КУЛАЧНЫЕ БОИ НА ОРЛОВЩИНЕ




Кулачные бои были популярны в древности в Вавилоне, Греции. Если бой длился очень долго, то участникам запрещалось защищаться, и они били друг друга до изнеможения.

Формы русских военно-физических молодежных игр: взятие снежного городка, конные состязания, борьба, кулачный бой. Кулачные бои основная форма физического, нравственного, патриотического воспитания будущих воинов, развития стойкости, храбрости, тактических и стратегических умений. В подготовке к кулачным боям парни осваивали основные виды ударов, подсечек, способов уклонения от противника. Кулачные бои регламентировались строгими правилами.

Основными средствами военно-физической подготовки русской молодежи издавна были военные игры, имевшие множество вариантов: кулачный бой, борьба, взятие снежного городка, скачки и др.

Военная игра «Взятие снежного городка» была особенно. Популярна в казачьей среде. Конные игроки пытались прорваться к «городку», а пешие, стегая прутьями лошадей, кидая снежки во всадников, отгоняли нападавших. Игра требовала особой смелости и ловкости. Надо было успеть стегнуть разгоряченного коня, увернуться от него и не попасть под копыта. Нападавшим следовало виртуозно управлять и держаться на лошади. Оружие игроков -прутья, метлы, нагайки, снежки. Иногда на приступ ходили конные и пешие.

Одним из этапов тренировки наездников были скачки, обычно устраиваемые во время праздников. Участники должны были владеть приемами верховой езды, знать привычки, болезни лошадей, кормить их особым образом, ухаживать за ними. Конные соревнования приобщали молодежь к работе с лошадьми - главными помощниками в крестьянском труде.

Популярным среди русской молодежи был вид рукопашных состязаний -борьба. Ее цель состояла в том, чтобы повергнуть противника на землю. Существовало несколько разновидностей борьбы: «в охапки», «крест-накрест», «русский крест», «не в схватку», «охотничья борьба», «за руки», «на щепок», «на поясах» и др. В ходе изучения архивных материалов установлено, что в Орловской губернии была популярна борьба «на одну руку». Одной рукой захватывался ворот противника, второй действовать не разрешалось. Основным приемом был «бросок с носка» - разновидность подсечки. Отсюда пошло выражение «Москва бьет с носка». Особенно почетной была победа, когда победитель оставался на ногах, а противник был повержен.

Наиболее почитаемым видом единоборств во всех регионах России был кулачный бой или «кулачки». Для русской молодежи многие века он оставался суровой школой физического воспитания, после которой они «приучались быть неустрашимыми и храбрыми на войне». По свидетельству очевидцев, кулачный бой не был похож на драку и вызывался не ссорой или враждой, а исключительно спортивным азартом. Бои регулировались неписанными правилами и боевыми законами, идущими из глубокой древности, позволявшими обходиться без серьезных травм.

Основные правила кулачного боя варьировались в разных регионах в зависимости от времени года, местности, характера боя, но в целом были похожи:

1. «Лежачего не бить».

2. «Биться лицом к лицу».

3. «С крыла не заходить»

4. «На чужую сторону не переходить».

5. «Биться голыми кулаками», т.е. не вкладывать в кулак утяжеляющие его предметы. Иногда на руки надевали специальные рукавицы.

6. «Двое деруться - третий не лезет».

7. «Не давать под микитки», т.е. не бить в живот, в пах, в область сердца. В одиночных боях это иногда разрешалось.

8. Не бить по спине и в затылок.

9. Не ставить подножек. В Орловском, Московском и некоторых других регионах этот прием допускался.

10. Ряд правил ограничивал или вовсе запрещал удары в голову:

а) запрещались удары в нижнюю челюсть - «не сворачивать салазки»;

б) не разрешался боковой удар в скулу - «не бить по мусалам»;

в) ограничивались прямые удары в лицо - «не бить в хлебово»;

г) «по виску не бить»;

д) нарушением правил были удары кулаком по глазам - «фонарей не ставить», а также удары пальцами в глаза - «рогатки не ставить»;

е) «по уху не бить» и др.

11. «На ком «мазка» - не трогать». Мазок - народное выражение, означающее удар, после которого выступала кровь. Получивший травму должен был покинуть поле боя. Если он оставался в строю, с ним бились как с полноценным бойцом.

 

На Орловщине были популярны кулачные бои «стенка на стенку».

Ряд правил, соблюдаемых в Орловском крае:

а) запрещались любые удары в детородные органы;

б) запрещались чрезмерно сильные удары;

в) к участию в кулачках не допускались пьяные и др.

В кулачных боях «стенка на стенку» разрешались удары в грудь, в плечи и бока. В пылу боя трудно было избежать запрещенных ударов. Опытные бойцы могли отличить случайный удар по запрещенному месту от преднамеренного, т.е. «вольной волею». Боец, получивший запрещенный удар, жаловался старшему своей стенки. За нарушителем наблюдали. Если жалобы повторялись, то принимали меры. В ходе боя или в перерыве нарушителя строго карали часто его же товарищи. Строгие правила и ограничения «кулачек» оберегали бойцов от увечий, приучали к дисциплине, честности, гуманизму, справедливости, благородству.

Деление бойцов по возрастам, выбор примерно равного по силе соперника. Не выдержавший натиска соперника, мог прекратить поединок, упав на землю. В регламентированном кулачном бою не преследовалась цель избить соперника. Достаточно было сбить его с ног сильным ударом. Это означало победу.

Для доказательства честных намерений противников перед боем в Орловской губернии существовал обычай троекратного целования. Запрещалось выходить на бой в качестве противников тем, кто находился во вражде или ссоре. Проигравший в кулачном бою, первым протягивал победителю руку, подчеркивая, что он не имеет на него обиды.

Коллективный характер кулачек, совместные действия сильных и слабых бойцов воспитывали смелость, отвагу, решительность. Кулачные бои способствовали формированию национального темперамента русской молодежи. Развивались стойкость, молодечество, боевой дух, общительность. Победа в кулачном бою была почетной для всего села, деревни, улицы. Стремление прославить свою родину, не уронить чести рода, продолжить славные традиции выдающихся земляков рождало патриотические чувства. Поражение своих бойцов воспринималось как позор, смыть который могла только победа в очередном бою. Выражение «будет и на нашей улице праздник» заимствован из обихода кулачных боев. Честь родной деревни была выше страха перед болью, схваткой с противником, возможностью быть поверженным. Крестьяне, находящиеся в отъезде, старались вернуться домой к празднику, разгару кулачных боев. Так развивались патриотические традиции, стремление принести пользу своей малой родине, своим односельчанам.

Основной стиль кулачного боя - «стена» или «стенка». Начинали бой подростки 10-12 лет. Их сменяли юноши 13-15 лет. После них вступали в бой молодежь 16-20 лет и старшие бойцы. Основная задача боя «стенка на стенку» - опрокинуть, обратить в бегство стенку противников. Как только одна из групп подростков начинала теснить другую, бой заканчивался, и они переходили в зрители. Наиболее сильные становились по флангам стенки парней.

Часто стенки молодежи и взрослых бойцов состояли из 8-10 рядов. Сходясь с противником, бойцы шли плечом к плечу. Дальше строй рассыпался и каждый бился самостоятельно. Одновременно участвовали в бою 2-3 передних ряда. Обессиленные длительной схваткой бойцы авангарда выходили из боя сквозь стенки резерва. Их место занимали свежие кулачники. Силу бойцу придавала уверенность, что в трудную минуту к нему придут на помощь товарищи, примут на себя удары более сильного противника, дадут время оправиться от тяжелых, ошеломляющих ударов. В кулачных боях формировалась готовность помочь в трудную минуту, чувство товарищества, коллективизм, необходимые в жизни, быту.

По архивным данным в г. Ливны Орловской губернии в боях, которые продолжались несколько часов, с обеих сторон участвовало по 800-1000 человек. Местом боев служил выгон, расположенный вблизи железной дороги Ливны-Мармыжи. Сохранилось предание, что на этом месте была битва с татарами, и здесь же захоронены павшие в ней земляки. Известны имена прославленных ливенских бойцов: Бровкин, Губанов.

По преданию, каждый из них мог биться одновременно с 15-20 и даже 40 противниками и выходить победителем. Таких обычно называли «надежа боец». Они чаще находились в резерве или среди зрителей и выходили, если своих начинали теснить. В одиночку они могли сдержать натиск целой стенки, чтобы дать возможность товарищам снова построить ряды и возобновить бой. В Орловской губернии знаменитыми бойцами считались Семен Макаров и Семен Чугунов. Они пользовались особым уважением земляков. Таким богатырям часто присваивали боевые клички, подчеркивающие их физические качества: «железный кулак», «скала», «гробовой», «медведь» и т.п. Выдающиеся кулачные бойцы часто побеждали иностранных боксеров-профессионалов.

В «Орловском вестнике» от 8 января 1899 года можно прочитать любопытную заметку: «Что бы, вы думали, случилось у нас (в Малоархангельске) на первый день праздника Рождества Христова? Спектакль, народные чтения, литературный вечер и т.д.? Совсем нет: кулачный бой. Вы, может быть, думаете, в подгородних слободах? Нет, среди города. Собрались две большие толпы народа и после недолгих переговоров порешили «толкануться», как выражаются на нашем «патриархальном наречии». Начали бой, как обыкновенно, «с маленьких», т.е. начали ребятишки, но благодаря вмешавшейся в дело полиции скоро бой был прекращён, и обескураженные бойцы должны были разойтись ».

