Расчет числа постов и линий при поточном методе обслуживания




Поточный метод обслуживания может быть периодического или непре­рывного действия. Поточные линии периодического действия могут использоваться при выполнении ТО-1 и ТО-2 в крупных предприятиях при суточном ко­личестве обслуживании однотипных автомобилей ТО-1 более 12-15 автомоби­лей и ТО-2 более 5-6 автомобилей. Поточные линии непрерывного действия применяются для ЕО с использованием механизированных установок для мой­ки и сушки автомобилей при минимальной суточной программе не менее 100 обслуживаемых однотипных автомобилей.

Для расчета числа постов и линий при поточном методе организации работ по установленному режиму работы зоны ТО и суточной производственной программе определяется ритм производства R i данного вида обслужива­ния, представляющий собой время (мин), приходящееся на одно обслужива­ние этого вида:

, (6.)

где Т об i - продолжительность работы зоны ТО в течение суток, ч.;

N ic - число обслуживаемых в течение суток автомобилей.

Исходной величиной, характеризующей поточную линию является такт линии τ л, который представляет собой интервал времени между двумя после­довательно сходящими с линии автомобилями, прошедшими обслуживание.

Такт линии можно определить из выражения:

, (6.)

где - трудоемкость данного вида обслуживания;

Р л - общее число рабочих, работающих на данной линии;

t п - время передвижения автомобиля с поста на пост, мин;

Х л - число постов на линии;

Р ср - среднее число рабочих на посту линии.

Для исключения простоев отдельных постов на линии необходимо, чтобы такт каждого из постов был равен такту линии:

. (6.)

Время передвижения автомобиля t п с поста на пост определяется:

, (6.)

где L a - габаритная длина автомобиля (автопоезда), м;

а - интервал между автомобилями, стоящими на двух последователь­ных постах, (1,2 - 2,0 м);

V а - скорость передвижения автомобиля между постами, (10 - 15м/мин).

Число поточных линий обслуживания m определяется из соотношения:

(6.)

или

, (6.)

где - пропускная способность одной линии.

Минимальная длина линии обслуживания по внутренним размерам здания L л определяется:

L л = L aX л+ а (X л-1)+2 b, (6.)

где b - расстояние между автомобилем и воротами на первом и послед­нем постах линии (см. таблицу 6.).

В холодной климатической зоне длина линии увеличивается на два поста в тамбурах при въезде и выезде. Тамбуры служат для предотвращения интен­сивного охлаждения помещения.

Поточные линии непрерывного действия ЕО при полной механизации ра­бот по мойке и сушке и отсутствии операций, выполняемых вручную рассчи­тывается по числу механизированных установок (постов) на линии. Рабочие на линии отсутствуют за исключением оператора, управляющего механизирован­ными установками. Такт такой линии определяется из выражения:

, (6.)

где -производительность механизированной моечной установки (принимается для легковых автомобилей 70 - 90 авт/ч, автобусов 60 - 80 авт/ч, грузовых 50-70 авт/ч).

Если на поточной линии непрерывного действия какие-то работы выпол­няются вручную (например, уборочные), то такт линии ЕО с долей ручных опе­раций рассчитывается на скорость перемещения конвейера, позволяю­щую выполнять ручные работы в процессе передвижения автомобиля:

, (6.)

где V к - скорость передвижения конвейера (принимается 2-3 м/мин).

Число рабочих, занятых на ручных операциях (Р ЕО р) составит:

, (6.)

где m ЕО - количество линий ЕО;

t ЕО р- трудоемкость ручной доли работ при ЕО.

Выполним расчет количества постов и линий обслуживания и ремонта для приведенного ранее примера.

Расчет постов ТО-1.

При выполнении менее 12 воздействий в сутки рекомендуется произво­дить ТО-1 на отдельных универсальных или специализированных постах.

Если для выполнения данного вида обслуживания предприятие будет иметь два поста с количеством рабочих - по 3 человека на каждый пост, то зона не сможет удовлетворить потребности в обслуживании. Решить эту проблему можно за счет увеличения количества одновременно работающих на посту. В нашем случае закрепление за обоими постами дополнительно одного рабочего позволит обеспечить необходимую пропускную способность зоны.

Расчет постов ТО-2.

По количеству суточных воздействий ТО-2 также целесообразно выпол­нять на отдельных постах.

При условии работы на каждом посту по 4 рабочих, для выполнения ТО-2 также необходимо иметь два поста, а чтобы зона успешно справлялась с объе­мом работ надо закрепить за обоими постами дополнительно одного рабочего.

В целях снижения затрат на строительство и содержание производственно-технической базы выполнение обоих видов обслуживания может быть обеспечено всего двумя универсальными постами, на которых в дневное время бу­дет производиться ТО-2, а в ночную смену - ТО-1.

Расчет постов ТР.

Для обеспечения выполнения объемов постовых работ текущего ремонта на предприятии необходимо иметь 7 универсальных постов ТР. Предусматривается выполнение постовых работ текущего ремонта в 2 смены и одновремен­ная работа на каждом посту 1,5 человек (3 рабочих на 2 поста).

Количество постов диагностики определяется так же, как и посты ТО и ТР. Трудоемкости диагностических работ составляют: Д-1 - 8-10 % от трудоем­кости ТО-1; Д-2 - 6-10 % от трудоемкости ТО-2; при ТР предусмотрены диаг­ностические работы с общим объемом 1,5-2,5 % от объемов ремонтных работ.

Расчет постов ЕО.

Для предприятий с суточным количеством воздействий более 100 ЕО ре­комендуется выполнять обслуживания на поточной линии. Учитывая слож­ность выполнения ежедневного обслуживания для самосвального парка на ме­ханизированной поточной линии, рассмотрим вариант организации работ с ручным исполнением операций. Для выполнения всех видов специализирован­ных работ (уборка, мойка, сушка и обтирка) на линии ЕО достаточно иметь три поста, с количеством работающих на линии 7-8 чел. в одну смену. Желательно, чтобы начало работы ЕО совпадало с началом возврата автомобилей с линии.

Ритм производства для ЕО составит:

Определим такт линии:

 

 

Определим потребное количество поточных линий ЕО:

Таким образом, чтобы обеспечить своевременное и качественное проведение ежедневных обслуживании автомобилей на предприятии достаточна иметь две трехпостовые поточные линии. В случае, если производительность линии будет недостаточной для выполнения установленного объема работ, то она может быть скорректирована за счет увеличения количества рабочих на линии.

 

6.1.5 Расчет технологического оборудования

 

К технологическому оборудованию относятся стационарные и переносные станки, стенды, приборы, приспособления, производственный инвентарь необходимые для выполнения работ по ТО и ТР подвижного состава. Количество основного технологического оборудования Q о рассчитывается по трудоемкости работ, фонду рабочего времени и загрузке оборудования.

, (6.)

где Т о - годовая трудоемкость работ на данном виде оборудования, чел.∙ч;

Фо - годовой фонд времени единицы оборудования, ч;

Р о - число рабочих, одновременно работающих на данном оборудовании; т) η0 - коэффициент использования оборудования (η о = 0,7 - 0,8).

Станочное оборудование механического цеха рассчитывается исходя из процентного соотношения между трудоемкостями основных видов станочных работ (см. таблицу 6.15).

Таблица 6.15 - Распределение трудоемкости основных видов станочных работ

Виды работ механического цеха Распределение объема работ %
Токарные  
Револьверные  
Фрезерные  
Строгальные  
Шлифовальные  
Заточные  
Сверлильные  

 

Складское оборудование определяется номенклатурой складских запасов. Подъемно-осмотровое и подъемно-транспортное оборудование определяется по числу механизированных постов, линий, участков и уровню механизации подъ­емно-транспортных операций. Комплексное оборудование определяется с уче­том количества и специализации рабочих. Комплексное и другое технологиче­ское оборудование подбирается по табелю технологического оборудования ав­тотранспортного предприятия, каталогам гаражного оборудования и справоч­никам.

6.1.6 Расчет площадей зон, цехов и участков АТП

 

Площади по своему функциональному назначению подразделяются на три основные группы: производственно-складские, для хранения подвижного состава и вспомогательные.

В состав производственно-складских помещений входят зоны ТО и Р, производственные участки ТО, склады, а также технические помещения энергетических и санитарно-технических служб и устройств (компрессорные, трансформаторные, насосные, вентиляционные и т.п.). Для малых АТП при небольшой производственной программе некоторые участки с однородным характером работ, а также отдельные складские помещения могут быть объединены.

В состав площадей зон хранения (стоянки) подвижного состава входят площади стоянок (открытых и закрытых) с учетом площади, занимаемой оборудованием для подогрева автомобилей(для открытых стоянок).

В состав площадей административно-бытовых помещений предприятия согласно СниП 2.09.04-87 «Административные и бытовые здания» входят: санитарно-бытовые помещения, пункты общественного питания, здравоохранения (медицинские пункты), культурного обслуживания, управления, помещения для учебных занятий и общественных организаций.

В зависимости от поставленных задач площади рассчитываются двумя способами:

- по удельным площадям – на стадии технико-экономического обоснования и выбора объемно-планировочного решения, а также при предварительных расчетах;

- графическим построением – на стадии разработки планировочного решения.

Ориентировочный расчет площадей производственных помещений вы­полняется по удельным площадям на единицу оборудования и подвижного состава, уточнение площадей осуществляется с помощью графико-планировочного решения. Расчет площадей производится по формуле:

F 0 =f 0К 0

где f 0 - площадь по габаритным размерам автомобилей и оборудования, м2;

К 0 - коэффициент плотности расстановки оборудования и автомобилей.

Значение коэффициента плотности зависит от вида выполняемых работ и в соответствии с нормативами технологического проектирования АТП и СТО устанавливается по производственным цехам и участкам (таблица 6.16).

Таблица 6.16 - Коэффициент плотности расстановки оборудования и автомобилей

№ п/п Производственные зоны, цеха, участки Коэффициент плотности К 0
  Слесарно-механический, медницкий, аккумуляторный, электротехнический, ремонта приборов системы питания,обойный, малярный.     3-4
  Агрегатный, шиномонтажный, ремонта оборудования и инструмента.   3,5-4,5
  Сварочный, жестяницкий, арматурный, зона ТО и ТР автомобилей   4-5
  Кузнечно-рессорный, деревообрабатывающий 4,5-5,54
  Складские помещения 2,5

См. Энциклопедию

Площадь зоны ТО и ТР зависит от вида и расстановки постов, которые могут быть прямоточными, тупиковыми прямоугольными и тупиковыми косо­угольными, а также от расстановки оборудования, нормируемых расстояний между автомобилями на постах, между автомобилями и элементами здания или оборудованием и ширины проезда в зонах.

Расположение постов под углом к оси проезда, более удобна для заезда на них автомобилей и несколько сокращает ширину проезда. Однако, при этом удельная площадь здания, занимаемая таким постом, будет больше чем у тупикового прямоугольного, что иногда имеет существенное значение при принятии планировочного решения.

Нормируемые расстояния между автомобилями, а также между ними и элементами здания в зонах ТО и ремонта установлены строительными нормами и правилами в зависимости от габаритных размеров автомобилей (Приложение 6.4).

Площадь зоны хранения (стоянки) автомобилей зависит от числа авто­мобилей, находящихся на хранении, типа стоянки и способов расстановки ав­томобилей. Автомобиле-места хранения могут быть закреплены за определен­ными автомобилями. Число автомобиле-мест хранения при их закреплении за автомобилями соответствует списочному составу парка А С. Автомобиле-места могут быть обезличены, когда автомобили становятся на хранение на свобод­ные места. Минимально необходимое число автомобиле-мест А ст при обезли­ченном хранении определяется из выражения:

А ст = А С - (А КР+ Х ТР+ Х ТО+ Х п) - А л, (6.)

где А КР - число автомобилей, находящихся в КР;

Х ТР - количество постов ТР;

Х ТО - количество постов ТО;

Х п - количество постов ожидания ТО и ТР;

А л - число автомобилей, отсутствующих на предприятии (круглосуточная работа на линии, командировки).

Стоянки могут быть закрытого, частично закрытого или открытого типа. Тип стоянки зависит от климатических условий, эксплуатационных и экономи­ческих факторов и типа подвижного состава. В холодных климатических усло­виях предприятия вынуждены строить теплые закрытые стоянки, в первую оче­редь для легковых автомобилей и автобусов. При отсутствии средств на строи­тельство крытых стоянок, осуществляется обогрев автомобилей в зимнее время на открытых стоянках.

Геометрические размеры стоянки определяются габаритными размерами подвижного состава и величиной нормируемых расстояний между автомобиля­ми, между автомобилями и элементами здания, а также шириной проезда, необходимого для маневрирования автомобилей при их установке на место хранения и выезде с него. Нормативы расстояний между автомобилями, авто­мобилями и элементами здания на местах хранения и маневрирования автомо­билей соответствуют нормативам, установленным для зоны ТО и ТР.

Площади складских помещений рассчитывают по площади стеллажей для хранения запчастей, агрегатов и материалов. Запас хранимых запчастей и мате­риалов определяется с учетом суточного расхода и нормативных дней хране­ния. Количество ярусов стеллажей зависит от высоты складских помещений, уровня механизации складских работ и объема запасов.

Объем запасов хранения запчастей и материалов G зч (в кг) определяется:

, (6.)

где Z - расход запчастей и материалов в процентах от массы автомобиля G a на 10 тысяч км пробега (таблица 6.19.);

Дз - норматив хранения запчастей в днях.

Таблица 6.19 - Расход запасных частей и материалов в процентах от массы автомобиля на 10 тысяч км пробега

№ п/п Объект хранения Тип подвижного состава
грузовые легковые автобусы
  Запасные части 1,0-2,5 2,5-5,0 1,0-2,0
  Металлы и металлоизделия 1,0-1,5 0,7-1,3 0,8-2,0
  Лакокрасочные изделия и химикаты 0,15-0,3 0,5-1,0 0,15-0,4
  Прочие материалы 0,15-0,25 0,25-0,5 0,25-0,6

 

Запас агрегатов определяется исходя из нормативов запаса на 100 авто­мобилей. Площадь пола занимается стеллажами для хранения агрегатов запчастей и материалов f ст определяется по формуле:

, (6.)

где q - допускаемая нагрузка на 1 м2 площади, занимаемой стеллажами. Для зап­частей q = 600 кг/м2; для агрегатов - 500 кг/м2; металлов - 600-700 кг/м2.

Запас смазочных материалов Зсм рассчитывают по каждому сорту масла по удельным нормам расхода на 100 л. топлива:

Зсм = 0,01∙ Q cyт q см∙Дсм, (6.)

где Q cyт - суточный расход топлива, л;

Q см - норма расхода смазочных материалов (таблица 6.20);

Дсм - дни запаса смазочных материалов.

Суточный расход топлива рассчитывается по формуле:

, (6.)

где Н л - норма расхода топлива на 100 км пробега.

Таблица 6.20 - Нормы расхода смазочных материалов

№ п/п Вид смазочных материалов Единица измерения Норма расхода смазочных материалов на 100 л. топлива
При работе на бензине и сжиженном газе При работе на дизельном топливе
  Моторные масла л 2,8 4,0
  Трансмиссионные масла   л   0,3   0,4
  Специальные масла л 0,1 0,1
  Консистентные смазки   кг   0,2   0,3

Примечание: для автомобилей, находящихся в эксплуатации менее 3-х лет нормы расхода снижаются на 50 %, а при эксплуатации более 8 лет увеличивается на 20 %.

 

Запас количества покрышек Зрез, необходимых для выполнения транспортной работы, рассчитывают по формуле:

, (6.)

где Х к - число колес автомобиля (без запасного);

L п - средний пробег покрышки до списания;

Дрез - норматив хранения резины (15 дней).

Площадь стеллажей для хранения резины f ст составит:

f ст = l стb ст, (6.)

где l ст, - длина стеллажей;

b ст - ширина стеллажа, определяемая размером покрышки.

Длину стеллажей находят по формуле:

, (6.)

где П - количество покрышек на один погонный метр стеллажа. При двухъярусном хранении П=6…10.

Количество хранимых инструментов в кладовой определяется из условия наличия на складе 3-4 комплектов инструментов по каждой специальности рабочего. Инструменты хранятся на многоярусных стеллажах с ячейками.

Расчет складских помещений по удельным нормам на пробег. В практике проектирования расчет площадей складских помещений F ск производится по удельным площадям на 1 млн.км. пробега подвижного состава:

, (6.)

где f y - удельная площадь склада на 1 млн.км. пробега (таблица 6.21);

K 1c, K 2c, K 3c, К - коэффициенты, учитывающие соответственно класс автомобилей, списочное количество, разномарочность и категорию условий эксплуатации приведены в Приложении 6.5.

Площади административных и бытовых помещений рассчитываются с учетом штатов предприятия и действующих норм проектирования этих поме­щений. К административным помещениям АТП относятся: кабинеты директора и его заместителей; помещения отделов эксплуатации, технического, планового, бухгалтерии, кадров, снабжения; помещения диспетчерской, водительской, проходной; помещение центра управления производством; кабинеты начальни­ков колонн и безопасности движения. К бытовым помещениям относятся: гар­деробные, умывальные, душевые, туалеты, курительные, столовая или буфет, пункт медпомощи, и т.д.

Площади кабинетов управленческого персонала принимается в пределах 12 -15 м2 на одного управленца, площади отделов и служб из расчета 4 м2 на одного работника, водительская комната должна допускать одновременное на«хождение в них 20 % водителей и кондукторов, выезжающих в час наиболее интенсивного выпуска автомобилей, при норме 1 м2 на одного человека с общей площадью не менее 18 м2. Площадь кабинета по безопасности движения принимается не менее 25 м2 при штатном количестве водителей до 1000 человек и не менее 50 м2 при количестве водителей более 1000 человек.

Умывальные, душевые и туалеты рассчитываются на 25 % работающие непосредственно в зданиях АТП в наиболее многочисленной смене и 25 % наибольшего количества водителей и кондукторов, возвращающихся с линии в течение часа. Количество кранов умывальной, душевых кабин и туалетов определяется из расчета не более 20 человек на каждый из них.

Расстояние между кранами умывальной комнаты должны быть не менее 0,7 м., площадь пола на один кран - 0,8 м2. Размеры кабины душевой 0,9х0,9 м, площадь пола с учетом раздевалки на один душ -2 м2. Размеры кабины туалета - 1,2х0,9 м, площадь пола с учетом размещения умывальников - на одну кабину - 2-3 м2. Расстояние от самого дальнего рабочего места до туалета принимаем не более 75 м. площадь курительной комнаты принимается из расчета 0,03 м 2 на одного работающего в наиболее многочисленной смене, но не менее 9 м2 и не более 40 м2. Ширина проходов и коридоров принимается 1,25 - 2 м.

 

6.1.7 Укрупненный технологический расчет ПТБ

 

При оценке перспективы развития предприятия на стадии предпроектной разработки технико-экономических показателей и бизнес-плана может быть выполнен укрупненный технологический расчет ПТБ.

Укрупненный технологический расчет выполняется с использованием удельных норм (таблица 6.26), разработанных для комплексного АТП, работаю­щего в следующих эталонных условиях:

1. Списочное количество подвижного состава - 300 ед.

2. Тип подвижного состава:

– легковые - среднего класса (ГАЗ-3102),

– автобусы - большого класса (ЛиАЗ-5256),

– грузовые - большой грузоподъемности (КамАЗ-5320, без прицепа);

3. Среднесуточный пробег автомобиля - 250 км;

4. Условия хранения - открытое, без подогрева;

5. Категория условии эксплуатации - первая;

6. Природно-климатический район - умеренный.

Таблица 6.26 - Удельные нормы укрупненного расчета ПТБ для эталонных условий эксплуатации на один автомобиль

Показатели АТП
Легковых автомобилей Автобусов Грузовых автомобилей
Число производственных рабочих 0,22 0,42 0,32
Число рабочих постов 0,08 0,12 0,10
Площадь производственных помещений, м 8,50 29,00 19,00
Площадь административно-бытовых помещений, м. 5,60 10,00 8,70
Площадь стоянки, м2 на одно автомобиле-место хранения 18,50 60,00 37,20
Площадь территории, м2 65,00 165,00 120,00

 

Для предприятий, работающих в условиях, отличающихся от эталонных, удельные показатели корректируются с помощью коэффициентов приведения КП (Приложение 6.6).

Следует учитывать, что использование укрупненного расчета как основы при разработке проекта может привести к неточностям и просчетам, которые могут в последующем стать причиной несоответствия пропускной способности производственно-технической базы потребностям в ТО и ТР, а также ухудше­ния технико-экономических показателей работы предприятия.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: