Лекция №3. ОСНОВЫУПРАВЛЕНИЯ МОБИЛИЗАЦИОННОЙ ПОДГОТОВКОЙ И МОБИЛИЗАЦИЕЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Правовыми основами мобилизационной подготовки и мобилизации являются Конституция Российской Федерации, Федеральные конституциональные законы («О чрезвычайном положении», «О военном положении»), Федеральные законы («Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе», «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации», «Трудовой кодекс Российской Федерации»), постановления Правительства Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации.
Теоретические основы управления
Управление мобилизационной подготовкой и мобилизацией здравоохранения заключается в целенаправленной практической деятельности органов управления здравоохранением различного уровня по поддержанию высокой мобилизационной готовности этих органов и учреждений государственной и муниципальной систем здравоохранения, своевременной их подготовке к выполнению задач по предназначению, а также руководству ими в ходе мобилизационного развертывания для работы в военное время.
Управление – это сложный род человеческой деятельности, связанный с выполнением функций организации и координации, контроля, финансирования, мотивации, представительства и направленный на достижение поставленной цели.
В сущности, управление – это деятельность по организации деятельности (работы) других людей.
При этом задачами управления являются:
- целеполагание,
- стабилизация,
- выполнение программы,
- слежение;
- оптимизация.
Управляющая система – орган управления, реализующий задачи целеполагания, стабилизации, оптимизации.
Объект управления – исполнительный инструмент, реализующий основную функцию системы.
Система связи - обеспечивает обмен управляющей информацией между управляющей системой и объектом управления.
То есть, как показывает опыт, есть объекты управления, субъекты управления и средства управления.
С учетом современных требований, к основным функциям управления относятся:
- сбор данных;
- формирование сообщения;
- передачу данных по каналам связи;
- учет;
- контроль и анализ;
- прогнозирование и планирование;
- оперативное управление;
- организацию и координацию;
- доведение решений
Для подготовки здравоохранения к работе в военное время Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации организует выполнение следующих направлений деятельности:
1. Участие в разработке мобилизационных заданий экономики страны.
2. Разработка организационно-штатных структур органов управления здравоохранением в военное время, определение функциональных обязанностей руководящего состава и задач подразделений.
3. Разработка схемы управления здравоохранением в военное время, сбора и обработки информации, ее анализа и обобщения, потерях трудовых ресурсов в военное время и т.д.
4. Создание и содержание в готовности запасных пунктов управления здравоохранением в военное время, распределение руководящего состава, подготовка системы связи и обеспечение документацией.
5. Создание на запасных пунктах управления здравоохранением или соответствующих базах хранения запасов материально-технических средств для обеспечения их работы.
6. Разработка проектов нормативных правовых документов здравоохранения военного времени и определение порядка ввода их в действие.
7. Разработка планов гражданской обороны здравоохранения.
Координация и контроль подготовки в военное время предприятий, организаций и учреждений здравоохранения.
Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации совместно с участием Российской академии медицинских наук, а также с привлечением органов исполнительной власти Российской Федерации разрабатывает мобилизационный план здравоохранения Российской Федерации, который включает в себя следующие разделы:
- задание по развертыванию специальных формирований для медицинского обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов;
- задание по развертыванию формирований и учреждений для оказания медицинской помощи населению;
- задание по заготовке донорской крови;
- мероприятия по финансовому обеспечению развертывания работы специальных формирований для Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также специальных формирований и учреждений для оказания медицинской помощи пораженному населению;
- санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия с целью предупреждения возникновения и распространения массовых инфекционных и других заболеваний в условиях применения противником современных средств поражения;
- мероприятия по проведению приспособительных работ в специально отведенных зданиях, предназначенных для развертывания тыловых госпиталей здравоохранения, станций переливания крови и других организаций и учреждений здравоохранения в загородной зоне;
- мероприятия по обеспечению потребностей специальных формирований в табельном медицинском имуществе, лекарственных средствах и иммунобиологических препаратах для обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, специальных формирований и учреждений здравоохранения для оказания медицинской помощи пораженному населению;
- расчет потребности специальных формирований в медицинских кадрах для обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, специальных формирований и учреждений здравоохранения для оказания медицинской помощи пораженному населению с указанием источника удовлетворения этих потребностей.
В системе управления мобилизационной подготовкой и мобилизацией здравоохранения Российской Федерации органам управления здравоохранением, под которыми понимаются постоянные коллективы сотрудников, предназначенные для выполнения функций по управлению подчиненными учреждениями и организациями здравоохранения и взаимодействию с органами управления, организациями и учреждениями других министерств и ведомств, отводится особая роль и особые задачи, включающие в себя:
- подготовку и разработку нормативных правовых документов, регламентирующих вопросы мобилизационной подготовки и мобилизации здравоохранения Российской Федерации;
- планирование мобилизационного развертывания органов управления, предприятий, учреждений и организаций здравоохранения;
- руководство подготовкой органов управления здравоохранения и других (медицинских) предприятий, организаций и учреждений к выполнению поставленных задач и оказание им помощи;
- организацию и осуществление мероприятий по повышению (поддержанию) мобилизационной готовности органов управления здравоохранения и других (медицинских) организаций и учреждений;
- обеспечение взаимодействия между органами управления здравоохранением с органами управления, организациями и учреждениями других министерств и ведомств и медицинской службой Вооруженных Сил Российской Федерации;
- организацию подготовки кадров по специальным (мобилизационной подготовке) вопросам;
- организацию руководства мобилизационной подготовкой и мобилизацией здравоохранения Российской Федерации.