Поточный метод обслуживания может быть периодического или непрерывного действия. Поточные линии периодического действия могут использоваться при выполнении ТО-1 и ТО-2 в крупных предприятиях при суточном количестве обслуживании однотипных автомобилей ТО-1 более 12-15 автомобилей и ТО-2 более 5-6 автомобилей. Поточные линии непрерывного действия применяются для ЕО с использованием механизированных установок для мойки и сушки автомобилей при минимальной суточной программе не менее 100 обслуживаемых однотипных автомобилей.
Для расчета числа постов и линий при поточном методе организации работ по установленному режиму работы зоны ТО и суточной производственной программе определяется ритм производства R i данного вида обслуживания, представляющий собой время (мин), приходящееся на одно обслуживание этого вида:
, (6.)
где Т об i - продолжительность работы зоны ТО в течение суток, ч.;
N ic - число обслуживаемых в течение суток автомобилей.
Исходной величиной, характеризующей поточную линию является такт линии τ л, который представляет собой интервал времени между двумя последовательно сходящими с линии автомобилями, прошедшими обслуживание.
Такт линии можно определить из выражения:
, (6.)
где - трудоемкость данного вида обслуживания;
Р л - общее число рабочих, работающих на данной линии;
t п - время передвижения автомобиля с поста на пост, мин;
Х л - число постов на линии;
Р ср - среднее число рабочих на посту линии.
Для исключения простоев отдельных постов на линии необходимо, чтобы такт каждого из постов был равен такту линии:
. (6.)
Время передвижения автомобиля t п с поста на пост определяется:
, (6.)
где L a - габаритная длина автомобиля (автопоезда), м;
а - интервал между автомобилями, стоящими на двух последовательных постах, (1,2 - 2,0 м);
V а - скорость передвижения автомобиля между постами, (10 - 15м/мин).
Число поточных линий обслуживания m определяется из соотношения:
(6.)
или
, (6.)
где - пропускная способность одной линии.
Минимальная длина линии обслуживания по внутренним размерам здания L л определяется:
L л = L a∙ X л+ а (X л-1)+2 b, (6.)
где b - расстояние между автомобилем и воротами на первом и последнем постах линии (см. таблицу 6.).
В холодной климатической зоне длина линии увеличивается на два поста в тамбурах при въезде и выезде. Тамбуры служат для предотвращения интенсивного охлаждения помещения.
Поточные линии непрерывного действия ЕО при полной механизации работ по мойке и сушке и отсутствии операций, выполняемых вручную рассчитывается по числу механизированных установок (постов) на линии. Рабочие на линии отсутствуют за исключением оператора, управляющего механизированными установками. Такт такой линии определяется из выражения:
, (6.)
где -производительность механизированной моечной установки (принимается для легковых автомобилей 70 - 90 авт/ч, автобусов 60 - 80 авт/ч, грузовых 50-70 авт/ч).
Если на поточной линии непрерывного действия какие-то работы выполняются вручную (например, уборочные), то такт линии ЕО с долей ручных операций рассчитывается на скорость перемещения конвейера, позволяющую выполнять ручные работы в процессе передвижения автомобиля:
, (6.)
где V к - скорость передвижения конвейера (принимается 2-3 м/мин).
Число рабочих, занятых на ручных операциях (Р ЕО р) составит:
, (6.)
где m ЕО - количество линий ЕО;
t ЕО р- трудоемкость ручной доли работ при ЕО.
Выполним расчет количества постов и линий обслуживания и ремонта для приведенного ранее примера.
Расчет постов ТО-1.
При выполнении менее 12 воздействий в сутки рекомендуется производить ТО-1 на отдельных универсальных или специализированных постах.
Если для выполнения данного вида обслуживания предприятие будет иметь два поста с количеством рабочих - по 3 человека на каждый пост, то зона не сможет удовлетворить потребности в обслуживании. Решить эту проблему можно за счет увеличения количества одновременно работающих на посту. В нашем случае закрепление за обоими постами дополнительно одного рабочего позволит обеспечить необходимую пропускную способность зоны.
Расчет постов ТО-2.
По количеству суточных воздействий ТО-2 также целесообразно выполнять на отдельных постах.
При условии работы на каждом посту по 4 рабочих, для выполнения ТО-2 также необходимо иметь два поста, а чтобы зона успешно справлялась с объемом работ надо закрепить за обоими постами дополнительно одного рабочего.
В целях снижения затрат на строительство и содержание производственно-технической базы выполнение обоих видов обслуживания может быть обеспечено всего двумя универсальными постами, на которых в дневное время будет производиться ТО-2, а в ночную смену - ТО-1.
Расчет постов ТР.
Для обеспечения выполнения объемов постовых работ текущего ремонта на предприятии необходимо иметь 7 универсальных постов ТР. Предусматривается выполнение постовых работ текущего ремонта в 2 смены и одновременная работа на каждом посту 1,5 человек (3 рабочих на 2 поста).
Количество постов диагностики определяется так же, как и посты ТО и ТР. Трудоемкости диагностических работ составляют: Д-1 - 8-10 % от трудоемкости ТО-1; Д-2 - 6-10 % от трудоемкости ТО-2; при ТР предусмотрены диагностические работы с общим объемом 1,5-2,5 % от объемов ремонтных работ.
Расчет постов ЕО.
Для предприятий с суточным количеством воздействий более 100 ЕО рекомендуется выполнять обслуживания на поточной линии. Учитывая сложность выполнения ежедневного обслуживания для самосвального парка на механизированной поточной линии, рассмотрим вариант организации работ с ручным исполнением операций. Для выполнения всех видов специализированных работ (уборка, мойка, сушка и обтирка) на линии ЕО достаточно иметь три поста, с количеством работающих на линии 7-8 чел. в одну смену. Желательно, чтобы начало работы ЕО совпадало с началом возврата автомобилей с линии.
Ритм производства для ЕО составит:
Определим такт линии:
Определим потребное количество поточных линий ЕО:
Таким образом, чтобы обеспечить своевременное и качественное проведение ежедневных обслуживании автомобилей на предприятии достаточна иметь две трехпостовые поточные линии. В случае, если производительность линии будет недостаточной для выполнения установленного объема работ, то она может быть скорректирована за счет увеличения количества рабочих на линии.
6.1.5 Расчет технологического оборудования
К технологическому оборудованию относятся стационарные и переносные станки, стенды, приборы, приспособления, производственный инвентарь необходимые для выполнения работ по ТО и ТР подвижного состава. Количество основного технологического оборудования Q о рассчитывается по трудоемкости работ, фонду рабочего времени и загрузке оборудования.
, (6.)
где Т о - годовая трудоемкость работ на данном виде оборудования, чел.∙ч;
Фо - годовой фонд времени единицы оборудования, ч;
Р о - число рабочих, одновременно работающих на данном оборудовании; т) η0 - коэффициент использования оборудования (η о = 0,7 - 0,8).
Станочное оборудование механического цеха рассчитывается исходя из процентного соотношения между трудоемкостями основных видов станочных работ (см. таблицу 6.15).
Таблица 6.15 - Распределение трудоемкости основных видов станочных работ
Виды работ механического цеха | Распределение объема работ % |
Токарные | |
Револьверные | |
Фрезерные | |
Строгальные | |
Шлифовальные | |
Заточные | |
Сверлильные |
Складское оборудование определяется номенклатурой складских запасов. Подъемно-осмотровое и подъемно-транспортное оборудование определяется по числу механизированных постов, линий, участков и уровню механизации подъемно-транспортных операций. Комплексное оборудование определяется с учетом количества и специализации рабочих. Комплексное и другое технологическое оборудование подбирается по табелю технологического оборудования автотранспортного предприятия, каталогам гаражного оборудования и справочникам.
6.1.6 Расчет площадей зон, цехов и участков АТП
Площади по своему функциональному назначению подразделяются на три основные группы: производственно-складские, для хранения подвижного состава и вспомогательные.
В состав производственно-складских помещений входят зоны ТО и Р, производственные участки ТО, склады, а также технические помещения энергетических и санитарно-технических служб и устройств (компрессорные, трансформаторные, насосные, вентиляционные и т.п.). Для малых АТП при небольшой производственной программе некоторые участки с однородным характером работ, а также отдельные складские помещения могут быть объединены.
В состав площадей зон хранения (стоянки) подвижного состава входят площади стоянок (открытых и закрытых) с учетом площади, занимаемой оборудованием для подогрева автомобилей(для открытых стоянок).
В состав площадей административно-бытовых помещений предприятия согласно СниП 2.09.04-87 «Административные и бытовые здания» входят: санитарно-бытовые помещения, пункты общественного питания, здравоохранения (медицинские пункты), культурного обслуживания, управления, помещения для учебных занятий и общественных организаций.
В зависимости от поставленных задач площади рассчитываются двумя способами:
- по удельным площадям – на стадии технико-экономического обоснования и выбора объемно-планировочного решения, а также при предварительных расчетах;
- графическим построением – на стадии разработки планировочного решения.
Ориентировочный расчет площадей производственных помещений выполняется по удельным площадям на единицу оборудования и подвижного состава, уточнение площадей осуществляется с помощью графико-планировочного решения. Расчет площадей производится по формуле:
F 0 =f 0∙ К 0
где f 0 - площадь по габаритным размерам автомобилей и оборудования, м2;
К 0 - коэффициент плотности расстановки оборудования и автомобилей.
Значение коэффициента плотности зависит от вида выполняемых работ и в соответствии с нормативами технологического проектирования АТП и СТО устанавливается по производственным цехам и участкам (таблица 6.16).
Таблица 6.16 - Коэффициент плотности расстановки оборудования и автомобилей
№ п/п | Производственные зоны, цеха, участки | Коэффициент плотности К 0 |
Слесарно-механический, медницкий, аккумуляторный, электротехнический, ремонта приборов системы питания,обойный, малярный. | 3-4 | |
Агрегатный, шиномонтажный, ремонта оборудования и инструмента. | 3,5-4,5 | |
Сварочный, жестяницкий, арматурный, зона ТО и ТР автомобилей | 4-5 | |
Кузнечно-рессорный, деревообрабатывающий | 4,5-5,54 | |
Складские помещения | 2,5 |
См. Энциклопедию
Площадь зоны ТО и ТР зависит от вида и расстановки постов, которые могут быть прямоточными, тупиковыми прямоугольными и тупиковыми косоугольными, а также от расстановки оборудования, нормируемых расстояний между автомобилями на постах, между автомобилями и элементами здания или оборудованием и ширины проезда в зонах.
Расположение постов под углом к оси проезда, более удобна для заезда на них автомобилей и несколько сокращает ширину проезда. Однако, при этом удельная площадь здания, занимаемая таким постом, будет больше чем у тупикового прямоугольного, что иногда имеет существенное значение при принятии планировочного решения.
Нормируемые расстояния между автомобилями, а также между ними и элементами здания в зонах ТО и ремонта установлены строительными нормами и правилами в зависимости от габаритных размеров автомобилей (Приложение 6.4).
Площадь зоны хранения (стоянки) автомобилей зависит от числа автомобилей, находящихся на хранении, типа стоянки и способов расстановки автомобилей. Автомобиле-места хранения могут быть закреплены за определенными автомобилями. Число автомобиле-мест хранения при их закреплении за автомобилями соответствует списочному составу парка А С. Автомобиле-места могут быть обезличены, когда автомобили становятся на хранение на свободные места. Минимально необходимое число автомобиле-мест А ст при обезличенном хранении определяется из выражения:
А ст = А С - (А КР+ Х ТР+ Х ТО+ Х п) - А л, (6.)
где А КР - число автомобилей, находящихся в КР;
Х ТР - количество постов ТР;
Х ТО - количество постов ТО;
Х п - количество постов ожидания ТО и ТР;
А л - число автомобилей, отсутствующих на предприятии (круглосуточная работа на линии, командировки).
Стоянки могут быть закрытого, частично закрытого или открытого типа. Тип стоянки зависит от климатических условий, эксплуатационных и экономических факторов и типа подвижного состава. В холодных климатических условиях предприятия вынуждены строить теплые закрытые стоянки, в первую очередь для легковых автомобилей и автобусов. При отсутствии средств на строительство крытых стоянок, осуществляется обогрев автомобилей в зимнее время на открытых стоянках.
Геометрические размеры стоянки определяются габаритными размерами подвижного состава и величиной нормируемых расстояний между автомобилями, между автомобилями и элементами здания, а также шириной проезда, необходимого для маневрирования автомобилей при их установке на место хранения и выезде с него. Нормативы расстояний между автомобилями, автомобилями и элементами здания на местах хранения и маневрирования автомобилей соответствуют нормативам, установленным для зоны ТО и ТР.
Площади складских помещений рассчитывают по площади стеллажей для хранения запчастей, агрегатов и материалов. Запас хранимых запчастей и материалов определяется с учетом суточного расхода и нормативных дней хранения. Количество ярусов стеллажей зависит от высоты складских помещений, уровня механизации складских работ и объема запасов.
Объем запасов хранения запчастей и материалов G зч (в кг) определяется:
, (6.)
где Z - расход запчастей и материалов в процентах от массы автомобиля G a на 10 тысяч км пробега (таблица 6.19.);
Дз - норматив хранения запчастей в днях.
Таблица 6.19 - Расход запасных частей и материалов в процентах от массы автомобиля на 10 тысяч км пробега
№ п/п | Объект хранения | Тип подвижного состава | ||
грузовые | легковые | автобусы | ||
Запасные части | 1,0-2,5 | 2,5-5,0 | 1,0-2,0 | |
Металлы и металлоизделия | 1,0-1,5 | 0,7-1,3 | 0,8-2,0 | |
Лакокрасочные изделия и химикаты | 0,15-0,3 | 0,5-1,0 | 0,15-0,4 | |
Прочие материалы | 0,15-0,25 | 0,25-0,5 | 0,25-0,6 |
Запас агрегатов определяется исходя из нормативов запаса на 100 автомобилей. Площадь пола занимается стеллажами для хранения агрегатов запчастей и материалов f ст определяется по формуле:
, (6.)
где q - допускаемая нагрузка на 1 м2 площади, занимаемой стеллажами. Для запчастей q = 600 кг/м2; для агрегатов - 500 кг/м2; металлов - 600-700 кг/м2.
Запас смазочных материалов Зсм рассчитывают по каждому сорту масла по удельным нормам расхода на 100 л. топлива:
Зсм = 0,01∙ Q cyт ∙ q см∙Дсм, (6.)
где Q cyт - суточный расход топлива, л;
Q см - норма расхода смазочных материалов (таблица 6.20);
Дсм - дни запаса смазочных материалов.
Суточный расход топлива рассчитывается по формуле:
, (6.)
где Н л - норма расхода топлива на 100 км пробега.
Таблица 6.20 - Нормы расхода смазочных материалов
№ п/п | Вид смазочных материалов | Единица измерения | Норма расхода смазочных материалов на 100 л. топлива | |
При работе на бензине и сжиженном газе | При работе на дизельном топливе | |||
Моторные масла | л | 2,8 | 4,0 | |
Трансмиссионные масла | л | 0,3 | 0,4 | |
Специальные масла | л | 0,1 | 0,1 | |
Консистентные смазки | кг | 0,2 | 0,3 |
Примечание: для автомобилей, находящихся в эксплуатации менее 3-х лет нормы расхода снижаются на 50 %, а при эксплуатации более 8 лет увеличивается на 20 %.
Запас количества покрышек Зрез, необходимых для выполнения транспортной работы, рассчитывают по формуле:
, (6.)
где Х к - число колес автомобиля (без запасного);
L п - средний пробег покрышки до списания;
Дрез - норматив хранения резины (15 дней).
Площадь стеллажей для хранения резины f ст составит:
f ст = l ст∙ b ст, (6.)
где l ст, - длина стеллажей;
b ст - ширина стеллажа, определяемая размером покрышки.
Длину стеллажей находят по формуле:
, (6.)
где П - количество покрышек на один погонный метр стеллажа. При двухъярусном хранении П=6…10.
Количество хранимых инструментов в кладовой определяется из условия наличия на складе 3-4 комплектов инструментов по каждой специальности рабочего. Инструменты хранятся на многоярусных стеллажах с ячейками.
Расчет складских помещений по удельным нормам на пробег. В практике проектирования расчет площадей складских помещений F ск производится по удельным площадям на 1 млн.км. пробега подвижного состава:
, (6.)
где f y - удельная площадь склада на 1 млн.км. пробега (таблица 6.21);
K 1c, K 2c, K 3c, К 4с - коэффициенты, учитывающие соответственно класс автомобилей, списочное количество, разномарочность и категорию условий эксплуатации приведены в Приложении 6.5.
Площади административных и бытовых помещений рассчитываются с учетом штатов предприятия и действующих норм проектирования этих помещений. К административным помещениям АТП относятся: кабинеты директора и его заместителей; помещения отделов эксплуатации, технического, планового, бухгалтерии, кадров, снабжения; помещения диспетчерской, водительской, проходной; помещение центра управления производством; кабинеты начальников колонн и безопасности движения. К бытовым помещениям относятся: гардеробные, умывальные, душевые, туалеты, курительные, столовая или буфет, пункт медпомощи, и т.д.
Площади кабинетов управленческого персонала принимается в пределах 12 -15 м2 на одного управленца, площади отделов и служб из расчета 4 м2 на одного работника, водительская комната должна допускать одновременное на«хождение в них 20 % водителей и кондукторов, выезжающих в час наиболее интенсивного выпуска автомобилей, при норме 1 м2 на одного человека с общей площадью не менее 18 м2. Площадь кабинета по безопасности движения принимается не менее 25 м2 при штатном количестве водителей до 1000 человек и не менее 50 м2 при количестве водителей более 1000 человек.
Умывальные, душевые и туалеты рассчитываются на 25 % работающие непосредственно в зданиях АТП в наиболее многочисленной смене и 25 % наибольшего количества водителей и кондукторов, возвращающихся с линии в течение часа. Количество кранов умывальной, душевых кабин и туалетов определяется из расчета не более 20 человек на каждый из них.
Расстояние между кранами умывальной комнаты должны быть не менее 0,7 м., площадь пола на один кран - 0,8 м2. Размеры кабины душевой 0,9х0,9 м, площадь пола с учетом раздевалки на один душ -2 м2. Размеры кабины туалета - 1,2х0,9 м, площадь пола с учетом размещения умывальников - на одну кабину - 2-3 м2. Расстояние от самого дальнего рабочего места до туалета принимаем не более 75 м. площадь курительной комнаты принимается из расчета 0,03 м 2 на одного работающего в наиболее многочисленной смене, но не менее 9 м2 и не более 40 м2. Ширина проходов и коридоров принимается 1,25 - 2 м.
6.1.7 Укрупненный технологический расчет ПТБ
При оценке перспективы развития предприятия на стадии предпроектной разработки технико-экономических показателей и бизнес-плана может быть выполнен укрупненный технологический расчет ПТБ.
Укрупненный технологический расчет выполняется с использованием удельных норм (таблица 6.26), разработанных для комплексного АТП, работающего в следующих эталонных условиях:
1. Списочное количество подвижного состава - 300 ед.
2. Тип подвижного состава:
– легковые - среднего класса (ГАЗ-3102),
– автобусы - большого класса (ЛиАЗ-5256),
– грузовые - большой грузоподъемности (КамАЗ-5320, без прицепа);
3. Среднесуточный пробег автомобиля - 250 км;
4. Условия хранения - открытое, без подогрева;
5. Категория условии эксплуатации - первая;
6. Природно-климатический район - умеренный.
Таблица 6.26 - Удельные нормы укрупненного расчета ПТБ для эталонных условий эксплуатации на один автомобиль
Показатели | АТП | ||
Легковых автомобилей | Автобусов | Грузовых автомобилей | |
Число производственных рабочих | 0,22 | 0,42 | 0,32 |
Число рабочих постов | 0,08 | 0,12 | 0,10 |
Площадь производственных помещений, м | 8,50 | 29,00 | 19,00 |
Площадь административно-бытовых помещений, м. | 5,60 | 10,00 | 8,70 |
Площадь стоянки, м2 на одно автомобиле-место хранения | 18,50 | 60,00 | 37,20 |
Площадь территории, м2 | 65,00 | 165,00 | 120,00 |
Для предприятий, работающих в условиях, отличающихся от эталонных, удельные показатели корректируются с помощью коэффициентов приведения КП (Приложение 6.6).
Следует учитывать, что использование укрупненного расчета как основы при разработке проекта может привести к неточностям и просчетам, которые могут в последующем стать причиной несоответствия пропускной способности производственно-технической базы потребностям в ТО и ТР, а также ухудшения технико-экономических показателей работы предприятия.