Лекция 7 Учет дебиторской задолженности




Дебиторская задолженность - это сумма долга, причитающаяся предприятию от других юридических и физических лиц.
В соответствии с МСФО «Представление финансовой отчетности» дебиторская задолженность подразделяется на краткосрочную дебиторскую задолженность, которая должна быть погашена в течение двенадцати месяцев после отчетной даты, и долгосрочная задолженность (более двенадцати месяцев). Обычно дебиторская задолженность подтверждается счетами-фактурами или официальными долговыми обязательствами (по векселям).
В международной практике учета выделяют торговую и неторговую дебиторскую задолженность. Торговая дебиторская задолженность — это суммы, которые клиенты должны выплатить за товары и услуги, реализованные (оказанные) в ходе осуществления обычной хозяйственной деятельности. Она подразделяется на две группы - счета к получению и векселя к получению. Неторговая дебиторская задолженность возникает в результате других видов деятельности, например: авансы служащим или филиалам компании; депозиты для покрытия потенциального ущерба или убытка; депозиты в качестве гарантии платежа; дивиденды и вознаграждения к получению; претензии к правительственным организациям по возврату налогов. Она также включает в себя арендные платежи, вознаграждения и прочие суммы к получению, начисленные за отчетный период. В Типовом плане счетов бухгалтерского учета для обобщения информации обо всех видах дебиторской задолженности (задолженность заказчиков, дочерних, зависимых товариществ, совместно контролируемых юридических лиц и прочей дебиторской задолженности) предназначены счета 1200 подраздела «Краткосрочная дебиторская задолженность» (1210-1290) и 2100 подраздела «Долгосрочная дебиторская задолженность» (2110-2180). Счета для учета дебиторской задолженности активные: сальдо дебетовое показывают наличие не погашенной дебиторской задолженности. Оборот по дебету - образование дебиторской задолженности; по кредиту - погашение дебиторской задолженности.
Дебиторская задолженность признается только тогда, когда признается связанный с ней доход. Она оценивается по первоначальной стоимости за минусом корректировок на сомнительные долги, денежные скидки, возврата проданных товаров.
Операции, связанные с наличием и движением расчетов по предъявленным покупателям и заказчиком расчетным документам за отгруженную готовую продукцию (товары), выполненные работы и оказанные услуги, учитываются на активном счете 1210 «Краткосрочная дебиторская задолженность покупателей и заказчиков»:

1) Реализация готовой продукции (товаров, работ, услуг) на договорную стоимость

Дт 1210 Кт 6010

На сумму НДС

Дт 1210 Кт 3130

2) Реализация основных средств, нематериальных активов, инвестиций и других активов на договорную стоимость

Дт 1210 Кт 6210

На сумму НДС

Дт 1210 Кт 3130

3) Положительная курсовая разница, возникшая по задолженности покупателей и заказчиков в инвалюте

Дт 1210 Кт 6250

4) Поступление платежей от покупателей и заказчиков

Дт 1010, 1030 Кт 1210

5) Предоставление скидок покупателям:

На сумму предоставленной скидки

Дт 6030 Кт 1210

На сумму НДС по скидке

Дт 3130 Кт 1210

6) Зачет ранее полученного краткосрочного аванса

Дт 3510 Кт 1210

7) Отрицательная курсовая разница, возникшая по задолженности покупателей и заказчиков

Дт 7430 Кт 1210

Учет сомнительной дебиторской задолженности

Первоначально дебиторская задолженность оценивается и отражается в финансовой отчетности по номинальной стоимости выставленного счета. Ежегодно, составляя финансовую отчетность в соответствии с требованием достоверности к качеству информации, необходимо проводить анализ и оценку дебиторской задолженности по ее реальности к получению.

Дебиторская задолженность, которая не погашена в срок, а также не обеспечена соответствующими гарантиями, признается, как сомнительный долг. Применение принципа соотнесения заработанных доходов и понесенных расходов требует начисления резерва по сомнительным долгам.

Резервы по сомнительным требованиям создаются для покрытия возможных потерь, связанных со списанием безнадежной к взысканию дебиторской задолженности. Учет резервов ведется на пассивном счете 1290 «Резервы по сомнительным требованиям».

Дт 7440 Кт 1290 – образование резерва по сомнительным требованиям

Дт 1290 Кт 1210, 1220, 1230, 1240 – списание долгов, признанных ранее сомнительными.
Сомнительными требованиями признается дебиторская задолженность, которая не погашена в срок, а также задолженность, которая не обеспечена соответствующими гарантиями. Резервы по сомнительным требованиям создаются в конце года на основании данных инвентаризации дебиторской задолженности.
Предприятия создают резервы по сомнительным требованиям по расчетам с другими предприятиями и организациями, а так же с отдельными физическими лицами. Размер резерва определяется по каждой сумме сомнительного требования с учетом финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения им долга в полном размере или частично.
При образовании резерва по сомнительным требованиям, предприятия в праве по своему усмотрению выбирать в Учетной политике один из следующих методов:
- метод процента от объема реализации, выполненных работ (оказанных услуг);

- метод учета счетов по срокам оплаты.
Метод процента от объема реализации, выполненных работ (оказанных услуг). Сущность данного метода заключается в определении процента сумм безнадежных долгов в общем объеме реализации товаров, выполненных работ и сумму неоплаченных счетов.
Метод учета счетов по срокам оплаты заключается в определении процента сомнительных требований по сроку оплаты задолженности. для определения этого процента, необходимо классифицировать все счета к получению по следующим категориям:
- счета, срок оплаты, которых не наступил;
- счета, по срокам оплаты от 1 до 30 дней;
- счета, со сроком оплаты от 31 до 60 дней;
- счета, со сроком оплаты от 61 до 90 дней;
- счета, со сроком оплаты более 90 дней.
Для каждой категории определяется прогнозируемый процент сомнительных долгов.

Учет дебиторской задолженности дочерних и зависимых товариществ, совместно-контролируемых юридических лиц

В случаях, когда отношения между юридическими лицами имеют характер отношения между основной организацией и дочерним (одно лицо владеет прямо или косвенно в другом лице 50% и более акций) или же характер отношений между основной и зависимой организацией (одно лицо владеет в другом лице более 20% его голосующих акций) учет расчетов между основной и дочерней организацией осуществляется обособленно от других расчетов предприятия.

Ведение учета дебиторской задолженности дочерних, ассоциированных и совместных организаций обособленно от другой дебиторской задолженности позволяет не только контролировать состояние взаиморасчетов, но и упрощает порядок составления консолидированной финансовой отчетности.

Для учета такой дебиторской задолженности применяются счета:

- 1220 «Краткосрочная дебиторская задолженность дочерних организаций»;

- 1230 «Краткосрочная дебиторская задолженность ассоциированных и совместных организаций».

Учет прочей дебиторской задолженности

Счет 1280 «Прочая краткосрочная дебиторская задолженность» предназначен для обобщения информации о прочей дебиторской задолженности:

- по суммам претензий, предъявленных поставщикам, подрядчикам, транспортным организациям за обнаруженные несоответствия, недостачи запасов;

- сверхнормативные потери (штрафы, пени, неустойки);

- по суммам, ошибочно списанным с текущего банковского счета и других счетов банком;

- полученным векселям от покупателей и др.

Учет расчетов по претензиям.Под претензией понимают письменное требования кредитора к должнику о добровольном урегулировании спора, связанного с нарушением его имущественных прав и интересов. Установлен порядок, при котором до предъявления иска кредитор должен предварительно обратиться с претензией непосредственно к должнику.
На этом счете учитываются претензии, которые возникли в связи с:

- несоответствием цен и арифметическими ошибками, допущенными в счетах-фактурах поставщиков;

- несоответствием качества поставленных ценностей техническим условиям;

- недостачей товаров по сравнению с отфактурованным количеством. Здесь же учитываются претензии к транспортным и другим организациям:

- за недостачу груза в пути сверх норм естественной убыли и превышение тарифа;

- за брак и простои по вине поставщиков и подрядчики;

- к банку по суммам, ошибочно списанным с текущего и других счетов в банке;

- суммы штрафов, пени, неустоек, взыскиваемых с поставщиков и др. организаций в размерах, признанных плательщиками или присужденных судом.
Аналитический учет ведется по каждой сумме долга в разрезе дебиторов.
Синтетический учет ведется в журнале-ордере № 8.
Учет дебиторской задолженности работников и других лиц

Счет 1250 «Краткосрочная дебиторская задолженность работников» применяется для учета следующих операций:
а) по суммам, выданным в подотчет;
б) по возмещению материального ущерба (недостача);
в) по предоставленным работникам займам.
В подотчет деньги выдаются из кассы работникам по РКО на командировочные и хозяйственные расходы. Перед командировкой издается приказ о командировании работника и командировочное удостоверение. По возвращении изкомандировки работник сдает авансовый отчет обизрасходовании подотчетных сумм, к которому прилагаются подтверждающие документы о расходовании средств. Бухгалтер проверяет авансовый отчет, сверяет документы, проставляет корреспонденцию счетов. Утверждает руководитель предприятия. По командировке работнику оплачиваются расходы в пределах норм относимых на вычеты в соответствии с налоговым кодексом:
- Фактические расходы по проезду, подтвержденные документально. Если в билете указана сумма НДС отдельной строкой, то сумма НДС берется в зачет, т.е.к возмещению из бюджета (в Дт 1420 счета).
- Фактические расходы на проживание согласно оправдательным документам (счета гостиницы, квитанции об оплате).
- Суточные оплачиваются в размере не более 6 МРП за одни сутки.
- Другие расходы, связанные с командировкой, подтвержденные документально (за переговоры, за постельные принадлежности).
Если работнику оплачиваются командировочные расходы сверх указанных норм, то сумма превышения расходов не относится на вычеты вналоговом учете, асписывается за счет чистого дохода предприятия, кроме того, эта сумма включается в доход работника и является объектом обложения ИПН, соц.налогом и ОПВ.
Синтетический учет расчетов с подотчетными лицами ведется на счете 1252 «Задолженность по подотчетным суммам»:
Дт 1252 Кт 1010 — выданы из кассы деньги в подотчет;
Дт 7210 Кт 1252 — израсходовано из подотчетных сумм административные расходы;
Дт 1310 Кт 1252 — израсходовано из подотчетных сумм на приобретение запасов.
После сдачи авансового отчета у работника может образоваться по счету 1252 либо остаток не использованных сумм, либо перерасход по авансовому отчету. Неиспользованный остаток работник обязан сдать в кассу:
Дт 1010 Кт 1252 - возврат в кассу неиспользованного остатка подотчетных сумм.
Дт 1252 Кт 1010 — выдан из кассы перерасход по авансовому отчету втечение месяца.
Регистром по учету расчетов с подотчетными лицами является Ж/О №7 это регистр совмещающий синтетический и аналитический учет, основанием для его заполнения является авансовый отчеты, отчеты кассира.
На счете 1254учитываются расчеты по возмещению материального ущерба по суммам, отнесенным за счет виновника за недостачу, хищение, порчу материалов.
Дт 1254 Кт 1010 - недостача по кассе;
Дт 1010, 3350 Кт 1254 - возмещение виновником суммы недостачи.

На счете 1253 «Задолженность по предоставленным займам»
Дт 1253 Кт 1010 — предоставленные займы работникам, согласно их заявлений ивынесенного решения
Дт 1010, 3350 Кт 1253 —погашение займа
Аналитический учет ведется в ведомостях в разрезе дебиторов.
Синтетический учет ведется в журнале-ордере № 7.
Учет НДС к возмещению

Предприятие-покупатель имеет право на зачет суммы НДС подлежащего уплате за полученные товары, работы, услуги, если они будут использоваться в целях облагаемого оборота, а также если выполняются следующие условия:

- получатель является плательщиком НДС;

- поставщиком выставлен счет-фактура.

Счет 1420 «НДС к возмещению» применяется для отражения суммы НДС, отнесенной к возмещению из бюджета по приобретенным товарам (услугам), согласно предъявленным поставщиком счетов-фактур, а также излишне уплаченных в бюджет сумм НДС.
По дебету 1420 отражается сумма НДС, отнесенная к возмещению из бюджета по приобретенным товарам (услугам), согласно предъявленных поставщиками счетов-фактур. По кредиту счета 3130 отражается сумма начисленного НДС в пользу бюджета, предъявленная покупателю, согласно счета-фактуры, за оказанные услуги, материалы. В бюджет предприятие уплачивает разницу между начисленной суммой НДС и принятой в зачет к возмещению из бюджета.
Учет начисленных вознаграждений

Счет 1270 «Краткосрочные вознаграждения к получению» применяется для учета сумм начисленных вознаграждений, подлежащих к получению. Вознаграждения могут быть начислены по аренде, по векселям, по предоставленным займам, по депозитам.

Дт 1270 кт 6110 – сумма начисленных вознаграждений, подлежащих к получению

Дт 1010, 1030, 1060 Кт 1270 – погашение дебиторской задолженности по вознаграждениям

Учет расходов будущих периодов

Затраты, производимые в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, называются расходами будущих периодов. Данные расходы ежемесячно равными частями в течение срока, к которому они относятся, в соответствии с расчетом, составленным работниками бухгалтерии, включаются в себестоимость продукции (работ, услуг).

В бухгалтерском учете расходы будущих периодов учитываются на счете 1620 «Расходы будущих периодов».

Аналитический учет по счету 1620 ведется в ведомости по видам расходов и статьям с распределением общей суммы погашения затрат по месяцам, на которые относятся расходы. Ведомость открывается на год. В ней накапливаются затраты записью из других журналов-ордеров. Месячные итоги ведомости записываются в журнал-ордер №10 в соответствующие разделы.

Учет выданных авансов

Учет расчетов по авансам, выданным поставщикам и подрядчикам, ведется на счете 1610 «Краткосрочные авансы выданные». На этом счете обобщается информация по выданным авансам под поставку запасов или выполнения работ, а также по оплате продукции, работ и услуг, принятых от заказчиков по их частичной готовности, согласно заключенных с ними договоров.
По дебету соответствующих счетов отражаются суммы выданных авансов, так же произведенной оплаты при частичной готовности продукции и работ в корреспонденций с кредитом счетов 1010, 1030.
Дт 1311-1316, 1330 Кт 3310 - приняты к оплате счета поставщиков и подрядчиков.
Одновременно: Дт 3310 Кт 1610 - списание в зачет аванса по предоплате.
Дт 1010,1030 Кт 1610 - возврат не использованного аванса.
Аналитический учет выданных авансов ведется в ведомости аналитического учета расчетов в разрезе счета 1610 по каждому дебитору отдельно.
Синтетический учет ведется в журнале-ордере № 8.

Лекция 8 Учет запасов

В соответствии с МСФО 2 «Запасы», запасы - это активы:

- предназначенные для продажи в ходе нормальной деятельности;

- или в форме сырья или материалов, предназначенных для использования в производственном процессе или при предоставлении услуг;

К товарным запасам,относятся приобретенные активы, предназначенные для дальнейшей перепродажи, и дальнейшей переработке, которая бы повлекла изменение ее физической формы, не подлежат.

Производственные запасы -это приобретенные активы, которые подлежат дальнейшей переработке, которая повлечет за собой изменение ее физической формы, а также активы, изготовленные на данном предприятии.

К производственным запасамотносятся:

- запасы сырья, материалов, покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий, конструкций и деталей, топлива, тары и тарных материалов, запасных частей, прочих материалов, предназначенных для использования в производстве или выполнении работ и услуг;

- незавершенное производство;

- готовая продукция, товары, предназначенные для продажи входе деятельности субъекта.

Системой непрерывного учета запасов называется,система, при которой ведется подробное отражение поступлений и выбытий запасов на счетах вмомент совершения операций. В течение всего отчетного периода известно наличие запасов и себестоимость проданных (использованных) запасов, что обеспечивает контроль наличия запасов в любой момент времени. Стоимость запасов на конец отчетного периода определяется обычным приемом - путем выведения сальдо по счетам запасов. При использовании метода текущейинвентаризациисальдо и обороты по счетам учета запасов изменяются после совершения каждой операции,

При периодической системе учетаежедневный учет поступления и расходования запасов не ведется. Фактическое наличие запасов определяется по результатам инвентаризации.

При использовании метода периодической инвентаризациисальдо и оборот по счетам учета запасов изменяются после проведения инвентаризации и определения фактического наличия товаров.

Инвентаризация товарно-материальных запасовзаключается в проверке их фактического наличия. Для проведения инвентаризации издается приказ и назначается комиссия. Инвентаризация производится в присутствии материально-ответственных лиц, выявленные результаты заносятся в инвентаризационную опись. Инвентаризационная опись по окончании инвентаризации

подписывается всеми членами комиссии и кладовщиком.

До начала инвентаризации кладовщик пишет расписку о том, что все материалы оприходованы или списаны и документы на приход и расход сданы в бухгалтерию. На выявленные отклонения (недостачу или излишки) в бухгалтерии заполняется сличительная ведомость.

На основании сличительной ведомости и решения руководителя организации в бухгалтерии делаются следующие записи:

Дт 1310,1350 Кт 6280 - приходуются излишки материалов, запасов по фактической стоимости;

Дт 7210 К1310,1350 - списание недостачи материалов в пределах норм естественной убыли;

Дт 7470 К 1310,1350 - списывается фактическая стоимость материалов отнесенных за счет кладовщика;

Дт 1254 Кт 6280 - рыночная стоимость недостачи материалов;

Дт 1254 Кт 3130 - сумма НДС, подлежащая возмещению виновником;

Дт 1010, 3350 Кт 1254 - возмещение виновником суммы недостачи (в кассу, по зарплате).

В соответствии с МСФО 2 запасы должны оцениваться по наименьшей из двух величин: себестоимости и возможной чистой стоимости реализации.

Возможная чистая стоимость реализации ТМЗравна предполагаемой продажной цене в ходе нормальной деятельности за вычетом затрат на выполнение работ и на организацию продажи.

Себестоимость ТМЗскладывается из трех элементов:

- затраты на приобретение (цена покупки, пошлина на ввоз, комиссионные вознаграждения, уплаченные снабженческим организациям, транспортно-заготовительные расходы);

- затраты на переработку (прямые и накладные производственные затраты);

- прочие затраты (торговые скидки, возврат переплат и т.д.).

При формировании себестоимости допускается использование

двух методов учета:

- метод нормативных затрат - для производственных организаций;

- метод розничных цен- для организаций розничной торговли.

По МСФО 2 «Запасы» себестоимость запасов определяется одним из методов:

- Метод средневзвешенной стоимости

Средневзвешенная цена = стоимость (поступление + остаток) / количество (остаток + поступления)

- Фифо-предполагает списание материалов по себестоимости первых в отчетном периоде закупок с учетом стоимости материалов, числящихся в учете на начало отчетного периода.

-Специфической идентификации- предполагает оценку по фактической стоимости каждой партии, применяется в организациях, с небольшой номенклатурой материалов предназначенных для специальных заказов.

Выбор метода оценки устанавливается в учетной политике субъекта. Изменить метод возможно только в том случае, если имеются серьезные основания, при этом причины перехода должны быть объяснены в пояснительной записке к годовой финансовой отчетности.

Рассмотрим недостатки и преимущества различных методов оценки материалов (сравнение методов):

 

  фифо Средневзвешенная стоимость Специфическая идентификация
недос татки Приводит к устаревшим производственным затратам, завышает прибыль и усложняет учет запасов Приводит к оценкам запасов и производственных затрат, отличным от реальных значений Трудоемкий процесс проведения инвентаризации, приводит к дополнительным затратам
прей муще ства Производит реалистическую оценку ТМЗ Прост в применении, количество расчетов минимально Приводит к реальной опенке запасов и производственных затрат

Методы оценки товарно-материальных запасов

 

Метод Метод   Метод
средневзвешенной Метод ФИФО специфической
стоимости   идентификации
Приводит к В период постоянного Позволяет наиболее
нивелированию роста цен применение точно определить
влияния фактора метода ФИФО приводит себестоимость
роста и снижения цен к наиболее высокому реализованных
на идентичные уровню чистого дохода, товаров. Он наиболее
товарно- в период точно отражает
материальные запасы деинфляции приводит к величину чистого
в течении отчетного наиболее низкому дохода
периода уровню чистого дохода.  

 

При приемке материалов на склад кладовщик проверяет количество, качество, ассортимент материалов. Если при приемке фактическое наличие, количество, ассортимент соответствует данным сопроводительных документов, договоров, счетов-фактур поставщиков, то на складе выписывается приходный ордер.

Если при приемке материалов обнаружены расхождения с документами поставщика (недостача, излишки, пересортица), или если материалы поступили без сопроводительных документов поставщика, то выписывается акт о приемке материалов.

Материалы расходуются на изготовление продукции, выполнение работ и оказание услуг, а также на другие цели (содержание и ремонт оборудования, помещений и др.).

Материалы отпускаются в производство по лимитно-заборной карте(ЛЗК),которая является накопительным документом и открывается на месяц в двух экземплярах, один передается на склад, другой в бухгалтерию. В начале месяца в ней указывается лимит на месяц, затем материалы отпускают в течение месяца в пределах установленного лимита.

На сверхлимитный или разовый отпуск материалов выписывается требование.Сверхлимитный отпуск материалов осуществляется с разрешения администрации.

При передаче материалов из цеха в цех, со склада на склад выписывается накладная на внутреннее перемещение материалов.

Учет ТМЗ наскладе ведут материально-ответственные лица в карточках учета материалов. Карточка открывается на каждое наименование материалов. Записи в карточках производятся кладовщиком в количественном выражении, на основании приходных и расходных документов. После каждой записи указывается остаток материалов.

Приемка складских документов от кладовщика осуществляется бухгалтером по реестру.

При приемке со склада, документы подвергаются тщательной проверке. В конце месяца остатки материальных запасов из карточек переносятся в «Книгу остатков материалов».

Учет материалов в бухгалтерии.На основании сгруппированных и проверенных документов в бухгалтерии заполняются группировочные, накопительные ведомости. Сводным регистром для учета материалов в бухгалтерии в денежном выражении служит «Ведомость учета движения материалов».В ней обобщаются данные об остатках и движении материальных запасов по складам и материально-ответственным лицам. В нее переносятся данные из накопительных ведомостей по движению материалов за отчетный месяц, или из материальных отчетов материально-ответственных лиц.

Для учета активов, предназначенных для продажи в ходе нормальной деятельности, или в процессе производства для продажи, или в форме сырья или материалов, предназначенных для использования в производственном процессе или при предоставлении услуг, предназначены счета подраздела 1300 «Запасы»: 1310«Сырье и материалы», 1320 «Готовая продукция», 1330 «Товары», 1340 «Незавершенное производство», 1350 «Прочие запасы»

Учет поступления ТМЗ:

Дт 1310, 1330,1350 Кт 3310 - от поставщиков на основании счета-фактуры.

Дт 1420 Кт 3310 - НДС по приобретенным материалам, к возмещению из бюджета.

Дт 1310, 1330, 1350 Кт 1250 – приобретено за счет подотчетных сумм по авансовым отчетам.

Дт 1310, 1330, 1350 Кт 6220 - безвозмездно от других лиц

Дт 1310,1330,1350 Кт 6280 - на сумму оприходованных излишков

Дт 1310,1330,1350 Кт 5020- вклады в уставный капитал от учредителей

Дт 1310,1350 Кт 8010,8030 - возврат из производства сэкономленных остатков материалов.

Учет расхода материалов:

Дт 2930 Кт 1310,1350 - на строительство новых объектов основных средств;

Дт 8010 Кт 1310,1350 - в основное производство;

Дт 8030 Кт1310,1350 - во вспомогательное производство;

Дт 8040 Кт 1310,1350 - на обслуживание производства;

Дт 7110 Кт 1310,1350 - на обслуживание процесса реализации;

Дт 7210 Кт 1310,1350 - на общие и административные цели, списание потерь материалов

Дт 7470 Кт 1310,1350 - списание материалов, товаров в результате безвозмездной передачи, стихийных бедствий и реализации.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: