или что общего между телёнком и опёнком




ПУТЬ К ПОБЕДЕ

Олимпиада школьников – это новое образовательное пространство, создаваемое с целью популяризации знаний, формирования мотивации, ответственности учащихся и учителей за уровень знаний, создание духа соревновательности, здорового соперничества, удовлетворения запросов всех учащихся независимо от уровня подготовленности. В настоящее время по результатам участия в олимпиадах оценивают качество образования в школе, городе, крае. А победы старшеклассников-олимпийцев являются достаточным основанием для зачисления в вузы без экзаменов и считаются важным фактором определения степени готовности школьника к профильному или углубленному изучению предметов.

Сегодня в Пермском крае олимпиада по русскому языку значительно расширила границы. Первый олимпийский опыт школьники получают уже в шестом классе, участвуя в многоступенчатом краевом конкурсе «Грамотей». Пермский государственный университет проводит свою многопредметную олимпиаду «Юные таланты Прикамья». А словесники-профессионалы штурмуют филологический олимп в пермской Вышке (Высшей школе экономики) – на состязаниях учителей «Профи».

Региональная олимпиада по русскому языку в рамках Всероссийской олимпиады школьников, о которой мы поговорим более подробно, проводится уже 12 лет. Она включает три этапа: первый этап – школьный, второй – муниципальный (районный и городской), третий – краевой. Участниками олимпиады являются учащиеся 9 – 11 классов общеобразовательных школ. Количество и состав участников школьного и муниципального этапов олимпиады определяется учебными заведениями и органами управления образованием. Участниками регионального (краевого) этапа становятся победители муниципального этапа, показавшие достаточно высокие результаты, т.е. выполнившие не менее 60 % заданий. Краевой этап олимпиады включает два тура – заочный и очный. Заочный тур проводится в дистанционном режиме: его участники выполняют тест, по результатам которого жюри формирует состав олимпийцев для очного тура. Как правило, в очном туре олимпиады принимают участие по 15 – 20 человек из каждой параллели старшеклассников, набравших наибольшее количество баллов за тест.

Преподавателями кафедры русского языка и стилистики ПГУ как постоянными членами предметной комиссии и жюри накоплен большой опыт подготовки, организации и проведения олимпиад. Постепенно были выработаны принципы, по которым составляются задания для разных классов на каждом этапе олимпиады, критерии оценки ответов учащихся и их творческих работ, а также формы дальнейшей подготовки победителей краевой олимпиады к участию в заключительном – Всероссийском – этапе.

Современная олимпиада школьников по русскому языку нацелена на развитие интереса к лингвистике, к родному слову и различным видам словесного творчества, на расширение лингвистического и культурологического кругозора детей и углубление их знаний в различных областях современного языкознания. Этими задачами и обусловлен характер заданий по русскому языку, предлагаемых нами на олимпиадах в течение последних лет.

Какими компетенциями (знаниями, умениями и навыками) должны обладать учащиеся для успешного выполнения олимпиадных заданий по русскому языку? Назовем самые важные из этих компетенций:

Ø иметь сформированный навык грамотного письма;

Ø владеть современными нормами русского литературного языка, понимать их обусловленность языковой системой и уметь обосновывать нормы с исторической точки зрения;

Ø иметь представление о происхождении и истории слов, об историческом развитии лексического значения слова;

Ø знать русскую фразеологию и уметь анализировать функционирование фразеологизмов в текстах разных стилей;

Ø иметь представление о семантической системе русского языка;

Ø владеть навыками морфемного и словообразовательного анализа в синхронии и диахронии;

Ø знать морфологическую систему русского языка и иметь навыки морфологического анализа слова;

Ø знать синтаксическую систему русского языка и уметь анализировать синтаксические явления повышенной сложности;

Ø иметь осведомленность в истории русского алфавита и истории графики;

Ø владеть приемами лингвостилистического анализа текстов разных стилей (художественного, публицистического, научного, официально-делового, разговорного);

Ø владеть креативным письмом и уметь создавать творческие тексты разных жанров на лингвистические темы (сочинения-рассуждения, лингвистические этюды и др.);

Ø знать основы риторики и иметь навыки публичной речи.

Высокий уровень сложности многих заданий, ориентированных на предстоящее участие во Всероссийской олимпиаде, большое количество заданий творческого характера первоначально вызывали недовольство некоторых школьных учителей, понимающих олимпиаду лишь как форму контроля за уровнем подготовки по русскому языку в рамках программы. Встречи с учителями, консультирование учащихся, тематические курсы для учителей, анализ собственных ошибок в составлении заданий, налаженная «обратная связь» с увлеченными олимпиадным движением педагогами, конструктивное общение с членами предметной комиссии Всероссийской олимпиады и коллегами из других городов – все это помогло нам в работе со школьниками, увлекающимися изучением русского языка, и обеспечило высокие результаты олимпийской сборной Пермского края на Всероссийских этапах, а главное, привело к повышению заинтересованности учителей и учащихся олимпиадным движением, сделало олимпиаду по русскому языку самой массовой в крае по количеству участников.

Конечно, олимпиадные задания отличаются от обычных школьных вопросов и упражнений. Эти задания ориентированы не только на выявление фактических знаний по русскому языку в рамках программы средней школы, но и непременно на выявление лингвистической эрудиции, аналитических и творческих способностей учащихся. Выход за рамки школьного учебника обеспечивается не просто повышением сложности олимпиадных заданий, а прежде всего заданиями, требующими языкового чутья, сообразительности, догадки, умения самостоятельно классифицировать и описывать лингвистический материал. Ведущая роль здесь отводится заданиям по лингвистическому анализу текста, вопросам по этимологии и заданиям, требующим исторического комментирования современных языковых фактов.

К сожалению, школьное преподавание языка практически полностью лишено исторического аспекта. А ведь именно задания исторического характера помогают определить уровень логического мышления и лингвистической одаренности ученика. При этом очень важно правильно поставить задачу, корректно сформулировать вопрос. Простой, но далеко не лучший путь – включать в олимпиады вопросы, требующие знания истории конкретного слова или конкретного фразеологизма. Действительно, выучить этимологический словарь невозможно, и школьник, хорошо начитанный и интересующийся этимологией, может не знать происхождения именно этого слова или устойчивого выражения.

При формулировании заданий по истории языка мы исходим из того, что в основе диахронического анализа обычно лежат три принципа: фонетический (знание чередования гласных и согласных помогает восстановить связи слов, прерванные в результате звуковых изменений); семантический (восстановление смысловых связей слов, по происхождению связанных, как правило, метонимически или метафорически); словообразовательный (включение слова в ряд одноструктурных образований и восстановление его словообразовательной соотнесенности с исторически производящим словом или словосочетанием). Правильная формулировка заданий по этимологии всегда содержит в себе подсказку в виде указания хотя бы одной из трех исторических характеристик слова. С опорой на эту характеристику можно самостоятельно сделать открытие о происхождении слова, его исконном значении, родственных связях и изменениях в морфемной структуре. Какова же радость открытия, когда собственный этимологический анализ восстанавливает утраченную образность слова! Многие призеры наших олимпиад, несмотря на трудность подобных заданий, называют историю языка той сферой языкознания, которая привлекает их больше всего.

Лингвистический анализ текста также пока не занял в школьном преподавании достойного места, но в олимпиадах умение анализировать текст и создавать текст собственный играет огромную роль. Проверка знания тропов и стилистических фигур, умение определить роль отдельных языковых элементов в тексте, установить их связь с содержательной стороной произведения, проанализировать средства связи между структурными частями текста, выделить ключевые слова – задания такого характера вполне соответствуют школьному уровню подготовки. Хорошее выполнение подобных заданий, а также написание мини-сочинений на предложенные темы обычно свидетельствуют о творческом потенциале ученика. Во втором (творческом) туре краевой олимпиады лингвистический анализ текста и написание творческих работ выдвигаются на первое место.

…Путь на филологический олимп нелегок, но очень увлекателен. Наш журнал поможет пройти этот путь тем, кто интересуется русским языком, кто стремится к новым горизонтам и новым открытиям. Пусть путеводителем нам послужит своеобразная лингвистическая энциклопедия, с помощью которой мы вместе преодолеем трудности в постижении тайн языка. Итак, в путь!

СЕКРЕТЫМОРФЕМНОГО ШВА,

или что общего между телёнком и опёнком

Типичным для краевого и Всероссийского этапов олимпиады по русскому языку является задание проанализировать морфемную структуру слова с современной и исторической точек зрения. В качестве материала для анализа предлагаются такие слова, которые с течением времени претерпели изменения в составе морфем и утратили свою внутреннюю форму. Однако можно отыскать «исторических родственников» этих слов и с их помощью восстановить первоначальную морфемную структуру слова, можно прояснить его внутреннюю форму и «реставрировать» «заросшие» или «сдвинутые» морфемные «швы». Вот некоторые из таких слов: валун, висок, внушить, воздушный, восток, восторг, дар, забор, избыток, неудача, обоняние, победа, подушка, прихотливый, уголовник.

Примемся за работу.

Формулировка задания подсказывает, что синхронный (современный), словообразовательный разрез слова зачастую не имеет ничего общего с его диахроническим (историческим) разрезом. И это действительно так.

Обратимся за помощью к нашей лингвистической энциклопедии.

В составе слова происходят исторические изменения, которые приводят к нарушению границ между морфемами (приставкой, корнем, суффиксом и окончанием). Самые важные из этих изменений называются опрóщение и переразложение.

Явление опрощения было открыто в конце XIX в. представителем Казанской лингвистической школы В.А. Богородицким. Опрощение – это исторический процесс, посредством которого слово со сложным морфемным составом утрачивает значение отдельных своих частей и становится простым символом какого-либо представления, т.е. нечленимым. Так, например, в современном языке слова вкус и забыть имеют целостное значение: их первоначальный морфемный состав (в-кус – от кусать, за-быть – от быть) уже не чувствуется, приставки в их составе не выделяются, а значит, основы этих слов упрощаются и становятся корнями. Как видим, при опрощении утрачивается связь слова с родственными ему словами, вследствие чего оно обособляется от них.

Опрощение приводит к тому, что слово утрачивает свою внутреннюю форму и приобретает немотивированное значение, поскольку границы между морфемами стираются. Иначе говоря, в слове «зарастают» морфемные «швы». Благодаря опрощению язык пополняется новыми корневыми морфемами, которые, порвав старые родственные связи, образуют новые словообразовательные гнезда, соединяются с новыми суффиксами и приставками. Смотрите: вкус – вкусовщина, вкусный, вкусно, превкусный, вкуснятина; забыть – забывчивый, забывчивость, перезабыть.

Основной причиной опрощения является утрата словом смысловой связи с этимологически родственными ему словами. Это явление называется деэтимологизация, или демотивация. Так, например, в слове вздор (первоначально вз-дор) опрощение произошло потому, что на базе исходного значения ‘то, что содрано при очистке дерева от коры, стружки’ (ср.: сдирать), т.е. отбросы, хлам, развилось значение ‘бессмыслица, чепуха’. Слово красный, первоначальное значение которого ‘красивый’, во вторичном значении – цветовом – перестало мотивироваться словами краса, красота и выделять корень крас -; слово прекрасный (первоначально ‘очень красивый’) в современном значении не соотносится со словом красный и потому не выделяет приставки пре -.

Вторая причина опрощения – исчезновение из языка мотивирующего родственного слова. Потеряв своих «родственников», слово становится «одиноким», изолированным, и это приводит к опрощению. Так произошло со словом кольцо (первоначально уменьшительное от вышедшего из употребления слова коло, т.е. колесо). Устаревание и дальнейшее полное исчезновение слова вага – ‘вес’ способствовало опрощению первоначально образованного от него слова важный.

Наконец, процессу опрощения благоприятствуют звуковые изменения, вследствие которых слово также теряет исторических «родственников». Например, изменение формы слова облак-о (из об-влак-о) способствовало его разъединению со словами об-волак-ивать, за-волок-л-о, влач-и-ть. Эта же участь постигла слова обод и обоз – первоначально отглагольных, мотивированных соответственно глаголами обводить и обвозить.

Другим процессом исторического изменения состава слова является переразложениеперемещение границ между морфемами при сохранении морфемной членимости слова. Одним из первых в конце XIX в. это явление отметил выдающийся языковед, основоположник Казанской лингвистической школы И.А. Бодуэн де Куртенэ.

Вот здесь-то нам и понадобится опёнок – слово, пережившее интересную судьбу. В момент своего появления в языке оно членилось так: о-пен-ок, поскольку образовалось от слова пень приставочно-суффиксальным способом. А вот первоначальная форма его множественного числа о-пён-к-и со временем трансформировалась в форму опята по аналогии с парами маслёнок – маслята, телёнок – телята, котёнок – котята и др., потому что эти пары «в языке обычнее» и для русского человека удобнее. В результате элементы –ёнок и –ят(а) в словах опёнок – опята стали суффиксами и граница между морфемами изменилась так: оп-ёнок – оп-ят(а). Переразложению в этом случае способствовало и переосмысление семантики слова, ведь опята растут не обязательно вокруг пней.

Чаще всего процесс переразложения наблюдается на стыке производящей основы и суффикса. Однако возможен он и между приставкой и корнем (или предлогом и следующим за ним словом). Так, начальный звук н в местоимениях, употребляемых с предлогами: к нему (но пишу ему), с ним (но доволен им), к ней (но говорю ей), первоначально принадлежал предлогам сън, кън, вън. Этот конечный н вследствие закона открытого слога сохранялся только в позиции перед начальными гласными или [ j ] следующего слова. Поэтому в большинстве случаев предлоги употреблялись без н, т.е. в виде с, к, в.

Частое употребление таких предлогов без н привело к тому, что в тех случаях, где н сохранялся, он стал восприниматься как часть последующего слова (к нему, с ним, в ней и т.п.), т.е. произошло переразложение. По закону аналогии н стал употребляться и с другими предлогами, первоначально не содержащими н (от него, при нём и др.). Такого же происхождения н в словах снять (ср.: взять), внутри (ср. утроба), внушить (ср.: уши).

Причины, которые обусловливают переразложение, близки причинам опрощения. Добавим лишь, что на переразложение в большей степени оказывают влияние процессы аналогии, заключающиеся в воздействии на морфемную структуру слова продуктивной словообразовательной модели.

В результате переразложения получает развитие словообразовательная система: язык обогащается новыми исконно русскими моделями образования слов, в первую очередь новыми исконно русскими суффиксами и приставками. Именно в результате переразложения возникли суффиксы - инк - (пылинка, снежинка), -ическ- (аналитический, автоматический, аристократический и т.п.), -нича- (умничать, столярничать, разбойничать и т.п.), -лк- (вешалка, мешалка, точилка и т.п.), приставки обес- / обез- (обессилить, обезвредить и т.п.), недо - (недоделать, недоучиться и т.п.) и другие морфемы.

Теперь олимпиадное задание можно выполнить без особого труда, ведь лингвистические механизмы изменений в морфемной структуре слова мы усвоили, а исторических «родственников» легко найти с помощью догадки и языкового чутья.

Проверьте себя!

 

Современное членение Историческое членение, родственные слова
Валун-ÿ Вал-ун-ъ (валить,свалиться)
Висок-ÿ Вис-ок-ъ (первоначально виски – ‘длинные волосы, свисающие прядями’)
Внуш-и-ть Вн-уш-и-ть (ухо, уши, ушной). Этимологическое значение – ‘вложить в ухо’.
Воздуш-н-ый Воз-душ-н-ый (дух, душа)
Восток-ÿ Вос-ток-ъ (течь, исток)
Восторг-ÿ Вос-торг-ъ (торг, торговать)
Дар-ÿ Да-р-ъ (дать, дань)
Забор-ÿ За-бор-ъ (брать, отбор)
Избыток-ÿ Из-бы-т-ок-ъ (быть, отбыть, забыть)
Не-удач-а Не-у-да-ч-а (дать, удаться)
Обон-я-ни-е Об-(в)он-я-ни-е (первоначально вонь – ‘запах’)
Побед-а По-бед-а (беда, бедствие)
Подушк-а Под-уш-к-а (ухо, уши, ушной).
Прихот-лив-ый При-хот-лив-ый (хотеть, похоть)
Уголов-н-ик-ÿ У-голов-н-ик-ъ (слово голов-а в древнерусском языке имело значение ‘убитый, труп’)

Советуем прочитать:

Шанский Н.М. Очерки по русскому словообразованию. – М., 1968. Глава III «Изменения в морфологической структуре слова».

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: