Идея, тема, название, цель и задачи экскурсии




Дисциплина

«Общее экскурсоведение» для обучающихся направления подготовки 43.03.02 «Туризм»

Опорный конспект лекции №2

Тема 2. Сущность и основные понятия экскурсоведения

Время: 1,5 часа

Учебная цель: ознакомить обучающихся сущностью и основными понятиями экскурсоведения.

Основные понятия: сущность экскурсии, идея, тема, название, цель и задачи экскурсии, методы экскурсии.

Вопросы:

Изменение сущности экскурсии

Идея, тема, название, цель и задачи экскурсии

Методы в экскурсии

Ход проведения:

Изменение сущности экскурсии

Путь развития экскурсии шёл по линии изменения её сущности, под которой подразумевается внутреннее содержание.

Первоначально под экскурсией понимали прогулку с общеобразовательными, практическими и познавательными целями. Затем экскурсии стали рассматривать как один из методов обучения – урок вне класса, позволяющий закрепить материал по определённой теме. Если перед экскурсией ставили задачу по выявлению экспонатов, например для краеведческих музеев, то их организовывали с научной целью. Поиски новых форм самообразования выдвинули перед экскурсиями просветительскую цель. Экскурсиями стали интересоваться все слои населения. Знакомство с экскурсионными объектами вызывало дальнейший интерес к изучению края. Стремление улучшить воспитательную работу, сделать ее более эффективной, превратили экскурсию в один из видов воспитательной работы. Используя экскурсию как доступное и убедительное средство пропаганды, меняли мировоззрение людей. В этом случае целью экскурсии являлось донесение до сознания экскурсантов соответствующей идеологии.

В советское время экскурсии использовались, прежде всего, как самое эффективное средство идейно-воспитательной и культурно-массовой работы. Экскурсоводы выполняли роли идейных воспитателей и пропагандистов, формируя отношение к коммунистическойпартии и её вождям, к религии, к капиталистическому миру и т.д. Это было возможным, так как любая экскурсия не только несёт знания, но и вырабатывает отношение к тем или иным событиям, формирует определённое убеждение. В обязанности экскурсоводам вменялось донесение до слушателей преимуществ социалистического строя над капиталистическим, доведение решений партии и правительства и пр. Тексты экскурсий пронизывали партийные лозунги, они насыщались статистикой, имел место однобокий подход к освещению истории.

В настоящее время популярностью пользуются экскурсии, которые обогащают новыми знаниями. Цель таких экскурсий – расширение кругозора. Стремительная урбанизация побуждает подумать об экскурсии как об удачной организации досуга в выходные дни. Цель таких экскурсий – рекреационная. Экскурсии могут конкретизировать уже имеющиеся знания, давать новые, развивать умение анализировать природные процессы и исторические события, усиливать интерес к изучаемому и вызывать различные переживания в области чувств.

Таким образом, в настоящее время сущность экскурсии заключается в распространении разнообразных знаний в соответствии с определённой методикой и в организации культурного отдыха и воспитательной работы.

Экскурсия может конкретизировать уже имеющиеся знания, давать новые, усиливать интерес к получению дополнительных знаний.

Экскурсии могут быть, как

· самостоятельное мероприятие;

· часть тура;

· обязательное условие посещения действующих предприятий, посещение которых иначе невозможно;

· дополнительная услуга в музеях;

· входит в санаторную или другую путёвку;

· мероприятие для участников конференций, симпозиумов и т.д. по их теме или с целью ознакомления с местом их проведения.

 

Идея, тема, название, цель и задачи экскурсии

В основе экскурсии лежит идея (задумка), связанная с определённой идеологией. Так в эпоху развитого социализма это - марксистско-ленинское учение. Сейчас в связи с демократизацией общества главной идеей являются общечеловеческие интересы, которые заключаются в стремлении к укреплению мира, толерантности (терпению), сохранению природы и пр. Т.е. экскурсия – это своеобразный ответ на запросы общества. Идея экскурсии связана с её темой.

Тема (с гр., thema – главная мысль) экскурсии – то, что положено в основу экскурсии. Каждая экскурсия имеет свою чётко обозначенную тему. Формирование темы представляет собой краткое и концентрированное изложение основного содержания экскурсии.Тема раскрывается с помощью экскурсионных объектов и играет решающую роль в объединении внешне разрозненных частей экскурсии в единое целое. Тема в экскурсии - предмет показа и рассказа,именно по теме отбираются экскурсионные объекты. Например, тема обзорной экскурсии «Дорога к морю» – это природные и исторические достопримечательности Южного берега Крыма.

По пути следования группы могут быть расположены многочисленные экскурсионные объекты, однако показывать следует только те, которые относятся к теме данной экскурсии. То же касается и рассказа. Некоторые объекты показываются в экскурсиях на разные темы, но в каждой из них о нём даётся разная информация. Именно тема экскурсии определяет, как показать объект и что о нём рассказать. Например, экскурсионный объект – Ливадийский дворец можно использовать в экскурсиях на тему об императорской семье («Ливадия - любимый дворец Романовых»), о развитии курортов Крыма («Ливадия – первый крестьянский санаторий»), на военную тему («В Ливадии решалась судьба мира») и т.д. Выбор темы зависит от потенциального спроса на определенные экскурсии, конкретного заказа, реализации дифференциального подхода к обслуживанию разных групп населения, целенаправленного создания определенной тематики экскурсий. Тема экскурсии лежит в основе классификации экскурсий по содержанию.

Сама тема экскурсии представляет собой совокупность подтем, которые имеют свои собственные названия. У каждой подтемы должна быть полнота и логическая завершённость. Каждая подтема раскрывается с помощью трёх-четырёх вопросов. Но каждая подтема должна восприниматься не сама по себе, а в совокупности с другими подтемами и всей экскурсией.

В многотемных обзорных экскурсиях нет возможности глубоко раскрыть содержание каждой подтемы. Однако обзорная экскурсия имеет большое значение для развития экскурсионной тематики, поскольку почти каждая ее подтема может стать темой для самостоятельной тематической экскурсии.

Тема экскурсии должна просматриваться в её названии. Ведь экскурсанты выбирают экскурсию, обращая внимание, в первую очередь, именно на название.

Название экскурсии – это ее визитная карточка. В нём необходимо наиболее точно передать содержание экскурсии и ее тему. При этом сформулировать название экскурсии так, чтобы оно привлекало потенциальных экскурсантов. Следует избегать общих названий. Например, название экскурсии «Подземный мир Крыма» никак не отражает тему экскурсии. Прочитав такое название, экскурсант никогда не сможет понять, куда же его повезут. Плохо воспринимаются длинные названия, а также названия, содержащие непонятные слова, и неточные названия, имеющие двоякое толкование. Название экскурсии должно раскрывать её суть, поэтому обязательно указывается объект экскурсии. Например, «Мраморная пещера – красивейшая пещера мира».

У экскурсии на одну и ту же тему могут быть разные названия в зависимости от состава участников экскурсии и поставленной цели. Например, обзорная экскурсия по Симферополю может называться: «Симферополь – ворота Крыма»; «Симферополь – город-пользы, город-собиратель»; «Симферополь – город, в котором я живу» и т.д.

Перечень экскурсий по одной и той же теме формирует тематику экскурсий. Например, экскурсии исторические, природоведческие, литературные и т. д. Тематика может зависеть и от контингента экскурсантов. Например, можно предложить эксклюзивные эниологические экскурсии тем, кто интересуется энергоинформационным обменом в природе: «К Скельским менгирам», «Древняя обсерватория Салы-Богаз».

К тематике экскурсий предъявляются определённые требования - обеспечить спрос экскурсантов в разных экскурсиях, расширить круг участников экскурсии, выработать у экскурсантов интерес к теме экскурсии сделать участие в экскурсии запоминающимся.

Обычно отдельные экскурсоводы работают по определённой тематике.

Идея и тема экскурсии составляют её идейно-тематическую основу, которая определяет цель и задачи экскурсии.

Цель – то ради чего проводится экскурсия. Каждая экскурсия должна иметь целевую установку. С определённой целью экскурсантам показываются экскурсионные объекты. Правильное определение цели имеет важное значение. Оно может повлиять на формулировку темы, помочь в отборе и освещении экскурсионного материала. Конечной цели должны быть подчинены экскурсионный показ и рассказ. В настоящее время экскурсионная деятельность не политизирована, нет заказа на идеологическое воспитание, поэтому следует помнить об общечеловеческих ценностях, к которым относятся всестороннее воспитание личности.

Цель экскурсии может быть:

· познавательная - получение знаний по определённой тематике: исторической, природоведческой, литературной и т.д.;

· развлекательная – отдых, связанный с переменой мест и сменой впечатлений;

· профессиональная – бизнес-туры, участие в выставках, ярмарках;

· воспитательная - патриотическое воспитание, реализуемое в исторических и краеведческих экскурсиях, на которых воспитывается бережное отношение к историческому прошлому; трудовое воспитание - в профориентационных экскурсиях, на которых происходит знакомство с профессиями; уважение к другим народам – в этнографических экскурсиях; эстетическое воспитание – в искусствоведческих экскурсиях; духовное воспитание – в паломнических экскурсиях; экологическое воспитание – в природоведческих экскурсиях;

· паломничество – экскурсии по святым местам;

· другие.

От цели экскурсии зависит форма её проведения. Это может быть прогулка, урок, экспедиция, беседа, обзорная многоплановая экскурсия, тематическая многоплановая или тематическая одноплановая экскурсия. Например, целью экскурсии «Дары Зуйского леса» является отдых, тогда экскурсия проводится в виде прогулки. До места отдыха ведётся обзорная или краеведческая экскурсия, затем даётся свободное время

Для достижения поставленной цели экскурсоводу на экскурсии необходимо решить определённые задачи:

- правильно показать экскурсионный объект, на основе которого раскрывается тема;

- дать необходимую и достоверную информацию;

- в зависимости от вида экскурсии - проанализировать историческое событие, объяснить природное явление, раскрыть замысел художника или писателя и т.п.;

- связать увиденное и услышанное с современной жизнью;

- поощрять активность экскурсантов в изучении темы;

- закрепить увиденное и услышанное.

Следует помнить, что цель экскурсии с точки зрения экскурсовода и экскурсантов может быть различной. Однако экскурсовод не должен идти на поводу у экскурсантов и помнить требования, предъявляемые к экскурсии.

Методы в экскурсии

В первые минуты экскурсии внимание экскурсантов обеспечивается интересом к теме. Затем оно поддерживается показом интересных экскурсионных объектов и увлекательным рассказом экскурсовода. Эффективность восприятия экскурсии достигается применением различных методов.

Основное требование к методам в экскурсии – достижение главной цели экскурсии с наибольшей эффективностью и наименьшими затратами ресурсов (транспортные средства, рабочее время экскурсовода, демонстрация объектов и материалы рассказа).

В экскурсионной деятельности используются, прежде всего, общепринятые методы:

· анализ (разложение на составные части) и синтез (единство отдельных частей) – используются при показе экскурсионных объектов;

· дедукция (умозаключение от общего к частному) используется при рассказе;

· индукция (умозаключение от частных случаев к общему выводу) – вид обобщений, сделанных на основе наблюдений, позволяет сделать общий вывод;

· абстрагирование - мысленное отвлечение от несущественных сторон помогает сосредоточить внимание на главном объекте;

· аналогия – помогает подчеркнуть основные свойства объекта, сравнивая с похожими или известными (обращается внимание на сходство или различие).

Кроме того применяется особый экскурсионный метод - совокупность требований и правил, предъявляемых к экскурсии, в том числе методических приемов подготовки экскурсий на разные темы (природоведческая, историческая и т.п.) и ведения разных видов экскурсий (городская, музейная и т.д.) для разных групп экскурсантов (дифференцированный подход).

В основе экскурсионного метода лежат:

· наглядность – экскурсия построена на показе экскурсионных объектов;

· обязательное сочетание рассказа с показом - причём рассказ является комментарием к зрительной характеристике объекта (показу);

· моторность (движение) – показ и рассказ ведётся от одного экскурсионного объекта к другому по заранее составленному маршруту. Моторность является одним из шести признаков экскурсии. Но и экскурсионные объекты наблюдаются также в движении, т.е. движение является не просто признаком экскурсии, но и одним из методических приёмов. Например, движение вокруг памятника, обход здания, подъём на башню. Во время исторической экскурсии можно предложить самим проделать путь, которым следовали участники событий прошлого.

Экскурсионный метод даёт возможность зрительного впечатления и ощущения среды. На экскурсиях при изучении экскурсионного объекта работают все органы восприятия, создаётся эмоциональное впечатление. Это отличает экскурсию от лекции, на которой тема доводится до слушателей только словами.

Суть экскурсионного метода заключается в возможности сначала получить впечатление, а затем услышать рассказ. В процентном соотношении показ должен занимать 70%, а рассказ 30%. Показ в экскурсии осуществляется словами. Необходимо, чтобы экскурсанты увидели экскурсионный объект.

Например, не всякий сразу скажет, как выглядит памятник Ленину на площади Ленина в городе Симферополе, хотя видели его многократно. Показ нельзя путать с осмотром (поверхностное самостоятельное знакомство с памятником), при котором можно смотреть и не увидеть.

Рассказ экскурсовода дополняет показ, позволяет лучше узнать объект (почему этот памятник установлен именно здесь, дать справку о событиях, предшествующих установке памятника и т.д.). Известно, что запоминается только 50% услышанного и то в первый час времени; затем восприятие уменьшается до 30%. Показ же остаётся в памяти надолго. Экскурсия как раз и является той золотой серединой, когда достигается оптимальное соотношение между показом и рассказом.

Соединение показа экскурсионного объекта на месте его расположения и рассказа о нём способствует лучшему усвоению изучаемого материала. Именно на этом и основана экскурсионная методика. Удачный выбор экскурсионных объектов, умелый показ и интересный рассказ, а также непосредственное участие экскурсантов при изучении экскурсионных объектов являются залогом успеха экскурсии.

Фотографии, сделанные во время экскурсии, позволяют сохранить полученные впечатления долгое время. Пересматривая их, человек вспоминает, что он видел и слышал, что чувствовал.

Экскурсоводу для реконструкции несохранившихся (плохо сохранившихся) экскурсионных объектов и активизации внимания экскурсантов рекомендуется использовать фотографии, звуковой материал, слайды и т. д.

Основное требование к экскурсионному методу – достижение главной цели экскурсии с наибольшей эффективностью и наименьшими затратами ресурсов, например, протяжённость маршрута или рабочее время экскурсовода.

Совокупность методов представляет собой экскурсионную методику, состоящую из нескольких самостоятельных частей:

· методика подготовки экскурсоводом новой для него экскурсии, включает определённые этапы подготовки;

· методика ведения экскурсии – применение методических приёмов показа и рассказа;

· методика послеэкскурсионной работы – совершенствование экскурсий, анализ спроса на экскурсии.

Выделяют общую и частную экскурсионные методики. Общая методика представляет собой систему приемов показа и рассказа, применяемых в любой экскурсии, частная - объединяют приемы проведения экскурсий в зависимости от их классификации.

При показе экскурсионных объектов и рассказе применяются также общепринятые методы:

· диалектический - позволяет объяснить все процессы и события в развитии;

· конкретно - исторический – события излагаются за какой-то исторический период;

· логический - позволяет всё увиденное объединить в один рассказ.

Экскурсовод должен овладеть также методами психологии, педагогики и риторики.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: