Программа развития организаторских умений.




ЗАДАНИЕ 2.

Организаторские умения – это некий набор качеств, которые помогут человеку грамотно и эффективно организовать работу, причем как свою, так и коллег. Это такой набор качеств, как авторитетность, справедливость и строгость, умение грамотно разрешать конфликты, делегирование полномочий и контроль.

Почти во все учебники психологии вошло определение способностей, данное Б.М. Тепловым и позднее почти полностью принятое Н.С. Лёйтесом. Способности они определяют как индивидуальные свойства личности, являющиеся условием успешного выполнения одного или нескольких видов деятельности.

Б.М. Теплов особое внимание уделял включению трех обязательных признаков способностей: под способностями понимаются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих видов деятельности; понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека.

В настоящее время концепция организаторских способностей, развиваемая Н.В. Кузьминой и ее школой, доказывает, что педагогическая система включает пять структурных элементов: цели, учебная информация, средства коммуникации, учащиеся и педагоги, а также пять функциональных элементов: исследовательский, проектировочный, конструктивный, коммуникативный, организаторский. Эти же элементы являются функциональными элементами индивидуальной педагогической деятельности (гностический, исследовательский, проектировочный, конструктивный, коммуникативный, организаторский), что позволяет говорить о пяти больших группах общих одноименных способностей, лежащих в их основе.

Диагностика организаторских способностей.

Для оценки коммуникативных и организаторских способностей используется методика КОС-1 и КОС-2, предложенная Б.А. Федорошиным и В.В. Синявским.

Коммуникативность как черта характера развивается на основе общительности, которая, закрепляясь в поведении, является предпосылкой для формирования таких качеств личности, как направленность на общение, интерес к людям, социальная перцепция, рефлексия, эмпатия. Все эти качества можно считать необходимыми для работы в сферах, где работа связана с руководством и общением. Не менее важны и организаторские склонности, которые проявляются в способности к самостоятельному принятию решений, особенно в сложных ситуациях, в инициативности в деятельности и общении, в планировании деятельности.

Существуют 2 версии методики - КОС-1 и КОС-2, которые отличаются друг от друга различиями в текстах 2-х форм опросника. Процедура и приемы обработки результатов одинаковы для обеих версий методики. Методика может быть использована в процессе как групповой, так и индивидуальной работы. Вопросы опросника составлены таким образом, что требуют только одного из 2 вариантов ответа - «согласен» либо «не согласен». При обработке результатов, полученных с помощью методики версии КОС-1, ответы респондента сопоставляются с дешифратором, при этом подсчитывается количество совпадений отдельно по критериям коммуникативных и организаторских склонностей. Далее на этом основании вычисляются оценочные коэффициенты коммуникативных и организаторских склонностей как отношение количества совпадающих с дешифратором ответов к максимально возможному числу совпадений (отдельно по каждому из двух критериев). С целью качественной оценки полученных результатов вычисленные коэффициенты сопоставляются со шкальными оценками. Шкалы оценок содержит 5 шкальных уровней в зависимости от величины коэффициентов. Для коммуникативных и организаторских склонностей границы шкальных уровней не совпадают. Для обеих шкал характерна следующая закономерность: чем меньше коэффициенты, тем ниже уровень проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Т.е. респонденты, получившие коэффициенты первой шкальной группы (шкальная оценка 1) обладают наиболее низким уровнем развития коммуникативных и организаторских способностей, получившие шкальную оценку 5 - наиболее высоким. Соответственно, респонденты с наименьшими значениями коэффициентов практически не проявляют коммуникативных и организаторских склонностей, не инициируют общение и совместную деятельность, требующих организаторских усилий, испытывают серьезные трудности в общении, плохо ориентируются в незнакомых ситуациях, не в состоянии принимать адекватные решения и реализовывать их, не в состоянии находить адекватные способы воздействия на других с целью отстаивания своего мнения.

Респонденты с наивысшими значениями коэффициентов испытывают ярко выраженную сформированную потребность в коммуникативной и организаторской деятельности, активно стремятся к ней, инициативны в поиске таких дел, успешное исполнение которых требует высокого уровня развития коммуникативных и организаторских способностей, легко ориентируются в наиболее трудных жизненных и профессиональных ситуациях, предпочитают самостоятельные решения, настойчиво предпринимают необходимые действия для полной реализации принятых решений.

Простая диагностика.

Для выявления способностей созданы целые батареи тестов, однако, большинство из них слишком громоздкие, чтобы их регулярно можно было использовать. Поэтому высокие организаторские способности можно оценить буквально за несколько минут, самостоятельно и совершенно бесплатно. Лидеры всегда придерживаются общего комплекса ценностей, в которые входят справедливость и равенство, беспристрастность, целостность, честность и доверие. А оценить свою способность к лидерству можно с помощью следующих критериев: Непрерывное самосовершенствование. Если вы не делаете этого сами, то не сможете побудить других. Ориентация на служение другим. В любой ситуации вы должны спросить себя, что нужно другому, помимо того, что нужно лично вам. Излучение положительной энергии и доброжелательности и уклонение от восприятия отрицательной. Вера в других. Лидер должен видеть их потенциал, ценность и хорошие качества. Рациональное распределение сил и времени. Внутренняя уверенность и оптимизм. Самокритичность, терпимость и признание заслуг других. Не так много, но большинство из нас признаются, что живут исключительно собственными интересами, не обращая внимания на других. Не удивляйтесь, мир отвечает тем же.

Упражнения на развитие организаторских способностей.

Для развития организаторских способностей необходимо развивать качества лидера. Составьте список качеств, которых вам не хватает, и установите сроки, после истечения которых вы должны стать настойчивее, целеустремленнее и т.д. Попробуйте, например, и следующие упражнения:

 

«Пантомима» - перед зеркалом потренируйтесь изображать различные эмоции (гнев, волнение, радость и т.д.), что поспособствует адекватной передаче важной информации вашим подчиненным.

«Пение» - еще одно упражнение для передачи эмоций, вам нужно задавать вопросы и отвечать с помощью пения.

«Убедительность» - напишите на листке свое желание и постарайтесь убедить оппонента в том, что он должен выполнить написанное.

«Выйди из круга» - задача лидера в этом упражнении уговорить человека выйти из нарисованного круга.

Хорошо развитые организаторские способности подразумевают и умение избежать чужого влияния. Для этого нужно проводить работу над собой: анализировать свое поведение, реакцию на различные события и т.д. Если вы будете знать свои чувствительные зоны, вы сможете эффективнее понимать и других людей

Система критериев сформированности организационно-управленческих умений.

Критерии.

1.Мотивационный. Показатели их проявления: наличие мотива к овладению организационно-управленческими умениями, познавательная потребность. Методы диагностики: анкетирование, интервьюирование, индивидуальные беседы, наблюдения, социометрия.

2. Когнитивный. Показатели их проявления: полнота и прочность знаний о средствах и способах действий, необходимых при осуществлении организационно-управленческой деятельности. Методы диагностики: индивидуальные беседы, наблюдения, заполнение карт самооценки, составление плана по разрешению проблемы и подготовке информационного материала, участие в планировании работы группы.

3. Деятельностный. Показатели их проявления: правильность, перенос, скорость выполнения совокупности действий по поиску (сбору), получению и хранению данных; обработке информации (анализ, структурирование, обобщение и др.), кодированию информации (вербальность, образность); решению задач разного уровня когнитивной требовательности (требующих простых мыслительных операций с данными, требующих сложных мыслительных операций с данными, требующих сообщения данных, требующих творческого мышления). Методы диагностики: методики определения уровня сформированности основных приемов мыслительной деятельности, уровня развития логических способностей. Выполнение заданий, требующих сложных мыслительных операций; задач по практическому приложению; проблемных задач; задач по применению собственных наблюдений (на сенсорной основе) и собственных размышлений (на рациональной основе).

4.Перцептивно-рефлексивный. Показатели их проявления: способность осознания внутреннего мира другого человека с отражением в нем себя, адекватность самооценки, умение брать ответственность на себя. Методы диагностики: анализ и самоанализ ответов на занятиях; наблюдение за деятельностью; интервьюирование; социометрия; анализ ситуаций общения; участие в дискуссиях; работа в группе; карты самооценки.

Качественные изменения в развитии личностных свойств и качеств обусловливают существование уровней сформированности того или иного умения.

Низкий (минимальный) уровень.

Данный уровень характеризуется низкой степенью понимания необходимости развития организационно-управленческих умений, нет объяснений мотивов своих действий, отсутствует познавательная потребность. Действия часто носят неосознанный характер. Наблюдаются низкие скорость и правильность выполнения операций и задания в целом. Отдельные операции, освоенные в определенных условиях, не переносятся на другие виды деятельности. Человек не может самостоятельно эффективно организовывать собственную деятельность и работает только под руководством других. Низкая способность осознания внутреннего мира других участников деятельности, неумение организовывать работу в группе, брать ответственность на себя за результаты работы.

Средний (продуктивный) уровень.

Для данного уровня характерным является осознание значимости организационно-управленческих умений. Присутствуют познавательная потребность, интерес к информационной и управленческой деятельности. На этом уровне выполняются все требуемые операции, но последовательность их недостаточно продумана, а сами действия не всегда осознаны. Для среднего уровня характерна достаточная скорость выполнения отдельных операций и задания в целом, высокий уровень полноты и прочности знаний, правильность действий – средняя. Способность переносить освоенные организационно-управленческие действия только на незначительное количество других видов деятельности. Способность самостоятельно спланировать и реализовать деятельность по информационному обеспечению и принятию решений, но наблюдается недостаточно развитые умения брать на себя ответственность за результаты работы группы, критически оценивать собственную деятельность и деятельность других.

Высокий (творческий) уровень.

Является характерным понимание личностной и общественной значимости организационно-управленческой деятельности. Признание организационно-управленческих умений как важного элемента повышения компетентности и профессионализма. Свойственна высокая познавательная потребность. Эффективно выполняются все операции рассматриваемых умений, последовательность которых рациональна, все действия в целом вполне осознаны. Характеристиками данного уровня также выступают автоматизм, высокая скорость и правильность выполнения отдельных операций и задания в целом, успешное применение приобретенных умений в широком спектре различных видов деятельности, а также высокий уровень полноты и прочности знаний.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-03-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: