Результативность технологического расчета и базирующееся на нем проектное решение зависит от грамотного выбора исходных данных, которые влияют на результаты последующих расчетов. В зависимости от принятой формы развития и характера проектируемого объекта исходные данные могут быть заданы или получены расчетным путем. Исходными данными для расчета производственной программы являются:
A c i - списочное количество автомобилей i -той марки;
l cc - среднесуточный пробег автомобилей;
Дрг - количество рабочих дней в году;
Т н - продолжительность работы автомобилей на линии (время в наряде);
Дпр - продолжительность простоя автомобиля в ТО и ТР в днях за цикл или год;
N i - число технических обслуживаний и ремонтов одного автомобиля за год;
L нi - нормативный пробег до i-го вида ТО и ТР;
ti н i - нормативная трудоемкость i-го вида ТО и ТР для конкретной марки автомобиля.
Нормативный пробег и нормативная трудоемкость ТО и ТР определяются экспериментально при проведении эксплуатационных испытаний автомобилей заводом-изготовителем или научно-исследовательскими организациями. Нормативы периодичности и трудоемкости ТО и ТР для основных марок отечественных автомобилей приведены в Приложении 6.1.
Периодичности технического обслуживания прицепов и полуприцепов устанавливается равной периодичностям обслуживания их тягачей.
Нормативные значения пробегов до i-го вида ТО и ТР корректируются по реальным условиям работы с помощью коэффициентов, учитывающих следующие факторы:
К 1 - условия эксплуатации автомобилей;
К 2 - модификации автомобилей и организация работы;
К 3 - природно-климатические условия;
К 4 - пробег с начала эксплуатации;
К 5 - размеры АТП и количество совместимых групп подвижного состава.
Исходный коэффициент корректирования равный 1,0 принимается для эталонных условий работы предприятия: первой категории условий эксплуатации, базовых моделей автомобилей, умеренного климатического района с умеренной агрессивностью окружающей среды, подвижного состава с пробегом с начала эксплуатации равным 0,5 - 0,75 от пробега до капремонта, АТП со списочным составом 200 - 300 единиц, состоящим из трех технологически совместимых групп автомобилей. Во всех остальных случаях технологические расчеты производятся с корректировкой в зависимости от условий эксплуатации, состояния подвижного состава, размера и разномарочности АТП. Классификация условий эксплуатации и значения коэффициентов корректирования приведены в Приложении 6.2.
6.1.1 Расчет производственной программы АТП
Производственная программа определяет количество технических обслуживании и текущих ремонтов, а также трудовые затраты на выполнение ТО и ТР за планируемый период времени (год, сутки) на весь парк автомобилей.
Учитывая, что в настоящее время капитальный ремонт не является обязательным техническим воздействием и практически уже не производится на авторемонтных заводах, представляется целесообразным выполнять только расчет годовой производственной программы.
Для расчета числа ТО за год необходимо предварительно установить годовой пробег автомобиля и периодичность обслуживания. Годовой пробег автомобиля L Г - можно определить из выражения:
L г =Дэ.г.∙ L сс = Др.г.∙ α Т∙ l cc, (6.1)
где Дэ.г - число дней эксплуатации автомобиля за год;
l cc - среднесуточный пробег автомобиля;
Др.г - число рабочих дней в году (при 6-ти дн. рабочей неделе-305 дн.);
α Т - коэффициент технической готовности.
Коэффициент технической готовности в свою очередь определяется по формуле:
, (6.2)
где - число дней эксплуатации за цикл:
, (6.3)
- количество дней простоя в ТО и ремонте за цикл:
, (6.4)
где - количество дней простоя в капремонте;
- удельный простой автомобиля в ТО и ТР на 1000 км пробега в днях (таблица 6.9.);
L к - пробег до капитального ремонта.
Таблица 6.9 - Продолжительность простоя подвижного состава в ТО и ремонте
Подвижной состав | Простои в ТО и ТР на АТП (дни/1000 км.) | Простои в капремонте (дни) |
Легковые автомобили | 0,30-0,40 | |
Автобусы (кроме большого класса) | 0,30 - 0,50 | |
Автобусы большого класса | 0,50 - 0,55 | |
Грузовые автомобили | ||
грузоподъемностью от 0,3 до 5,0 т | 0,40-0,50 | |
более 5,0 т. | 0,50-0,55 | |
Прицепы и полуприцепы | 0,10-0,15 | - |
Пробег до капремонта L к можно найти корректируя нормативный пробег до капремонта L нк коэффициентами К 1; К 2; К 3:
L к= L нк∙ K 1∙ K 2∙ K 3. (6.5)
Периодичность i -гo технического обслуживания определяется путем корректирования нормативной периодичности i -гo обслуживания L н i с помощью коэффициентов К 1 и К 3:
Li = L н i ∙ К 1 ∙ К 3. (6.6)
Для обеспечения технологичности выполнения техобслуживании, периодичность между различными видами обслуживания устанавливается кратной между собой, среднесуточным пробегом и пробегом до капремонта. Периодичность ЕО, равная среднесуточному пробегу принимается кратной периодичности ТО-1, периодичность ТО-1 кратной периодичности ТО-2, а периодичность ТО-2 кратной периодичности КР. Это позволяет совмещать проведение техобслуживаний с различной периодичностью. Полученная периодичность для удобства расчета округляется.
После определения периодичностей воздействий рассчитывается количество ТО на один автомобиль и весь парк автомобилей за год. Количество обслуживаний одного автомобиля за год (Ni Г) будет равно:
. (6.7)
Количество обслуживаний данного вида по всему парку автомобилей за год () составит:
, (6.8)
где А С - списочное количество подвижного состава.
При расчете количества воздействий необходимо учитывать то, что ТО-2 включает и объем работ совмещаемого ТО-1, а работы ЕО не совмещаются с другими видами обслуживания и выполняются только в зоне ежедневного обслуживания.
;
;
;
.
По годовому количеству i -гo вида технических воздействий определяется суточная программа обслуживаний данного вида Ni c:
. (6.9)
Суточная программа по каждому виду обслуживания (ЕО, ТО-1, ТО-2) является критерием для выбора метода ТО (поточная линия или универсальные посты). Применение поточной организации обслуживания становится целесообразной при минимальной суточной программе: для ЕО - более 100 обслуживаемых однотипных автомобилей; ТО-1 - более 12 - 15 автомобилей; ТО-2 - более 5 - 6 технологически совместимых автомобилей в сутки. При меньших суточных программах принимается метод обслуживания на универсальных постах.
6.1.2 Расчет трудоемкости ТО и ремонта автомобилей
Важное значение при технологических расчетах занимает расчет трудоемкостей ТО и ТР и определение годового объема работ по обслуживанию и ремонту автомобилей. Рассчитав объем работ можно определить потребное количество производственных рабочих, количество постов, рабочих мест.
Нормативная трудоемкость работ по техническим обслуживаниям (ЕО, ТО-1, ТО-2) и удельная трудоемкость работ по текущему ремонту на 1000 км пробега приведены в ОНТП для основных типов автомобилей и базовых марок, выпускаемых в СНГ. Нормативная трудоемкость i -гo обслуживания (t н) корректируется с помощью коэффициентов К2 и К 5:
t н = ti н ∙ K 2∙ K 5. (6.)
Удельная нормативная трудоемкость текущего ремонта (t н тр) корректируется с помощью коэффициентов K 1, K 2, K 3, K 4, K 5:
t ТР = t н ТР ∙ K 1∙ K 2∙ K 3∙ K 4∙ K 5. (6.)
Нормативы трудоемкости сезонного обслуживания (СО) в нормативных документах не приведены. Учитывая, что сезонное обслуживание выполняется совмещенно с ТО-2, предшествующим переходу на зимний и летний периоды, нормативы трудоемкости СО принимаются в процентах от трудоемкости ТО-2: для очень холодного и очень жаркого сухого климатических районов в размере 50 %; для холодного и жаркого в размере 30 %; для прочих районов - 20 %.
При расчетах необходимо учитывать, что нормативы трудоемкости ТО-1 и ТО-2 не включают трудоемкости ЕО.
Годовой объем работ по ТО (∑ Ti г) можно определить произведением числа технических воздействий за год на трудоемкость единицы воздействия:
– по ЕО:
∑ Т ЕО г = ∑ N EO г ∙ t EО = ∑ N EО г ∙ t н ЕО∙ K 2∙ K 5; (6.)
– по ТО-1:
∑ Т 1г = ∑ N 1г ∙ t TО-1 = ∑ N lг ∙ t н ТО-1∙ K 2∙ K 5; (6.)
– по ТО-2:
∑ Т 2г = ∑ N 2г ∙ t ТО-2 =∑ N 2г ∙ t н TО-2 ∙ К 2∙ К 5; (6.)
– по СО:
∑ Т СО =∑ N СО∙ t СО = A C∙2∙0,2∙ t TO-2. (6.)
Годовой объем работ по текущему ремонту для парка автомобилей (∑ Т ТР г) можно рассчитать:
. (6.)
Трудоемкость работ по техническому обслуживанию и ремонту парка автомобилей за год (∑ Т ТР)составит:
∑ Т ТР =∑ Т ЕО г+∑ Т 1г+∑ Т 2г+∑ Т ТР г+∑ Т СО г. (6.)
Нормативы трудоемкостей ТО и ТР не учитывают трудовые затраты на вспомогательные работы по техническому обслуживанию и ремонту производственного оборудования и инструмента предприятия, внутригаражные транспортные и погрузочно-разгрузочные работы, хранение, приемку и выдачу материальных ценностей, уборку производственных помещений и других вспомогательных работ по самообслуживанию предприятия. Трудоемкость вспомогательных работ на самообслуживание предприятия (Т сам) устанавливается в размере не более 30 % от объема суммарной трудоемкости технических обслуживании и текущего ремонта парка автомобилей за год:
∑ Т сам.г= ∑ Т г ∙0,3. (6.)
Общая трудоемкость всех работ по предприятию за год (∑ Т общ)будет:
∑ Т общ = ∑ Т г + ∑ Т сам.г. (6.)
Пример расчета производственной программы приведен в Приложении 6..
Выполним расчет годовых трудовых затрат для нашего примера:
ΣТеог= ΣNеог* tE0H*K2 *К5 =47269 * 0,50 * 1,2 * 1,05 = 29780 чел.час.
ΣТ1г = ΣN1г *tT0-1н *К2 *К5 = 2999 * 3,4 * 1,2 * 1,05 = 12848 чел.час.
ΣТ2г = ΣN2г *tT0-2н *К2 *К5 = 1000 * 14,5 * 1,2 * 1,05 = 18270 чел.час.
ΣТтрг = *tтp*Ac=
*tтpн*K1*K2*K3*K4*K5*Ac=
* 8,5 * 1,2 * 1,2 * 1,0 * 1,2 * 1,05 * 180=147987 чел.час.
Дополнительная трудоемкость выполнения сезонных работ при подготовке автомобилей к работе в зимних или летних условиях составит:
Σ Тсог=Σ Ncoг * 0,2 *t2H*K2*K5= 1316 чел час.
Общая трудоемкость ТР и ТО парка автомобилей за год (Σ Тг):
ΣТтр =ΣТеог+ΣТ1г+ΣТ2г+ΣТтрг+ΣТсог=
29720,2+12633,5+17064,2+145122,6+1315,4 = 210201 чел.час.
Объем работ по самообслуживанию предприятия:
ΣТсам.г= ΣТг * 0,3= 210201 * 0,3 = 63061 чел.час.
Общая трудоемкость всех работ по предприятию за год:
ΣТобщ = ΣТг + ΣТсам.г = 210201 + 63061 = 273262 чел.час.
6.1.3 Расчет численности производственных рабочих
Зная трудоемкости работ по предприятию за год можно рассчитать численность производственных рабочих. При расчете численности рабочих различают технологически необходимое (Р т) и штатное (Р ш) количество рабочих.
Технологически необходимое количество рабочих определяется отношением годового объема работ Т г к годовому фонду времени одного рабочего места в одну смену Фм:
. (6.)
Годовой фонд времени рабочего места при шестичасовой рабочей неделе можно рассчитать по следующей формуле:
Фм = (Дкг-Дв-Дп)∙7-Дпп, (6.)
где Дкг - число календарных дней в году;
Дв - число выходных дней в году;
Дп - число праздничных дней в году;
7 - продолжительность рабочего дня;
Дпп - число предпраздничных дней.
Технологически необходимое количество рабочих не учитывает предоставление отпусков и невыход рабочих по болезни или другим уважительным причинам. Указанные факторы учитываются в штатном количестве рабочих:
, (6.)
где Фш - годовой фонд времени штатного рабочего.
Фш = Фм-(Дот + Дуп)∙7, (6.)
где Дот - число дней отпуска рабочего;
Дуп - число дней невыхода на работу по уважительным причинам.
Отношение технологически необходимого количество рабочих к их штатному количеству представляет собой коэффициент штатности К ш:
. (6.)
Годовой фонд времени ремонтных рабочих различных профессий, и коэффициенты штатности приведены в таблице 6.10.
Таблица 6.10 - Годовой фонд времени и коэффициенты штатности
Профессия рабочих | Годовой фонд времени, ч | Коэффициент штатности К ш | |
Явочного рабочего Фм | Штатного рабочего Фш | ||
Слесари, агрегатчики, мотористы, станочники, электрики, шиномонтажники, кузовщики, жестянщики, столяры, мойщики. | 0,889 | ||
Карбюраторщики, регулировщики топливной аппаратуры, вулканизаторщики, маляры, термисты, медники, аккумуляторщики,сварщики. | 0,879 | ||
Маляры, работающие с нитрокрасками | 0,778 |
Штатная численность рабочих распределяется по цехам, участкам, постам и видам работ. Примерное распределение трудоемкостей по видам работ и рабочим местам представлены в Приложении 6.3.
Выполним расчет потребности в штатном количестве рабочих и распределим их по видам работ для нашего примера. Для удобства распределения Рабочих по видам работ и рабочим местам расчеты выполним отдельно для каждого вида работ (ЕО, ТО-1, ТО-2 с СО, ТР, самообслуживание предприятия).
Для ЕО Принимаем 16 чел.
Для ТО-1 Принимаем 7 чел.
Для ТО-2
Для ТР Принимаем 81 чел.
Для работ по самообслуживанию
Принимаем 34 чел.
Общее количество штатных рабочих на предприятии Рш общ составит:
Ршобщ= 16 + 7+11 +81+34 =149 чел.
Далее, исходя из соотношения трудоемкости по видам работ, ремонтных
рабочих можно распределить по постам, цехам, участкам и рабочим местам. Потребное количество и размеры производственных постов, линий, цехов и участков определяется в процессе выполнения технологического проекта. Распределение рабочих по участкам и рабочим местам осуществляется с учетом примерного распределения трудоемкостей по этим видам работ (табл.5.2.-5.4.).
6.1.4 Расчет количества постов и линий ТО и ремонта
На основе установленной производственной программы, режима работы зон, выбранной организационной структуры и технологии ТО и ТР автомобилей производится расчет количества линий, специализированных и универсальных постов, распределение рабочих по постам, расчет и подбор оборудования.
Режим работы зон ТО зависит от режима работы автомобилей на линии. В целях максимального использования подвижного состава на линии, ЕО и ТО-1 выполняют в межсменное время, после возврата автомобилей с работы. Техническое обслуживание №2 отличается сложностью и относительно большей трудоемкостью, включающей работы специализированных цехов и участков и, как правило, выполняется в дневную смену, когда работают все эти цеха и участки.
Режим работы специализированных диагностических участков Д-1 и Д-2 зависит от режима работы зон ТО-1 и ТО-2. Участок диагностики Д-1 обычно работает одновременно с зоной ТО-1, а Д-2 с зоной ТО-2.
Режим работы зоны ТР составляет, как правило, две, а иногда и три смены. В дневную смену выполняются наиболее трудоемкие и сложные работы TP требующие участия производственных цехов и участков, а также работы устранению самопроявившихся отказов автомобилей. Во вторую и третью смену выполняются ремонтные работы, выявившиеся при техническом обслуживании и диагностировании и работы по заявкам водителей.
Расчет числа универсальных и специализированных постов.
Число отдельных постов ТО и ТР рассчитывается для каждой группы технологически совместимого подвижного состава и определяется соотношением годовой продолжительности постовых работ данного вида (T п i) к годовому фонду рабочей времени одного поста (Фп i):
, (6.)
где: - годовая трудоемкость вида воздействия по парку автомобилей;
K п i -доля постовых работ для данного вида воздействия (таблица 6.11, 6.12), исключаются работы, выполняемые в цехах, постах диагностики и других рабочих местах (для ТО-1 - 0,8-0,9; ТО-2 - 0,65-0,75; ТР - 0,35-0,45)
К см i - коэффициент, учитывающий долю объема работ, выполняемых в наиболее загруженную смену (для ТО-1 = 1, ТО-2 = 1, ТР = 0,5-0,6).
- коэффициент, учитывающий неравномерность объемов работ и поступления автомобилей на посты, вследствие случайности характера изменения техсостояния подвижного состава (1 - 1,4);
Дрг - число рабочих дней в году;
Т см-продолжительность смены (при шестидневной рабочей неделе - 7ч);
С - число смен;
Р п - число рабочих, одновременно работающих на посту (таблица 6.14);
η п - коэффициент использования рабочего времени поста, характеризующий уровень технологии и организации работ (0,85 - 0,95).
Таблица 6.14 - Число рабочих, одновременно работающих на посту
Тип автомобиля | Число рабочих на посту | |||
ЕО | ТО-1 | ТО-2 | ТР | |
Грузовой | 2-3 | 2-4 | 3-5 | 1-2 |
Легковой | 2-3 | 2-4 | 3-4 | |
Автобус | 2-4 | 3-5 | 4-5 | 1-2 |
Прицепы | 1-2 | 2-3 |