===================
Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» позволил систематизировать различные нормы, регулирующие вопросы профилактики правонарушений, описать единую систему органов и учреждений, осуществляющих профилактическую деятельность.
Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, - лицо в возрасте до восемнадцати лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия. | Семья, находящаяся в социально опасном положении, - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные 15 представители несовершеннолетних не исполняют свои обязанности по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними. |
Статьей 2 вышеназванного Федерального закона закреплены основные принципы деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в частности, законности, гуманного обращения с несовершеннолетними, индивидуального подхода к ним, конфиденциальность полученной информации. Законодателем создан специфический инструмент профессиональной профилактической работы, получивший название «индивидуальная профилактическая работа».
Индивидуальная профилактическая работа (ИПР) - это деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий. | Социально-педагогическая реабилитация есть система мер, направленных на устранение или ослабление влияния неблагоприятных факторов, восстановление статуса личности, оказание помощи в освоении социальных ролей в соответствии со статусом личности, изменение поведения, интеллектуальной деятельности, получение образования на основе переобучения, воспитания, ресоциализации. |
|
Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних организуют в пределах своей компетенции индивидуальную профилактическую работу и учет несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, и незамедлительно принимают меры по направлению в комиссию персональных материалов в отношении несовершеннолетних вышеназванной категории.
При выявлении несовершеннолетнего/семьи, находящихся в социально опасном положении, органы и учреждения системы профилактики в течение 3-х дней направляют в комиссию необходимые документы. На ближайшем заседании комиссии, принимается решение о постановке (не постановке) несовершеннолетнего/семьи на персонифицированный учет, в случае постановки на учет, разработке индивидуальной программы реабилитации и адаптации (далее Программа). В ходе заседания комиссии определяется главная проблема семьи/несовершеннолетнего, устанавливаются причины возникновения социально опасного положения, определяется цель социальной реабилитации, а также органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, которые являются участниками реализации мероприятий Программы.
|
В течение 7 календарных дней от даты Постановления комиссии органы и учреждения системы профилактики разрабатывают и направляют в территориальную комиссию утвержденные руководителем органа или учреждения предложения в Программу несовершеннолетнего/семьи с указанием конкретных сроков исполнения мероприятий и ответственных за их проведение. После полученных предложений от субъектов системы профилактики комиссией разрабатывается Единая для всех субъектов системы профилактики Программа индивидуально профилактической и реабилитационной работы с несовершеннолетним/семьей. При разработке территориальными комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав индивидуальных программ реабилитации и адаптации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, приоритет должен отдаваться мероприятиям индивидуальной профилактической работы, направленным на улучшение внутрисемейных отношений.
Проект программы обсуждается на заседании комиссии, где рассматриваются спорные вопросы, возникшие между органами и учреждениями системы профилактики, принимается постановление об утверждении программы индивидуальных профилактических мероприятий.
Программа должна содержать:
1) сведения о несовершеннолетнем, родителях (законных представителях);
|
2) основания проведения индивидуальной профилактической работы, предусмотренные Федеральным законом № 120;
3) характеристику причин и условий, вследствие которых несовершеннолетний оказался в социально опасном положении;
4) основные направления деятельности субъектов по социально-педагогической реабилитации несовершеннолетнего и (или) по предупреждению совершения им правонарушений и антиобщественных действий (далее – основные направления деятельности субъектов) (с указанием наименования органа или учреждения, осуществляющего данное направление деятельности);
5) меры по контролю за реализацией основных направлений деятельности субъектов; Копия постановления комиссии направляется руководителю органов и учреждений системы профилактики, участвующих в реализации программы. В комиссии в обязательном порядке должна быть информация о направлении копии постановления и программы ИПР в органы и учреждения системы профилактики, привлеченных к работе с подростком. Правовым основанием для начала индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и их семьями, находящимися в социально опасном положении, является постановление (или решение) комиссии.
Выполнение индивидуальных программ реабилитации и адаптации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, осуществляют в пределах своей компетенции органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, как правило, расположенные в муниципальном образовании, на территории которого постоянно проживает лицо, в отношении которого проводится индивидуальная профилактическая работа. На основании постановления комиссии и определенных в программе ИПР основных направлений деятельности разрабатывается План мероприятий проводимых в рамках реализации программы ИПР (далее - индивидуальный план мероприятий), направленный на устранение причин и условий, способствующих социально опасному положению несовершеннолетнего.
Индивидуальный план мероприятий разрабатывается и реализуется в соответствии с ведомственными правовыми актами и в пределах компетенции специалистов, а также содержит перечень конкретных мероприятий (в рамках определенного в программе ИПР направления деятельности субъекта), цели, сроки проведения. Сведения о реализации мероприятий, предусмотренных индивидуальным планом мероприятий, направляются в комиссию в соответствии с установленными сроками.
Информация о работе с несовершеннолетним и его семьей, должна отражать сведения о проведенных мероприятиях, исходя из индивидуального плана работы и предложений по дальнейшей работе с подростком, в отношении которого реализуется программа ИПР. Вся информация о реализации мероприятий ИПР с несовершеннолетним и его семьёй направляется в территориальную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав. Комиссия формирует накопительное (личное) дело в отношении несовершеннолетнего и его семьи, обеспечивает беспрепятственный доступ к данной информации всех исполнителей, привлеченных к реализации программы ИПР.
Карта несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении, - документ персонифицированного учета, в котором отражаются предоставленные органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних сведения, необходимые для проведения индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении. | Карта семьи, находящейся в социально опасном положении, - документ персонифицированного учета, в котором отражаются предоставленные органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних сведения, необходимые для проведения индивидуальной профилактической работы в отношении членов семьи, находящейся в социально опасном положении. | |
Индивидуальная программа реабилитации и адаптации несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении, правовой акт, устанавливающий план мероприятий, выполнение которых органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних необходимо для проведения индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении, и членов его семьи. |
Накопительное (личное) дело несовершеннолетнего/семьи, находящихся в социально опасном положении, содержит такие документы, как:
- карта несовершеннолетнего/семьи, находящихся в СОП;
- персональные данные несовершеннолетних, членов семьи;
- копия постановления комиссии о постановке семьи на ПУ;
- программа ИПР, утвержденная на заседании комиссии;
- акты проверок жилищно-бытовых, социально-бытовых условий проживания несовершеннолетних/семьи;
- характеризующие материалы на несовершеннолетнего, его родителей или лиц, их заменяющих;
- переписка с органами и учреждениями системы профилактики по вопросам ведения профилактической работы с несовершеннолетним/семьей;
- копии обзорных рапортов или информаций об исполнении мероприятий ИПР;
- другая информация о работе с семьей/несовершеннолетними;
- копия постановления комиссии о снятии семьи с персонифицированного учета (после окончания работы с семьей).
Всем субъектам системы профилактики безнадзорности района рекомендовано оформлять аналогичные накопительные (личные) дела.
Федеральный закон № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» разрешает определять сроки индивидуальной профилактической работы по усмотрению субъекта профилактики, давая ему для этого определенные ориентиры.
К ним относится:
1) срок, необходимый для оказания социальной и иной помощи несовершеннолетним;
2) срок для устранения причин и условий, способствовавших безнадзорности, беспризорности, правонарушениям или антиобщественным действиям несовершеннолетних;
3) срок, минимально необходимый для устройства несовершеннолетнего. Федеральным законом установлен предельный срок в случаях:
- достижения совершеннолетия (18 лет);
- наступления других обстоятельств, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
К этим обстоятельствам относятся определяемые судом сроки таких наказаний, как исправительные, обязательные работы, либо испытательный срок при условном осуждении, который определяется судом в соответствии с ч. 3 ст. 73 Уголовного кодекса РФ.
В течение указанных сроков с несовершеннолетними проводится индивидуально-профилактическая работа (срок реализации программы устанавливается на весь срок, установленный судом). По окончанию срока наказания несовершеннолетний подлежит снятию с учета. Исключение составляют случаи, когда по истечению сроков, установленных судом, в поведении подростка отсутствует положительная динамика, подросток продолжает вести асоциальный образ жизни, имеет отрицательные характеристики по месту жительства и учебы, то в отношении несовершеннолетнего данной категории продолжается реализации программы ИПР.
В программу ИПР вносятся дополнительные изменения по реабилитации, с исключением из программы ИПР направлений деятельности осуществляемых сотрудниками уголовно-исполнительных инспекций (в соответствии с ведомственными правовыми актами в уголовно- 6 исполнительных инспекциях УФСИН России по Свердловской области данные подростки снимаются с учета независимо от образа жизни и характеристики).
Основным единым критерием в установлении сроков проведения индивидуальной профилактической работы должна быть сравнительная динамика позитивных изменений в жизни подростка, оказавшегося в социально-опасной ситуации.
Минимальный срок для наблюдения динамики позитивных изменений в поведении подростка в соответствии с рекомендациями психологов и социальных педагогов необходимо устанавливать не менее 6-ти месяцев.
В ходе реализации программы индивидуальной профилактической работы территориальная комиссия совместно с субъектами системы профилактики вправе организовывать проверки несовершеннолетнего по месту жительства или учебы (т.е. проводит мониторинг и несет на себе ответственность за выводы и предложения, сформулированные в итоговых предложениях). На основании отчётов и письменных информаций всех субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, задействованных в реализации мероприятий ИПР, наметившейся динамики в поведении несовершеннолетнего и с учетом мнения членов территориальной комиссии принимается решение:
- о продлении сроков проведения мероприятий, предусмотренных программой индивидуальной профилактической работы;
- о дополнительных мерах по реабилитации;
- об изменении ответственного исполнителя;
- о направлении представлений в органы и учреждения системы профилактики по фактам бездействия или ненадлежащего исполнения своих обязанностей должностными лицами в отношении несовершеннолетнего;
- о прекращении индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетнего и снятии его с учета.
Основаниями прекращения индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетнего и снятии его с учета может быть успешная реабилитация, выезд на другое постоянное место жительство, достижение совершеннолетия (эмансипации, вступлении в брак - Гражданский кодекс РФ), осуждение в места лишения свободы и т.п.