Стиль, направление, течение




Композиция

Комментарии: Специализированная лексика, обороты речи (Многофигурная композиция, композиция выстроена по диагонали (горизонтали, вертикали). Пирамидальная композиция. Традиционная для античного искусства (византийского, древнерусского и т.д.; эпохи Средневековья, Возрождения) композиция. Композиционный центр, цветом (рисунком) выделен смысловой центр композиции. Композиционная доминанта. Диалог жестов, линий. Симметрия, асимметрия. Передний (средний, задний) план. Фон.)

Примеры анализа: Р. Арнхейм о специфике натюрмортов Сезанна: «В картине Сезанна господствует устойчивая структура из вертикалей и горизонталей на заднем плане стола и осей бутылок и бокалов. Эта структурная основа настолько властвует в картине, что даже подчиняет себе складки скатерти. Простой порядок передается вертикальной симметрией каждой бутылки и бокала. Даже в неорганической материи — во вздымающихся очертаниях, в подчеркивании округлости и мягкости предметов — чувствуется изобилие»

Построение композиции (строения, расположения и соотношения составных частей произведения, обусловленное его содержанием, проблематикой, жанром, назначением) — чрезвычайно важный этап в процессе создания художественного произведения. Композиция непосредственно влияет на восприятие зрителем художественного произведения. Решающее значение в формировании первого впечатления у зрителя здесь имеет принцип организации художественного пространства.

6. Колорит

Комментарии: Специализированная лексика, обороты речи (Колорит, палитра, гамма, цвет, оттенок, тон, краска, названия цветов в палитре (охра, лимонно-желтый и т.д.), рефлекс, диалог красок. Мастер цвета, колорист, живописец. Цвета яркие, блеклые, звонкие, приглушенные, холодные, теплые, сочные, броские, спокойные, насыщенные, нежные, суровые, легкие и др. Колорит жгучий, веселый, бодрый, лирический, грустный, прозрачный, бледный и др. Контрастность. Переход от света к тени. Яркость. Глубина цвета)

Примеры анализа: В. Борисов-Мусатов: «Эти прозрачные фиолетовые тона, грустная умирающая зелень, солнечный свет, слабо на всем серебрящийся, как последнее пожатие руки умирающего, навевает какую-то тихую тоску, и грезятся бледные призраки туманного романтизма». Э. Делакруа: «Моя палитра сияет контрастами красок»

Решающую роль в формировании зрительского впечатления от произведения живописи играет выбор художником колорита (соотношения красок, цветов в произведении искусства): теплого или холодного, светлого или насыщенного, густого.

При анализе колорита крайне важно учитывать следующие моменты: 1. Значение цвета в различных культурах, традициях. Например, в первобытном искусстве наиболее предпочтительными цветами оказываются красный, белый, черный, поскольку соотносятся с такими явлениями, как огонь, кровь, молоко, земля. В античном искусстве цвета начинают приобретать отвлеченное значение, становятся благородными или низкими, культурными или варварскими и т.д. Геральдика, зародившись в Средневековье, преподносит яркий пример символического толкования цвета. 2. Цветовые предпочтения жителей того или иного региона, той или иной эпохи. Сравним яркую, насыщенную, многоцветную колористику средневековых витражей с несколько приглушенной палитрой художников Древнего Египта. 3. Чисто физиологические реакции человека (зрителя) на цвет. Вспомним опыты ХХ века, в ходе которых было выяснено, что, к примеру, фиолетовый цвет угнетает, а синий успокаивает.

Прочие приемы

Комментарии: Специализированная лексика, обороты речи (Резкий (порывистый) мазок, четкий рисунок, яркое цветовое пятно. Мозаичность, витражность, имитация гобелена. Декоративность. Светотеневая моделировка объема)

Примеры анализа: К. Петров-Водкин о смелости рисунка П. Кузнецова: «Это не была неряшливость, это была какая-то детская самоуверенность в том, что, куда бы он ни бросил штрих, он будет на месте, как будто все запасы черного и белого были заранее приготовлены в руке рисующего и он только сеял ими»

О чем может рассказать живописная манера художника?

О принадлежности к тому или иному художественному направлению (прерывистый мазок, этот «сгусток чувственной материи» — «визитная карточка» импрессионистов).

Об эмоциональном, душевном состоянии художника (сравнение, например, выровненных цветовых плоскостей «Любви земной и любви небесной» Тициана с широкими мазками-всполохами на его же «Наказании Марсия» способно пролить свет не только на творческие поиски мастера, но и на его скрытый от глаз современников и потомков внутренний мир).

В живописи игра (битва) света и тени занимает важное место (например, живопись Феофана Грека). Свет и тьма почитались Гёте «двумя грандиозными противоположностями», а цвет — лишь результатом их смешения.

Наконец, отметим, что свет из эмоционально-выразительного средства становится чертой стиля того или иного мастера. Так, теоретик эпохи Возрождения Дж.П. Ломаццо пишет, что у Рафаэля свет «очаровательный и сладостный», у Мантеньи — «живой и подробный», а у Тициана — «ужасный и резкий»

РЕМБРАНДТ

Он умер в Голландии, холодом моря повитой.

Оборванный бог, нищий гений.

Он умер и дивную тайну унес нераскрытой.

Он был королем светотени… …Пылится палитра.

Паук на рембрандтовской раме

В кругу паутины распластан.

На кладбище нищих в старинном седом Амстердаме

Лежит император контрастов.

Н. МАТВЕЕВА

Стиль, направление, течение

Комментарии: Специализированная лексика, обороты речи (Барокко, рококо, ампир, импрессионизм, классицизм, модерн и др.)

Примеры анализа: И.Н. Крамской о технике импрессионистов: «…дрожание, неопределенность, что-то нематериальное в технике… неуловимая подвижность натуры… видишь и чувствуешь все переливающимся, и шевелящимся, и живущим. Контуров нет, света и тени не замечаешь, а есть что-то ласкающее и теплое, как музыка. То воздух охватит тебя теплом, то ветер пробирается даже под платье»

Упоминание стиля живописного произведения должно быть выводом, сделанным на основании проведенного анализа. Чрезвычайно важно отметить, что стиль, направление, течение определяются не только особенностями композиционных построений, колористическими решениями, спецификой мазка, но в большей степени — трактовкой сюжета, видением действительности. «Кому придет в голову рассматривать историю живописи только как голую смену тематики? Голландские мастера семнадцатого века писали яблоки. Сезанн тоже писал яблоки, но они писали яблоки по-разному, и все дело в том, как они писали яблоки. Давид писал Марата, но его тесная связь с якобинцами гораздо больше, чем в этом факте, сказывается в тех революционных для его эпохи приемах, которые он принес в живопись». (И. Эренбург)

Проблематика

Комментарии: Специализированная лексика, обороты речи (Проблема, ключевые вопросы)

Примеры анализа: М. Врубель: «Мой бог — красота». К. Петров-Водкин: «Искусство не поучает, не философствует — оно радует». Ф. Маринетти: «Теплота куска железа или дерева отныне более волнует нас, чем улыбка или слезы женщины». Г.П. Федотов: «Мы далеки от мысли… что искусство есть отражение действительности. Но для нас совершенно неприемлема и позиция современных формалистов, для которых искусство есть совершенно не связанная с действительностью (сюжетом) форма игры»

В изобразительном искусстве ХХ века ключевыми становятся такие проблемы (сложные вопросы, требующие разрешения), как проблема поиска положительного героя (идеала, прекрасного как эстетической категории), проблема смысла жизни, назначения искусства и др. Последняя проблема в истории искусства ХХ века находит разрешение порой в полярных точках — тем более захватывающим становится изучение шедевров живописи этого периода. Здесь предоставляется счастливая возможность продемонстрировать свою осведомленность, погруженность в культурную среду, в которой творил живописец. Эстетические кредо, лозунги, программные заявления, манифесты — знание их очень поможет юному художнику в анализе произведения искусства.

10. Мастерство художника

Комментарии: Специализированная лексика, обороты речи (Профессионально, мастерски, безупречно. Безукоризненная передача… Художник сумел…)

Примеры анализа: И.Н. Крамской о творчестве Веласкеса: «Смотрю я на него и чувствую всеми нервами своего существа: этого не достигнешь, это неповторимо. Он не работает, он творит, так вот просто берет какую-то массу и месит, и, как у Господа Бога, она шевелится, смотрит, мигает даже…» О.Я. Кочик о живописи В. Борисова-Мусатова: «Строгая и уравновешенная, внутренне сосредоточенная и несколько отрешенная, просветленно-грустная и мечтательная, неторопливая по ритму и напевная, она напоминает хоральную мелодию, выпеваемую кристально чистым женским голосом»

Этот пункт анализа является наиболее сложным, ведь здесь должно в полной мере проявить навыки художественной критики: знание профессиональной лексики, смелость мышления. Необходимо отметить не только то, какие художественные приемы использует художник, но и насколько ему как мастеру удается это сделать.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-03-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: