МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ»)
Кафедра теории, методики и менеджмента дошкольного образования
ПРОЕКТ на тему:
«Переработка бумаги и её вторичное использование»
Выполнили студентки
Булатова Ю.Р.
Бутенко П.М.
Долматова Н.А.
группа ОФ- 402/096-5-1
Научный руководитель:
Артеменко Б.А., к.б.н.,
доцент кафедры ТМиМДО
Челябинск, 2019 г.
Содержание
Введение. 3
1. Подготовительный этап. 8
2. Содержательный этап. 10
3. Заключительный этап. 11
Список литературы.. 12
Приложение 1. 13
Приложение 2. 16
Приложение 3. 18
Приложение 4. 19
Приложение 5. 20
Введение
Актуальность. Многие исследователи и педагоги подчеркивают значимость и необходимость экологического воспитания дошкольников. По Я.А. Коменскому правильное воспитание должно быть природосообразным. Как известно, он считал человека частью природы и утверждал, что все в природе подчинено единым и универсальным законам.
Экологическое образование детей – это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды. Экологические знания, полученные в детстве, помогут ребенку ориентироваться в окружающей его действительности, правильно понимать её. Но самое главное - положат начало осознанному отношению к природе, определению своего места в ней в будущем.
|
Как известно, потребности в бумажных изделиях возрастают с каждым днём, но вместе с этим возрастают и масштабы количества вырубленных лесов. Актуальность нашего проекта заключается в том, что на данный момент потребительское отношение к природе, небрежное и необдуманное использование ее ресурсов без осуществления мер по их восстановлению постепенно уходят в прошлое. В наши дни люди начали думать об истощении природных ресурсов и всячески стараются исправить ситуацию.
Таким образом, чтобы сохранить лес, дать ему время на полноценное восстановление, целесообразно придумать способы вторичной переработки бумаги и картона. Переработка макулатуры имеет большое значение, так как позволяет экономить один из важнейших ресурсов нашей планеты - древесное сырьё.
Объект исследования: Переработка макулатуры.
Предмет исследования: Вторично переработанная бумага.
Цель: Формирование экологической культуры, экономного, бережного отношения к изделиям из бумаги и картона у детей дошкольного возраста; развитие навыков самостоятельной исследовательской деятельности; осознание детьми переработки и вторичного использования бумаги.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить детей с историей создания бумаги, с процессом создания бумаги в настоящее время и вторичной переработки бумажного сырья;
- Обобщить знания детей о бумаге и картоне, их видах и свойствах;
- Продолжать формировать представления детей о дереве, его качествах и свойствах, о роли леса в жизни человека;
|
- Познакомить детей с изготовлением бумаги из старых газет в условиях детского сада;
- Провести социологический опрос родителей, чтобы выявить осведомленность взрослых об использовании вторичного бумажного сырья;
Развивающие:
- Способствовать развитию практических исследовательских умений и навыков у детей дошкольного возраста;
- Способствовать взаимодействию родителей и детей в творческой деятельности в ходе проекта.
Воспитательные:
- Воспитывать любовь и бережное отношение к лесному богатству, интерес к познанию окружающего мира, любознательность;
- Сформировать экологическую культуру у детей дошкольного возраста.
Материально-техническое обеспечение проекта: Методическая и художественная литература, иллюстрации, м акулатура, компьютер, проектор для создания и показа мультимедийных презентаций, видео-фильмов и мультфильмов.
Срок реализации: Краткосрочный
Участники проекта: Дошкольная образовательная организация, дети старшего дошкольного возраста и родители (законные представители), педагоги ДОО.
Структура проекта:
1. Подготовительный этап (1, 2 недели);
2. Содержательный этап (3 неделя);
3. Заключительный этап (4 неделя).
Ожидаемые результаты проекта:
- Изучить с детьми историю возникновения бумаги, познакомить их с технологией производства бумаги (просмотр видеоролика).
- Познакомить со способом вторичной переработки бумаги и её дальнейшим использованием.
Планирование образовательной деятельности на месяц
Неделя | Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница |
Просмотр мульт-фильма “Бумажки” | НОД “История появления бумаги” | НОД “Изготовление бумаги в настоящее время” | Изобрази-тельная деятельность на тему “Бумага в нашей жизни” | Беседа “О макулатуре” | |
Аппликация “Лес” | Просмотр мульт-фильма “Бумажки” | Беседа “Зеленое богатство России” | Просмотр видео-фильма “Береги природу” | Сбор макула-туры в группе | |
Повторный сбор макулатуры. Подготовка к экспериментально-исследовательской деятельности | Экспериментально-исследовательская деятельность “Переработка бумаги” | Экспериментально-исследовательская деятельность “Переработка бумаги” | Экспериментально-исследовательская деятельность “Переработка бумаги” | Экспериментально-исследовательская деятельность “Переработка бумаги” | |
Экспериментально-исследовательская деятельность “Переработка бумаги” (Заключительный этап) | Подведение итогов экспериментально-исследовательской деятельности детей | Изготовление поделок из перерабо-танной бумаги | Выставка работ из переработанной бумаги | Награжде-ние |
|
Подготовительный этап
Неделя
Планирование образовательной деятельности на неделю
День недели | Мероприятие | Цель |
Понедельник | Просмотр мультфильма “Бумажки” | Познакомить детей с видами бумаги |
Вторник | НОД “История появления бумаги” (Приложение 1) | Дать представление о значении бумаги в жизни человека, о ее истории происхождения |
Среда | НОД “Изготовление бумаги в настоящее время” (Приложение 2) | Дать представление о значении бумаги в жизни человека, о ее производстве в современном мире |
Четверг | Изобразительная деятельность на тему “Бумага в нашей жизни” | Развивать художественно-эстетические способности |
Пятница | Беседа “О макулатуре” (Приложение 3) | Способствовать познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста. |
Неделя
Планирование образовательной деятельности на неделю
День недели | Мероприятие | Цель |
Понедельник | Аппликация “Лес” | Развивать художественно-эстетические способности |
Вторник | Просмотр мультфильма “Бумажки” | Познакомить детей со свойствами бумаги |
Среда | Беседа “Зеленое богатство России” (Приложение 4) | Способствовать активному участию каждого ребенка в решении проблемной ситуации. |
Четверг | Просмотр видеофильма “Береги природу” | Способствовать познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста. |
Пятница | Сбор макулатуры в группе | Собрать макулатуру |
Планируемый результат:
· Определение целей и задач по реализации проекта;
· Разработка занятий по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста;
· Методическое сопровождение реализации проекта.
Содержательный этап
Неделя
Планирование образовательной деятельности на неделю
День недели | Мероприятие | Цель |
Понедельник | Повторный сбор макулатуры. Подготовка к экспериментально-исследовательской деятельности | Собрать необходимый материал для экспериментально-исследовательской деятельности детей |
Вторник | Экспериментально-исследовательская деятельность “Переработка бумаги” (Приложение 5) | Получить бумагу в условиях детского сада из чеков, исписанных тетрадных листов и листов А4 |
Среда | Экспериментально-исследовательская деятельность “Переработка бумаги” (Приложение 5) | Получить бумагу в условиях детского сада из чеков, исписанных тетрадных листов и листов А4 |
Четверг | Экспериментально-исследовательская деятельность “Переработка бумаги” (Приложение 5) | Получить бумагу в условиях детского сада из чеков, исписанных тетрадных листов и листов А4 |
Пятница | Экспериментально-исследовательская деятельность “Переработка бумаги” (Приложение 5) | Получить бумагу в условиях детского сада из чеков, исписанных тетрадных листов и листов А4 |
Планируемый результат:
- Получение бумаги путём переработки предоставленных материалов.
Заключительный этап
Неделя
Планирование образовательной деятельности на неделю
День недели | Мероприятие | Цель |
Понедельник | НОД «Волшебный мир теней» | Сформировать представления о неживой природе; привить интерес к экспериментальной деятельности. |
Вторник | Просмотр мультфильма «Фиксики» | Познакомить с возможностями света |
Среда | Исследовательская деятельность «Свет и тень» | Привить интерес к исследовательской деятельности. |
Четверг | Театрализованная деятельность «Театр теней» | Способствовать развитию интереса к театральной деятельности; Способствовать развитию творческих способностей в области художественно-эстетического развития. |
Пятница | Опытно-экспериментальная деятельность в детской цифровой лаборатории «Наураша» модуль «Свет» (1.Опыт с красителем; 2.Опыт с отражателями; 3.Опыт с фильтрами.) | Сформировать преставления о свете, его источниках и свойствах; развивать познавательную активность в процессе анализа понятий «светло» и «темно». |
Планируемый результат:
- Изготовление и выставка работ из вторично переработанной бумаги.
Список литературы
1. Экологическое образование в дошкольных учреждениях: теория и практика.— М.: Ин-т развития профессионального образования, 1999.— 170 с.
2. Что такое экология. Методическое пособие для воспитателей детских садов. - Тамбов: ИПКРО, 1993.-53с.
3. Я познаю мир: Детская энциклопедия: История вещей. М.: Издательство АСТ;М.: Издательство Астрель, 2000.
4. Я и природа. Учебно-методический комплект по экологическому образованию дошкольников. — М.: Линка-Пресс, 1996. — 56 с.
5. https://ecology-of.ru/makulatura
Приложение 1
НОД “История появления бумаги”
Цель: способствовать познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Дать представление о значении бумаги в жизни человека, о ее истории происхождения, разнообразии и свойствах.
2. Развивать познавательную активность детей.
3. Способствовать активному участию каждого ребенка в решении проблемных ситуаций.
4. Формировать чувство заботы о природе через бережное отношение к бумажным предметам.
Оборудование: листы бумаги, презентация.
Ход работы
-Здравствуйте, ребята! Прекрасный сегодня день! Не отправиться ли нам в путешествие? А что же нам посетить сегодня?... Ну-ка закройте глаза….(шелест бумаги). Что это за шум? Верно, так шелестит бумага….а значит отправимся мы сегодня в бумажную страну. Возьмите все по листочку, пошелестите вместе – какой красивый звук – это волшебный звук. Он нам нужен, чтобы оказаться в Бумажной стране (дети шелестят). Прекрасно! Мы на месте! Садитесь за столы, сейчас мы познакомимся с этой удивительной страной поближе.
-Ребята, а почему страна называется Бумажной? (предположения детей). Верно, все, что связано с бумагой, находится там.
Бумага – необыкновенное изобретение человека, «источник мудрости», так как она помогает сберечь для будущих поколений наследие прошлого и настоящего. Бумага возникла в результате поиска материала для закрепления мыслей.
Сначала человек рассказывал о себе, высекая загадочные рисунки на стенах пещер, на камнях. Этим рисункам по пять с половиной тысяч лет.
Позднее на смену камню пришли глиняные таблички. Рисовали палочками по сырой глине, что было значительно легче, чем высекать изображение на камне. Это оказало огромное воздействие на развитие культуры.
Но человек не переставал искать более лёгкие и прочные материалы для письма. Так появились деревянные дощечки. Покрыв их краской или
воском, записи делали заострёнными палочками. Но они оказались тяжелыми в обращении и часто страдали из-за пожаров.
Глиняные дощечки были хрупкими, тяжёлыми, и люди стали искать другой материал для письма.
На Руси самый распространённым материалом для письма была береста- наружная часть берёзовой коры.
В Египте для письма служил папирус, достоинством которого были мягкость и гибкость. Для его производства брали стебель болотного растения (папируса, резали на тонкие ленты, которые складывали вместе и сушили под прессом). Ленты склеивали между собой в одно полотно, которое затем высушивали на солнце и разглаживали свиным зубом. На папирусных свитках писали заострённой палочкой, обмакивая её в краску растительного происхождения. Из них создавались целые библиотеки.
В Индии для письменности использовали пальмовые листья, которые потом аккуратно сшивали и заключали в деревянный переплёт.
В Европе для письма использовали пергамент — это обработанная кожа животных.
-Ребята, а вы знаете, откуда эта бумага берется? Она растет на дереве? Или ее можно выкопать из земли? (Ответы детей). Ну конечно, нет… хотя я вас не зря спросила про дерево.
Первые опыт в производстве бумаги принадлежит китайцам. Ручное изготовление бумаги освоили в Китае почти 2000 лет назад.
Бумагу изготавливают из волокон древесины растения, которое впоследствии получило название бумажного дерева. Процесс получения бумаги из этой древесины был следующим: кору толкли в воде, чтобы сделать волокна, и выливают полученную смесь на подносы, на дне которых находились длинные узкие полоски бамбука. Когда вода стекала, мягкие листы сушили на пластинах из бамбука.
Таким образом, мы узнали, что бумага возникла в результате поиска материала для закрепления мыслей, пройдя путь от рисунков на стенах пещер, глиняных и деревянных дощечек, бересты, папируса, пергамента. Что в Китае освоили первый опыт в изготовлении бумаги.
Приложение 2
НОД “Изготовление бумаги в настоящее время”
Цель: способствовать познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Дать представление о значении бумаги в жизни человека, о ее производстве в современном мире.
2. Развивать познавательную активность детей.
3. Способствовать активному участию каждого ребенка в решении проблемных ситуаций.
4. Формировать чувство заботы о природе через бережное отношение к бумажным предметам.
Оборудование: листы бумаги, презентация.
Ход работы
-Ребята предлагаю нам отправиться вновь в Бумажную страну, чтобы узнать, как же делают бумагу в наши дни? Чтобы это узнать, нам надо отправиться на бумажную фабрику. Туда привозят из леса брёвна- в основном хвойных пород. На фабрике машины сдирают с них кору, измельчают в щепки. Затем щепки сортируют по размеру на специальных ситах и отправляют в варку. Варят дерево в специальных машинах, куда наливают кислоту. Очищенная и разваренная древесина отбеливается, дробится на отдельные волокна и, превратившись в кашицу, попадает в бумагоделательную машину. Кашица выливается на сетку бумагоделательной машины. Она натянута на два вала и всё время вращается, как приводной ремень, перенося бумажную кашицу вперёд. Теперь она напоминает рыхлую сырую ленту. Сырая бумажная лента проходит через целый ряд валиков. Одни валики отжимают воду, другие, обогреваемые изнутри паром, высушивают её, третьи полируют. Наконец ровная белая лента выходит из машины и наматывается в огромный рулон. Потом эти рулоны отправляют в типографии или режут на листы, а потом сшивают в тетради. Спасая лес от вырубки, учёные придумали синтетические материалы, макулатуру, хлопчатобумажную ткань.
Таким образом, переходя из машины в машину, дерево превращается в белую и чистую бумагу. Для того, чтобы дерево пошло на изготовление бумаги, оно должно расти несколько десятков лет. Только тогда, когда из маленького саженца оно превратится в могучее крепкое дерево, из негоможно будет делать бумагу. Поэтому мы бережно должны обращаться с бумагой.
Приложение 3
Беседа «О макулатуре»
Цель: Способствовать познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста.
Мы уверены, что в скором будущем люди откажутся от производства бумаги из древесины. К сожалению, по той же причине, по которой они отказались от использования тряпья – нехватка сырья. Только вот, когда не стало хватать тряпок для производства бумаги, экология не пострадала. Тряпки – не лес. Но мы не хотим ждать, пока человечество одумается и прекратит вырубку лесов. Каждый из нас может помочь лесу, если будет бережно относиться к уже использованной бумаге – макулатуре.
Свалки завалены использованной бумагой – коробками, бумажными пакетами, тетрадями, книгами.
Из 1 тонны макулатуры можно изготовить 25 000 школьных тетрадей, которыми можно обеспечить десятки тысяч школьников!
В Германии, например, не выбрасывают бумагу – даже упаковку из-под пиццы они не выбросят, а бережно сложат и сдадут для переработки.
В Германии самый высокий уровень сбора макулатуры.
Но и в России набирает силу экологическое движение. В 2011 году стартовал Общероссийский проект «Спаси дерево», в рамках которого каждая третья пятница месяца была объявлена Единым днем сбора макулатуры.
Приложение 4
Беседа «Зеленое богатство России!»
Цель: Способствовать познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста.
Россия – великая лесная держава, половина всей земли ее покрыта лесом. Одна пятая часть всех лесов в мире – это наши русские леса. Целых 8 миллионов квадратных километров! Но качество русских лесов ухудшается очень быстро, они теряют свои экологические свойства – способность производить чистую воду и воздух. Основная причина проблем – деятельность человека.
У нас в России сейчас более чем 90 процентов леса вырубается методом сплошной вырубки, в результате чего почва разрушается, и леса не могут восстанавливаться.
Что может случиться с планетой, если лес будет уничтожен? Прекратится жизнь на Земле, потому что дышать будет нечем. Лес производит кислород, поглощает загрязнения воздуха, хранит влагу, регулирует климат. Ежегодно растения планеты выделяют в атмосферу свыше 25 миллиардов тонн кислорода. Лес – это чудо чудесное, радость в жизни! Я очень люблю лес. Летом мы всей семьей ходим в лес по грибы, собираем ягоды, лечебные травы, ходим в походы. Зимой катаемся на лыжах. Воздух в лесу такой чистый, прозрачный, ароматный, что невозможно надышаться! Так почему люди губят лес ради изготовления бумаги?
Факты об уничтожении леса:
Ежегодно вырубается 17 миллионов гектаров тропических лесов - из существующих 2-х миллиардов. Если так будет продолжаться, через 100 лет лес исчезнет! Каждую секунду с лица Земли исчезает лес размером с футбольное поле! На сегодняшний день Россия занимает первое место в мире по объемам и темпам вырубки лесов.
Чтобы на месте уничтоженного леса вырос новый должно пройти 80-100 лет.
Приложение 5
Экспериментально-исследовательская деятельность “Переработка бумаги”
Цель: Получить бумагу в условиях детского сада из чеков, исписанных тетрадных листов и листов А4.
Инструменты и материалы.
· Экран.
· Емкость для вымачивания сырья.
· Тазик, в котором будем лить бумагу. Размер его должен быть таким, чтобы внутрь полностью помещался экран и руки.
· Листы использованные
· Блендер.
· Хозяйственные нетканые салфетки.
Подготовка к отливке.
1. Рвем листы на куски и кладем в тазик с водой отмокать на 6 часов, чтобы бумага размокла.
2. После того, как бумага отмокла, необходимо разбить её блендером до жидкого состояния. Наливаем в блендер немного воды и кладём кусочки бумаги. Чем мельче помол — тем о раствор будет однороднее, и тем тоньше можно будет сделать листы.
Льем бумагу.
1. Наливаем чистую воду в таз для отливки и растворяем в ней бумажную кашу. Чем гуще консистенция, тем толще получатся листы.
2. Пришло время воспользоваться экраном. Кладем пустую рамку на рамку с сеткой, совмещаем края и сильно прижимаем друг к другу.
3. Опускаем рамки в раствор.
4. Поднимаем строго параллельно полу. Ждем, пока лишняя вода стечет.
5. Берем губку и снимаем излишки воды.
6. Кладем рамки на стол и снимаем верхнюю. Под ней — сформированный листочек.
7. Отделяем бумагу от сетки.
8. Переворачиваем бумагу на салфетку.
9. Необходимо пройтись по тыльной части сетки губкой и выбрать максимум влаги из листа.
10. Аккуратно поднимите рамку. Лист бумаги останется на салфетке.
11. После этого положите лист под пресс на 2-3 дня. Если листы сушить не под прессом, то они могут стать волнистыми.