Проблемы методической работы в вузе:




Тема: Методическая деятельность в современном вузе (2 часа)

 

План

1. Цели и задачи метод. работы в вузе

2. Структура и управление методической работы вуза

3. Основная методическая продукция преподавателей вуза

 

Методическая работа в вузе – это планируемая деятельность преподавателей и сотрудников вуза, направленная на освоение и совершенствование существующих, а также разработку и внедрение новых принципов, форм и методов эффективной организации учебного процесса. Основная цель методической работы традиционна - создание условий, способствующих повышению эффективности и качества учебного процесса.

Задачи:

- обеспечение учебного процесса учебно-методической документацией,

- повышение педагогического мастерства преподавателей,

- совершенствование аудиторной и самостоятельной работы студентов,

- улучшение всех форм, видов и методов учебной работы в вузе с учетом перспектив развития той сферы деятельности для которой вуз готовит специалистов.

Методическая работа в вузе является составной частью учебного процесса.

Методическая работа в вузе осуществляется в следующих трёх основных формах:

1. учебно-методическая работа (УМР);

2. научно-методической работа (НМР);

3. организационно-методическая работа (ОМР).

Учебно – метод. работа направлена на совершенствование методики преподавания дисциплин, на методическое обеспечение учебного процесса, внедрение в него рекомендаций, повышение педагогической квалификации профессорско-преподавательского состава.

Научно – Методич. работа - проведение исследований и обобщение передового опыта, совершенствование содержания процесса обучения и методики преподавания, поиск новых принципов, методов, форм и средств организации и технологии учебного процесса.

Организационно - метод. работа включает мероприятия по управлению методической деятельностью вуза.

Методическая работа в вузе осуществляется на трех основных уровнях:

- кафедральном;

- факультетском;

- вузовском.

Основным звеном, выполняющим методическую работу по учебным дисциплинам, является кафедра как структурное подразделение.

На факультетском уровне реализуются методические мероприятия общефакультетского и межкафедрального масштаба, связанные с подготовкой по профилям факультета; на вузовском уровне решаются проблемы и выполняются методические мероприятия межкафедрального, общевузовского, межвузовского масштабов.

Методическая работа в вузе регламентируется:

- документами Минобразования России;

- приказами и распоряжениями по вузу;

- решениями и рекомендациями Ученого совета вуза и Учебно-методического совета вуза;

- Положением вуза о методической работе;

- планом работы.

Как происходит управление методической работой в вузе?

Цель управления - обеспечение надлежащей эффективности мероприятий по решению задач методической работы.

Содержанием управления является целенаправленное воздействие на процессы, стадии и содержание методической работы на всех уровнях приведенной выше иерархии.

Функции методической работы

- Информационно-организаторская

- Осуществление индивидуальной работы с педагогом

- Управление педагогическими инициативами

- Повышение методической культуры преподавателя

- Психолого-педагогическая

- Конструктивная

- Диагностико-аналитическая

- Прогностическая

- Оценивания результатов и качества образования

- Издательская

Функции управления методической работой на каждом уровне:

прогнозирование;

- планирование;

- организация;

- реализация (регулирование и координация) мероприятия;

- учет; контроль; коррекция.

Управление методической работой в вузе осуществляют административные (штатные) звенья и функциональные звенья, т.е. нештат-ные коллегиальные, постоянно действующие методические органы, создаваемые из числа наиболее квалифицированных преподавателей и других работников вуза.

Таблица 1 - Звенья системы управления методической работой в вузе

Уровни иерархии Административные звенья (штатные) Функциональные звенья, нештатные
Кафедра Заведующий кафедрой Учебно-методический совет по специальности Методическая группа кафедры (ответственный за методическую работу)
Факультет Декан УМК – Учебно- Методическая комиссия факультета (Сысоева Л.Н. – у нас на факультете)
Вуз 1-й проректор по учебн. раб. – Соколова Н. В. (у нас в вузе) Учебно-методический совет вуза (УМС)

 

Методическая работа на кафедре направлена на совершенствование преподавания закрепленных за кафедрой дисциплин, оптимизацию учебного процесса, улучшение его методического обеспечения, повышение педагогической квалификации профессорско-преподавательского состава.

Конкретное содержание методической работы кафедры определяется планом работы.

Методическая работа на кафедре выполняется силами преподавателей в пределах "второй половины" шестичасового рабочего дня. Методическая работа, выполняемая преподавателем, рассматривается как его функциональная обязанность.

Эта работа планируется и учитывается в соответствующем разделе индивидуального плана работы преподавателя. Объем и качество методической работы служат одним из главных критериев оценки деятельности преподавателя.

Помимо методической работы непосредственно по преподаваемой дисциплине, преподаватели могут привлекаться к разработке методических вопросов межкафедрального, факультетского и общевузовского масштабов, а также к участию в деятельности коллегиальных методических органов.

О сновные направления методической работы кафедры;

1. Работа с индивидуальными планами преподавателей по соответствующим направлениям методической работы.

2. Организация открытых занятий и взаимных посещений занятий, работы методического семинара, конкурсов, выставок и других мероприятий методического направления.

3. Планирование и организация редакционно-издательской деятельности кафедры.

4. Организация обмена передовым опытом и внедрения его в методическую работу преподавателей.

5. Взаимодействие с методическими группами других кафедр для решения межкафедральных методических проблем.

6. Составление отчетов, докладов, справок по вопросам методической работы кафедры.

Проблемы методической работы в вузе:

- Отсутствие системности: работа ведется отдельно на кафедрах, факультетах - Неопределенность с нормативной базой

- Запаздывающий характер внедрения инноваций в образовательный процесс - Недостаточно высокий уровень методической культуры преподавателя

- Отсутствие систематизации и научной организации методической работы,

- Отсутствие систематизации и научной организации методической работы и др.

Основная методическая продукция работы преподавателей вуза

1. Учебно-методический комплекс (УМК) учебной дисциплины является частью основной образовательной программы и представляет собой совокупность организационно-методических, учебно-методических и дидактических документов и материалов (средств), предназначенных для информационно-методического обеспечения учебного процесса и оказания помощи преподавательскому составу и студентам в образовательной деятельности.

УМК включает в себя:

· организационно-методические документы и материалы по учебной дисциплине (комплект);

· учебно-методические документы и материалы по всем видам учебных занятий по дисциплине, включая самостоятельную работу студентов (комплект);

· дидактические материалы по дисциплине в целом и по всем видам учебных занятий (комплект).

В него также входят:

· - учебная программа (рабочая учебная программа) по дисциплине;

· тематический план изучения дисциплины, включая структурно-логическую схему изучения дисциплины (СЛС);

· частная методика преподавания учебной дисциплины.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: