Взгляд писателя на современную цивилизацию в рассказе «Господин из Сан-Франциско»




 

План урока

1. Лекция учителя по истории создания и особенностям произведения.

2. Комментированное чтение фрагментов рассказа.

3. Беседа по рассказу «Господин из Сан-Франциско».

 

1. Лекция учителя.

Два величайших мастера русской литературы — Л.Н. Толстой в своей повести «Смерть Ивана Ильича», написанной в 1886 г., и И.А. Бунин в уже знакомом рассказе «Господин из Сан-Франциско», написанном в 1915 г., раскрывают тему смерти человека и реакции на нее окружающих.

Смерть и продажность — так неожиданно соприкасаются неизбежность (все люди смертны) и отношение к смерти окружающих в рассказе «Господин из Сан-Франциско» Ивана Бунина и в повести «Смерть Ивана Ильича» Льва Толстого. Оба автора решительно осуждают делячество, всеобщую продажность. Разве не покупает себе жену герой повести Толстого «Смерть Ивана Ильича»? А о чем думает жена умершего члена Судебной палаты Ивана Ильича Головина Прасковья Федоровна? Она озабочена одним — «как бы по случаю смерти мужа достать денег из казны».

Увеселения на борту «Атлантиды» (одно название океанского лайнера говорит само за себя!) продолжаются и после смерти американского богача. На судне, который везет в Америку труп умершего миллионера, купленная за большие деньги пара по-прежнему играет в любовь. Вчитаемся, как описывает Бунин этих персонажей: «И опять мучительно извивалась... тонкая и гибкая пара нанятых влюбленных: грешно-скромная девушка с опущенными ресницами, с невинной прической, и рослый молодой человек с черными, как бы приклеенными волосами, бледный от пудры, в изящнейшей лакированной обуви, в узком, с длинными фалдами, фраке — красавец, похожий на огромную пиявку».

Вопрос: что же хотел подчеркнуть автор таким сравнением — красавец, похожий на пиявку?

Точно так же не принимает праздность и мертвецкую пустоту души и Лев Толстой. Жизнь героя повести загублена в прямом и переносном смысле этого слова во имя оформления уютной гостиной. Но стоит ли уют человеческой жизни?

Произведения Толстого и Бунина объединяет неприятие враждебности высшего общества к природе, естественной жизни. Не жива даже сама внешность господина из Сан-Франциско, напоминающая какую-то машину, сборный аппарат. Мертвенное впечатление производит и один из эпизодических персонажей — «наследный принц одного азиатского государства, путешествующий инкогнито, человек маленький, весь деревянный, широколицый, узкоглазый, в золотых очках, слегка неприятный — тем, что крупные усы сквозили у него как у мертвого...

Мертва и природа в восприятии господина из Сан-Франциско: пальмы блестят жестью, плывут золотые удавы фонарей пристани... Оказавшись в гостинице, миллионер первым делом закрывает окно, из которого пахнуло запахом мокрых цветов в саду. Перед нами тот же самый уютный «микромирок», что и в «Смерти Ивана Ильича». Та же гостиная.

Распад человеческих связей, отъединение людей друг от друга, отсутствие сострадания — самое страшное для Бунина и Толстого. Умирает господин из Сан-Франциско, а жена и дочь его огорчены лишь тем, что придется прервать отдых и позаботиться о переправке трупа. Хозяин гостиницы выселяет семью миллионера из роскошных апартаментов, дает вместо гроба ящик из-под содовой воды. Умирает толстовский Иван Ильич. Чиновники-сослуживцы озабочены лишь перемещениями по службе. Интереснейшее признание делает Прасковья Федоровна: «Ах, ужасно! Последние не минуты, а часы он (муж. —Авт.) не переставая кричал. Трое суток сряду он, не переводя голосу, кричал. Это было невыносимо. Я не могу понять, как я вынесла это; за тремя дверьми слышно было. Ах! что я вынесла!»

Образ достаточно красноречивый — жена скрывалась от умирающего в тяжких муках рака печени Ивана Ильича за тремя дверями! Безразличен к смерти Ивана Ильича и его друг Петр Иванович, думающий только о соблюдении внешних приличий.

В произведениях Бунина и Толстого смерть героя на время разрушает иллюзию благополучной жизни. Вспомним «обиженные лица» постояльцев отеля после смерти господина из Сан-Франциско. В повести Л.Н. Толстого смерть чиновника — напоминание живым. При этом Головин освобождается от лжи, Ивану Ильичу открывается страшная истина — все, чем он жил и живет, ложь и обман. Теперь лишь смерть — правда.

Русская литература рубежа XIX и XX вв. не просто продолжала, а развивала традиции русской классической литературы XIX в. Предощущением гибели мира проникнут рассказ «Господин из Сан-Франциско». В финале произведения возникает зловещая фигура дьявола, наблюдающая за гигантским кораблем с символическим названием «Атлантида» (рассказ написан три года спустя после гибели «Титаника»). Новым у Бунина является и особая «густота» прозы, насыщенность образами и деталями. Он как бы подхватывает своим рассказом эстафетную палочку от Толстого, и имя этой эстафеты — гуманизм, несмотря на смерть.

 

Многими критиками рассказ «Господин из Сан-Франциско» рассматривался как вершина дооктябрьского творчества писателя. Опубликованный в 1915 г., рассказ был на писан, когда уже полыхала Первая мировая война, а в творчестве писателя заметно усилились мотивы катастрофичности бытия, противоестественности и обреченности технической цивилизации. Как и многие его современники, Бунин остро почувствовал трагическое начало новой эпохи. «Кто вернет мне прежнее отношение к человеку? Отношение это стало гораздо хуже — и это уже непоправимо».

Как известно, создание рассказа пришлось на начало Первой мировой войны. Война в любой исторический период означала кризис в цивилизационном развитии. По мнению критиков, «Господин из Сан-Франциско» отражает пессимистический взгляд писателя на современную ему цивилизацию.

В рассказе «Господин из Сан-Франциско» наиболее полно представлены приемы, определяющие стиль писателя в тот период, а также новые тенденции развития русской прозы: ослабление роли сюжета, использование принципа сквозного повтора, пронизывающего весь текст и объединяющего различные его фрагменты. Этот рассказ, пожалуй, единственное произведение писателя, в котором достаточно прямо выражены авторские оценки, максимально ослаблено лирическое начало, характерное для его прозы в целом, использованы прозрачные аллюзии и образы-аллегории, допускающие только одно прочтение, как например в последней части рассказа.

2. Комментированное чтение фрагментов рассказа. Отрывки для чтения определяет сам учитель.

3. Беседа по рассказу «Господин из Сан-Франциско». На обсуждение предлагаются следующие вопросы.

§ К какому слою общества принадлежит главный герой рассказа?

§ Почему отдохнуть и развлечься герой решил лишь в возрасте 58 лет?

§ Корректно ли утверждать, что автор на примере главного героя раскрывает полное ничтожество и безликость человеческого существа, лишая его поэтому даже собственного имени?

§ Как автор относится к жизни своего героя?

§ Присутствует ли в данном рассказе авторская ирония?

§ Для чего в рассказе появляются образ Дьявола и некоторый мистицизм в образе капитана судна?

§ Природа и человек в этом рассказе в очередной раз вступают в схватку. Кто победит в ней?

§ Когда Бунин первый раз называет героя «не господином»?

§ В чем видит наслажденье жизни герой в свой последний вечер?

§ Проанализируем последние действия героя перед смертью. Кто перед нами — человек или господин?

§ Как со смертью героя меняется цветовая гамма рассказа?

§ В чем смысл жизни по Бунину, в чем ее истинное наслаждение?

§ Сравните эпизод смерти и эпизод рассвета, общество на пароходе в начале рассказа и в конце.

§ Как относятся к господину из Сан-Франциско слуги в начале рассказа и в его финале?

§ Рассказ в первой редакции был снабжен эпиграфом: «Горе тебе, Вавилон, город крепкий!» Однако позже писатель снял этот эпиграф. Почему?

§ Случайно ли название судна, на котором в Европу плывет господин, а обратно — его труп? Доплывет ли «Атлантида» до Америки?

§ Как вы поняли смысл рассказа? О чем он?

§ Согласны ли вы с тем, что «Господин из Сан-Франциско» отражает пессимистический взгляд писателя на современную ему цивилизацию.

Домашнее задание

Прочитать и проанализировать рассказ «Чистый понедельник».

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: