Материала (оценка знаний 4–8 баллов)




 

1. Психология взаимодействия людей: факторы, способствующие формированию аттракции.

2. Три стороны общения: коммуникативная, интерактивная, перцептивная.

3. Средства и методы психологического воздействия.

4. Барьеры общения.

5. Типы конфликтов и причины их возникновения.

6. Психологические особенности конфликтного поведения.

7. Структурные и межличностные способы управления конфликтами.

8. Общие проблемы малой группы в социальной психологии.

9. Динамические процессы в малой группе.

10. Развитие малой группы.

11. Лидер и проблема лидерства.

12. Психологические требования к менеджеру.

13. Психологическая характеристика субъекта управления.

14. Психологические особенности подготовки и проведения деловых бесед и переговоров.

15. Ролевые игры в деловом общении.

16. Этикет в деятельности современного делового человека.

 

Вопросы на творческом уровне усвоения материала

(оценка знаний 9–10 баллов)

 

1. Взаимодействие в общении: классификация собеседников (на конкретных примерах показать особенности поведения собеседников, принадлежащих к разным группам. Указать пути оптимального взаимодействия с ними).

2. Эффекты манипуляций – сравнительный анализ (на конкретных примерах показать возможности методов психологического воздействия).

3. Примеры преодоления барьеров общения (показать на примерах).

4. Зависимость особенностей поведения в конфликте от типа личности (по Н. Обозову), способы продуктивного взаимодействия с описанными типами (на конкретных примерах).

5. Представьте себя в роли руководителя, находящегося в состоянии конфликта с подчиненным. Опишите примерную модель своего поведения по разрешению конфликта в рамках кодекса поведения, существующего в конфликте.

6. Формальная и стихийная группы: сравнительный анализ (отличительные признаки и общее).

7. Динамические процессы, происходящие в группе (на примере своей (учебной) группы).

8. Трудовой коллектив и учебная группа (сравнительный анализ).

9. Стили лидерства: сравнительный анализ (на конкретных примерах).

10. Эффективное и слабое руководства: причины и признаки.

11. Специфика восприятия, памяти и мышления в деятельности руководителя (в данном конкретном случае декана факультета – с конкретными примерами).

12. Психологическая природа эффективного переговорного процесса (уровни, фазы, мотивы общения, особенности работы с собеседниками разных типов).

13. Эффективное взаимодействие руководителя с окружающими (в рамках трансактного анализа).

14. Профессиональный имидж: смысл понятия, принципы формирования.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

О с н о в н а я

 

1. А н д р е е в а, Г.М. Социальная психология: учебник для высших учеб. заведений / Г.М. Андреева. М.: Аспект Пресс, 2003.

2. А н д р и е н к о, Е.В. Социальная психология: учеб. пособие для студентов высших пед. учеб. заведений / Е.В. Андриенко. М.: Академия, 2000.

3. Б о р о з д и н а, Г.В. Основы психологии и педагогики: учеб. пособие / Г.В. Бороздина. Минск: БГЭУ, 2009.

4. Р а д у г и н, А.А. Психология: учеб. пособие для студентов высших учеб. заведений / А.А. Радугин. М.: Центр, 2001.

5. С а м ы г и н, С.И. Психология управления: учеб. пособие / С.И. Самыгин, Л.Д. Столяренко.Ростов н/Д.: Феникс, 1997.

6. С т о л я р е н к о, Л.Д. Психология: учебник для вузов/ Л.Д. Столяренко.СПб.: Лидер, 2004.

 

Д о п о л н и т е л ь н а я

 

7. А л е х и н а, И.В. Имидж и этикет делового человека / И.В. Алехина. М.: ЭНН: центр правовой защиты, 1996.

8. Б а т а р ш е в, А.В. Психология личности и общения / А.В. Батаршев. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

9. Д м и т р и е в, А.В. Конфликтология: учеб. пособие / А.В. Дмитриев. М.: Альфа-М., 2003.

10. Л у п ь я н, Я.А. Барьеры общения, конфликты, стресс… / Я.А. Лупьян. Минск: Вышэйш. школа, 1988.

11. М а й е р с, Д. Социальная психология / Д. Майерс. СПб.: Питер Ком, 1988.

12. М о р о з о в, А.В. Деловая психология: курс лекций / А.В. Морозов. СПб.: Союз, 2000.

13. Психология: учебник для технических вузов / под общ. ред. В.Н. Дружинина. СПб.: Питер, 2000.

14. Психология управления: курс лекций / Л.К. Аверченко [и др.]. Новосибирск: НГАЭиУ; М.: ИНФРА-М, 1997.

15. Р е а н, А.А. Психология и педагогика / А.А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Розум. СПб.: Питер, 2002.

16. С е р о в а, Л.Г. Тесты для отбора персонала. Сер. «Психологический практикум» / Л.Г. Серова. Ростов н/Д.: Феникс, 2003.

17. У р б а н о в и ч, А.А. Психология управления: учеб. пособие / А.А. Урбанович. Минск: Харвест, 2003.

18. Ф о м и н, Ю.А. Психология делового общения / Ю.А. Фомин. Минск: Амалфея, 2000.

19. Ч у ф а р о в с к и й, Ю.В. Психология общения в становлении и формировании личности / Ю.В. Чуфаровский. М.: МЗ-Пресс, 2002.

20. Ш е й н о в, В.П. Как управлять другими. Как управлять собой: искусство менеджера / В.П. Шейнов. Минск: Амалфея, 1996.

 

Раздел 3. ОСНОВЫПЕДАГОГИКИ

 

Л е к ц и я 12. Введение в курс «Основы педагогики»

 

12.1. Педагогика в системе наук о человеке

 

Педагогические проблемы имеют большое жизненное и общекультурное значение. Современному человеку необходимо владеть информацией о стилях поведения, о формах обучения и воспитания, о разных типах образования, как в своей стране, так и за рубежом, а также о приемах эффективного воспитательного воздействия, о способах взаимодействия, обусловливающих сотрудничество и взаимопонимание.

Профессионально-педагогическую культуру специалиста определяют в немалой степени знание педагогических основ управления и повышения качества производства, умение использовать педагогический инструментарий для решения производственных задач, проведения учебных занятий и семинаров с персоналом по профессиональным проблемам. Психолого-педагогическая культура специалиста формируется посредством освоения студентами основ психологии и педагогики.

Педагогика – слово греческого происхождения, буквально оно переводится как «детовождение», или искусство воспитания. В Древней Греции «педагогос» называли раба, который занимался обучением и воспитанием ребенка своего хозяина. В Древней Руси в период средневековья также существовали разные институты воспитания и обучения. Например, «кормильство» – своеобразная форма воспитания детей феодальной знати. В возрасте пяти – семи лет княжич передавался на воспитание и обучение кормильцу, подбираемому из числа воевод, знатных бояр. Другой институт воспитания – «дядьки». Дети воспитывались у брата матери, т.е. у родного дяди. В свою очередь отец ребенка принимал на воспитание детей родной сестры. Позже появился институт «мастеров грамоты». Мастера грамоты были главными лицами народного просвещения и подготовки духовенства и делали промысел из обучения грамоте: как правило, они основывали школы в семье, в домах учителей, при монастырях и церквах.

Истоки теоретической педагогической мысли содержатся в работах великих древних философов – Сократа, Платона и Аристотеля. Мощный импульс развитию педагогики дала эпоха Возрождения (XIV – XVI вв.). Огромный вклад в создание научных основ педагогики был внесен великим чешским педагогом Я.А.Коменским (1592 – 1670), который заложил основы классического, или традиционного, образования.

Отечественная педагогическая мысль плодотворно развивалась в трудах С. Полоцкого (1629 – 1680), М.В. Ломоносова (1711 – 1765), К.Д. Ушинского (1824 – 1870), П.Ф. Каптерева (1849 – 1922) и др.

В период социалистического развития нашей страны школа стала бесплатной, общедоступной, светской, а общее среднее образование – обязательным. Страна вышла в число ведущих по проценту населения, имеющего общее среднее и высшее образование.

В современных условиях педагогику рассматривают как науку и практику обучения и воспитания человека на всех этапах его личностного и профессионального развития. Сегодня активно развиваются следующие отрасли педагогической науки: педагогика высшей школы, педагогика взрослых (андрагогика), история педагогики, сравнительная и социальная педагогика и т.д.

Объектом педагогики выступает человек, развивающийся посредством специально организованного процесса воспитания.

Предметом педагогики является педагогический процесс, обеспечивающий развитие человека на протяжении всей его жизни.

Педагогика связана с рядом других наук: философией, психологией, социологией, этикой, эстетикой и др. Взаимосвязь педагогики и психологии является уже традиционной. Результаты психологических исследований позволяют педагогам организовывать процессы обучения и воспитания, опираясь на эти законы и обеспечивая формирование человека как субъекта.

Педагогика располагает системой методов исследования, позволяющих с достаточно высокой степенью объективности и достоверности выявлять и оценивать все аспекты предмета исследования. Существует несколько классификаций педагогических методов. Например, по уровню исследования методы в педагогике делятся на эмпирические (методы изучения педагогического опыта), теоретические и математические. В соответствии с этапами проведения научного исследования методы делятся на организационные, методы сбора данных, обработки данных, интерпретационные. Особую роль в педагогических исследованиях играет эксперимент – специально организованная проверка какой-либо технологии или методики, системы работы для выявления их педагогической эффективности. Выделяют четыре этапа эксперимента:

– теоретический – постановка проблемы, определение цели, объекта и предмета исследования, его задач и гипотез;

– методический – разработка методики исследования и его плана, программы, методов обработки полученных результатов;

– собственно эксперимент – проведение опытов, создание экспериментальных ситуаций, наблюдение, измерение «реакций испытуемых» и др.;

– аналитический – анализ, интерпретация полученных фактов, выводы.

По условиям организации различают эксперимент естественный (в условиях обычного образовательного процесса) и лабораторный (создание искусственных условий для проверки, например, того или иного метода обучения). Чаще всего используется естественный эксперимент. Он может быть длительным или кратковременным. По конечным целям эксперимент делится на констатирующий, устанавливающий только реальное состояние дел в процессе, и преобразующий (развивающий), когда проводится целенаправленная его организация для определения условий (методов, форм и содержания образования) развития личности или коллектива. Преобразующий эксперимент требует наличия контрольных групп для сравнения.

Вышеназванные методы наблюдения, беседы, интервьюирования, анкетирования, изучения результатов учебной деятельности и педагогической документации, которые используются для сбора научно-педагогических фактов, называются методами эмпирического познания педагогических явлений.

 

12.2. Образование как социокультурный феномен

 

В современном обществе образование стало одной из самых обширных сфер человеческой деятельности. В ней занято более миллиарда учащихся и почти 50 миллионов педагогов. Заметно повысилась социальная роль образования: от его направленности и эффективности сегодня во многом зависят перспективы развития человечества. В последнее время образование, особенно высшее, рассматривается как главный фактор социального и экономического прогресса.

Выделим важнейшие мировые социокультурные тенденции, которые определяют направления развития образования, науки, культуры в любой стране.

1. Тенденция к смене типа культурно-исторического наследования: меняются способы передачи – получения подрастающим поколением культурно-исторического опыта. Резкое увеличение городского населения, разобщенность работающих взрослых и детей, которые большую часть времени проводят среди сверстников, – все это нарушило характерную для прежних времен передачу опыта от взрослых к детям. Появился разрыв между «культурой взрослых» и «культурой детей», несмотря на мощное влияние школы и средств массовой коммуникации.

2. Тенденция к смене установки при изучении действительности от научного познания к культуре. В настоящее время наука рассматривается в качестве не единственного и не универсального способа познания и преобразования человеком окружающего мира и выступает как часть культуры. Обращение к культуре предполагает учет и целесообразное использование границ и возможностей научного знания.

3. Тенденция к изменению роли науки в обществе и смене научных парадигм. В современном мире происходит не только изменение роли науки, превращение ее в производительную силу общества, но и радикальная смена научных и образовательных парадигм, связанная с преобразованием соотношений между субъектом, средствами, объектом познавательной и научно-исследовательской деятельностями. При этом уровень развития науки определяется мерой «очеловечивания» ее содержания и методов исследования, т.е. мерой соответствия научных открытий и результатов социальным преобразованиям к запросам общества, личностным потребностям и интересам.

4. Тенденция к расширению информационных технологий и мировой информационной системы. Их функционирование и развитие становятся решающим условием существования современных обществ, позволяют быстро менять, перестраивать производство и технологии с целью улучшения качества продукции.

5. Тенденция к национально-культурной и экономической регионализации как стремление человечества уйти от единой социальной программы развития. Любая самая совершенная программа в силу ее универсализации чревата потенциальной угрозой всему миру в результате случайной ошибки. Отсюда повышается внимание к региональным программам экономического и социокультурного развития.

Таким образом, влияние вышеуказанных мировых социокультурных тенденций на образование как в мире, так и в нашей стране направлено на:

1) формирование образовательными средствами у современного человека позиции активного субъекта всех сфер собственной жизнедеятельности;

2) ориентацию научных исследований и образовательных программ на учет культурных и общечеловеческих ценностей;

3) рост культурного плюрализма и самобытности человека;

4) расширение способов передачи – получения культурно-истори­ческого опыта, что способствует возникновению вариативных образовательных моделей и учреждений.

Возникновение глобальных общественных проблем (разрушение природной среды, истощение материально-сырьевых ресурсов, возможное удвоение народонаселения Земли, гонка вооружений, кризис здравоохранения и т.п.) поставило человека перед выбором: продолжать жить, не задумываясь о жизни своих детей, последующих поколений, или изменить образ жизни, способ своей жизнедеятельности, характер взаимодействия с природой и социумом, стиль общения друг с другом. Поэтому важной образовательной задачей в обществе выступает развитие необходимых личностных качеств человека, его способностей понимать современные глобальные проблемы и ответственно, на научной основе их разрешать. Наиболее эффективным средством и механизмом развития личности, а значит, разрешения проблем человечества, должно стать образование, направленное на развитие современного человека как мирового субъекта («думать глобально – действовать локально») преобразовательной и созидательной деятельности.

Социокультурная ситуация в стране характеризуется переходным характером, что выражается в поэтапной модернизации всех сторон жизни общества, а именно: переходом от тоталитарного общества к демократическому; от традиционного к современному, динамическому обществу; от революционных способов социального развития к эволюционной идеологии; от мировоззренческого единства к плюрализму (разнообразию как общественных, так и личностных идеалов, многообразию жизненных укладов, образов мышления, мировоззрений, культур); от традиционно-индустриального общества к индустриально развитому, информационному.

В традиционном обществе ведущим выступает процесс воспроизводства культурно-исторического опыта человечества, в динамическом – процесс развития личности, общественного сознания и общества в целом. Однако существующая система образования в основном все еще выполняет функции воспроизводства культуры, трансляции знаний, культурных образцов, формировавших опыт предшествующих поколений. Можно сказать, что образование осуществляет подготовку человека к жизни в прошлом, или традиционном, обществе, а между тем, ему предстоит жить в будущем – новом, динамическом обществе, которое непрерывно развивается и принципиально отличается от своего предыдущего состояния. В этом заключается одно из главных противоречий образования как в нашей республике, так и в странах СНГ и дальнего зарубежья.

Образование в обществе реализует две основные функции:

1) воспроизводства (культуры, опыта, деятельности людей);

2) развития (общества, личности).

Первая функция осуществляется посредством теоретической (знаниевой) модели образования, вторая – универсальной (способностной или деятельностной).

Теоретическая модель образования обеспечивает трансляцию культурно-исторического опыта от поколения к поколению; воспроизводство готовых, завершенных знаний, умений, навыков, необходимых личности для реализации существующих в обществе функций (культурных, социальных, экономических и т.д.). Посредством теоретической образовательной модели формируется и определяется сознание личности с конкретным типом мировоззрения, ценностями и идеалами, принципами и образом жизни, определенными знаниями, умениями и навыками. Такая теоретическая модель образования соответствует обществу традиционного типа и имеет другие названия: традиционная, или предметно-ориентировованная.

Механизм развития личности и общества в целом реализуется посредством универсальной образовательной модели через подготовку людей к самостоятельной жизни в постоянно меняющейся ситуации, инновационной деятельности путем развития мышления, сознания личности. Универсальная модель образования направлена не столько на передачу обучающимся знаний, умений, навыков, сколько на развитие личностных способностей добывать эти знания и применять их в новых условиях. Другими словами, акцент в содержании образования должен быть смещен с освоения конкретных знаний на развитие универсальных личностных способностей. Отсюда следуют и другие названия этой модели образования – универсальная, или способностная, или инновационная, или личностно-ориентированная. Приоритет в универсальной модели образования отдается активным формам и методам обучения. Деятельностный подход к образованию предполагает групповые, индивидуальные, бригадные формы обучения, чередующийся состав учебных групп, использование форм творческой организации учебно-поисковой деятельности обучающихся, активное применение ТСО.

Новая универсальная модель должна формироваться и развиваться рядом со старой, целесообразно сочетая элементы обеих систем.

 

12.3. Современное состояние образования

 

Ситуация, сложившаяся в начале XXI века в системе образования Республики Беларусь, России, других стран СНГ, по-разному классифицируется аналитиками и исследователями. Некоторые из них оценивают состояние системы образования как стабильное, отвечающее современным требованиям. Однако большинство исследователей указывают на существование как позитивных, так и негативных тенденций в развитии образования за последнее десятилетие; некоторые из них называют современное состояние образования кризисным.

К числу негативных тенденций в образовании относят следующие.

1. Отрицательное влияние современной школы на здоровье учащихся. Врачи связывают ухудшение физического состояния детей и подростков с осуществлением нездорового образа жизни, дидактическими неврозами. Возникновение у учащихся психических и физических расстройств связано с перегруженной учебной программой, чрезмерной учебной нагрузкой и т.п.

2. Авторитарный стиль преподавания и руководства учебным заведением. От авторитарных замечаний педагога у учащихся развиваются страх и напряжение, они живут и учатся с ощущением постоянного конфликта с педагогом.

3. Унификация образовательного процесса в учебных заведениях, ограничивающая вариативность и гибкость учебных планов и программ.

4. Бюрократизм и формализм в системе образования. Эти характеристики образовательного кризиса проявляются в дидактоцентризме и предметоцентризме. Дидактоцентризм определяется как результат превращения урока в центральное звено учебно-воспитательного процесса школы. Предметоцентризм выражается в том, что изучение предметов оторвано от нужд и потребностей личности.

5. Недостаточный уровень качества подготовки выпускников средней школы.

6. Продолжающийся отток преподавательских кадров из системы образования, феминизация и старение педагогического корпуса.

7. Кризис воспитания, обострившийся в связи с политическими и социально-экономическими изменениями в стране.

Основными принципами обновления общего среднего образования в Республике Беларусь являются:

– гуманизация, означающая «очеловечивание» взаимоотношений учителя, учащихся, родителей;

– развивающий характер образования, предполагающий ориентацию на интеллектуальное развитие учащихся через владение ими способами мышления и деятельности;

– дифференциация и индивидуализация обучения, обеспечивающие развитие ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями;

– демократизация образования, обеспечивающая образовательный выбор ученикам, педагогам, родителям, участие их в управлении учебным заведением, утверждающая демократический стиль руководства;

– гуманитаризация, предполагающая в учебных планах увеличение объема социально-гуманитарных дисциплин;

– деидеологизация, означающая, что в общеобразовательном учреждении создание и деятельность политических партий и религиозных организаций не допускаются.

Важнейшими тенденциями и особенностями развития системы высшего образования в мире выступают:

1) быстрые темпы развития высшего образования, массовость высшей школы;

2) расширение сферы образовательных потребностей обучающихся студентов, что способствует увеличению разнообразия учебных планов и программ, возникновению новых специализаций и специальностей;

3) создание единого образовательного пространства в условиях его интернационализации, что предполагает: признание дипломов, ученых степеней и квалификаций; реализацию двухступенчатой структуры высшего образования, включающей бакалавриат и магистратуру; использование единой системы зачетных (кредитных) единиц при освоении образовательных программ и др.;

4) качественное изменение требований к подготовке специалиста для производства. Вузовская наука и практика должны обеспечивать в процессе подготовки будущих специалистов соединение учебной, научно-исследовательской, проектно-конструкторской форм деятельности в единый процесс;

5) повышение роли непрерывного самообразования: в условиях быстрого «старения» знаний специалист нуждается в повышении квалификации или профессиональной переподготовке. В этой связи важной задачей выступает формирование у специалистов потребности в постоянном самообразовании;

6) изменение способов организации и управления учебным процессом в вузе, что предполагает перевод студента из пассивной позиции объекта в активную позицию субъекта обучения.

Стратегическими целями реформирования системы высшего образования в Республике Беларусь выступает:

– повышение качества высшего образования в условиях его массовости;

– формирование профессиональной мобильности специалистов, способствующей адаптации выпускников вуза к постоянно изменяющимся условиям профессиональной деятельности;

– воспитание духовно, интеллектуально и физически развитой личности.

Основными направлениями развития высшей школы являются разработка и внедрение в образовательный процесс вузов структурно-организационных изменений, содержательно-технологических инноваций, а также создание ресурсного обеспечения подготовки специалистов.

Структурно-организационные изменения направлены на поэтапный переход к двухступенчатой системе профессиональной подготовки специалистов; интеграцию среднего специального и высшего образования (создание университетских комплексов: ССУЗ – вуз) и др.

Содержательно-технологические инновации связаны с обоснованием и внедрением новых содержания и технологий обучения. Разработка нового содержания обучения предполагает, во-первых, создание новых образовательных стандартов, учебных планов, программ. Во-вторых, создание и использование учебно-методических комплексов в рамках блочно-модульной технологии обучения.

Создание ресурсного обеспечения качественной подготовки специалистов включает следующие виды: нормативно-правовое (Закон о высшем образовании, Государственный классификатор специальностей и квалификаций); кадровое (повышение квалификации профессорско-преподавательского состава вуза и др.); материально-техни­ческое (обновление материально-технической базы, ТСО и др.); финансовое (повышение эффективности научно-производственной деятельности вузов и их структур, расширение образовательных и коммерческих услуг и др.).

 

Вопросы и задания для самоконтроля

 

1. Раскройте происхождение слова «педагогика».

2. Назовите и дайте краткую характеристику институтам воспитания и обучения, существовавшим в Древней Руси.

3. Каковы объект и предмет педагогической науки?

4. Охарактеризуйте формы и типы связей педагогики с другими науками.

5. На какие четыре основные группы делятся педагогические методы в соответствии с этапами проведения научного исследования?

6. Почему в современных условиях образование выступает в качестве общечеловеческой ценности?

7. Охарактеризуйте важнейшие мировые социокультурные тенденции, которые оказывают влияние на развитие образования в Республике Беларусь.

8. Каковы основные глобальные проблемы человечества? Какова роль образования в их решении?

9. В чем заключается основной недостаток существующей системы образования, одно из его главных противоречий?

10. Охарактеризуйте образовательные модели, соответствующие каждой из основных функций образования.

11. Очертите круг негативных тенденций в образовании.

12. Назовите основные принципы обновления общего и среднего образования в Республике Беларусь.

13. Назовите важнейшие особенности развития системы высшего образования.

14. Охарактеризуйте стратегические цели реформирования системы высшего образования в Республике Беларусь.

 

Л е к ц и я 13. Воспитание и развитие личности

 

13.1. Развитие личности как педагогическая проблема

 

Одной из сложных и ключевых проблем педагогической теории и практики является проблема личности и ее развития. Педагогика изучает и выявляет наиболее эффективные условия для гармоничного развития личности в процессе обучения и воспитания. Под развитием понимают целенаправленный процесс детерминации количественных, качественных изменений и преобразований в личности, ведущих к повышению уровня ее развитости.

В педагогических и психологических исследованиях по проблеме личности и ее развития имели место три основных направления: биологизаторское, социологизаторское и биосоциальное.

Представители биологизаторского направления, считая личность сугубо природным существом, все поведение человека объясняют действием присущих ему от рождения потребностей, влечений и инстинктов (З. Фрейд и др.). Человек вынужден подчиняться требованиям общества и при этом постоянно подавлять естественные потребности.

Представители социологизаторского направления считают, что, хотя человек рождается как существо биологическое, в процессе своей жизни он постепенно социализируется благодаря влиянию на него тех социальных групп, с которыми он общается. Чем ниже по уровню развития личность, тем ярче и резче проявляются у нее биологические черты, прежде всего инстинкты обладания, разрушения, половые и т.д.

Представители биосоциального направления считают, что психические процессы (ощущения, восприятие, мышлене и др.) имеют биологическую природу, а направленность, интересы, способности личности формируются как явления социальные. Такое деление личности никак не может объяснить ни ее поведение, ни ее развитие.

Современная педагогическая наука рассматривает личность как единое целое, в котором биологическое неотделимо от социального. Изменения в биологии личности сказываются не только на особенностях деятельности, но и на образе жизни. Однако решающую роль играют те мотивы, интересы, цели, т.е. результаты социальной жизни, которые, определяя весь облик к личности, придают ей силы для преодоления своих физических недостатков и особенностей характера (раздражительность, вспыльчивость, замкнутость и т.п.).

В современных условиях уже трудно представить себе приобщение человека к жизни без специально организованного обучения и воспитания. Именно воспитание выступает в качестве важнейшего средства, с помощью которого реализуется социальная программа развития личности, ее задатков и способностей. Все воздействия и влияния, которые сказываются на развитии и формировании личности, можно разделить на две группы – внешние и внутренние. Влияние среды и воспитания относятся к внешним факторам развития личности. Природные же склонности и влечения, а также совокупность чувств и переживаний человека, которые возникают под влиянием внешних воздействий (среды и воспитания) – есть внутренние факторы. Развитие и формирование личности является результатом взаимодействия этих двух факторов. При этом следует подчеркнуть, что только активность и собственное стремление человека к своему личному совершенствованию в конечном итоге и определяет ее развитие.

Таким образом, среди многообразия воспитательных факторов выделяют две основные группы: объективные и субъективные.

К группе объективных факторов относятся: генетическая наследственность и состояние здоровья человека; социальная и культурная принадлежность семьи, оказывающая влияние на его непосредственное окружение; обстоятельства биографии; культурная традиция, профессиональный и социальный статус; особенности страны и исторической эпохи.

Группу субъективных факторов составляют: психические особенности, мировоззрение, ценностные ориентации, внутренние потребности и интересы как воспитателя, так и воспитуемого; система отношений с социумом; организованные воспитательные воздействия на человека со стороны отдельных людей, групп, объединений и всего сообщества.

В ходе истории возникла потребность в осмыслении процесса воспитания, определении его специфики, в уточнении целей воспитания и уровней их реализации, специфики средств и видов воспитания.

Цели воспитания – это ожидаемые изменения в человеке (или группе людей), осуществленные под воздействием специально подготовленных и планомерно проведенных воспитательных целей и действий.

В качестве критериев оценки воспитанности человека принимают «добро» как поведение на благо другого человека, «истину» как руководство при оценке действий и поступков, «красоту» во всех формах ее проявления и созидания.

Мера воспитанности человека определяется следующими критериями: широтой и высотой восхождения человека к вышеозначенным ценностям; степенью ориентации в правилах, нормах, идеалах и ценностях общества и мерой руководства ими в поступках и действиях, а также уровнем приобретенных на их основе личностных качеств.

О воспитанности человека можно судить по многочисленным показателям: по облику, речи, манере поведения в целом и характерным отдельным поступкам, по ценностным ориентациям, по отношению к деятельности и стилю общения.

Направление воспитания определяется единством целей и содержания. По этому признаку выделяют умственное, нравственное, трудовое, физическое и эстетическое воспитание. В наше время формируются новые направления воспитательной работы – гражданское, правовое, экономическое, экологическое.

Для решения воспитательных задач можно выбирать разные сочетания методов, приемов и средств. Этот выбор, прежде всего, зависит от специфики поставленных задач. Приведем примеры методов воспитания, уточняя их отличительные особенности.

Педагогическое требование помогает воспитаннику уяснить смысл, полезность или необходимость действия, поступка. Формы предъявления требования к человеку подразделяются на прямые (приказ) и косвенные (совет, просьба).

Приучение предполагает демонстрацию воспитателем образца правильного выполнения действий. Метод приучения помогает усвоить важные умения и действия как устойчивые основы поведения человека.

Наказание ориентировано на сдерживание негативных действий человека и «сковывающее» влияние в подобных ситуациях.

В некоторых классификациях выделяют такие методы, как соревнование, общественное мнение, доверительная беседа, контроль за поведением, переключение на другие виды деятельности и др.

К средствам воспитания наряду со знаковыми символами, материальными средствами, способами общения, техническими средствами относятся коллектив и социальная группа как организующие условия воспитания, о чем, исходя из их важности в процессе воспитания личности, будем говорить отдельно.

 

13.2. Типы, виды и стили воспитания

 

Воспитание – это процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу.

Такой взгляд на проблему воспитания сформировался не сразу. Первый исторический тип воспитания, относящийся к первобытному человеку, обладал рядом особенностей. Его отличительной чертой была высокая эффективность и значительное соответствие целей, средств и результатов воспитания. Воспитание в первобытном обществе осуществлялось вместе с борьбой за выживание и требовало постоянного усвоения жизненно необходимого ряда навыков, умений и обрядов. В данном типе воспитания мы встречаемся с уникальным опытом стремления человека от неумения к умению, от незнания к знанию, а также к возникновению потребностей познания окружающего мира.

По мере становления цивилизации первый тип воспитания, основанный на естественном разделении труда, уступает место второму типу воспитания. Этот тип был детерминирован общественным разделение труда и сопровождался имущественным и социальным неравенством. В результате у разных социальных групп появились разные педагогические задачи. Поэтому второй тип представляет историческое многообразие воспитания человека, обусловленное социокультурными особенностями цивилизации, эпохи, страны, нации.

Древние цивилизации оставили человечеству бесценное наследие, относящееся к организованному воспитанию человека. Но для каждой цивилизации характерны свои особенности воспитания. Каковы же педагогические традиции великих древних цивилизаций?

Дальневосточная цивилизация сложилась на территории Китая во второй половине первого тысячелетия до нашей эры и также утвердилась в Корее и Японии. В процессе истории дальневосточная педагогическая традиция сложилась как результат синкретического единства конфуцианства, даосизма и буддизма. Мудрецы и философы дальневосточной цивилизации ориентировали молодых людей на бесконечное самосовершенствование. Свою жизнь, по их мнению, нужно было сделать добродетельной, не убегая от страданий в нирвану, не возлагая все надежды на мир иной. Поск



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: