Хчастная простая безрепризная




Методические рекомендации по написанию раздела №3

Письменной аннотации

(Приложение)

 

Разработала:

преп. Кунцевич С.С.

 

 

Рецензенты:

преп. Крипец О.Э.

 

 

Минск

АНАЛИЗ СРЕДСТВ МУЗЫКАЛЬНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ.

 

Анализ формы.

Музыкальная форма – это структура музыкального произведения.

 

Формы, наиболее часто встречающиеся в хоровой музыке:

ü период

ü двухчастная

ü трехчастная

ü куплетная

ü рондо

ü сквозная (строфическая)

ü полифоническая (канон, фуга, фугато)

 

Период – самая малая из простых форм, выражающая относительно законченную музыкальную мысль и завершающаяся каденцией.

 

Виды периодов классифицируются по следующим критериям.

 

1)По количеству предложений (делимые и наделимые):

Период может делиться на 2, реже на 3 предложения *, либо быть неделимым (период единого строения). Предложения в свою очередь делятся на фразы**, фразы – на мотивы***.

Также период может быть

ü простым (8тактов – 4+4),

ü сложным, который имеет повторное строение, состоит из 2-х предложений, каждое из которых по строению является периодом. Отличительная черта – D каденция после 1-го предложения.

ü дважды повторенным – повторен точно (реприза), либо с варьированием.

 

2) По тематическому сходству или не сходству начал предложений:

 

ü повторного или неповторного строения;

3) По метрическому признаку:

ü квадратный (2+2;4+4); неквадратный (3+3;4+5);

ü расширенный:

а) с дополнением (примыкает к основному построению извне).

б) с расширением (расширение происходит изнутри за счёт секвенций, повторов, прерванных оборотов типа D7 – VI5/3).

4)По тонально-гармоническому признаку:

ü однотональныймодулирующий;

ü замкнутый (каденция на Т) и незамкнутый (каденция на D);

______________________________________________________________

*Предложение – музыкальное построение, ограниченное кадансом.

**Фраза – наиболее крупные построения внутри предложений, ограниченные цезурой.

***Мотив - наиболее крупные построения внутри фразы, наименьший музыкально-смысловой элемент.

 

Форма периода организуется гармоническими кадансами предложений.

Кадансы различают:

 

а) по гармоническому составу – полные:

ü совершенные - Т в мелодическом положении примы;

ü несовершенные - Т в мелодическом положении терции или квинты;

половинные:

ü плагальные – оборот Т-S; автентические – оборот T-D;

 

б) по местоположению в форме делятся на

ü серединные – находятся в конце 1-го предложения;

ü заключительные - в конце всего периода;

ü прерванные – вместо D7-T – оборот D7-VI5/3.

ü вторгающиеся – каданс периода совпадает с началом следующего построения.

Примерные схемы периода:

А) простой

1 предложение 2 предложение

А в

 

Б) сложный

1период 2 период

а в (Т-D) а в1 (К-D-T)

 

В) дважды повторенный

ü точный

1период 2 период

а в (D-T) а в (D-T)

ü с варьированием

1период 2 период

а в ( T-D) а в1 (Т-T)

Г) расширенный период

ü с дополнением

1 предложение 2 предложение дополнение

А в

ü с расширением

1 предложение 2 предложение

а (T-D) в ( D-VI- S-K-D-T)

Период может иметь вступление и коду.

Кода – раздел формы, который завершает произведение. В коде происходит:

1) утверждение основной тональности;

2) закрепление тематического материала;

3) вывод всего произведения.

Признаки коды:

ü появляется после заключительной каденции;

ü часто на тоническом органном пункте.

В форме периода обычно пишутся хоровые миниатюры, куплеты песен.

В качестве образца предлагается разбор формы хорового произведенияЦ. Кюи “Всюду снег”.

Форма хора Ц. Кюи “Всюду снег” представляет собой

ü 16-титактовый сложный период, делимый на 2 предложения, каждое из которых является периодом повторного строения,

ü квадратный (8+8),

ü однотональный (As-dur),

ü замкнутый (K – D7 – T),

ü 1предложение делится на 2 фразы (4+4) – 1 фраза заканчивается плагальной каденцией (S6 гарм.- II4/3гарм.-Т), 2 фраза модулирует в тональность c-moll через VI5/3 = s5/3 с последующим закреплением в ней.

ü 2 предложение делится на 2 фразы (4+4) – 1 фраза полностью повторяет музыкальный материал 1 фразы 1 предложения, 2 фраза закрепляется в основной тональности As-dur с помощью заключительной полной совершенной каденции (II6/5#3-Т6/4-VI-II5/3-D2- Т6).

Схема формы хораЦ. Кюи “Всюду снег”:

Сложный период (16 тактов)

 

1период-предложение (8 т.) 2 период-предложение (8 т.)

а в (D-t)c-moll а в1 (К-D-T)As-dur

1фраза 2 фраза 1 фраза 2 фраза

4 + 4 4 + 4

Примеры хоровых произведений, написанных в форме периода:

П. Чесноков “Душе моя” из «Всенощного бдения», П. Чайковский “Ночевала тучка золотая”, М. Коваль “Слёзы”, А. Даргомыжский “Пью за здравие Мери” и др.

ДВУХЧАСТНАЯ ФОРМА

Двухчастная форма – состоит из 2-х разделов, каждый из которых не превышает размера периода или равен ему.

 

Разновидности двухчастных форм:

 

ü простая безрепризная состоит из двух контрастных по музыкальному материалу разделов: I часть – период, II часть – период развивающего характера, иногда с кодой;

ü простая репризная: I часть – период, II часть – период, в конце которого повторяется одно из предложений I части.

ü сложная основана на ярком тематическом контрасте, в которой один из разделов сложнее периода;

Отличие простой двухчастной формы от сложного периода: второй раздел двухчастной формы не повторяет первый.

 

Примерные схемы двухчастных форм:

а) простая безрепризная

Iчасть II часть

I период II период

1 предложение 2 предложение 1 предложение 2 предложение

Куплет (запев) припев

а + а1 в + в1

а + а1 в + а2

а + в с + с1

а + в с + а1

а + в с + в1

б) простая репризная

Iчасть II часть

I период II период

1 предложение 2 предложение 1 предложение 2 предложение

а + в с + а

а + в с + в

в) сложная

 

Iчасть II часть

простая 3-хчастная период

А + В + А С

Для примера предлагается разбор формы хорового произведения Д. Шостаковича “Казнённым”.

Хор Д. Шостаковича “Казнённым” написан в простой двухчастной безрепризной форме.

Первая часть произведения (39т.) представляет собой фугато в виде экспозиции хоровой фуги, тема которой проводится поочерёдно во всех голосах (Б, Т, А, С). Эта хоровое фугато соответствует структуре поэтического текста, где в теме излагается 2 строки четверостишия.

Тема фуги состоит из 9 тактов (период, делимый на 2 предложения, неповторного строения, неквадратный (4+5), заканчивающийся на D. Проводится в басовой партии.

Второе проведение темы фуги (ответ) у теноров имеет то же строение (9 тактов). Контрапункт к ответу (противосложение) проводится у басов, далее следует 3-хтактовая интермедия (связка между проведением тем), модулирующая в основную тональность (fis-moll).

Между третьим проведением у альтов и четвёртым – у сопрано интермедий нет.

Вторая часть (15т.) – период, состоящий из 2-х предложений и коды (6+6+3), неповторного строения, квадратный, модулирующий.

1 предложение проводится в тональности A-dur, заканчивается несовершенной каденцией.

2 предложение возвращает первоначальную тональность fis-moll, однако в коде происходит ладовая модуляция в одноимённый мажор.

Схема формы хора Д. Шостаковича “Казнённым”:

хчастная простая безрепризная

Iчасть fis-moll II часть



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: