессе работы поможет снять агрессивность. Пластичный – снять страх перед трудностями, успокоить, расслабить. Это может быть бумага, картон, пластилин, тесто, фольга, ткань. Даже пальчики самого ребенка в процессе работы, используемые в качестве инструмента (кисточки, давящего пресса, дотса) помогут несовершеннолетнему лучше чувствовать границы своего тела и его возможности.

Девочки очень любят шить кукол, вкладывая частичку себя в каждую из них. Поэтому этот этап может затянуться на несколько дней. Все зависит от сложности изготовления и способностей ребенка.

Мальчики больше любят лепить и конструировать «свои персонажи». Чаще их работы похожи на воинов, драконов, чудовищ, пришельцев.

Процесс изготовления сопровождается приятной музыкой. Психолог поддерживает беседу, задает вопросы. Помогает и обучает изготовлению куклы, если ребенок не справляется сам.

Второй этап работы - это проигрывание психотравмирующей или важной для ребенка ситуации.

Придумывается сказка или разыгрывается театрализованное действие, которым руководит ребенок при поддержке психолога. Ребенку предлагается стать актером, режиссером и постановщиком своего спектакля.

Главной задачей на этом этапе является выявление или проигрывание психологической особенности ребенка, которая в той или иной жизненной ситуации приводит к его невротизации. Здесь главная роль принадлежит выдуманному герою, сделанному своими руками. Его поведение отражает реальную внешнюю и внутреннюю позицию ребенка в рассматриваемой жизненной ситуации. А ребенок выступает как «хозяин героя». Проективная работа с куклой позволяет ребенку дистанцироваться в случае высокого уровня травматизации, или идентифицироваться с ним, когда ребенок видит ресурсы для восстановления своих сил. Это помогает найти положительную модель поведения и избавиться от своего недостатка или травмирующих воспоминаний.

На этом этапе подбираются ресурсы, с помощью которых можно выйти из сложившейся ситуации. И, как и в любой сказке, все закачивается положительной концовкой «…жили они долго и счастливо…». В завершение обсуждаются некоторые моменты из всего действия и задаются вопросы, помогающие понять - конструктивные ли выводы сделал ребенок. Как правило, это очень простые вопросы. Чему эта сказка (история) научила тебя? Как ты сейчас будешь поступать в таких ситуациях?

Метод куклотерапии экологичен по отношению к психике ребенка – глубину погружения в проблемную ситуацию определяет сам «режиссер», сценарий выхода и действия так же подбирает сам ребенок – только те, которые он способен совершить или уже готов к ним.

 

Коррекция проблемной зоны с помощью метода куклотерапии проходит увлекательно и интересно, как для ребенка, так и для психолога. Дети с большим удовольствием идут на коррекционные занятия и ждут новых встреч. В результате проведения занятий психолог может отмечать положительные изменения в личности ребенка, а именно повышается устойчивость к раздражителям, он становится более уверенным, спокойным, общительным. Более устойчивыми становятся познавательные процессы и формируется любознательность. В поведенческих реакциях ребенка отмечается увеличение конструктивных способов выхода из конфликтных, травмирующих ситуаций, формирование позитивного отношения к себе и окружающему миру.

 

 

© Багаева А.Н., 2016



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: