Лирическое мастерство И.А. Бунина




Урок 22- 23.

Введение. Литература 20 века. Русская литература на рубеже веков.

Иван Алексеевич Бунин. Сведения из биографии.

Реалистическое и символическое в поэзии и прозе Бунина.

Цель урока: Обзор основных тем русской литературы рубежа XIX—XX вв.

Цель урока: Обозначить основные этапы жизни и творчества И.А. Бунина.

Цель урока: Дать представление о лирике писателя.

Подчеркнуть особенности художественного стиля писателя, выявить идейный смысл рассказа.

Провести дискуссию о смысле жизни на примере произведения.

 

 

План урока.

Лекция учителя.

 

Огромное влияние на общественное сознание России рубежа XIX—XX вв. оказали события последнего десятилетия уходящего века — голод 1891—1892 гг., охвативший ряд губерний, эпидемии холеры и тифа. Многие русские писатели, в том числе Л.Н. Толстой, В.Г. Короленко, А.П. Чехов, Н.Г. Гарин-Михайловский, В.В. Вересаев и многие другие, в годы народного бедствия кормили и лечили голодную, близкую к физическому истреблению Россию (причем А.П. Чехов и В.В. Вересаев лечили народ в прямом смысле этого слова, так как были врачами по специальности). Но лучшие умы страны прекрасно сознавали, что благотворительностью катастрофу не остановить.

Об этом говорили публицистические статьи, рассказы и очерки о голоде, написанные И.А. Буниным, В.Г. Короленко, Н.С. Лесковым, Л.Н. Толстым, Е.Н. Чириковым, А.И. Эртелем. Наиболее интересны из них рассказы И. Бунина о жизни переселенцев — «На чужой стороне» и «Жизнь переселенцев».

Интересным явлением в освещении темы деревни стали два цикла рассказов Н.Г. Гарина-Михайловского «Несколько лет в деревне» (1892) и «В сутолоке провинциальной жизни» (1900). Очерки автобиографичны, Николай Георгиевич — инженер-путеец по специальности, много сделавший для развития дорожного дела в стране, рассказывает о своей практике помещечьей жизни. Рационалист по натуре, Н.Г. Гарин (Михайловский — это псевдоним писателя) в своих очерках показал огромный вред общины — деревенского мира. В этом писатель не был одинок, в начале XX в. одинокий реформатор — П.А. Столыпин инициировал аграрную реформу, главной целью которой было разрушение крестьянской общины. Помимо очерков Н.Г. Гарина событием стал выход в свет в 1892—1907 гг. его тетралогии — «Детство Темы», «Гимназисты», «Студенты», «Инженеры», оставшейся незавершенной из-за смерти автора.

На рубеже веков возник новый жанр — общественно-политическая повесть, где идеологические споры героев становились основой сюжета. Пальма первенства в этой области принадлежит В.В. Вересаеву (псевдоним Викентия Викентьевича Смидовича), который вошел в историю русской литературы прежде всего как писатель, уделявший основное внимание эволюции мировоззрения российской интеллигенции. Главный герой повести «Без дороги» (1895) — доктор Чеканов, земский врач, «холерный доктор», избитый пьяной толпой, так и не находит смысла в жизни, он «без дороги». Другая повесть В.В. Вересаева, вышедшая в 1901 г., также имела «говорящее» название «На повороте». В ней чуть раньше произведений М. Горького действует революционер-рабочий Тимофей Балуев. Кульминацией повести служит аллегорическая картина летней грозы. Образ грозы сродни горьковскому образу бури в его «Песне о Буревестнике».

Жанру политической повести принадлежат произведения Евгения Николаевича Чирикова (1864—1932) — «Инвалиды» (1897) и «Чужестранцы» (1899). Многотомные романы Александра Валентиновича Амфитеатрова (1862—1938) занимали в этой тематике свою нишу. Имя его стало известно в обществе прежде всего публицистикой. За хлесткий фельетон «Господа Обмановы» (1902) о царской семье автор был выслан в Сибирь, а газета «Россия», напечатавшая статью, была закрыта. Амфитеатров создал ряд проблемных романов — «Марья Лусьева» (1904); «Марья Лусьева за границей» (1911); «Виктория Павловна» («Именины») (1900); «Дочь Виктории Павловны» (1913—1914) и другие. Амфитеатров был также известен как создатель романов-хроник, прослеживающих судьбу того или иного рода, который в силу исторических, социальных и биологических причин приходит к упадку и вырожде нию. Наиболее популярным был его роман-хроника «Начала и концы. Хроника. 1880—1910 годов» (1903—1910). Другие его романы-хроники представляли собой как бы ответвления от «Начал и концов».

Среди писателей, вступивших в литературу на рубеже веков, были и выходцы из рабочей среды. К таким писателям принадлежал Н.А. Лазарев, публиковавшийся под псевдонимом Н. Темный.

Для изучения в курсе литературы предлагаются произведения наиболее известных писателей, определивших своим творчеством культурный портрет эпохи.

Домашнее задание

1. Прочитать стихи И.А. Бунина, предусмотренные программой.

2. Начните з аполнять правую часть синхронистической таблицы названиями тех произведений (и фамилиями их авторов), которые были созданы в годы основных политических событий, происходивших в истории России.

Таблица 1

Синхронистическая таблица отечественная литература и история xx века

Исторические события Литературные произведения, созданные в этот период
Русско-японская война. Первая русская революция 1905—1907 гг. Отечественная война 1914—1917 гг. Февральская и Октябрьская революции 1917 г. Гражданская война 1918—1920 гт. Новая экономическая политика 1921—1928 гг. Коллективизация сельского хозяйства и индустриализация страны. Время сталинских репрессий. Великая Отечественная война 1941—1945 гг. Восстановление народного хозяйства. «Оттепель» 1956—1964 гг. Эпоха застоя 1965—1985 гг. Перестройка и гласность 1985—1991 гг. Образование независимой России и других республик СНГ  

ИВАН АЛЕКСЕЕВИЧ БУНИН

 

Лекция учителя с составлением конспекта.

Лекция учителя.

Елец — небольшой город ныне Липецкой области, в гимназии которого учился Иван Бунин. Два памятника великому русскому писателю стоят здесь. Один изображает Бунина-гимназиста. Другой — уже маститого писателя. Бронза на коленях Бунина-писателя словно отполирована: поклонники его таланта до сих пор предпочитают сфотографироваться, присев рядом с Иваном-памятником. Что это — обычный фанатизм молодежи? Патриотизм? Или желание прикоснуться к таинству великого мастера? Сохранился и дом, в котором снимал комнату Бунин-гимназист. Теперь в этой неказистой деревянной постройке дом-музей писателя. Впрочем, неказистый домик кажется только жителям столичных городов — соседние домишки точно такие, словно время остановилось в конце XIX в. в этой части Ельца.

Иван Бунин родился 10 (22) октября 1870 г. под Воронежем, в обедневшей дворянской семье. Отец его, Алексей Николаевич, принадлежал к древнему дворянскому роду Буниных, давшему России знаменитого поэта В.А. Жуковского, поэтессу и переводчика А.П. Бунину, путешественника и географа П.П. Семенова-Тяньшанского. Алексей Николаевич недолго служил по гражданской части, участвовал в Крымской войне, вернувшись с которой в родное именье, стал вести жизнь все более разоряющегося мелкопоместного дворянина.

С четырехлетнего возраста Иван жил в одном из небольших имений — хутор Бутырки Елецкого уезда тогдашней Орловской губернии. Вспоминая детство, писатель утверждал, что не помнит, когда точно выучился читать. Ивану повезло с первым домашним учителем — студентом Ромашковым, талантливым живописцем, музыкантом, литератором, независимым и горячим по характеру. Именно Ромашков и приобщил мальчика к книгам. Десяти лет Ваню отдали в Елецкую гимназию. Почти пять лет подросток скитался по чужим домам, снимая комнаты, и очень тосковал по родным. Учеба шла без всякого интереса, особенно мучила его математика, дела с которой с каждым годом шли все хуже и хуже. Родители забрали Ивана домой, так как он был на грани нервного срыва.

Домашнее образование продолжилось под руководством старшего брата Юлия — народовольца, отсидевшего в тюрьме и высланного в 1886 г. на родину под надзор полиции. Именно старший брат, по признанию Ивана Алексеевича, вывел его в люди, пробудил в Иване юношеский демократизм и вольнолюбие. Писать стихи Ваня начал еще в гимназии. Прозу — уже дома. Первым читателем стал, разумеется, старший брат. Вот отрывок из сказки «Свет жизни», написанной шестнадцатилетним Буниным: «...В старой и тихой улице одного небольшого города, в бедном мещанском домике я знал мальчика; он был привезен из деревни, с далекого сельского хутора, затерявшегося среди высоких степных хлебов, чтобы учиться всему, что знают в большей или меньшей степени все люди и что составляет, по мнению этих людей, необходимую принадлежность жизни. Мальчик не представлял из себя ничего особенного; он был некрасив даже... характер его был, по словам его воспитателей, испорчен; он легко раздражался и в такие минуты плакал алыми недетскими слезами».

Дворянин по рождению, Иван Бунин не получил даже гимназического образования, и это не могло не повлиять на его дальнейшую судьбу. Хотя — и мы убеждаемся в этом на примере не только Ивана Бунина, но и Льва Толстого — гимназическое или университетское образование еще не показатель интеллигентности человека.

С 1889 г. началась самостоятельная жизнь — со сменой профессий, с работой как в провинциальной, так и в столичной периодике. Сотрудничая с редакцией газеты «Орловский вестник», молодой литератор познакомился с корректором газеты Варварой Владимировной Пащенко, вышедшей за него замуж в 1891 году. Молодые супруги, жившие невенчанные (родители Пащенко были против брака), впоследствии перебрались в Полтаву (1892) и стали служить статистиками в губернской управе. В 1891 г. вышел первый сборник стихов Бунина, еще очень подражательных. Свою семейную жизнь с Варварой писатель положил в основу любовной линии (Лика — Арсеньев) в автобиографической повести «Жизнь Арсеньева», написанной в 1933 г.

1895 г. — переломный в судьбе писателя. После того как Пащенко сошлась с другом Бунина А.И. Бибиковым, писатель оставил службу и переехал в Москву, где состоялись его литературные знакомства с Л.Н. Толстым, чья личность и философия оказали сильнейшее влияние на Бунина, с А.П. Чеховым, М. Горьким, Н.Д. Телешовым, участником «сред» которого стал молодой писатель. Бунин дружил и со многими известными художниками, живопись его всегда притягивала к себе, недаром его поэзия так живописна. Весной 1900 г. в Крыму Иван Алексеевич познакомился с СВ. Рахманиновым и актерами Художественного театра, труппа которого гастролировала в Ялте. По известной русской пословице «нет худа без добра» разрыв с Варей Пащенко способствовал укреплению таланта Бунина. Время все расставляет по своим местам. Двадцать лет спустя после их разрыва, узнав о преждевременной смерти Вари, Бунин воспримет эту весть довольно спокойно, как обычную жизненную реальность, а еще несколько лет спустя посвятит их отношениям рассказ «В ночном море», повесть «Митина любовь» и роман «Жизнь Арсеньева».

В 1898 г. в Одессе Бунин внезапно и стремительно, всего после нескольких дней знакомства, женится на Анне Николаевне Цакни, красавице-гречанке, дочери издателя и редактора газеты «Южное обозрение». Отношения супругов не сложились. Брак распался в 1900 г., но вскоре родился Николай — единственный сын И.А. Бунина. Мальчик умрет в январе 1905 г., когда ему не исполнится еще и пяти лет. Больше детей у Бунина не будет.

В 1900 г. появился рассказ Бунина «Антоновские яблоки», позднее вошедший во все хрестоматии русской прозы. Рассказ отличает ностальгическая поэтичность (оплакивание разоренных дворянских гнезд) и художественная отточенность. В этот период приходит широкая литературная известность: за стихотворный сборник «Листопад» (1901), а также за перевод поэмы американского поэта-романтика Г. Лонгфелло «Песнь о Гайавате» (1896) Российская академия наук присудила Бунину Пушкинскую премию (позже, в 1909 г. он был избран почетным членом Академии наук). Поэзия Бунина уже тогда отличалась преданностью классической традиции, эта черта будет характерна и для всего его творчества. Принесшая ему известность поэзия сложилась под влиянием Пушкина, Фета, Тютчева. Но она обладала только ей присущими качествами. Так, Бунин тяготеет к чувственно-конкретному образу; картина природы в бунинской поэзии складывается из запахов, остро воспринимаемых красок, звуков. Особую роль играет в бунинской поэзии и прозе эпитет, используемый писателем как бы подчеркнуто субъективно, произвольно, но одновременно наделенный убедительностью чувственного опыта.

В 1906 г. Бунин потерял отца. И тогда же он познакомился с Верой Николаевной Муромцевой (1881 — 1961 гг.), студенткой естественного факультета Высших женских курсов. В следующем году Вера стала его невенчанной женой (официальный брак был оформлен только 15 лет спустя, после отъезда за границу), спутницей писателя на протяжении всей его последующей жизни. Муромцева, обладая незаурядными литературными способностями, оставила замечательные литературные воспоминания о своем муже («Жизнь Бунина», «Беседы с памятью»). В 1907 г. Бунины отправились в путешествие по странам Востока — Сирии, Египту, Палестине. Не только яркие, красочные впечатления от путешествия, но и ощущение нового наступившего витка истории дали творчеству Бунина новый, свежий импульс.

В 1905 г. И.А. Бунин познакомился с AM. Горьким, жившим тогда в Финляндии. Два великих современника с восторгом относились к творчеству друг друга. По мнению литературоведов, Горький порой испытывал к Бунину и чувство зависти, особенно после присуждения Ивану Алексеевичу Нобелевской премии в области литературы. В произведениях, написанных после первой русской революции 1905—1907 гг., главной в творчестве Бунина становится тема драматизма русской исторической судьбы (повести «Деревня», 1910, «Суходол», 1912). Обе повести имели огромный успех у читателей. М. Горький отмечал, что тут писателем был поставлен вопрос «... быть или не быть России?» Русская деревня, считал Бунин, обречена. Писателя обвиняли в резко негативном отражении жизни деревни. Обе повести, начатые еще за границей, он заканчивал в России. Новое горе — смерть матери летом 1910г.— привело к тому, что лишь подстегнула его. Бунин с головой ушел в писательство, и окончив «Деревню», оказался в состоянии полного изнеможения.

В 1910 г. Буниными было совершено путешествие сначала в Европу, а затем в Египет и на Цейлон. Отголоски этого путешествия, впечатление, которое произвела на писателя буддийская культура, ощутимы, в частности, в рассказе «Братья» (1914). Осенью 1912 — весной 1913 гг. опять за границей (Трапезунд, Константинополь, Бухарест), затем (1913—1914) — на Капри — страсть к путешествиям осталась у писателя на всю жизнь. Не обладая крепким здоровьем, он предпочитал путешествовать, когда в России стояла долгая и холодная зима. Уезжали Бунины в ноябре — декабре, попутешествовав немного, оседали обычно в Италии, на Капри, где почти каждый приезд Иван Алексеевич общался с Горьким и где ему также очень хорошо работалось. Весной Бунины возвращались на Родину, жили под Одессой или в деревнях, где прошло детство Ивана Алексеевича. Так продолжалось до начала Первой мировой войны.

Летом 1914 г. Бунин со старшим братом Юлием отправились в плавание по Волге. Тамих и застала весть об убийстве в Сербии австрийского наследника, что фактически означало развязывание мировой войны. Первого августа Германия объявила войну России. Это настолько потрясло Бунина, что от имени русских интеллигентов-писателей, художников и артистов — он написал воззвание против войны: «...как некогда, снова гибнут в пожарищах драгоценные создания искусства, храмы и книгохранилища, сметаются с лица земли целые города и селения, кровью текут реки, по грудам трупов шагают одичавшие люди — и те, из уст которых так тяжко вырывается клич в честь своего преступного повелителя, чинят, одолевая, несказанные мучительства и бесчестия над беззащитными, над стариками и женщинами, над пленными и раненными...».

В 1915—1916 гг. выходят сборники рассказов «Чаша жизни», «Господин из Сан-Франциско». В прозе этих лет ширится представление писателя о трагизме жизни мира, об обреченности и братоубийственном характере современной цивилизации (рассказы «Господин из Сан-Франциско», «Братья»). Этой цели служит и символическое, по мысли писателя, использование в этих произведениях эпиграфов из Откровения Иоанна Богослова, буддийского канона, литературные аллюзии, присутствующие в текстах (сравнение трюма парохода в «Господине из Сан-Франциско» с девятым кругом дантовского ада). Темами этого периода творчества становятся смерть, судьба, воля случая. Конфликт обычно разрешается гибелью.

Единственными ценностями, уцелевшими в современном мире, писатель считает любовь, красоту и жизнь природы. Но и любовь бунинских героев трагически окрашена и, как правило, обречена («Грамматика любви»). Тема соединения любви и смерти, сообщающего предельную остроту и напряженность любовному чувству, всегда будет свойственна творчеству Бунина.

Февральскую революцию писатель встретил в Москве. Настроение его ухудшилось. Консерватор по характеру, в то же время понимавший гнилость и отсталость России, он не мог даже допустить мысли о насильственном переустройстве страны. Проведя все лето 1917 г. в деревне, Бунины вернулись в Москву лишь в октябре. Октябрьский переворот только укрепил его уверенность в приближающейся катастрофе. Дневником событий жизни страны и размышлений писателя в это время стала книга публицистики «Окаянные дни» (1918). Вскоре Бунины уезжают из Москвы в Одессу (1918), а затем — за границу, во Францию (1920). Разрыв с Родиной был мучителен для писателя.

Темы дореволюционного творчества продолжают развиваться и в творчестве эмигрантского периода, но уже с иным звучанием. Произведения этого периода пронизаны мыслью о России, о трагедии русской истории XX века, об одиночестве современного человека, которое только на краткий миг нарушается вторжением любовной страсти (сборники рассказов «Митина любовь», 1925, «Солнечный удар», 1927, «Темные аллеи», 1943, автобиографический роман «Жизнь Арсеньева», 1927—1929, 1933).

В эмиграции отношения с видными русскими эмигрантами складывались у Буниных достаточно тяжело, да и он сам не был особенно коммуникабельным. В 1933 г. он стал первым русским писателем, удостоенным Нобелевской премии (интересно, что вместе с ним номинировались Н.П. Шмелев и Д.С. Мережковский). Это был, конечно, удар для советского руководства, предпочитавшего видеть первым русским лауреатом A.M. Горького. Официальная советская пресса, комментируя это событие, объясняла решение Нобелевского комитета происками империализма.

В 1937 г. Бунин, выступая на вечерах памяти А.С. Пушкина, посвященных столетию гибели поэта, говорил о «пушкинском служении здесь, вне Русской земли». С началом Второй мировой войны, в 1939 г., Бунины поселились на юге Франции, в Грассе, на вилле «Жаннет», где и провели всю войну. Писатель пристально следил за событиями в России, отказываясь от любых форм сотрудничества с нацистскими оккупационными властями. Очень болезненно переживал поражения Красной Армии на Восточном фронте, а затем искренне радовался ее победам.

В 1927—1942 гг. бок о бок с семьей Буниных жила Галина Николаевна Кузнецова, ставшая последней глубокой привязанностью писателя. Обладая литературными способностями, она создала произведения мемуарного характера, самым запоминающимся образом воссоздающие облик Бунина («Грасский дневник», статья «Памяти Бунина»).

Бунин неоднократно выражал желание возвратиться на Родину, особенно после встречи осенью 1945 г. в одном из парижских кафе со своим однофамильцем, молодым советским солдатом, бежавшим из фашистского плена и волею судьбы оказавшимся во Франции. «Возвращайтесь домой, юноша, возвращайтесь!» — убежденно напутствовал однофамильца старый писатель. Вот почему указ Президиума Верховного Совета 1946 г. «О восстановлении в гражданстве СССР подданных бывшей Российской империи...» Бунин назвал «великодушной мерой». Однако ждановское постановление о журналах «Звезда» и «Ленинград» (1946), растоптавшее А. Ахматову и М. Зощенко, навсегда отвратило писателя от намерения вернуться на Родину.

Крупнейшие писатели Франции и других стран Европы высоко оценивали творчество Бунина еще при его жизни (Ф. Мориак, А. Жид, Р. Роллан, Т. Манн, Р.-М. Рильке, Я. Ивашкевич и др.). Произведения писателя переведены на все европейские языки и на некоторые восточные.

Живя в нищете, прекратив публикацию своих произведений, много и тяжело болея, Иван Алексеевич все же написал в последние годы книгу воспоминаний, работал над книгой «О Чехове», вышедшей посмертно (1955) в Нью-Йорке. Он говорил, что после тяжелой операции с трудом добирается до письменного стола — и все-таки добирался, работал много. Много времени уходило у Бунина на работу с собственным архивом. Он просматривал и правил старые произведения для новых изданий. За год до смерти, в 1952 г., Бунин взял свой старый, написанный еще в 1929 г., рассказ «Бернар», немного изменил начало и конец и превратил его в своеобразное литературное завещание писателя, исполнившего свой святой долг перед литературой. 7 ноября 1953 г. он до поздней ночи работал над томиком Льва Толстого, споря с некоторыми страницами «Воскресения». На сон грядущий писатель просил жену прочитать письма Чехова — Иван Алексеевич надеялся закончить свою книгу о жизни Антона Павловича. Но примерно между часом ночи и тремя часами утра его не стало...

Похоронен на русском кладбище Сен-Женевьев-де-Буа, под Парижем.

 

Домашнее задание

Выучить наизусть одно из стихотворений И.А. Бунина.

Лирическое мастерство И.А. Бунина

 

Лекция учителя. Как и большинство русских поэтов, первые стихи Бунин посвящает родной природе.

Зарницы лик, как сновиденье,

Блеснул — и в темноте исчез.

Но увидал я на мгновенье

Всю даль и глубину небес.

 

Исчезает зарница, быстро тает облако, опадают листья, меркнет заря, проходит гроза, ручей пропадает в океане. Но Бунин акцентирует внимание не на уничтожении, не на исчезновении. В мгновенном он улавливает «прекрасное и вечное», ту красоту, что «мир стремит вперед». Бунинский мир не дробится на части, он вовсе не мозаичен, не соткан из отдельных кусочков. И потому так значима у писателя не только отдельная деталь, а вся совокупность подробностей, создающая объемность, разнообразие и цельность вечно движущегося и прекрасного мира:

Раскрылось небо голубое

Меж облаков в апрельский день,

В лесу все серое, сухое,

И паутиной пала тень.

Поэт дает почувствовать связь отдельного со всеобщим. Именно так построена его известная поэма «Листопад» (1900), рисующая не только многообразную красоту осеннего леса, но и вечную изменяемость природы, расцвет и угасание, ведущее к новым состояниям. Ветры, вырывающиеся из тундры, с океана, опустошают лесной терем. Но они же

На этом остове пустом

Повесят иней сквозные

И будут в небе голубом

Сиять чертоги ледяные

И хрусталем, и серебром.

Поэма завершается торжеством новой красоты:

Взойдут огни небесных сводов,

Заблещет звездный щит Стожар —

В тот час, когда среди молчанья

Морозный светится пожар,

Расцвет полярного сиянья.

Древние легенды и мифы, религиозные преданья и поверья, живые и окаменевшие следы прошлого питают бунинскую поэзию столь же щедро, как природа и быт тех краев, где он путешествовал.

Руина храма Солнца, ты пуста!

Но ты — исток познаний человека,

Порог его искания, врата.

Ты — колыбель младенческого века,

Наш первый след и первый иероглиф —

И в бездну я взглянул из Баальбека:

Там даль и мгла. Туманно-синий миф... —

писал Бунин в первых редакциях стихотворения «Храм Солнца», созданном в Сирии в 1907 г. В авторском сознании нередко совмещаются полярные мотивы: радостное созерцание, покорное принятие мира и отважное дерзание, непокорность, борьба, стремление к познанию и творчеству. Таким единством противоборствующих начал проникнут, например, образ Джордано Бруно в одноименном стихотворении, опубликованном, кстати, рядом с пьесой М. Горького «Враги». Наряду с восточными, религиозно-мифологическими и философскими стихами, в лирике Бунина есть скорбные стихи о современности, о России, где все смешалось — «великое и подлое», деспотизм и рабство, покорность, героизм и жестокость.

Каждый из нас открывает свою страницу в бесконечной книге лирики И.А. Бунина...

 

2. Литературно-критическая деятельность учащихся. Чтение и анализ любого стихотворения или отрывка из поэмы И.А. Бунина (по выбору учащегося или рекомендации учителя).

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

Возможно проведение урока-концерта по лирике И.А. Бунина — интегрированный урок с МХК — мировой художественной культурой и музыкой. Вполне приемлем вариант бинарного интегрированного урока (бинарным называется урок, который ведут два учителя). Для урока-концерта берутся стихотворения «На распутье», «Сумерки», «Последний шмель», «Воспоминание», «Я опять одинок», «Ночь печальна...», в которых звучат мотивы родной земли, детства и юности, жизни и смерти, прошлого и настоящего, природы, любви.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: