Спрос, предложение и их взаимодействие.




Конспект урока

на тему:

«Рынок. Факторы спроса и предложения»

 

 

Цели урока: 1. Понять сущность рынка, сущность рыночного спроса, предложения и формирования рыночных цен, сущность ценовой эластичности спроса и предложения, взаимосвязь спроса и предложения, основные черты рыночной экономики.

2. Воспитывать основы экономической культуры.

3. Развивать умение анализировать основные черты рыночной экономики и их влияние на развитие человечества, объяснять закономерности рыночной экономики.

План:

1. Виды, функции и типы рынков. Рыночная экономика.

2. Спрос, предложение и их взаимодействие.

3. Конкуренция. Типы конкуренции.

1. Важенин А.Г. Обществознание: учеб. пособие / А.Г. Важенин. – М.: Академия, 2015.- 368с.

2. Липсиц И.В. Экономика. Базовый курс. – М., 2012.- 272с.

1. РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА. ВИДЫИ ТИПЫРЫНКОВ.

Рынок - это определенная форма хозяйственных связей между производителями и потребителями в сфере обмена.

Субъекты рынка: товаропроизводитель и потребитель.

Функции рынка:

- информационная, которая заключается в выявлении спроса на товары и услуги и дает представление об их возможной цене и качестве;

- регулирующая, способствующая изменению структуры производства, перераспределению ресурсов и установлению цен в соответствии с платежеспособными потребностями;

- стимулирующая, нацеливающая производителей на снижение затрат труда на единицу продукции и повышение эффективности производства;

- интегрирующая, объединяющая результаты взаимодействия первых 3 функций, что способствует общественному признанию рыночной экономической системы.

Предположительно, рынок – изобретение финикийцев. Его возраст порядка 3000 лет.
Рынки, торговые ряды и гостиные дворы существовали уже в древних странах Востока, в Ассирии, Египте. В разных египетских городах были определены базарные дни. Определенные сведения о рыночной торговле в древности дошли до нас только от греков и римлян. Общественные связи между товаропроизводителями проявляются в сфере обмена, на рынке. Рынок является формой существования товарно-денежных отношений. Сущность рынка не только в том, что он дает возможность предложить свой товар и купить нужный, рынок становится как бы главным экономическим механизмом и регулятором, который показывает с помощью цен, каких товаров в избытке, а каких не хватает. Слово «рынок» многозначно.

Рынок - это система экономических отношений по поводу купли-продажи товаров, где формируются спрос и предложение, а также цены на них.

Виды рынков:

1) в зависимости от экономического назначения объектов рыночных отношений:

- рынок товаров и услуг;

- рынок средств производства;

- рынок труда;

- рынок инвестиций;

- финансовый и денежный рынок;

- фондовый рынок (рынок ценных бумаг);

- рынок иностранных валют;

- рынок научно-технических разработок.

2) по географическому положению:

-местный;

- национальный;

- региональный;

- мировой.

3) по степени развития конкуренции:

- рынок свободной конкуренции;

- монополистический рынок;

- олигополистический.

4)по характеру продаж:

- оптовые;

- розничные.

Субъекты рынка:

- домашние хозяйства, с помощью рынка удовлетворяют свои потребности;

- предприятия, используют факторы производства для изготовления и продажи сво­ей продукции, стремятся к максимально высокой прибыли;

- финансово-кредитные учреждения, регулируют и обслуживают движение денеж­ной массы;

- государство, правительственные учреждения, осуществляющие контроль над рынком для осуществления общественных целей.

Объекты рынка: товары, услуги, факторы производства, деньги, ценные бумаги, ин­формация.

Рыночная экономика - экономическая система, в которой вопросы производства и потребления решаются в процессе непосредственного взаимодействия товаропроиз­водителей и потребителей, а роль естественного регулятора экономических процессов выполняет рынок.

Спрос, предложение и их взаимодействие.

Важнейшими категориями рынка являются спрос и предложение.

Механизм товарного рынка регулируется законами спроса и предложения.

Законы рыночной экономики:

- закон стоимости, формирующий уровень средней цены товара между ценами спроса и предложения;

- закон спроса, утверждающий, что снижение цены товара ведет к тому, что большее количество покупателей хотят и могут приобрести этот товар;

- закон предложения, показывающий, что повышение цены товара ведет к росту его предложения на рынке.

Спрос – то количество товаров определенного вида, которое покупатель готов купить при определенном уровне цен.

Предложение – то количество товаров, которое продавец готов предложить покупателю в конкретном месте в конкретное время.

По этим законам производств и обмен товаров происходит на основе их стоимости, которая определяется вложенными в производство товаро-затратами. Денежное выражение стоимости – цена. Цена, устанавливаемая производителем, может быть выше, ниже или равна стоимости. На цену оказывает влияние спрос. На рынке формируются две цены: цена спроса (максимальная цена, по которой покупатель согласен купить товар), цена предложения (минимальная цена, по которой производитель готов предложить товар). На основе этого формируется рыночная цена – цена, при которой объем спроса в точности равен объему предложения и не может опускаться ниже цены предложения, т.к. продавец разориться, а подниматься выше цены спроса тоже не может, т.к. покупатель не сможет купить товар.

Спрос - платежеспособная потребность населения в товаре (услуге), т.е. то коли­чество товаров (услуг), которые потребитель желает и может приобрести по определен­ной цене. Иными словами, спрос необходимо оценивать в зависимости от цены: чем выше цена товара, тем ниже спрос на него, и наоборот.

Закон спроса не действует для некоторых редких и дорогостоящих товаров, явля­ющихся средством вложения денег; при ажиотажном спросе, вызванном ожиданием повышения цен; при переключении спроса на более качественные и дорогостоящие товары.

Помимо цен на количество товаров, которое покупатели хотят и могут приобрести, влияют следующие факторы, называемые параметрами спроса:

- величина доходов потребителей;

- цены на дополнительные товары;

- ожидаемые изменения в будущем;

- демографические факторы;

- вкусы и предпочтения потребителей.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: