Способ утверждения лидерства в группах
Формальным лидером называют руководителя, назначенного сверху и управляющего людьми согласно действующим положениям и инструкциям.
Неформальное лидерство – то, которое сложилось естественным путем в процессе личных взаимоотношений людей.
Акмеологический потенциал государственного служащего
Акмеоло́гия — раздел психологии развития, исследующий закономерности и механизмы, обеспечивающие возможность достижения высшей ступени индивидуального развития.
творческий потенциал государственного служащего обусловлен особенностями его индивидного, личностного и субъектно-деятельностного развития, продуктивность которого может быть повышена методом акмеологического тренинга. Его средства обеспечивают системное развитие конструктивных компонентов и снижение уровня проявления блокаторов совершенствования творческого потенциала государственного служащего, представленного совокупностью взаимосвязанных компонентов: мотивационно-ценностного, когнитивного, эмоционально-волевого, социально-перцептивного, коммуникативно-деятельностного, аутокреативного. Это обеспечивает повышение продуктивности творческой профессиональной самореализации.
4. Основные стили управления
Стиль управления — представляет собой манеру поведения руководителя по отношению к подчиненным, позволяющая влиять на них и заставлять делать то, что в данный момент нужно.
Стили управления складываются под влиянием конкретных условий и обстоятельств. В связи с этим можно выделить "одномерные", т.е. обусловленные одним, каким то фактором, и "многомерные", т.е. учитывающие два или белее обстоятельств при построении взаимоотношений "реководитель-подчиненный", стили руководства.
|
- авторитарный стиль - базируется преимущественно на административных методах управления. Для него характерны такие черты как: единоличное принятие решений, жесткий контроль, изобилие бюрократии. Исследования доказывают, что такой стиль в ряде случаев может быть эффективным: кризисные ситуации, отсутствие элементарной дисциплины труда, технологическая специфика работы;
- демократический стиль - базируется на вовлечении персонала в процессы принятия управленческих решений. Для него характерны: инициатива, творческий подход, обмен мнениями, коллегиальные решения. Применение данного стиля особенно эффективно в таких сферах как: маркетинг, инновации, высокотехнологичное производство, специфические услуги (дизайн, юридические услуги, страхование). В тоже время, к числу недостатков демократического стиля можно отнести отсутствие возможности его повсеместного применения по причине возможного дисбаланса обсуждений и дел;
- либеральный стиль - представляет фактическое самоуправление работников. Роль менеджера, как такового, сведена к формальному минимуму. Данный стиль может быть рассмотрен в двух аспектах: наличие высококвалифицированных работников, четко осознающих стоящие перед ними цели и задачи; и отсутствие управления как такового виду недостатка фактической власти менеджера вследствие низкой квалификации или мотивации труда.
5.Виды эффективного взаимодействия в команде
команда - это особый вид группы, которая характеризуется наличием специальных черт, определяющих эффективность ее деятельности. В команде все указанные выше характеристики присутствуют, но добавляются еще некоторые:
|
· члены команды трудятся совместно, проявляя доверие к профессиональным и нравственным качествам партнеров;
· в команде более тесное взаимодействие и взаимная зависимость;
· работа в команде требует большего вклада от всех членов для реализации своего потенциала;
· для командной работы присуще чувство локтя, гордость за совместные достижения;
· работа в команде предполагает устойчивую обратную связь, которая позволяет членам команды осознать, как их воспринимают коллеги и окружающие.
6.Психологические особенности принятия решений
Принятие решений – составная часть любой управленческой функции. Необходимость принятия решения пронизывает все, что делает управляющий, формируя цели и добиваясь их достижения. Поэтому понимание природы принятия решений чрезвычайно важно для всякого руководителя, кто хочет преуспеть в искусстве управления.
Решая задачу в условиях неопределенности, лицо, принимающее решение, не знает, что в результате произойдет. Достижение рациональности становится проблематичным, и индивид придерживается некоторых эвристических правил принятия решений. Принятие решений в условиях риска предполагает введение вероятности в оценку возможности того или иного исхода.
7.Саморегуляция. Стиль и образ жизни государственного служащего
Внешний вид государственного служащего при исполнении им должностных обязанностей должен:
- способствовать уважению граждан к государственным органам;
- соответствовать общепринятому деловому стилю, который отличают официальность, сдержанность, традиционность, аккуратность;
- предоставлять государственному служащему уверенность в себе.
|
осовестность в работе, уважительное отношение к гражданам, соблюдение высокой культуры общения и этикета, надлежащий внешний вид являются важными составляющими поведения лиц, уполномоченных на выполнение функций государства при исполнении служебных обязанностей, с учетом которых общественность оценивает добропорядочность, беспристрастие и эффективность деятельности государственной службы вообще и каждого государственного служащего частности.
\
8.Профессионально-важные коммуникативные качества государственного служающего
Чтобы эффективно управлять страной государственный служащий должен обладать определёнными качествами. Это – высокая моральная ответственность, профессиональные знания, умение применять их на практике, честность, добросовестность, активная жизненная позиция.
Каждый человек, находящийся на государственной службе, должен осознать всю значимость своей работы и просто быть патриотом своей страны.
Государственные служащие должны демонстрировать образцы законопослушности, компетентности и добросовестности.
Государственные служащие должны руководствоваться интересами государства, иметь высокую общую и правовую культуру. Их деятельность – это обречение служению России, её народу.
9. Коммуникации в политической среде
Политическая коммуникация — понятие, являющееся объектом изучения ряда научных дисциплин и смежных областей знания. Политическая коммуникация изучается, в частности, в политической науке, социологии, коммуникативистике (теории коммуникации), а также в междисциплинарных отраслях науки, таких, как политическая социология, политическая антропология и др[1]. Междисциплинарный характер обусловливает сложность однозначного определения политической коммуникации.
Как отмечает российский исследователь Грачёв, понятие "политическая коммуникация" возникает после Второй мировой войны. Тогда же исследования этого процесса выделяются в самостоятельное направление на стыке социальных и политических наук (политическую коммуникативистику). Сам термин "коммуникация", ранее употреблявшийся в основном в языке техников, связистов и военных, получает распространение в науке и становится междисциплинарным, что, как полагает Грачёв, происходит во многом благодаря кибернетике. Так, Норберт Винер, создатель кибернетической теории коммуникации, считал, что все явления окружающего мира можно объяснить с точки зрения циркулирования информации.
В западной литературе выделяется три основных способа политической коммуникации:
· Коммуникация через средства массовой информации, включающая в себя печатные средства (пресса, книги, плакаты и т.д.), электронные средства (радио, телевидение и т.д.);
· Коммуникация через организации, когда политические партии или группы давления служат передаточным звеном между правителями и управляемыми;
· Коммуникация через неформальные каналы
10. Совместимость и срабатываемость в группе
В процессе становления группы или при одновременном вступлении в нее нескольких индивидов особое значение приобретает принятие общих норм и их согласие с общими целями. В этом случае речь идет о групповой сплоченности, т. е. процессе формирования в группе особого типа связей, которые позволяют превратить формальное объединение людей в действительную группу, функционирующую в соответствии с определенными целями и нормами и связанную устойчивыми эмоциональными отношениями.
Следует отметить, что близкие понятия «групповой сплоченности» и «совместимости», по сути дела, обозначают разные аспекты единого процесса. Совместимость членов группы означает, что данный состав группы возможен для обеспечения выполнения группой ее функций, что члены группы могут взаимодействовать. Сплоченность группы означает, что данный состав группы не просто возможен, но что он интегрирован наилучшим образом, что в нем достигнута особая степень развития отношений, а именно такая степень, при которой все члены группы в наибольшей мере разделяют цели групповой деятельности и те ценности, которые связаны с этой деятельностью.
Выделяют три компонента взаимодействия человека с человеком, позволяющие различить "совместимость" и "срабатываемость":
1) продуктивность деятельности и характер поведения;
2) эмоционально-энергетические затраты, проявляющиеся в физиологических показателях состояния и удовлетворения работой, собой, партнером;
3) особенности взаимопонимания людьми друг друга - точность понимания, отождествляемость одной личности с другой, то есть ощущения неразрывности одного с другим.
Срабатываемрстью называют единство взаимодействий членов группы в условиях конкретной совместной деятельности. Признаками сра-батываемости группы является оптимальный ритм работы, достаточно высокая продуктивность, точность и согласованность взаимодействий по пространственно-временным параметрам, надежность совместной работы в трудных условиях и т.д.. В срабатываемости проявляется "выгодность и успешность", главным же компонентом совместимости является субъективная удовлетворенность.
Между совместимостью и срабатываемостью могут быть различные соотношения. Оптимальным сочетание считается тогда, когда совместимость и срабатываемость – максимальны.
11.Понятие социальной ответственности лидера