В Ливенском и Кромском районах Орловской области до недавнего времени были популярны кулачки.

Жители села Кутафино и деревни Колки Кромского района уверяют, что совсем недавно кулачные бои происходили на лугу, как ехать на деревню Красная Роща.

Кулачки начинались с праздника Троицы и продолжались каждое воскресенье до нового праздника. На кулачки приходили из окрестных деревень Кромского района Кутафино, Красная Роща, приезжали люди из Орла и Кром, из сел Чувардино, Крупышино Дмитровского района. Сначала начинали драться ребята, потом старше, а в самом конце дрались старики. Дрались и на мосту. Если один человек падал с моста в реку, то другой спрыгивал, и кулачки продолжались в воде.

Взрослые добавляют следующее. Начинались кулачные бои как бы исподволь, как только появлялись первые проталины. То одна группа, то другая приходили на луг и «нехотя чесали» свои кулаки на теле других. Шутки, смех, прибаутки. С каждым разом, по субботам и воскресеньям, таких групп становилось все больше и больше. Дружеские потасовки длились не одну-три минуты, а больше. И, наконец, в июне, когда были закончены полевые работы и появлялись более-менее свободные дни до покоса, кулачные бои становились самыми жаркими. Существовали определенные правила. Действительно, начинали бой самые малые, потом — старше. Если кто-то падал, то его не били. Не били и тех, кто поднимал руку вверх. В момент боя зорко следили за теми, кто нарушал правила. После кулачек шел разбор поединка, причем делали это совместно сразу две враждующий стороны. Строго наказывались те, кто бил исподтишка, ниже пояса. Нельзя было махать кулаками из стороны в сторону. За удар в висок и был казнен купец Калашников, за то, что нарушил правило.

Жил в селе Кутафино богатырь Тимофей Тимофеевич. Как только начинались бои, то его закрывали в подвал. Однажды это сделать не смогли. Богатырь вышел на луг, ударил противника, да так, что тот сразу же, как

опричник молодой, застонал слегка,
закачался, упал замертво;
Повалился он на холодный снег...
Будто сосенка во сыром бору
Под смолистый под корень подрубленная.

 

М. Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича,

молодого опричника и удалого купца Калашникова»

 

Тимофея Тимофеевича даже не судили. Не за что: кулачный боя был неподсуден.

Так описывают кулачные бои в селе Нижне-Федотовской: «В самом центре леса Ивановское урочище, на перекрестке нескольких дорог находится большая поляна, которая получила название Балкон... Первые бои весной в лесу проходили на Вознесенье после обеда (до обеда крестьяне шли с иконами в поле и просили Всевышнего послать хороший урожай), а затем продолжались на Троицу и заканчивались на Загвины. Помещик выставлял бочонок казенки (водки). Это-был приз победившей стороне в кулачном бою».

В деревне Голубица кулачки проводились в последние дни Масленицы. Играли гармонисты, лошади были разукрашены лентами. Указывает время, когда прошел последний кулачный бой: 1967 год.

Орловский старожил Д. И. Басов в своих «Записках» дал яркое описание кулачным боям в Орле.

Кулачные бои описаны в повести «Грабёж» писателем-орловцем Н. С. Лесковым.

Правила кулачных боёв в городе Орле описал В. Неделин в своей книге «Орёл изначальный. XVI – XVIII вв.».

 

Сегодня, традиции русского боя продолжают секции традиционных русских единоборств: кулачного боя, славяно-грецкой борьбы в Орловской области.

Русские кулачные бои, в отличие от модных восточных единоборств в большей степени учитывают менталитет русских людей, метеорологические и климатические условия. Особым преимуществом кулачных боев является их коллективный характер. Возрождение кулачных боев, использование их элементов в физкультурно-спортивной работе с молодежью, подготовке современных солдат, будет способствовать повышению их боеспособности, формированию необходимых физических и нравственных качеств.

 

 

Литература

1. Костомаров, Н. И. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI и XVII столетиях / Н. И. Костомаров. – Москва: Республика, 1992.

 

2. Лебедев, В. К истории кулачных боев на Руси / В. К. Лебедев // Русская старина: ежемесячное историческое издание. - Г. 44, Т. 155, кн. 7-9, июль-сентябрь. - Тип. П. Усова, 1913. - С. 103-106.

 

3. Новоселов Н. П. Военные игры русского народа и их отношение к эпохе военной демократии: дис. канд. ист. наук / Н. П. Новоселов. - Москва, 1949. - 422 с.

4. Сергеенко, И. В. Уличный кулачный бой. Техника боя. Система обороны / И. В. Сергеенко. – Москва: РИПОЛ классик, 2013. - 256 с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: