Французский классицизм (стиль Людовика XVI)




Как бы там ни было, бесспорным является тот факт, что классицизм, причем уже довольно развитый, решительно заявил о себе еще в годы правления Людовика XV (например, архитектура и интерьер дворца, выстроенного для мадам Дюбарри).

В числе покровителей нового направления в искусстве была и фаворитка короля — всесильная мадам Помпадур. В ее общество были вхожи виднейшие художники эпохи, пристально следившие за результатами раскопок в Риме. В честь этой знаменитой в свое время женщины еще при ее жизни некоторые из новых мебельных форм были окрещены «a la Pompadour».

Новый стиль — «a la grecque» (т. е. «в античном, греческом духе») — распространяется с быстротою моды. Покорив архитектуру, он проникает в интерьер, мебель, предметы утвари, декоративные изделия, одежду, прически.

Мадам Дюбарри тоже окружила себя великолепными предметами а 1а grecque. Сохранились счета, в которых зафиксированы обстоятельства приобретения и точное описание мебели, поставлявшейся для ее дворца. На формирование нового мебельного стиля значительное влияние оказали и вкусы самого короля, Людовика XVI.

Важным фактором, содействовавшим победе более пуританского по духу классицизирующего стиля, было сильно ухудшившееся в конце царствования Людовика XV экономическое положение страны. Несмотря на то, что и этот, оперировавший относительно скромными формально-выразительными средствами стиль продолжал быть стилем придворно-аристократического искусства, в нем все же было уже и много буржуазных черт. Знаменательно, что именно буржуазия первой обратилась к античному наследству. Вытеснение пышности «королевских стилей» строгими античными формами было одним из признаков надвигающейся революции. Пройдет еще немного времени, и мощные удары буржуазной революции до основания сотрясут феодально-абсолютистскую систему. Для представителей демократической мысли XVIII века образцом государственного устройства служила Римская республика. Не удивительно поэтому, что классицизм стал выразителем революционных идей и настроений. (Правда, позднее этот же стиль с неменьшим успехом послужил целям прославления могущественного тирана.)

Итак, в искусстве классицизма вновь ожили художественные традиции античного мира.

Французский классицизм (стиль Людовика XVI)

485. Секретер работы Ж. А. Ризенера, 486. Стул. (Малый Трианон). 487. Бюро с цилиндрической крышкой работы Д. Рентгена. (Версаль). 488. Глубокое кресло (бержер). Последняя четвертьХО/Шв. 489. Диван. 490. Комод работы Ж. В. Бенемана. (Берлин, Шлоссмузеум). 491. Подставка (жирандоль). 492. Резной позолоченный стул с шелковой обивкой. 493. Шезлонг работы Фурдинуа

Интерес к античному искусству. Итальянский архитектор и график Джованни Баттиста Пиранези (1720—1778), автор знаменитой серии офортов «Римские древности» (1748). Виднейшим проводником классических форм во французском зодчестве этого периода был Жак Франсуа Блондель, с 1756 года возглавлявший парижскую Академию архитектуры.

Классицизм привнес с собой в интерьер простые и строгие формы, утонченность деталей. Однако позднее появляется тенденция к поверхностному, шаблонному подражанию античным образцам, уводящая от благородной простоты и строгости в сторону холодной рассудочности. В классицистическом интерьере снова возрождается — хотя и не в очень выраженной форме — принцип архитектонического решения стен и потолков; строгие обрамления членят плоскости на ряд автономных частей, некоторые из которых несут на себе в качестве акцента резную розетку, рельефный медальон или виньетку. Интерьер 1770-х годов носит подчеркнуто женственный характер; в нем доминируют нежные цвета, слегка принужденная элегантность и легкий привкус слащавости в декоративном убранстве.

В поисках образцов для новых мебельных форм мастера зрелого классицизма обращаются к Древней Греции и Риму. В формах предметов теперь начинают господствовать ясность и гармоничность пропорций, спокойное равновесие частей. Предпочтение отдается прямым линиям, декор же сводится лишь к самому необходимому. Здесь архитектоническое начало не столь выявлено, как, например, в ренессансной мебели, но нет уже и той сли-тости деталей в единую массу, какая была характерна для изделий рококо. В классицистической мебели вновь подчеркивается конструктивный принцип, причем теперь этой цели служит и декор, линии которого послушно повторяют очертания поверхности предмета (485, 487).

Различие между старым и новым принципом построения легко обнаруживается уже при сравнении конструкции мебельных ножек. Для барочной мебели характерны непосредственные переходы корпуса комода, шкафа или царги кресла в гнутые ножки. Предмет производит такое впечатление, словно он вырублен из единого монолита. В данном случае решение носит пластический, а не архитектонический характер. В изделиях классицистической мебели ножки трактуются иначе: снова подчеркивается функция опорных конструкций как несущих элементов; они выпрямляются и уподобляются небольшим, суживающимся книзу круглым или квадратным в сечении колонкам с капителью (небольшой куб в месте соединения с царгой), а часто и с каннелюрами. Подобно ножкам, в соответствии с принципом автономности, конструктивности решаются и другие составные части предметов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: