Конспект урока
на тему:
«Рынок. Факторы спроса и предложения»
Цели урока: 1. Понять сущность рынка, сущность рыночного спроса, предложения и формирования рыночных цен, сущность ценовой эластичности спроса и предложения, взаимосвязь спроса и предложения, основные черты рыночной экономики.
2. Воспитывать основы экономической культуры.
3. Развивать умение анализировать основные черты рыночной экономики и их влияние на развитие человечества, объяснять закономерности рыночной экономики.
План:
1. Виды, функции и типы рынков. Рыночная экономика.
2. Спрос, предложение и их взаимодействие.
3. Конкуренция. Типы конкуренции.
1. Важенин А.Г. Обществознание: учеб. пособие / А.Г. Важенин. – М.: Академия, 2015.- 368с.
2. Липсиц И.В. Экономика. Базовый курс. – М., 2012.- 272с.
1. РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА. ВИДЫИ ТИПЫРЫНКОВ.
Рынок - это определенная форма хозяйственных связей между производителями и потребителями в сфере обмена.
Субъекты рынка: товаропроизводитель и потребитель.
Функции рынка:
- информационная, которая заключается в выявлении спроса на товары и услуги и дает представление об их возможной цене и качестве;
- регулирующая, способствующая изменению структуры производства, перераспределению ресурсов и установлению цен в соответствии с платежеспособными потребностями;
- стимулирующая, нацеливающая производителей на снижение затрат труда на единицу продукции и повышение эффективности производства;
- интегрирующая, объединяющая результаты взаимодействия первых 3 функций, что способствует общественному признанию рыночной экономической системы.
Предположительно, рынок – изобретение финикийцев. Его возраст порядка 3000 лет.
Рынки, торговые ряды и гостиные дворы существовали уже в древних странах Востока, в Ассирии, Египте. В разных египетских городах были определены базарные дни. Определенные сведения о рыночной торговле в древности дошли до нас только от греков и римлян. Общественные связи между товаропроизводителями проявляются в сфере обмена, на рынке. Рынок является формой существования товарно-денежных отношений. Сущность рынка не только в том, что он дает возможность предложить свой товар и купить нужный, рынок становится как бы главным экономическим механизмом и регулятором, который показывает с помощью цен, каких товаров в избытке, а каких не хватает. Слово «рынок» многозначно.
Рынок - это система экономических отношений по поводу купли-продажи товаров, где формируются спрос и предложение, а также цены на них.
Виды рынков:
1) в зависимости от экономического назначения объектов рыночных отношений:
- рынок товаров и услуг;
- рынок средств производства;
- рынок труда;
- рынок инвестиций;
- финансовый и денежный рынок;
- фондовый рынок (рынок ценных бумаг);
- рынок иностранных валют;
- рынок научно-технических разработок.
2) по географическому положению:
-местный;
- национальный;
- региональный;
- мировой.
3) по степени развития конкуренции:
- рынок свободной конкуренции;
- монополистический рынок;
- олигополистический.
4)по характеру продаж:
- оптовые;
- розничные.
Субъекты рынка:
- домашние хозяйства, с помощью рынка удовлетворяют свои потребности;
- предприятия, используют факторы производства для изготовления и продажи своей продукции, стремятся к максимально высокой прибыли;
- финансово-кредитные учреждения, регулируют и обслуживают движение денежной массы;
- государство, правительственные учреждения, осуществляющие контроль над рынком для осуществления общественных целей.
Объекты рынка: товары, услуги, факторы производства, деньги, ценные бумаги, информация.
Рыночная экономика - экономическая система, в которой вопросы производства и потребления решаются в процессе непосредственного взаимодействия товаропроизводителей и потребителей, а роль естественного регулятора экономических процессов выполняет рынок.
Спрос, предложение и их взаимодействие.
Важнейшими категориями рынка являются спрос и предложение.
Механизм товарного рынка регулируется законами спроса и предложения.
Законы рыночной экономики:
- закон стоимости, формирующий уровень средней цены товара между ценами спроса и предложения;
- закон спроса, утверждающий, что снижение цены товара ведет к тому, что большее количество покупателей хотят и могут приобрести этот товар;
- закон предложения, показывающий, что повышение цены товара ведет к росту его предложения на рынке.
Спрос – то количество товаров определенного вида, которое покупатель готов купить при определенном уровне цен.
Предложение – то количество товаров, которое продавец готов предложить покупателю в конкретном месте в конкретное время.
По этим законам производств и обмен товаров происходит на основе их стоимости, которая определяется вложенными в производство товаро-затратами. Денежное выражение стоимости – цена. Цена, устанавливаемая производителем, может быть выше, ниже или равна стоимости. На цену оказывает влияние спрос. На рынке формируются две цены: цена спроса (максимальная цена, по которой покупатель согласен купить товар), цена предложения (минимальная цена, по которой производитель готов предложить товар). На основе этого формируется рыночная цена – цена, при которой объем спроса в точности равен объему предложения и не может опускаться ниже цены предложения, т.к. продавец разориться, а подниматься выше цены спроса тоже не может, т.к. покупатель не сможет купить товар.
Спрос - платежеспособная потребность населения в товаре (услуге), т.е. то количество товаров (услуг), которые потребитель желает и может приобрести по определенной цене. Иными словами, спрос необходимо оценивать в зависимости от цены: чем выше цена товара, тем ниже спрос на него, и наоборот.
Закон спроса не действует для некоторых редких и дорогостоящих товаров, являющихся средством вложения денег; при ажиотажном спросе, вызванном ожиданием повышения цен; при переключении спроса на более качественные и дорогостоящие товары.
Помимо цен на количество товаров, которое покупатели хотят и могут приобрести, влияют следующие факторы, называемые параметрами спроса:
- величина доходов потребителей;
- цены на дополнительные товары;
- ожидаемые изменения в будущем;
- демографические факторы;
- вкусы и предпочтения потребителей.