Для столовых была разработана интересная мебельная форма: строго симметричный, скомпонованный из трех частей сервант, представляющий собой комбинацию буфета и сервировочного стола (505). Большим разнообразием отличаются формы мебели для сидения: здесь и очень легкие стулья и кресла с ажурными, обитыми или плетеными спинками овальной, круглой и прямоугольной формы (496, 498, 503); кресла и канапе, формы которых восходят непосредственно к античным образцам (495, 497, 499). В декоративном убранстве легких, стройных круглых или четырехугольных столов тоже доминирует античный орнамент.
Особую группу в мебельной продукции Адама составляют предметы, украшенные росписями (494). Проводниками этой живописной линии в декори-ровке английской мебели были итальянцы: Перголези (был приглашен Адамом во время пребывания последнего в Италии), Чиприани, Дзукки и Анжелика Кауфман, которая в 1765 году поселилась в Англии и выполняла живописные работы для мебели и интерьеров Адама.
Проектами мебели Адама на позднем этапе своей деятельности пользовался и Чиппендейл. Совместно с братом Роберт Адам основал фирму «Адельфи» (в переводе с греческого означает «братья»), принимавшую заказы на проектирование и исполнение всех компонентов жилого интерьера. В стиле Адама и.по его проектам работали многие крупные английские мебельные мастера. Помимо братьев Адамов на формирование английской художественной мебели в рассматриваемый период большое влияние оказали еще два мастера: Георг Хэплуайт (расцвет деятельности приходится на 1775—1786 годы) и Томас Шератон (1790—1804 годы).
В развитии английской классицистической мебели можно условно выделить три стилевых этапа: стиль Хэплуайта, следующий сразу же за стилем Чиппендейла (середина 1770-х годов), соответствует французскому стилю Людовика XVI; стиль Шератона (после 1790 года) представляет строгий классицизм; творчество братьев Адамов обычно связывают с ранней стадией английского ампира.
|
О мебели Хэплуайта, о характере форм, которыми он оперировал, мы можем судить главным образом по его проектам, изданным в 1788 году в виде альбома под названием «The cabinetmakers and upholsterer's guide». Изделия этого крупного английского мебельного мастера XVIII века отличаются простотой форм, элегантностью, легкостью; отдельные детали, очерченные плавно изогнутыми линиями, все еще обнаруживают связь с мебелью предыдущего этапа, со стилем Чиппендейла.
Легкий изгиб сохраняют, в частности, квадратные или круглые в сечении, суживающиеся книзу ножки предметов мебели для сидения; спинки, напоминающие формой щит, выполняются либо ажурными, либо мягкими
--------------------------------------------Английский классицизм-----------------------------------------
494. Полукруглый в плане комод. 495. Кресло, мотив складной (курульной) формы. 496. Кресло с плетеной спинкой, окрашенное в белый цвет. 497. Стул античной формы. 498. Кресло с овальной спинкой, украшенной мотивом розетки. 499. Диван антикизирую-щей (римской) формы. 500. Диван (settee). 1780 г. 501. Кресло; характерная форма ножек и опор локотников в виде львиных лап и грифонов. 502. Консоль. 503. Кресло с овальной спинкой. 504. Жардиньерка, украшенная бараньими головами. 505. Сервант (sideboard). Вторая пол. XVIII в. 506. Деталь спинки стула. 507. Мотив декоративного убранства мебели братьев Адамов (по рисунку Перголези).
|
508. Шкаф работы Г. Хэплуайта 509. Кресло с резной ажурной спинкой в форме щита. 1788 г. 510. Кровать с балдахином. 511. Столик с опускающимися полами и раздвижными точеными ножками. 512. Туалетный стол с зеркалами и ящичками. 513. Стол с изогнутой царгой. 1788 г. 514. Кресло. 515. Крылатое кресло (grandfather chair). 516. Мотив фасонной пайки застекленного книжного шкафа (door lattice). 517. Урна для ножей; махагони, интарсия. 518. Характерная форма спинки стула или кресла. 519. Диван (settee). 520. Книжный шкаф
Позднее в декор мебели, особенно женской, вводят расписные фарфоровые (бисквитные) накладки, изготовленные на Севрской мануфактуре, либо поставляемые заводом Веджвуда (Англия) керамические плакетки с белыми фигурами на голубом фоне. На дорогих комодах и кабинетах снова появляются маркетри типа булевских. Искусство мебели этой поры представлено целым рядом знаменитостей. Одновременно с Ризенером работают Лелё, Вейсвейлер, Дюбуа, Швердфе-жер, а также представители известной династии мебельщиков Жакоб. Это преимущественно крупные пред приниматели, ставившие клеймо на своих изделиях (что впоследствии очень помогло при установлении авторства тех или иных произведений). Виднейшим бронзовщиком был П. Гутьер. Классицизирующее направление, эволюционировавшее от стиля Людовика XVI к стилю Директории и затем к ампиру, почти на полстолетия предопределило характер развития французского декоративно-прикладного искусства.В Англии законодателем классического вкуса был архитектор Роберт Адам, много и успешно работавший в области интерьера. Сборник с его проектами мебели и архитектурно-декоративного оформления вну треннего пространства помещений, изданный в 1776 году, сыграл значительную роль в деле популя ризации «античного гротескного стиля» и вытеснения из английской мебели форм рококо, столь прочно ассоциирующихся с деятельностью Чиппендейла. В основу проектов Адама легли оригинально интерпретированные классические формы; много внимания в них уделено и античному орнаменту (декоративные мотивы римской архитектуры, арабески Помпеи).От стиля Людовика XVI английский классицизм отличает разве что большая строгость в следовании античным образцам. Свойственная классицистическим формам прямолинейность в проектах Адама носит более выраженный характер, чем у итальянских и французских архитекторов, под влиянием которых он находился. С творчеством Адама связано обогащение английских мебельных форм рядом новых элементов, переход на светлые породы дерева, в декоре — оперирование инкрустацией, росписью, лепными узорами. Особенно богато и разнообразно оформляются стены и потолки помещений.Мебелью Адама обставлялись дворцы англий ской аристократии и особняки разбогатевшей торгово-промышленной буржуазии. Четкость контуров, экономная профилировка деталей, прямые, сужающиеся книзу ножки, выдержанная в низком рельефе резьба — таковы характерные особенности мебели, производившейся в мастерской Адама.В декоре наиболее популярными мотивами были гротески, фестоны, цветочные гирлянды, овальные розетки, фавны, купидоны, сфинксы, бараньи головы, мифологические сюжеты. Характерно английскими можно считать мотив пальмовой ветви и карниз, обработанный каннелюрами.Среди изделий мебели, изготов ленных по проектам Адама, выделяются позолоченные или раскрашенные консоли, комоды, кабинеты -----------------------------------------------Английский классицизм ---------------------------------------------------
|
521. Секретер атласного дерева, украшенный росписью. 522. Туалетный стол. 523. Угловой умывальник работы Ширера. 1788 г. 524. Ломберный стол. 525. Кресло работы: Шератона. 526. Женский письменный столик со шторной затворкой. 1788 г. 527. Зеркало для туалетного столика. 528. Кресло. 529. Сервант работы: Ширера. 1788 г. 530. Кровать, убранная драпировками. 531. Характерное решение карниза. 532. Кушетка работы: Шератона
------------------------------------------Английский классицизм------------------------------------------- 533. Диван, украшенный резьбой. 534. Туалетный стол с поднимающейся крышкой. Тран-сильвания, конец XVIII в. (Будапешт, Музей прикладного искусства). 535. Шкаф. Ок. 1790 г. (Будапешт, Музей прикладного искусства). 536. Низкий шкаф. Конец XVIII в. (Будапешт, Музей прикладного искусства). 537. Кресло с плетеным сиденьем и готизирую-щим декором спинки и локотников. Конец XVIII в. 538. Банкетка, окрашенная в белый цвет; элементы: декора окрашены в серый цвет. 539, 540. Предметы: из гарнитура мебели для сиденья; резные ажурные спинки украшены мотивом лиры. Конец XVIII в. (Будапешт, Музей прикладного искусства). 541. Кровать. 542. Характерная форма ножки. 543. Комод рубленый
Тканевая обшивка появилась намного раньше привычных бумажных обоев и кочевала от эпохи к эпохе, от стиля к стилю: классицизм, барокко, ампир, модерн, минимализм. --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- ЭМАЛИ И ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО ЭПОХИ КЛАССИЦИЗМА -----------------------------------
Шкатулка для драгоценностей Анны Австрийской
Середина 17 века
Золото; чеканка
Лувр
Париж
Франция
Покрыта рельефным декором в виде цветов и листвы
Заколка "Польский орел"
17 - 18 век
Золото, жемчужина, рубины; эмаль
Лувр
Париж
Франция
Медальон, содержащий миниатюру
Середина 17 века
Золото, перегородчатые эмали, бриллианты, драгоценные камни
Великобритания
Пример английского придворного стиля
Корона Святого Эдуарда
Вайнер, Роберт
1661
Золото, полудрагоценные камни
Вес свыше 2 кг
Исторические королевские дворцы
Лондон
Великобритания
Редко использовалась в 18 - 19 веках. С 1911 года вновь играет главную роль в церемонии коронации.
Эмаль " гильоше " получила свое рождение в XVIII веке во Франции. В России гильошированные эмали стали активно применяться в конце XIX - начале ХХ века для украшения драгоценных изделий.
Работы, выполненные в технике горячей эмали, гравировки и гильоше.
Гильош (от фр. guilloché – узор из волнистых линий) – орнамент в виде густой сети волнистых фигурных линий (причем линии, повторяющие направление, строго параллельны только между собой), переплетающихся между собой. Появился давно и наиболее активно использовался для лепных украшений в классической архитектуре. Гильоши встречаются в романской архитектуре, архитектуре ренессанса и неоклассицизма.В ювелирной промышленности, в производстве столового и бытового серебра, а так же в изготовлении корпусов часов нам нужно знать и понять, что такое термин гильоше и что он обозначает.
Гильоширование. Гильоше (франц. guilloche от guille — «кавычка, закорючка») – декоративная токарная обработка и техника декорирования изделий из твердых материалов: различных металлов (по большей части благородных), слоновой кости, дерева и др. Смысл гильошировки заключается в нанесении на поверхность тонкого гравированного узора из волнообразных, параллельных либо пересекающихся штрихов в правильной геометрической последовательности. На поверхности вращающейся заготовки вырезается некий геометрический узор. Если станок наносит прямые линии, то в таком случае заготовка совершает поступательные движения. Мастер создает сложнейшие геометрические узоры путем медленного расчерчивания заготовки, линия за линией.В современном промышленном производстве осуществляется с помощью специальных машин типа токарного станка с вращающимся барабаном и резцом (гильоше), работающих по заданной программе. Но похожая техника использовалась в средневековых изделиях – без станка, вручную, резцом типа гребенки. Кстати даже в производстве фарфора, во второй половине XVIII века на Севрской фарфоровой мануфактуре применяли технику «guillochage»: сквозь слой прозрачной глазури просвечивает гравированный геометрический орнамент.Предполагается, что именно великий учёный и живописец Леонардо да Винчи, увлекшись резьбой, разработал один из первых токарных станков. Примерно через сто лет после его смерти, в начале XVII века, на основе токарного станка (скорее всего на юге Германии) создали гильоширную машину для нанесения круговых узоров. Режущий инструмент, или гравёрный резец, изготавливался из стали или иного твёрдого металла. Находчивые до инженерных решений европейцы усовершенствовали станок, прикрепив приводной шнур к педали или подвесной пружине. Это значительно увеличило «мощность» станка, а самое главное позволило освободить обе руки, что облегчало управление резцом. Токарная обработка металлических поверхностей становилась всё более популярной.В XVII и XVIII веках токарные станки и гильоширные машины европейского изготовления проникли в дома знати и особ королевской крови. Токарная резьба сделалась излюбленным занятием в часы досуга при дворах монархов Европы. Царь Пётр I, прусские короли Фридрих III и Фридрих IV, английский Георг III, а также французские Людовик XV и Людовик XVI лично занимались токарным украшением таких предметов, как шкатулки и компасы, которые мы и поныне видим в музеях. В мастерских этих монархов трудилось множество искусных токарей. Токарным делом увлекались не только мужчины, но и женщины, даже у королевы Виктории был станок. Именно в эту эпоху, эпоху увлечения механизмами, люди создали прекраснейшие образцы тонкой токарной работы.Наибольший расцвет техника гильоширования получила в конце XVIII – XIX века и вплоть до начала XX, с расцветом популярности машинной гильошировки, применяемой в ювелирном искусстве.
Брошь-клип "Муха" Faberge с бриллиантами, зеленой эмалью " гильоше " и гравировкой.
--------------------- ТЕКСТИЛЬ КЛАССИЦИЗМА -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------В 1760-е годы в европейском искусстве в рамках рококо появляются первые проявления классицизма - стилизации a la grecque, выразившиесяв подражаниях древнегреческим и древнеримским предметам убранства. О доминировании классицизма как зрелого стиля можно уверенно говорить, начиная с 70-х годов 18 века, что почти совпадает по времени с правлением Людовика XVI. Художники, работавшие в этом стиле, называемом в ту пору «истинным» или «правдивым» стилем, в качестве источника своего вдохновения использовали не только наследие античного искусства, но и опыт классицизма эпохи Людовика XIV, впечатления от реальной окружающей природы. На раннем этапе стиля классицизм отразилось влияние идей предшествовавшего ему стиля рококо, увлечение естественными науками, философией сентиментализма и близости к природе.
В это же время во французском художественном ткачестве появляется понятие «большого жанра» или "les grandes soies". Декоративные ткани этого типа предназначались для убранства самых изысканных интерьеров. Их выполняли в небольшом количестве, для конкретного заказчика и, как правило, для одного помещения. Нередко создавались целые ансамбли, в которые входили не только собственно шелка, но и бордюры к ним, купоны для обивки мебели. Тканые узоры в таких ансамблях могли сочетаться с вышивками.
Мебельное убранство дворцов делилось на летнее и зимнее и, соответственно временам года, менялось. Вместе с ним менялись и тканевые обивки стен, драпировки, обивки мебели - таким образом, для одного помещения порой требовались два тканевых комплекта. У тканей «большого жанра» были свои авторы, и их имена были хорошо известны не только среди профессионалов, но и среди их высочайших заказчиков.
Художников по тканям современники называли не иначе, как «душа всего дела». Ежегодно они создавали сборники новейших, самых модныхорнаментов, ткани с новым декором выпускались не более чем в течение года. Известно, что в Лионе в течение 18 века работало около шестисот художников по тканям, но лишь имена некоторых, самых выдающихся из них, дошли до нашего времени.
Уже упомянуты выше Жан Ревель - художник и рисовальщик узоров для тканей, изобретатель нового станка и техники point ventre, работал в первой половине 18 века. Его ткани отличаются крупными объемными узорами, состоящими из плодов, цветов, архитектурных мотивов, вазонов и т.п. Жубер д'Ибердери, лионский художник, живший в середине 18 века, оставил бесценное свидетельство о жизни современных ему лионских фабрик - книгу «Рисовальщик для тканей из золота, серебра и шелка», изданную в 1765 году. Благодаря нему мы сегодня знаем имена предшественников Ревеля: Дешана, Ранге (который первым пытался внести реалистичность и объем в изображение растительных мотивов на тканях), Куртуа. В середине 18 века в Лионе работали Дютийе и Жан Пиллеман, роль которого в области орнаментации тканей трудно переоценить. По его рисункам и гравюрам в стиле шинуазри — и под их влиянием - создавались узоры для брошированных и набивных шелков. Несомненно, что с его работами были хорошо знакомы все художники по текстилю второй половины 18 века - среди них Ж.-Б. Гюе, Ф. де Лассаль, Ж.Ф.Бони.
Лионские орнаменталисты в качестве источников для своих узоров нередко использовали гравюры или целые гравюрные увражи, которые специально издавались в помощь декораторам. Так, в узорах лионских шелков 18 века, помимо Пиллемана, прослеживаются влияния или прямые реплики из картин и гравюр Буше, Фрагонара, Рансона, Лалонда, Демарто. Каждый год мастерские должны были выпускать ткани с новыми узорами, поскольку существовал закон, предписывающий производить один и тот же узор не более одного года. Ежегодно художники представляли своим заказчикам эскизы новых узоров. Весьма была распространена практика, когда заказчику первоначально посылался рисунок будущей ткани, на которой он мог делать свои пометки и замечания о желаемых изменениях. Это давало повод для плагиатов и прямого воровства рисунков, что в 18 веке создавало очень серьезную проблему защиты авторского права художников, а сегодня создает проблему атрибуции многих тканей для историков искусства. Вопрос авторского права собственности на рисунки был решен в 1787 году, когда было установлено, что владение художником правами на свои узоры тканей для одежды существует в течение шести лет, а для декоративных тканей — в течение пятнадцати лет. В лионских архивах, в собраниях французских музеев и частных коллекциях сохранились рисунки и патроны для тканей и книги заказов ткацких мастерских, очень немногочисленные, которые сегодня дают бесценный материал для атрибуций и исследований.
.
Первым известным европейским исследованием в истории французского художественного ткачества стала уже упомянутая выше книга Николаса Жубера д'Ибердери «Рисовальщик для тканей из золота, серебра и шелка». Ее автор был одним из крупнейших рисовальщиков и фабрикантом шелков в Лионе середины - второй половины 18 века. Его книга - один из наиболее ранних трудов по производству узорных шелков в Лионе, в котором описываются шелкоткацкие мастерские и ремесло рисовальщика узоров для тканей, а также называются имена и описывается деятельность художников и фабрикантов узорных шелков.
Через несколько лет в Париже вышел многотомный увраж Пуле «Искусство фабриканта шелковых тканей», который был сопровожден многочисленными гравированными схемами и чертежами. Столь подробное описание современной технологии производства тканей, организации мастерских могло служить в свое время в качестве учебника или пособия для начинающего фабриканта, а сегодня дает исчерпывающую информацию о производстве лионских тканей 1770 годов.
К началу 20 века Музей барона А.Л.Штиглица в Петербурге собирает прекрасную коллекцию художественных тканей и шпалер, которая через несколько лет вошла в состав Эрмитажа. В течение первых десятилетий 20 века произошло формирование многих коллекций художественного текстиля, в это время старинные художественные ткани охотно приобретали.
Характер отношений русских заказчиков с лионскими производителями шелков в эпоху Екатерины II – определялся кругом заказов, поступавших из России. Это помогло в решении задачи, а именно: более точно обрисовать картину «русской» страницы в творчестве Филиппа де Лассаля на основе вновь обнаруженных архивных документов, и в качестве необходимого этапа этой работы впервые был составлен каталог его известных произведений. Многочисленные сложности и неточности атрибуций, когда работы других лионских художников приписывались многими авторами руке Лассаля, побудили к постановке третьей задачи данного исследования - определению характерных особенностей индивидуального стиля Филиппа де Лассаля и его влияния на его современников и и последующие поколения орнаменталистов. Образец шелковой ткани «Птицы, клетка, зеркало в овале». Фон - саржевое переплетение,брошировка.Мастерская Филиппа де Лассаля. Франция, Лион. 1775 г Пара голубей и корзина с цветами. Шелк. Узор- лампас, брошировка; фон - репс, атлас. Мастерская Филиппа де Лассаля, Франция, Лион, 1775 г. Эскиз ткани 'bizarre', художник Джозеф Дэндридж, 1718 г ------------------ В Европе (преимущественно в торговых державах - Франции, Англии и Голландии) было модно обивать этой тканью стены и шить из нее домашнюю одежду Ткань «Куропатки». Шелк, «волнистый шелк». Фон - cannetille, узор - брошировка. Мастерская Филиппа де Лассаля,
Выяснилось, что первоначально эти ткани появились во Франции, скорее всего, в стенах Лионской мануфактуры.
Общеизвестно, что в конце XVII в. Европу охватила моду на экзотику. Например, из Индии привозили шинц-крашеные хлопковые ткани-----------
это было в моде в 1710-1711 гг. Альбом с орнаментами стиля 'bizarre' Джеймса Лемана,
Ткань 'bizarre' для обивки стенных панелей, Франция, 1700 .
КЛАССИЦИЗМ (сер. XVIII - XIX вв.)
Пресыщенность причудливыми формами Рококо вскоре вызвала призывы к искусству более трезвому и рациональному. И тут как нельзя кстати пришлась вновь воскресшая мода на всё античное. Так возник классицизм (от лат. сlassicus - образцовый) с его идеями о строгих ясных логичных формах и разумной закономерности мироздания.
Обычно разделяют два периода в развитии классицизма. Сложился он в XVII веке во Франции, отразив подъем абсолютизма. XVIII век считают новым этапом в его развитии, поскольку в это время он отражал иные гражданские идеалы, основанные на идеях философского рационализма. Объединяет же оба периода представление о разумной закономерности мира, о прекрасной, облагороженной природе, стремление к выражению большого общественного содержания, возвышенных героических и нравственных идеалов.
Новое изменение вкусов, первоначально во Франции и Англии, случилось по ряду причин. Французские энциклопедисты (Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо, Вольтер и др.), пользовавшиеся огромным авторитетом в широких кругах аристократии и буржуазии, призывали общество к разумной, простой и естественной жизни. Умным людям уже надоели глупые и надуманные безделицы Рококо. К тому же, в 1748 году начались раскопки древнего римского города Помпеи, погребенного в I веке н. э. под толстым слоем пепла в результате извержения вулкана Везувий. Глазам потрясенного мира открылась небывалая, нетронутая временем красота классического античного города. Огромную роль в утверждении нового стиля, навеянного впечатлениями от помпейских находок, сыграл и великий немецкий ученый Иоганн Винкельман, основатель истории искусства как науки, выступивший с проповедью античной классики, главным образом греческой, считая ее образцом совершенного и благородного вкуса. Окончательное утверждение позиций классицизма в архитектуре, изобразительном и декоративно-прикладном искусстве приходится на время правления Людовика XVI, короля Франции с 1774 по 1792 год, из-за чего французский классицизм называют также "стилем Людовика XVI".
В зодчестве под классицизмом понимают архитектурный стиль, распространённый в Европе в XVIII - начале XIX вв. Архитектуре классицизма свойственна строгость формы, ясность пространственного решения, геометризм интерьеров, мягкость цветов и лаконизм внешней и внутренней отделки сооружений. В отличие от построек Барокко, мастера классицизма никогда не воздавали пространственных иллюзий, искажавших пропорции здания.
Основные принципы и идеалы этого направления закладывались во Франции. Можно сказать, что пошло все со слов двух знаменитых людей, Короля-Солнца (т.е. Людовика XIV), изрекшего "Государство - это я!" и знаменитого философа Рене Декарта, сказавшего: "Я мыслю, следовательно - существую". Именно в этих фразах кроются основные идеи классицизма: верность королю, т.е. отечеству, и торжество разума над чувством. Новая философия требовала своего выражения не только в устах монарха и философских трудах, но и в искусстве, доступном обществу. Нужны были героические образы, направленные на воспитание патриотизма и рационального начала в мышлении граждан. Так началось реформирование всех граней культуры.
Самым грандиозным сооружением эпохи Людовика ХIV стал Версаль (1668-1689). В этом комплексе, ставшем эталоном для дворцово-парковых ансамблей Европы, соединились стилистические черты как классицизма, так и Барокко. Внешний облик дворца выдержан в строгом классическом стиле, однако интерьеры его отличает барочная пышность и роскошь декоративного оформления.
Высокие образцы зрелого классицизма в архитектуре XVII века - восточный фасад Лувра (К. Перро). Восточный фасад Лувра (1667-1678), который часто называют Колоннадой Лувра, составляет часть ансамбля двух объединенных в XVII веке дворцов - Тюильри и Лувра (общая протяженность фасада 173 м). Его композиционное построение довольно характерно - на нем выделяются центральный и два боковых ризалита, между которыми на высоком гладком цоколе стоят мощные сдвоенные коринфские колонны, поддерживающие высокий антаблемент. Боковые ризалиты не имеют колонн, а расчленены пилястрами, создающими логический переход к боковым фасадам. Таким образом удается добиться колоссальной выразительности ордера, ритмически удерживающего единство весьма протяженного и монотонного фасада.
В конце XVII -начале XVIII вв. классицизм сформировался в архитектуре Голландии, породившей особенно сдержанный его вариант, и в "палладианской" архитектуре Англии. Национальным достижением английского классицизма в архитектуре стали высокий уровень культуры оформления жилой усадьбы и города. Здесь законодателем классицистического вкуса стал Роберт Адам (1728-1792). Побывав в Италии он вернулся страстным поклонником античности и создал множество усадебных домов, к которым сам же (!) проектировал мебель. Один из наиболее известных его интерьеров - приёмная в доме Сайон-хаус, украшенная колоннами из голубого мрамора и скульптурами наверху. Стволы этих колонн подлинные античные (найденные на дне реки Тибр в Риме!), но они здесь не поддерживают потолок, а просто приставлены к стене, придавая комнате величественный вид.
Перекрестные связи с французским и голландским классицизмом, а также с ранним Барокко сказались в коротком блестящем расцвете классицизма в архитектуре Швеции. Одной из отличительных особенностей эпохи классицизма в Германии можно считать стиль "цопф". Ему присущи простые, даже упрощенные формы, не идущие ни в какое сравнение с изысканными, рафинированными формами французского классицизма. Немецкая классицистическая мебель проникнута духом пуританства, вместе с тем в ее формах прочно удерживаются такие типично барочные элементы, как изогнутые карнизы, срезанные углы. Это совершенно уникальное явление, стоящее на грани классицизма и аскетизма. В отличие от французов - известных приверженцев тонких намеков и изысканности во всем окружающем, немцы в любую эпоху оставались практичными, более приземленными. Таким образом, даже воспевающий разум классицизм превратился здесь в нечто совершенно особенное. Интернациональным центром классицизма XVIII-начала XIX вв. стал Рим, где в искусстве господствовала академическая традиция с нередким для академизма сочетанием благородства форм и холодной, абстрактной идеализации.
Во второй половине XVIII столетия появился знаменитый русский классицизм. Все характерные черты классицизма европейского: симметрия, единообразие, гармония, четкая планировка и масштабность нашли здесь свое отражение. Здание Петербургской академии художеств - одно из первых российских зданий в стиле классицизма - отличается большой сдержанностью декоративного убранства фасадов, там впервые появились портики, стали применяться декоративные колонны. Ранний русский классицизм сохраняет еще пластику и декор, присущие Барокко и Рококо. Зодчие зрелой поры классицизма создали классические типы столичного дворца-усадьбы и городского дома, ставшие образцами в усадебном строительстве. Петербургский классицизм был, прежде всего, стилем официальной "государственной" культуры. Его нормы основывались на укладе жизни императорского двора и дворянства.
Интерьер, оформленный в классическом стиле - это, обычно, помещение правильной формы, излучающее покой и основательность. Интерьер, в стиле Классицизм, не чрезмерен, не перегружен деталями, исполнен сдержанности и достоинства, вкуса и респектабельности. Классический стиль оправдал свое название, как "правильный образец для подражания". Все было строго определено: четкие и прямые линии, правильные симметричные формы, начиная от колонн, оконных проемов, мебели и кончая строгими геометрическими формами подстриженных кустов в саду.
Стиль эпохи классицизма обычно созвучен основательным людям с традиционными взглядами. Здесь царствуют ясные геометрические формы и сдержанный декор. Для построения интерьеров была характерна анфиладность, когда комнаты как бы "нанизывались" на прямой коридор. Все элементы интерьера требуют дорогого, качественного и натурального материала (дерево, камень, шелк). Красота классицизма гармонична, стройна и благородна. Самым ярким символом этого стиля является античная колонна с ее четкими прямыми линиями. В орнаменте также преобладают античные растительные мотивы (меандр, акант, пальметты). Характерны украшения скульптурой, большими алебастровыми вазами, настенными панно и лепниной. Пол отделан художественным паркетом из дерева ценных пород, стены иногда обтягиваются специальными интерьерными тканями, окна драпируются шторами. Элементы отделки, лепнины иногда "золотятся". Цветовое решение интерьера это спокойные благородные тона, сочетание светлых пастельных, кремовых, бледно-желтых, чуть зеленоватых стен с теплыми коричневыми тонами благородного дерева паркета и мебели.
Классицизму довелось стать последним "королевским стилем", когда влияние двора распространялось на все области искусства вплоть до стиля мебели. Немалую роль в распространении нового стиля сыграла всесильная фаворитка короля мадам Помпадур, в честь которой были названы даже некоторые типы мебели. В отличие от мастеров Барокко, мебельщик эпохи классицизма считает своими главными задачами удобство и тонкий артистизм в компоновке изделия. Такая же по фактическим размерам классицистическая мебель воспринимается как более миниатюрная, изящная, воздушная.
Яркий пример - интерьеры покоев Людовика XVI в Версале. Если в эпоху Рококо даже большое помещение должно было производить впечатление будуара, то здесь декораторы стремились к обратному эффекту. Они создавали иллюзию большого, масштабного пространства независимо от реальных размеров комнат. Вместо прихотливых по форме часов и подсвечников, сложной по рисунку лепнины появились беломраморные медальоны с античными профилями, строгие пилястры и полуколонны.
Предметов мебели здесь немного, но все они устойчивы и просты. Капризные и пластичные формы Рококо постепенно "успокаиваются", линии выпрямляются, начинает господствовать ясность и гармоничность пропорций, равновесие частей. В мебели классицизма уже нет той слитости деталей в единую массу, здесь вновь подчёркивается конструктивный принцип. Этому принципу следует и декор, линии которого послушно повторяют очертания предмета. Он сводится к самому необходимому.
К середине 70-х годов XVIII века во Франции все большее распространение находят комоды письменные столы, дамские бюро, секретеры с прямыми ножками, ровными горизонтальными карнизами и тягами. Позолота и окраска мебели эксклюзивной уступают место фактуре дерева. В качестве украшений использовали маркетри (клееная мозаика из разных пород дерева), бронзовые накладные медальоны, фарфоровые вставки и пр. Для обивки употребляли специальные штучные ткани - гобелены или вышитые ткани с изображением цветов, букетов и пасторальных сцен. Очень активно используются зеркала, их устанавливают между ножками эксклюзивной мебели, на потолке, между окнами и т.д. - этим обстановке придается некоторая иллюзорность. Прославленными мастерами мебели классицизма были Ризенер, Бенеман, Жакоб, Рентген, бронзовщик Домир.
Популяризация Робертом Адамом "античного стиля" вытеснила из английской мебели формы Рококо, ассоциировавшиеся с деятельностью Чиппендейла. Особенно часто Адам содрудничал с фирмой "Шератон", основанной Томасом Шератоном (расцвет пришёлся на 1790-1804гг). Её мебель отличалось благородной простотой форм и матовой поверхностью дерева. Популярными были спинки кресел в форме античной лиры или щита с орнаментом. С творчеством Адама связано обогащение мебели новыми элементами, переход на светлые породы дерева, в декоре - оперирование инкрустацией, росписью, лепными узорами.
Кроме Адама и Шератона в развитии английской классицистической мебели большую роль сыграл Георг Хэплуайт (расцвет деятельности - 1775-1786). Его изделия характеризуются красотой форм, элегантностью, лёгкостью; отдельные детали (ножки, подлокотники) сохраняют лёгкий изгиб, что указывает на связь с предыдущем стилем Чиппендейла. Спинки, напоминающие формой щит, выполняются либо ажурными, либо мягкими.
Отличительный признак классицизма в предметах мебели - строгая прямоугольность общего контура и членений шкафов, комодов и другой мебели для хранения вещей, конструктивная и тектоническая простота и ясность форм. За пределы контура могут незначительно выходить лишь углы карниза и опорные элементы, как правило, зрительно поддерживающие карниз и сами имеющие плоскую или скульптурную проработку. Встречающаяся иногда изогнутость фасада по горизонтали имеет строго циркульный характер. Нередко над карнизом устанавливается аттик (декоративный ленточный выступ на классическую тему).
В декоративном решении фасадных элементов корпусной мебели, в том числе секретеров и столов-бюро, сочетается естественная красота большой древесной поверхности (махагони, сандал, туя, палисандр, эбеновое дерево и др., причем дуб - в основном в Англии и Германии). На такой поверхности, как правило, выложенной в технике маркетри, обычно помещается декоративный элемент в форме круга, овала, ромба и т. п. с орнаментальным или изобразительным сюжетом. Нередко двери шкафа, имеющие рамочную конструкцию, членятся по вертикали двумя или тремя филенками.