Понятие образовательной программы, данное в Федеральном законе
№ 273 «Об образовании в РФ» (глава 1, ст.2, п.9), определяет сущность и задает структуру дополнительной общеразвивающей программы. Структура дополнительной общеразвивающей программы должна включать:
· комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты);
· комплекс организационно-педагогических условий, включающий формы аттестации.
Детальное содержание структурных компонентов программы
I. Титульный лист программы (Приложение 1)
· наименование учреждения, организации (согласно формулировке устава организации);
· дата и № протокола экспертного совета, рекомендовавшего программу к реализации;
· гриф утверждения программы (с указанием ФИО руководителя, даты и номера приказа);
· название программы;
· адресат программы (возраст участников программы);
· срок реализации программы;
· ФИО, должность разработчика (-ов) программы;
· Место (город, другой населенный пункт) и год разработки программы.
II. Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы:
1. Общая характеристика программы:
· направленность (профиль) программы – техническая, естественнонаучная, физкультурно-спортивная, художественная, туристско-краеведческая, социально-педагогическая;
· актуальность программы – своевременность, современность предлагаемой программы;
· отличительные особенности программы – характерные свойства, отличающие программу от других аналогичных; отличительные черты, основные идеи, которые придают программе своеобразие;
· срок освоения программы;
· объем программы – общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы;
· режим занятий – периодичность и продолжительность занятий;
· формы обучения и виды занятий (беседы, лекции, практические занятия, лабораторные работы, круглые столы, мастер-классы, дистанционные занятия и др.).
2. Цель и задачи программы:
· цель – это стратегия, фиксирующая желаемый конечный результат; должна быть конкретна, перспективна, реальна, значима;
· задачи – это те конкретные результаты реализации программы, суммарным выражением которых и является поставленная цель.
3. Учебный план содержит название разделов и тем программы, количество теоретических и практических часов. (Приложение 2)
4. Содержание – это описание разделов и тем программы в последовательности, заданной учебным планом, включающее описание теоретической и практической частей, форм контроля, соответствующих каждой теме.
5. Методическое обеспечение может включать описание:
· форм занятий, планируемых по каждой теме или разделу дополнительной общеобразовательной программы (игра, беседа, поход, экскурсия, конкурс, конференция и т.д.), и технологий их организации (КТД, тренинг-технология, проектирование, шоу-технология и др.);
· приемов и методов организации образовательного процесса с отражением условий его реализации, характеристикой дидактического материала и технического оснащения.
6. Планируемые результаты – совокупность знаний, умений, навыков, личностных качеств, компетенций (предметных, личностных, метапредметных результатов), приобретаемых учащимися при освоении программы по ее завершении; формулируются с учетом цели и содержания программы.
III. Комплекс организационно-педагогических условий:
1. Календарный учебный график (Приложение 3) – это составная часть образовательной программы, являющейся комплексом основных характеристик образования; определяет (ч. 9 ст. 2 Федерального закона № 273-ФЗ):
· количество учебных недель и количество учебных дней;
· продолжительность каникул, даты начала и окончания учебных периодов/этапов;
· составляется для каждой группы и является обязательным приложением к дополнительной общеобразовательной программе.
2. Условия реализации программы – реальная и доступная совокупность условий реализации программы: помещения, площадки, оборудование, приборы, информационные ресурсы.
3. Формы аттестации разрабатываются для определения результативности усвоения образовательной программы, отражают цель и задачи программы:
· зачет, контрольная работа;
· творческая работа;
· выставка, конкурс, фестиваль художественно-прикладного творчества, отчетные выставки, отчетные концерты, открытые занятия, вернисажи и т. д.
4. Оценочные материалы – пакет диагностических методик, позволяющих определить достижение учащимися планируемых результатов.
5. Методические материалы – обеспечение программы методическими видами продукции:
· указание тематики и формы методических материалов по программе;
· описание используемых методик и технологий, включающее современные педагогические и информационно-коммуникационные технологии, групповые и индивидуальные методы обучения.
IV. Список литературы может быть составлен для разных участников образовательного процесса – педагогов, учащихся. Он оформляется в соответствии с требованиями к оформлению библиографических ссылок и включает:
· основную и дополнительную учебную литературу (учебные пособия, сборники упражнений, контрольных заданий, тестов, практических работ и практикумов, хрестоматии);
· справочные пособия (словари, справочники);
· наглядный материал (альбомы, атласы, карты, таблицы);
· рекомендуемые интернет-ресурсы.
Приложение 1
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Дом детского творчества
Принята на заседании методического (педагогического) совета от «___» _____________ 20____г. Протокол № __________________ | Утверждаю: Директор МОУ ДОД ДДТ _____________________ /ФИО/ «___» ________________ 20____г |