Примерная схема последовательности действий экскурсовода при показе объекта




ПОКАЗ В ЭКСКУРСИИ

 

Показ - это использование принципа наглядности, визуальный способ ознакомления с экскурсионным объектом или несколькими объектами одновременно (например, с памятником архитектуры или с архитектурным ансамблем). Показ может рассматриваться как действие (или сумма действий) экскурсовода, направленное на выявление сущности предмета.

Показ на экскурсиях - это процесс извлечения зрительной информации из объектов, процесс, во время которого действия экскурсантов производятся в определенной последовательности, с конкретной целью. Термин «показ» не имеет общепринятого толкования. Как специальный термин введен в обиход учеными-экскурсионистами и широко используется в методической литературе по экскурсионному делу. В словарях термины «показ» и «демонстрация» отождествляются.

Демонстрация характеризуется как публичный показ, рассчитанный на групповое восприятие какого-либо предмета или явления как действия определенного лица, представляющего объект для обозрения группой людей (экскурсантов, студентов, учеников).

Показ объекта - это система целенаправленных действий экскурсовода и экскурсантов, наблюдение объектов под руководством квалифицированного специалиста. Показ предполагает анализ объектов, активную самостоятельную работу экскурсантов.

Для запоминания отличия демонстрации от показа я для себя придумала такой алгоритм: для демонстрации остаточно ограничится словами: «Посмотрите, пожалуйста…. Вглядитесь…..», а показ объекта сопровождается комментированием, например: «Посмотрите на эту картину, написанную Живых Анастасией, обучающейся в детском объединении «Изостудия». О чем хотел поведать нам автор картины?»

Показывать - значит демонстрировать предметы, пояснять, делать понятным, доступным то, что видят перед собой экскурсанты, направлять их деятельность.

Особенностью показа является способность обнаружить, раскрыть то или иное качество (свойство, способность) наблюдаемого объекта, возможность сделать явным, очевидным то, что незаметно при первом взгляде на предмет.

Эффективность наглядности зависит от того, как экскурсовод организует показ объектов, учит экскурсантов правильно смотреть и видеть, наблюдать и изучать. В этом и состоит задача показа. Создатели экскурсии, разрабатывая тему, должны учитывать предмет показа, цель показа и как полно при этом раскрывается тема экскурсии.

Показ вырастает из таких действий человека, как созерцание и осмотр. Если при созерцании и осмотре никто не демонстрирует объект, отсутствует руководитель, то возникает пассивность восприятий предметов зрительного ряда, повышается личное восприятие. При затянувшемся созерцании экскурсанты могут потерять интерес к экскурсии.

Осмотр в отличие от показа, может быть определен как поверхностное внеплановое знакомство с памятниками. При осмотре человек воспринимает только внешний вид памятника. Каждый человек без посторонней помощи может осматривать внешний вид жилого дома или улицу, памятник, знакомиться с экспозицией музея или произведениями живописи в картинной галерее. Различие осмотра и показа состоит в том, что при показе же он видит не только памятник, но при помощи экскурсовода различает разные стороны, части, внешние особенности объекта, принимает участие в их анализе.

 

Показ в экскурсии является суммой трех элементов:

 

* самостоятельного наблюдения экскурсантами достопримечательностей;

* ознакомления экскурсантов с экспонатами «портфеля экскурсовода»;

* показа под руководством экскурсовода других приемов (например, в исторической экскурсии объектами показа являются здания, возведенные в разные эпохи. Ведется показ не только стен здания, его окон, дверей, балконов, других частей и деталей, но и того, что скрыто за стенами здания -- комнат, лестниц, коридоров, их убранства, быта, жизни людей, населявших дом в обозреваемое время. Экскурсовод с помощью методических приемов показа и рассказа устанавливает связь между показываемым зданием и событием, которое происходило внутри здания, вблизи него).

Существует сюжетный и бессюжетный показ объекта. Сюжетные произведения в искусстве относятся, как правило, к историческому и бытовому жанрам. Что касается пейзажа, натюрморта и портрета, то они обычно не имеют сюжета.

Сюжет в произведениях изобразительного искусства воплощается через определенный момент действия. Например, в остросюжетной картине В. Сурикова «Утро стрелецкой казни» изображен лишь один исторический момент - подготовка к казни. И в то же время, наблюдая картину, зритель может не знать, что произошло до этого момента (стрелецкий бунт), чем это закончилось (казнью стрельцов). Умение экскурсовода показать ступени события помогает зрителю воспроизвести прошлое так, что оно отражается в его сознании, как в зеркале, поражает своей значительностью и вызывает эмоции.

У любого сюжетного показа на экскурсии есть свои действующие лица. Для них характерны действия. Сюжетный показ оживляет экскурсию, активизирует экскурсантов: они лучше запоминают памятники, усваивают суть событий, связанных с ними, и сам по себе рассказ становится конкретнее.

 

Задачи показа на экскурсии состоят в следующем:

 

1) показать экскурсионные объекты, которые находятся перед экскурсантами;

2) обозначить объекты, которых уже нет (сохранились только на фотографии или рисунке);

3) воссоздать зрительную картину исторического события, происходившего на этом месте;

4) описать действия исторического деятеля (писателя, художника, полководца), которые происходили на данном месте;

5) показать объект таким, каким он был в период описываемого события.

Условия для показа.

 

Эффектный показ экскурсионных объектов требует определенных условий. В понятия условия показа, входят:

а) правильно выбранные точки показа;

6) время, более выгодное для показа;

в) возможность отвлечь внимание экскурсантов от объектов, далеких от темы;

г) использование движения экскурсантов в качестве методического приема при показе объектов;

д) умения и навыки экскурсовода;

е) подготовленность экскурсантов к наблюдению объектов.

Об особых условиях показа архитектурных объектов нужно сказать отдельно. Например, показывая архитектурный памятник, не следует подходить к нему с фасада, так как восприятие памятника экскурсантами будет плоскостным и живописным, а не архитектурным. К памятнику нужно подойти с боку так, чтобы была видна его трехмерность (длина, высота, глубина). К храму Василия Блаженного, например, нельзя подходить утром солнечного дня с севера, так как «Сильное освещение убьет трехмерность памятника, погасит его краски, сотрет линии, сделает его почти силуэтом». Чтобы почувствовать архитектурные особенности, ритм кругового движения храма Василия Блаженного, экскурсанты должны обходить его кругом и т. д.

Методика требует обеспечения последовательности при осуществлении показа на экскурсии.

Примерная схема последовательности действий экскурсовода при показе объекта

1. Экскурсовод определяет, что за предмет (объект) показывается экскурсантам - ОПРЕДЕЛЕНИЕ

2. Экскурсовод объясняет, что собой представляет объект (характеризует, описывает объект) - ХАРАКТЕРИСТИКА

3. Экскурсовод говорит о назначении объекта - ЦЕЛЬ СОЗДАНИЯ

4. Экскурсовод рассматривает отдельные части объекта - ЭКСКУРСИОННЫЙ АНАЛИЗ, СРАВНЕНИЕ

5. Экскурсовод называет автора памятника, архитектора здания - СПРАВКА

6. Экскурсовод рассказывает о событии, связанном с объектом, его значении - ОЦЕНКА ИСТОРИЧЕСКОГО СОБЫТИЯ

СТУПЕНИ ПОКАЗА

 

Первая ступень - общий взгляд экскурсантов на объект после слов экскурсовода: «Перед вами памятник Фёдору Ивановичу Тютчеву – в этот момент происходит усвоение облика объекта. Усвоение облика длится не больше 30 секунд.

 

Вторая ступень - более детальный осмотр экскурсантами памятника после рассказа о событиях – в это время усваиваются особенности объекта.

 

Третья ступень - повторный осмотр объекта (наблюдение) при его анализе экскурсоводом - усваиваются отдельные части и детали объекта.

 

Четвертая ступень - самостоятельное наблюдение объекта экскурсантами. Запоминаются обстановка и место действия, происходит запоминание объекта и места его расположения.

 

Пятая ступень - обобщение увиденного и услышанного от экскурсовода.

 

Шестая ступень - заключительный взгляд экскурсантов на объект – в это время экскурсант убеждается в правильности своего представления об объекте.

 

Использование ступеней в показе обеспечивает нарастание впечатлений, подводит экскурсантов к обобщениям и выводам.

ВИДЫПОКАЗА

 

Для автобусной экскурсии характерны четыре вида показа:

1) на ходу автобуса из окон при скорости 50--60 км/ч экскурсовод комментирует то, что видят экскурсанты. Такой вид показа объектов характерен для путевой экскурсионной информации.

2) наблюдение из окон в ходе замедленного движения автобуса при следовании мимо зрительных объектов. Это дает возможность осмотреть памятники истории и культуры, получить поверхностное впечатление о них. Обычно такой показ используется для знакомства с дополнительными объектами.

3) наблюдение объектов при остановке автобуса без выхода экскурсантов из салона. Показ ведется из окна автобуса. Происходит более глубокое знакомство с объектом, памятными местами. Возможность использования методических приемов показа в этом случае ограничена.

4) на остановке с выходом экскурсантов из автобуса. Происходитболее глубокий показ. Используются методические приемы показа, виды экскурсионного анализа объекта.

 

Варианты взаимодействия человека и объекта вне экскурсии.

 

Вариант первый. Осмотр объекта носит беглый характер. Например, во время следования человека на работу или по другим делам. Более глубокому знакомству с встречающимися в пути объектами, даже при наличии интереса к ним, мешает отсутствие необходимого времени и навыков.

 

Вариант второй. Осмотр объекта более подробный. Такой осмотр имеет место во время воскресной прогулки человека погороду. Происходит самостоятельное знакомство человека со зданиями, историческими памятниками, улицами и площадями, жизнью города. Более глубокому наблюдению объектов препятствует отсутствие у «экскурсанта» знаний о них и событиях, с ними связанных, отсутствие навыков, а также лиц, способных оказать квалифицированное содействие в осмотре.

 

Вариант третий. Осмотр объектов происходит во время групповой прогулки по городу, когда один из ее участников, не будучи профессиональным экскурсоводом, но, имея определенные знания о городских достопримечательностях, берет на себя его функции. Получаемые экскурсантами сведения отрывочны и не всегда достоверны. Рассказ «экскурсовода» по своему построению и содержанию напоминает путевую экскурсионную информацию, имеет справочный характер.

 

А теперь посмотрим, как меняется это взаимодействие на экскурсиях.

 

Вариант первый. Происходит осмотр заранее подобранных объектов. Сообщаемые в рассказе знания направлены на освоение темы экскурсии. Руководит осмотром специалист-экскурсовод. Использование методических приемов рассказа активизирует взаимодействие человека и объекта. В основе осмотра лежит план. Повышению эффективности данного варианта экскурсии мешает превалирование словесного начала (рассказа).

 

Вариант второй. Происходит показ объектов, зрительное восприятие которых и пояснения экскурсовода раскрывают названную тему. Ведущее место занимают методические приемы показа, экскурсионный анализ объектов. При наблюдении экскурсантами объектов используются элементы изучения. Экскурсовод использует внеречевые формы воздействия на аудиторию и изобразительную наглядность.

 

Вариант третий. При показе объектов активно используются различные виды экскурсионного анализа. В деятельности экскурсантов появляется элемент исследования объектов. Методика показа достигает кульминационной отметки. Экскурсовод апеллирует к образному мышлению экскурсантов, помогая им «увидеть» события прошлого, действия людей, которым посвящена экскурсия.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: