Выражением социальной и политической активности граждан, их воздействия на процессы управления государством является право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия, пикетирование2.
Право проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование – важный элемент правового статуса гражданина Российской Федерации. Право на проведение публичных мероприятий – субъективное право граждан, имеющее целью оказать воздействие на органы государственной власти для решения вопросов жизнедеятельности общества (политических, правовых, социально-экономических, социально-культурных и др.). Оно является важным элементом народовластия, формой участия граждан в управлении делами государства как на общефедеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации и местного самоуправления1.
Статья 31 Конституции регламентирует проведение следующих видов публичных мероприятий:
- собрания;
- митинга;
- демонстрации;
- шествия;
- пикетирования.
Право на проведение публичных мероприятий предоставляется только гражданам России.
Статья 3 Федерального закона «О собраниях, митингах, шествиях и пикетированиях» определяет принципы проведения публичного мероприятия:
1) законность - соблюдение положений Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации;
2) добровольность участия в публичном мероприятии2.
Инициаторами проведения публичных мероприятий могут быть лица, достигшие 18-летнего возраста, уполномоченные общественных объединений, трудовых коллективов предприятий, учреждений, организаций, а также отдельных групп граждан3. Уполномоченный подаёт заявление о публичных мероприятиях не позднее, чем за 10 дней до намеченной даты проведения мероприятия.
|
Разрешение на проведение публичной акции дает орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления. Не позднее чем за пять дней до намеченной даты принимается решение о проведении публичного мероприятия.
Публичное мероприятие должно быть проведено (если решение администрации положительное) в установленные сроки и в обусловленном месте. Участникам собрания запрещено иметь при себе оружие, специально изготовленные или приспособленные предметы, могущие быть использованными против жизни и здоровья людей. Собрание не должно нарушать права и свободы других лиц. Запрещается использование этого права для насильственного изменения конституционного строя, разжигания расовой, классовой, национальной ненависти, для пропаганды насилия и войны. Неправомерные действия органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, ущемляющих право на проведение публичных мероприятий, превышающих свои полномочия, применяющих незаконные средства для пресечения публичных мероприятий, могут быть обжалованы в вышестоящие органы и в суд.
Вопрос13. Право граждан обращаться в органы государственной власти и органы местного самоуправления
Конституционно закрепленное право граждан обращаться в органы государственной власти и органы местного самоуправления (ст. 33 Конституции РФ) является важным средством защиты прав и свобод граждан.
|
Это право – важное средство проявления общественно-политической активности граждан, заинтересованности их в общественных делах, а также защиты ими своих прав. Обращения граждан имеют значение и как канал укрепления связей государственного аппарата с населением, как источник информации, необходимой для решения текущих вопросов общественной жизни.
Обращения граждан представляют собой одну из форм участия их в управлении, в решении государственных и общественных дел, способ восстановления нарушенного права. Они являются важным источником информации, полезной при решении вопросов государственного, хозяйственного и социально-культурного развития, содержат в себе сведения о процессах, происходящих в обществе. Право на обращение – важный фактор устранения нарушений законности и предотвращения правонарушений1.
Обращения граждан содержат неодинаковую информацию, не совпадают по общественной направленности. Они различаются по своей юридической направленности и влекут разные правовые последствия. Термин «обращение» носит собирательный характер. В обращениях граждан могут содержаться жалоба в связи с тем или иным нарушением их прав, инициативное предложение, заявление и пр.
Обращения граждан в зависимости от содержания облекаются в форму заявления, либо жалобы, либо предложения. Наибольшее распространение в практике получили заявления (с требованиями об удовлетворении каких-либо прав, предоставлении льгот, услуг и т.п.), а также жалобы (о нарушениях прав граждан с требованием их восстановления). Обращения по общественно значимым вопросам принято именовать предложениями (или петициями).
|
В законодательстве закреплена обязанность соответствующих органов (должностных лиц) принимать обращения граждан и рассматривать их в порядке и сроки, установленные в законе. Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» устанавливает срок рассмотрения - 30 дней с момента регистрации обращения1.
Нарушение установленного порядка рассмотрения обращений граждан, волокита, преследование граждан в связи с подачей обращений либо за содержащуюся в них критику влекут в отношении виновных должностных лиц ответственность в соответствии с законодательством.
Подача гражданином заявления или жалобы в клеветнических целях также влечет ответственность в соответствии с законодательством.
Решение, принятое по обращению гражданина, может быть обжаловано в вышестоящий орган (должностному лицу) в порядке подчиненности либо в суд. Гражданин в установленных Конституцией РФ случаях имеет право подавать индивидуальную жалобу в Конституционный Суд Российской Федерации, а также защищать свои права в арбитражных судах.