Методические рекомендации по написанию раздела №3
Письменной аннотации
(Приложение)
Разработала:
преп. Кунцевич С.С.
Рецензенты:
преп. Крипец О.Э.
Минск
АНАЛИЗ СРЕДСТВ МУЗЫКАЛЬНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ.
Анализ формы.
Музыкальная форма – это структура музыкального произведения.
Формы, наиболее часто встречающиеся в хоровой музыке:
ü период
ü двухчастная
ü трехчастная
ü куплетная
ü рондо
ü сквозная (строфическая)
ü полифоническая (канон, фуга, фугато)
Период – самая малая из простых форм, выражающая относительно законченную музыкальную мысль и завершающаяся каденцией.
Виды периодов классифицируются по следующим критериям.
1)По количеству предложений (делимые и наделимые):
Период может делиться на 2, реже на 3 предложения *, либо быть неделимым (период единого строения). Предложения в свою очередь делятся на фразы**, фразы – на мотивы***.
Также период может быть
ü простым (8тактов – 4+4),
ü сложным, который имеет повторное строение, состоит из 2-х предложений, каждое из которых по строению является периодом. Отличительная черта – D каденция после 1-го предложения.
ü дважды повторенным – повторен точно (реприза), либо с варьированием.
2) По тематическому сходству или не сходству начал предложений:
ü повторного или неповторного строения;
3) По метрическому признаку:
ü квадратный (2+2;4+4); неквадратный (3+3;4+5);
ü расширенный:
а) с дополнением (примыкает к основному построению извне).
б) с расширением (расширение происходит изнутри за счёт секвенций, повторов, прерванных оборотов типа D7 – VI5/3).
4)По тонально-гармоническому признаку:
|
ü однотональный – модулирующий;
ü замкнутый (каденция на Т) и незамкнутый (каденция на D);
______________________________________________________________
*Предложение – музыкальное построение, ограниченное кадансом.
**Фраза – наиболее крупные построения внутри предложений, ограниченные цезурой.
***Мотив - наиболее крупные построения внутри фразы, наименьший музыкально-смысловой элемент.
Форма периода организуется гармоническими кадансами предложений.
Кадансы различают:
а) по гармоническому составу – полные:
ü совершенные - Т в мелодическом положении примы;
ü несовершенные - Т в мелодическом положении терции или квинты;
половинные:
ü плагальные – оборот Т-S; автентические – оборот T-D;
б) по местоположению в форме делятся на
ü серединные – находятся в конце 1-го предложения;
ü заключительные - в конце всего периода;
ü прерванные – вместо D7-T – оборот D7-VI5/3.
ü вторгающиеся – каданс периода совпадает с началом следующего построения.
Примерные схемы периода:
А) простой
1 предложение 2 предложение
А в
Б) сложный
1период 2 период
а в (Т-D) а в1 (К-D-T)
В) дважды повторенный
ü точный
1период 2 период
а в (D-T) а в (D-T)
ü с варьированием
1период 2 период
а в ( T-D) а в1 (Т-T)
Г) расширенный период
ü с дополнением
1 предложение 2 предложение дополнение
А в
ü с расширением
1 предложение 2 предложение
а (T-D) в ( D-VI- S-K-D-T)
Период может иметь вступление и коду.
Кода – раздел формы, который завершает произведение. В коде происходит:
1) утверждение основной тональности;
|
2) закрепление тематического материала;
3) вывод всего произведения.
Признаки коды:
ü появляется после заключительной каденции;
ü часто на тоническом органном пункте.
В форме периода обычно пишутся хоровые миниатюры, куплеты песен.
В качестве образца предлагается разбор формы хорового произведенияЦ. Кюи “Всюду снег”.
Форма хора Ц. Кюи “Всюду снег” представляет собой
ü 16-титактовый сложный период, делимый на 2 предложения, каждое из которых является периодом повторного строения,
ü квадратный (8+8),
ü однотональный (As-dur),
ü замкнутый (K – D7 – T),
ü 1предложение делится на 2 фразы (4+4) – 1 фраза заканчивается плагальной каденцией (S6 гарм.- II4/3гарм.-Т), 2 фраза модулирует в тональность c-moll через VI5/3 = s5/3 с последующим закреплением в ней.
ü 2 предложение делится на 2 фразы (4+4) – 1 фраза полностью повторяет музыкальный материал 1 фразы 1 предложения, 2 фраза закрепляется в основной тональности As-dur с помощью заключительной полной совершенной каденции (II6/5#3-Т6/4-VI-II5/3-D2- Т6).
Схема формы хораЦ. Кюи “Всюду снег”:
Сложный период (16 тактов)
1период-предложение (8 т.) 2 период-предложение (8 т.)
а в (D-t)c-moll а в1 (К-D-T)As-dur
1фраза 2 фраза 1 фраза 2 фраза
4 + 4 4 + 4
Примеры хоровых произведений, написанных в форме периода:
П. Чесноков “Душе моя” из «Всенощного бдения», П. Чайковский “Ночевала тучка золотая”, М. Коваль “Слёзы”, А. Даргомыжский “Пью за здравие Мери” и др.
ДВУХЧАСТНАЯ ФОРМА
Двухчастная форма – состоит из 2-х разделов, каждый из которых не превышает размера периода или равен ему.
Разновидности двухчастных форм:
|
ü простая безрепризная состоит из двух контрастных по музыкальному материалу разделов: I часть – период, II часть – период развивающего характера, иногда с кодой;
ü простая репризная: I часть – период, II часть – период, в конце которого повторяется одно из предложений I части.
ü сложная основана на ярком тематическом контрасте, в которой один из разделов сложнее периода;
Отличие простой двухчастной формы от сложного периода: второй раздел двухчастной формы не повторяет первый.
Примерные схемы двухчастных форм:
а) простая безрепризная
Iчасть II часть
I период II период
1 предложение 2 предложение 1 предложение 2 предложение
Куплет (запев) припев
а + а1 в + в1
а + а1 в + а2
а + в с + с1
а + в с + а1
а + в с + в1
б) простая репризная
Iчасть II часть
I период II период
1 предложение 2 предложение 1 предложение 2 предложение
а + в с + а
а + в с + в
в) сложная
Iчасть II часть
простая 3-хчастная период
А + В + А С
Для примера предлагается разбор формы хорового произведения Д. Шостаковича “Казнённым”.
Хор Д. Шостаковича “Казнённым” написан в простой двухчастной безрепризной форме.
Первая часть произведения (39т.) представляет собой фугато в виде экспозиции хоровой фуги, тема которой проводится поочерёдно во всех голосах (Б, Т, А, С). Эта хоровое фугато соответствует структуре поэтического текста, где в теме излагается 2 строки четверостишия.
Тема фуги состоит из 9 тактов (период, делимый на 2 предложения, неповторного строения, неквадратный (4+5), заканчивающийся на D. Проводится в басовой партии.
Второе проведение темы фуги (ответ) у теноров имеет то же строение (9 тактов). Контрапункт к ответу (противосложение) проводится у басов, далее следует 3-хтактовая интермедия (связка между проведением тем), модулирующая в основную тональность (fis-moll).
Между третьим проведением у альтов и четвёртым – у сопрано интермедий нет.
Вторая часть (15т.) – период, состоящий из 2-х предложений и коды (6+6+3), неповторного строения, квадратный, модулирующий.
1 предложение проводится в тональности A-dur, заканчивается несовершенной каденцией.
2 предложение возвращает первоначальную тональность fis-moll, однако в коде происходит ладовая модуляция в одноимённый мажор.
Схема формы хора Д. Шостаковича “Казнённым”:
хчастная простая безрепризная
Iчасть fis-moll II часть