Глава 2. Корпусный анализ




Для эксперимента были выбраны посессоры, которых называют существительные родства, а именно мама, папа, бабушка и дедушка. Данный выбор обусловлен тем, что слова пар мама-папа и бабушка-дедушка являются нейтральными понятиями с точки зрения синтаксиса, что удобно для проведения эксперимента, в то время как другие слова, например, брат, сестра практически не употребляются в посессивных конструкциях с притяжательными прилагательными, что предопределяет выбор конструкции испытуемыми.

Перед началом онлайн-опроса было произведено исследование в Национальном корпусе русского языка (https://ruscorpora.ru/, 2017). В основном корпусе в графе Лексико-грамматический поиск вводились слова «мамин», «папин», «бабушкин», «дедушкин». Ниже выбирались такие семантические признаки, как «существительное предметное», относящиеся к следующим категориям: одежда и обувь, инструменты, еда и напитки, транспортные средства, посуда, а также «существительное непредметное», относящиеся к категориям контакт и опора, эмоция, речь, поведение и поступки человека, взаимодействие и взаимоотношение. Запрос выдал следующие результаты:

Мамин + предметное существительное: 236 документов, 330 вхождений

Мамин + непредметное существительное: 166 документов, 235 вхождений

Дедушкин + предметное существительное: 27 документов, 36 вхождений

Дедушкин + непредметное существительное: 25 документов, 35 вхождений

Папин + предметное существительное: 60 документов, 93 вхождения

Папин + непредметное существительное: 67 документов, 117 вхождений

Бабушкин + предметное существительное: 89 документов, 110 вхождений

Бабушкин + непредметное существительное: 104 документа, 147 вхождений

ЕПОЧКИН МАТРЕШКИН!!! МАША Я РУГАЮСЬ! Я ТЕБЕ ГОВОРИЛА СДЕЛАТЬ ЭТО ТАБЛИЦЕЙ!!!! ЧТОБЫБЫЛО ВИДНО! ТАК ВЭТО НЕКРАСИВО И СРАЗУ ДЕШЕВИТ РАБОТУ

Далее в графе Грамматические признаки было выбрано имя существительное, а в графе Семантические признаки выбирались предметные и непредметные существительные, называющие корреляторов тех же категорий, что и в первой части корпусного анализа. Ниже в графе Слово вводились слова «мама», «папа», «бабушка», «дедушка» с грамматическими признаками существительное в родительном падеже. Запрос выдал следующие результаты:

Предметное существительное + мамы: 25 документов, 25 вхождений

Непредметное существительное + мамы: 178 документов, 239 вхождений

Предметное существительное + дедушки: 23 документа, 23 вхождения

Непредметное существительное + дедушки: 56 документов, 66 вхождений

Предметное существительное + папы: 34 документа, 36 вхождений

Непредметное существительное + папы: 145 документов, 229 вхождений

Предметное существительное + бабушки: 30 документов, 31 вхождение

Непредметное существительное + бабушки: 166 документов, 273 вхождения

АААААААААААААААААААААААААААААААААА

По результатам корпусного анализа можно сделать вывод о том, что посессивная конструкция с притяжательным прилагательным в письменной речи используется намного чаще, чем конструкция с существительным родства в родительном падеже. Также выяснилось, что посессивная конструкция с притяжательным прилагательным чаще используется в сочетании с предметными корреляторами, а конструкция с существительным в родительном падеже более применима к непредметным корреляторам.

Глава 3. Эксперимент 1

4.1 Подготовка к эксперименту

После исследования материала и корпусного анализа было проведено онлайн-опрос, позволяющий проверить, какая из конструкций наиболее часто употребляется людьми в письменной речи в современном русском языке, а также проследить зависимость выбора конструкции от контекста и категории существительного, выступающего в роли коррелятора.

В ходе эксперимента используются понятия независимой переменной (independent variable) той переменной, которую экспериментатор так или иначе изменяет; и зависимой переменной (dependent variable), которая, напротив, является результатом изменений независимой переменной – за ее изменениями экспериментатор только наблюдает (Федорова 2008: 11).

В данном эксперименте независимой переменной является абстрактность и предметность существительного. Зависимая переменная – притяжательное прилагательное или родительный падеж существительного.

Опрос состоял из:

1) Вопросов об испытуемом (возраст, образование, специальность)

2) 5 пробных предложений

3) 16 экспериментальных (стимульных) предложений

4) 16 филлеров (отвлекающих предложений)

Филлеры (fillers) являются важной частью почти любого экспериментального дизайна. По структуре филлеры должны отличаться от экспериментальных предложений. Самое распространенное, классическое, соотношение отвлекающих предложений и экспериментальных – 2:1, т.е. филлеров должно быть в два раза больше, чем экспериментальных предложений. Филлеры в эксперименте необходимы для отвлечения внимания испытуемого от собственно экспериментальных предложений, что важно для того, чтобы испытуемый не догадался об истинной цели эксперимента (Федорова 2008: 11).

Несколько тренировочных предложений (4-10), которые не отличаются от филлеров, используют для того, чтобы на примерах показать испытуемому, как он будет выполнять задания (Там же, 12).

Выбор количества стимульных предложений обусловлен тем, что «каждое условие должно быть представлено в среднем восемью различными элементами (минимальное требование – по 4 элемента на каждое условие)» (Федорова 2008: 13). Мы имеем 2 условия – 2 независимые переменные (абстрактное и предметное существительное), на каждое из которых должно быть представлено по 8 элементов. Таким образом, минимальное количество экспериментальных блоков для нашего эксперимента составляет 2х8=16.

Распределение по листам см. Приложение 1

Задачей испытуемых было перефразировать данные предложения так, чтобы сохранить их смысл. Особое внимание испытуемых обращалось на то, что каждый ответ должен состоять из двух слов.

В Интернет было выложено два опроса, составленные в соответствии с листом 1 и листом 2.

В первом опросе приняло участие 54 человека. Во втором опросе испытуемых было 52.

 

4.2 Результаты эксперимента

  Притяжательные прилагательные Родительный падеж
Помощь, которую оказывает папа    
Очки, которые носит папа    
Забота, которую проявляет мама    
Варенье, которое сварила мама    
Поддержка, которую оказывает бабушка    
Шаль, которую связала бабушка    
Победа, которую одержал дедушка    
Домик, который построил дедушка    
Монолог, который начал папа    
Галстук, который купил папа    
Поцелуй, который шлет мама    
Картина, которую нарисовала мама    
Подсказка, которую делает бабушка    
Книга, которую читает бабушка    
Интерес, который проявляет дедушка    
Орден, который вручили дедушке    
Торговля, которой занимается папа    
Машина, которую водит папа    
Достижение, которое сделала мама    
Сумка, которую носит мама    
Образование, которое получила бабушка    
Сковородка, которую купила бабушка    
Решение, которое принял дедушка    
Самолет, которым управляет дедушка    
Наблюдение, которое сделал папа    
Ложка, которой ест папа    
Требование, которое огласила мама    
Шарф, который носит мама    
Претензия, которую предъявляет бабушка    
Кружка, из которой пьет бабушка    
Повышение, которое получил дедушка    
Телевизор, который выиграл дедушка    

 

ЭТО МЫВЫНОСИМ В ПРИЛОЖЕНИЕ

Из всех 106 ответов были выбраны те, которые соответствовали условиям эксперимента.

Нам не важны варианты перефразирования пробных предложений и филлеров, поэтому они не были проанализированы. Корреляторами в стимульных предложениях являлись предметные существительные и непредметные существительные, обозначающие направленность действия.

4.3 Итог эксперимента

В ходе эксперимента выяснилось, что не были учтены условия прайминга - явления имплицитной памяти, при котором обработка воздействия заданного стимула определяется предшествующим действием того же самого или подобного стимула (https://dic.academic.ru/ ЗДРАСТЕ, ЭТО ЧТО ЗА ССЫЛКА ТАКАЯ?). То есть использованные в эксперименте филлеры настраивали испытуемых на причастные конструкции, вследствие чего большинство стимульных предложений было перефразировано неверно. Сбивали испытуемых также и глаголы основных предложений, которые были употреблены с целью избегания указания на принадлежность одного предмета другому. Более того, было получено множество негативных отзывов на объем опроса.

Исходя из этого, было решено провести дополнительный эксперимент с учетом всех ошибок.

 

Глава 4. Эксперимент 2

5.1 Подготовка к эксперименту

Данный эксперимент отличается от предыдущего тем, что филлеры теперь имеют вид стимульных предложений и не настраивают испытуемых на определенный манер. Стимульные предложения имеют вид причастных оборотов или содержат глагол, указывающий на принадлежность.

Эксперимент состоит из:

1) 8 стимульных предложений

2) 8 филлеров

Распределение по листам см. в Приложении 2

Опрос, составленный в соответствии с листом 1, набрал 78 ответов. Опрос по листу 2 прошло 39 человек.

5.2 Результаты эксперимента

  Притяжательные прилагательные Родительный падеж
Достижение, которое принадлежит папе    
Галстук, который носит папа    
Проявляемая мамой забота    
Нарисованная мамой картина    
Подсказка, которую делает бабушка    
Книга, которой обладает бабушка    
Требование, которое озвучил дедушка    
Орден, который имеет дедушка    
Сделанное папой наблюдение    
Принадлежащая папе машина    
Высказанное мамой недовольство    
Шарф, который носит мама    
Оказываемая бабушкой поддержка    
Кружка, которая принадлежит бабушке    
Принятое дедушкой решение    
Читаемая дедушкой газета    

ЭТО ВОТ КАК РАЗ И НУЖНО В ПРИЛОЖЕНИЕ

А СЮДА ВСТАВЬ ТЕ ДИАГРАММКИ! И ПРОКОММЕНТИРУЙ ИХ

ИЗ ЭТОЙ ТАБЛИЦЫЧЕЛОВЕК НИЧЕГО НЕ ПОЙМЕТ

Наглядные результаты эксперимента см. в Приложении 3

Из 117 ответов были выбраны те, которые соответствовали условиям опроса.

5.3 Выводы

По результатам эксперимента можно сделать вывод о том, что посессивная конструкция притяжательное прилагательное со значением родства + существительное используется людьми чаще, чем конструкция существительное + существительное родства в родительном падеже.

Конструкции с притяжательными прилагательными наиболее часто употребляются в случаях, когда с посессорами «папа» и «бабушка» сочетаются предметные корреляторы, а с посессорами «мама» и «дедушка» - абстрактные корреляторы.

Посессивные конструкции с родительным падежом существительных, называющих посессоров, чаще употребляются, когда посессоры «мама» и «дедушка» сочетаются с абстрактными корреляторами. Наименее употребительным является сочетание посессора «мама» с предметным коррелятором, при этом количество выбранных конструкций с родительным падежом посессоров с остальными корреляторами – «папа», «бабушка», «дедушка» – является приблизительно равным.

 

 

Заключение

В ходе данного исследования была собрана информация, содержащая теоретически корректные случаи и правила употребления той или иной конструкции. Далее эта информация была проверена в Национальном корпусе русского языка, что показало, как эти правила реализуются в литературной речи. Экспериментальным путем была проверена частота употребления конструкций, а также зависимость выбора конструкции от абстрактности и предметности существительного, называющего коррелятора, в письменной речи людей.

Эксперимент показал, что посессивная конструкция с притяжательными прилагательными родства употребляются людьми намного чаще, поэтому гипотеза 2 была опровергнута.

Гипотеза 1, напротив, подтвердилась.

Список использованной литературы

1. Апресян Д.Ю. Лексическая семантика. Синонимические средства языка – М.: Наука, 1974, 366 с.

2. Арутюнова Н. Д. Синтаксис // Лингвистический энциклопедический словарь / Под ред. В. Н. Ярцевой. — М.: Советская энциклопедия, 1990. — 685 с.

3. Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов. М. Ком-Книга, 2007. 570 с.

4. Бондарко А.В. (Ред) Теория функциональной грамматики: Локативность. Бытийность. Посессивность. Обусловленность / СПб.: “Наука”, 1996. 229 с.

5. Гриншпун Б.М. Притяжательные прилагательные с суффиксом -ин, -ов в современном русском языке, М., 1967.

6. Зиброва Р. В. Семантика адъективных и генитивных однокорневых определений в современном русском языке: автореф. дис. канд. филол. наук. Воронеж, 1984. 18 с.

7. Макарова С.Я. Родительный падеж принадлежности в русском языке, Труды Института языкознания АН СССР, 1954, с. 7-29.

8. Нелюбин Л.Л. Толковый переводоведческий словарь: - М.: Флинта: Наука, 2003

9. Стеценко А. Н. Исторический синтаксис русского языка. М. Высш. шк., 1972. 360 с.

10. Фёдорова О.В. Основы экспериментальной психолингвистики: принципы организации эксперимента: Учебное пособие. — М.: Спутник+, 2008. — 24 с.

11. Seiler H. Possession as an operational dimension of language. Tubingen, 1983, 47с.

 

Интернет-ресурсы

 

1. Посессивность /Онлайн-энциклопедия Кругосвет https://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/lingvistika/POSESSIVNOST.html

2. Национальный корпус русского языка https://ruscorpora.ru/

3. Онлайн-словарь Академик

https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1661952

 

Приложение 1

Блок Лист 1 Лист 2
пробный Метеорит, который летит Метеорит, который летит
пробный Певица, которая выступает в опере Певица, которая выступает в опере
пробный Поступок, который совершают мужчины Поступок, который совершают мужчины
пробный Огни, которые горят Огни, которые горят
пробный Лодка, в которой плавают рыбаки Лодка, в которой плавают рыбаки
  Помощь, которую оказывает папа Очки, которые носит папа
  Варенье, которое сварила мама Забота, которую проявляет мама
филлер Суп, который сварен из овощей Суп, который сварен из овощей
филлер Судья, который сосредоточен Судья, который сосредоточен
  Поддержка, которую оказывает бабушка Шаль, которую связала бабушка
филлер Девушка, которая поет Девушка, которая поет
  Домик, который построил дедушка Победа, которую одержал дедушка
филлер Укроп, который нарезан Укроп, который нарезан
филлер Свитер, который сделан из кашемира Свитер, который сделан из кашемира
  Монолог, который начал папа Галстук, который купил папа
  Картина, которую нарисовала мама Поцелуй, который шлет мама
филлер Кремль, который находится в Москве Кремль, который находится в Москве
филлер Торт, который состоит из ягод Торт, который состоит из ягод
  Подсказка, которую делает бабушка Книга, которую читает бабушка
  Орден, который вручили дедушке Интерес, который проявляет дедушка
филлер Сериал, который смотрит молодежь Сериал, который смотрит молодежь
  Торговля, которой занимается папа Машина, которую водит папа
  Сумка, которую носит мама Достижение, которое сделала мама
филлер Язык, на котором говорят иностранцы Язык, на котором говорят иностранцы
филлер Одежда, которую носят дети Одежда, которую носят дети
  Образование, которое получила бабушка Сковородка, которую купила бабушка
  Самолет, которым управляет дедушка Решение, которое принял дедушка
филлер Пальто, которое предназначено только для девочек Пальто, которое предназначено только для девочек
  Наблюдение, которое сделал папа Ложка, которой ест папа
  Шарф, который носит мама Требование, которое огласила мама
филлер Музыка, которую издает орган Музыка, которую издает орган
  Претензия, которую предъявляет бабушка Кружка, из которой пьет бабушка
филлер Суматоха, которая бывает перед свадьбой Суматоха, которая бывает перед свадьбой
филлер Работа, которая проделана Работа, которая проделана
  Телевизор, который выиграл дедушка Повышение, которое получил дедушка
филлер Маяк, который подает сигнал Маяк, который подает сигнал
филлер Волна, которая разрушает Волна, которая разрушает

Приложение 2

Блок Лист 1 Лист 2
филлер Сумка, о которой мечтают Сумка, о которой мечтают
  Галстук, который носит папа Достижение, которое принадлежит папе
филлер Язык, на котором говорят иностранцы Язык, на котором говорят иностранцы
  Проявляемая мамой забота Нарисованная мамой картина
филлер Событие, которое ждут Событие, которое ждут
  Книга, которой обладает бабушка Подсказка, которую делает бабушка
  Требование, которое озвучил дедушка Орден, который имеет дедушка
филлер Озера, расположенные в Норвегии Озера, расположенные в Норвегии
филлер Еда, которую готовят в Скандинавии Еда, которую готовят в Скандинавии
  Принадлежащая папе машина Сделанное папой наблюдение
филлер Красота, которой наделён лес Красота, которой наделён лес
  Высказанное мамой недовольство Шарф, который носит мама
  Кружка, которая принадлежит бабушке Оказываемая бабушкой поддержка
филлер Страны, которые относят к Азии Страны, которые относят к Азии
филлер Связанные с наукой фильмы Связанные с наукой фильмы
  Принятое дедушкой решение Читаемая дедушкой газета

 

 

Приложение 3



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: