Фото: личный архив героя




Никита Лопатин, магистрант факультета летательных аппаратов НГТУ НЭТИ, недавно получил лицензию частного пилота. Он проходил обучение в программе «Соколы НГТУ». Цель программы – дать студентам ФЛА НГТУ опыт управления летательными аппаратами, что особенно важно для будущих специалистов в области проектирования и производства летательных аппаратов и систем. Никита рассказал, как это – прыгать с парашютом, управлять самолетом и верить в себя.

Никита, почему ты решил стать пилотом?

Программа «Соколы НГТУ» давно привлекала мое внимание, наверное, еще с третьего курса. Я видел агитационные плакаты и думал, а почему бы и нет. Как таковой цели с детства научиться летать у меня не было. Но я всегда стремлюсь двигаться вперед, изучать что-то новое.

Насколько я знаю, в авиации важна дисциплина, а также состояние здоровья и физическая подготовка. Наверное, был жесткий отбор?

Пожалуй, да. Желающих было порядка ста человек. Нас повезли на экскурсию на аэродром в Мочище, где было задание написать мотивационное письмо, почему я хочу стать пилотом. Следующий этап отбора – индивидуальное собеседование. Мне поставили условие закончить текущий семестр «на отлично». Пожалуй, это и было самым трудным испытанием для меня, но я справился.

Финальная часть отбора – ВЛЭК (врачебно-летная экспертная комиссия). Она тоже отсеяла число кандидатов.

Как проходило обучение?

Обучение проходило в два этапа. Сначала было 222 часа теории плюс более десяти экзаменов. Занятия проходили по вечерам в НГТУ три, а то и четыре раза в неделю по два-три часа. Изучали основы полета, аэродинамику, конструкцию воздушного судна и многое другое. Конструкцию мы изучали на примере самолета «Аэропракт-22» – на нем я и летаю. Макет А-22 есть в одной из аудиторий факультета летательных аппаратов.

После теории были прыжки с парашютом как подводящее упражнение для начала полетов.

В первый раз, наверное, было очень страшно... Что чувствовал?

Эмоции во время прыжка просто нереальные! Потому что уже в самолете чувствуешь полет, чувствуешь, как самолет закладывает крен (прим. Наклонение судна, летательного аппарата на бок) – и твои ножки уже подкашиваются. Инструктор открывает дверь - и видишь все с высоты птичьего полета... Прыжки обычно проходят с высоты 800-900 м.

Поначалу дико страшно. Самое страшное – сделать первый шаг из самолета. Когда отделился от самолета, тебя может захватывать нехватка воздуха, сердцебиение усиливается. Но, как правило, через одну-две секунды ты спокойно летишь на парашюте и кайфуешь от видов.

А каково было первый раз за штурвалом?

Конечно же, было волнительно. Страх – нормальное чувство для начинающего пилота. Еще волновался перед полетом под шторкой, когда я летел только по приборам.

Это как? То есть не видел ничего в окна?

Да, буквально был занавешен шторами.

Что еще было экстремально в обучении? И, кстати, на какой высоте проходят полеты на А-22?

В районе аэродрома мы летаем на высоте 300 м относительно земной поверхности, а в пилотажной зоне – не ниже 500 м. Насчет экстремальных вещей – такого не было. Ну если не считаешь обычный полет экстримом.

Аэрофобия – одна из самых распространенных фобий. Я боюсь летать, хотя мой дедушка был летчиком, успешно отлетал 30 лет, между прочим.

Мария, ну как так?! Статистика показывает, что самолет – самый безопасный вид транспорта. Если говорить о моем опыте, я не боюсь, потому что верю в себя. Потому что тщательно изучил много теории и провел уже много часов в небе.

Постараюсь справиться со своей фобией. Вернемся к экстриму. Что тогда было самым трудным в полете?

Упражнения в пилотажной зоне: набор высоты на минимальной скорости, парашютирование – это когда пилот останавливает двигатели, и самолет начинает плавно опускаться вниз. Еще одно упражнение – сваливание: пилот тоже заглушает двигатель и начинает плавно тянуть штурвал на себя. Самолет заваливается на полукрыло – есть такая тенденция у самолета А-22. Затем пилот благополучно выводит самолет из этого положения.

Какой самый длительный полет ты совершил?

Летал в Кемерово. Полет около 200 км в одну сторону, и занял он около четырех часов.

Как внучка летчика, я знаю, что пилоты гражданской авиации учатся несколько трудных лет, проходят постоянные проверки, экзамены, повышения квалификации. «Соколы НГТУ» - это, можно сказать, дополнение к основной учебе, но при этом ты за полгода получил лицензию пилота. Как так?

К сведению, есть три вида лицензий: частный пилот, коммерческий (прим. имеет лицензию совершать коммерческие полеты, перевозить ограниченное количество людей, но только как второй пилот) и линейный (прим. имеющий право совершать рейсы на больших воздушных суднах). Учатся несколько лет именно на линейного пилота. У меня лицензия частного пилота, то есть я имею юридическое право на управление воздушным средством, масса которого менее 5700 кг.

Частный пилот – это пилот-любитель. Он летает для себя. То есть он не имеет права на выполнение работ сельхозавиации, на грузоперевозки, на аварийно-спасательные работы, то есть не имеет права на выполнение любых коммерческих работ.

Прошу прощения за свою некомпетентность. Я почему-то была полностью уверена, что ты уже можешь организовывать свой бизнес и катать людей. Собираешься повышать квалификацию?

Конечно, я собираюсь развиваться дальше в этом направлении. Я уже летал после получения пилотского. Считаю, что очень глупо потратить столько сил и времени на обучение и не развиваться в этом дальше. Знаю людей, которые отучились так же на частного пилота и, допустим, не смогли пройти тест в «Росавиации» (прим. Федеральное агентство воздушного транспорта). И соответственно не получили пилотское свидетельство.

Далее я могу отучиться, например, на двухдвигательный самолет. Также могу получить доступ к полетам по приборам. Могу получить отметку пилота-инструктора. Но надо учитывать, что на все это нужны деньги и время.

Сейчас я планирую развиваться именно как частный пилот. На данный момент у меня около 50 часов налёта. Здраво оценивая свои силы, я должен налетать хотя бы часов 500, чтобы двинуться к следующей ступени – к коммерческому пилоту. Налёт для пилота очень важен. Налёт – наше всё.

Зачем все это?

Просто это клёво! Мне нравится летать так же, как кому-то нравится водить автомобиль. А управление самолетом намного круче: только с высоты полета ты можешь наслаждаться самыми красивыми закатами и восходами.

Текст: Мария Быстрова

Фото: личный архив героя



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: