Политико-правовая идеология анархизма: П.Ж.Прудон, М.А. Бакунин, П.А. Кропоткин.




Министерство образования и науки РФ

Читинский институт (филиал)

ФГБОУ ВПО

«Байкальский государственный университет

Экономики и права»

Юридический факультет

Кафедра государственно-правовых дисциплин

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ИСТОРИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ

ВАРИАНТ № 11

Выполнил: студент заочного формы

Обучения

Коваленко Анастасия Николаевна,

Г.Чита, ул. Новозаводская, д.46,

№ ЗЮР-15-037

Проверил: доцент

Кафедры ГПД ЧИ ФГБОУ

ВПО «БГУЭП»

Ф.И.О.

ЧИТА - 2016

Политико-правовая идеология анархизма: П.Ж.Прудон, М.А. Бакунин, П.А. Кропоткин.

 

Государственное устройство развитых стран к 19 веку имело своей особенностью диктат власти и главенство государства. Общество характеризовалось социальной расслоенностью, где высшим классом всячески угнетался низший, богатство было привилегией, а нищенство пороком. В истории человечества 19 век известен не только своими величайшими открытиями, но и развитием различных политико-правовых движений. Одним из ярких направлений проявляется идея анархизма.

В современных справочниках понятие «анархия» (от гр. аnarchia - безвластие) трактуется как способ устройства человеческого общества, в котором государственная власть упразднена, а её функции осуществляются общественным самоуправлением [4, 127]. Другими словами, это общественно-политическое и социально-экономическое учение, враждебно относящееся ко всякому государству, противопоставляющее интересы мелкой частной собственности и мелкое крестьянство прогрессу общества, основанному на крупном производстве. Анархистским учением отвергается не только политическая организация общества и наличие государственной власти, но и общественные движения, которые имеют своей целью освободить человека от любого (экономического, духовного политического) принуждения. Анализируя многообразие течений, мы можем согласиться с Полем Эльцбахером в том, что анархические теории имеют общее лишь в том, что все они отрицают государство в общественном строе [16, 53].

На первый взгляд может показаться, что анархия – это беспредельное насильственное свержение власти разъярённым от несправедливости низшим классом, но более углублённое изучение открывает крайне содержательную и тонкую идею равноправия каждого отдельного человека. Подтверждением этому является наличие основных признаков анархизма [12, 241]:

1) Отрицание общественного строя, основанного на политической власти;

Исключение любой попытки создания тоталитарного общества, отсутствие системы иерархии и представительной демократии свидетельствуют о том, что ни один индивид или группа лиц не могут навязывать своё мнение, желания и волю другим предстателям общества. Это говорит об ориентировании на личность, на максимальное развитие каждого отдельного индивида.

2) Представления об идеальном общественном устройстве, в котором исключено принуждение;

Отказ от принуждения означает независимость каждого отдельного члена общества от навязывания идей и воли другим лицом, даже если оно действует в интересах всего общества. Направленность на личную заинтересованность в результате и добровольную инициативу.

3) Определенный, в большей степени революционный, способ перехода от существующего строя к идеальному;

4) Свободное формирование и функционирование общественных ассоциаций;

Указывает на разрешение деятельности различных ассоциаций, которые направлены на достижение удовлетворения общественных потребностей. Это принцип низовой инициативы, в котором люди сами будут решать возникающие как индивидуальные, так и коллективные вопросы.

5) Взаимопомощь (сотрудничество);

Увеличение эффективности производительности за счёт коллективной деятельности, сообща, а не поодиночке. Коллективизм здесь выступает как противопоставление потребительского отношения людей друг к другу, как отрицание роста эгоистов, озабоченных лишь собственными интересами зачастую в ущерб окружающим.

6) Разнообразие;

Взаимосвязанное с предыдущим принципом желание индивидуализирование подхода к производству и потреблению. Идея принципа в существовании общественных организаций, сформированных по собственному усмотрению людей, которые более эффективно удовлетворяют интересы общества.

7) Равенство и братство;

Признается отсутствие иерархии, одинаковые возможности по отношению к власти, каждый имеет равные ресурсы для удовлетворения своих личных потребностей в искусстве, творчестве, продуктах труда и равный доступ к общественным благам. При этом соблюдается равенство людей, в котором интересы одного человека не могут преобладать над интересами другого.

Идея анархизма зародилась ещё задолго до 19 столетия, но всё же «отцом» теории, возникшей на поприще социализма, принято считать французского политика, публициста, экономиста и социолога Пьера Жозефа Прудона, так как именно он впервые обосновал теорию в положительном свете и первым назвался анархистом [9, 392].

Пьер Прудон родился в 1809 году во Франции и за свою жизнь пережил немало лишений, эти жизненные события наложили отпечаток на систему ценностей будущего анархиста и, отчасти поэтому, главным ориентиром в его учении считается понятие справедливость.

«Справедливость есть нерушимая мера всех человеческих деяний» - это положение просматривается в каждом из трёх пространств теории анархии – в праве, государстве и собственности [12, 741].

Естественной формой жизни людей, считал Прудон, является общество, основанное на разделении труда, равенстве людей, их взаимном обмене услугами и результатами труда. Он признаёт единственно верную правовую норму – взаимно-заключенный договор, а власть и управление относятся в один ряд с отношениями эксплуатации человека человеком, поэтому государство безусловно отрицается - «Всякое управление — незаконно. Ни наследственность, ни выборы, ни всеобщее голосование, ни прекраснодушие верхов­ного владыки, ни освящение веками и религией не могут сде­лать правление законным. В какой бы то ни было форме, монархической, олигархической, демократической, управление или власть человека над человеком — незаконна и нелепа». Прудон не был сторонником насильственной социалистической революции, он считал, что просвещение само собой нарушает авторитет власти, для поворота событий стоит лишь заменить политическое устройство общества экономическим. Государство должно быть заменено общежитием, основанном на личной ответственности каждого человека перед выполнением взаимного договора. Тогда общество будет организовано как федерация, сочетающая индивидуальную и коллективную свободу, станет самостоятельно и централизовано на основе общей подачи голосов.

Право же в видении Прудона является марионеткой государства, но он отрицает не само право как таковое, а почти все законодательные нормы, особенно государственные законы. Ведь справедливость признает лишь общественный договор как источник и нравственной заповеди, и правового регулятора.

Что касается собственности, так она наравне с государством отрицается в виду не соответствия общественному договору. Собственность по Прудону – это право пользования и употребления, оно противоречит справедливости, которая просит уступить место распределению богатств, основанному на правовой норме.

«Отец» анархии не был сторонником насильственной смены власти, он считал, что лишь просвещение само собой разрушает авторитет власти: «люди, познавшие истину, дол­жны убедить других в великой необходимости этого преоб­разования ради справедливости, и таким путем право преобразуется, государство и собственность исчезнут и на­ступит новая эра» [13, 106].

В отечественной же истории идеями анархизма проникся деятель российского и международного революционного движения, политический публицист М.А. Бакунин, которого считают основателем, так называемого, коллективного анархизма.

Свой путь к созданию анархического учения Бакунин начал издалека – с критики метафизической философии, с приверженности к позитивистской философии, с разработки социологического знания.

Большое внимание в своей деятельности Бакунин уделял именно социологии, которая, по его мнению, освещает путь развития общества [1, 153]. Выделяя особенности развития личности как внутри общества, так и внутри самой себя, он определил одну особую категорию жизни – свободу, которую позже и включил в основы теории анархизма.

«Свобода человека состоит единственно в том, чтобы повиноваться естественным законам природы, которые признаются самим индивидом. При этом человек сможет чувствовать и осознавать себя свободным лишь в присутствии таких же свободных других людей» - именно так звучит характеристика коллективного анархизма, в котором свобода противопоставляется власти, выражающей отрицание свободы [ 2, 98]. Бакунин считал, что буржуазная свобода, гарантируемая государством – это «вечная наглая ложь», которая представляет лишь свободу избранных, построенную на угнетении остальных.

Причиной этого угнетения первый русский анархист увидел в эксплуатации, религии и политике, которые представлены церковью и государством.

Для Бакунина церковь – это иллюзия, в которой благодаря религиозному дурману, народ «забывает свой голод, свой гнёт, своё унижение». Государство же – младший брат церкви, искусственно созданное якобы от божественной власти образование, которое покровительствует экономически привилегированным слоям общества в эксплуатации народа. Там, где начинается государство, заканчивается индивидуальная и коллективная свобода личности - ведь создавая централизацию, бюрократию и репрессивные органы, государство стремится быть выше общества.

Параллельно в этот исторический период набирает рост марксистское учение и идея народного государства, против которых рьяно выступает отец отечественной анархии. По его мнению, народное государство может стать «весьма деспотичным управлением народных масс, новою и весьма немногочисленную аристократией действительных или мнимых учёных» [2, 274]. Более того, Бакунин утверждал, что любая власть, пусть даже и буржуазная, развращает всех и представители народа, обретя эту власть, «станут смотреть на чернорабочий мир с высоты государственной».

Единственным решением проблемы Бакунин видел сокрушение «всего того, что называется государством», в отмене частной собственности и права наследования. Всю землю он предлагал разделить и передать в собственность земледельческих общин, а все орудия и капиталы – в собственность рабочих ассоциаций. Обустройство такого государственного социализма путём анархии должно проходить не мирным, а насильственным, революционным путём. Этот путь должен иметь моментальное развитие посредством начала социальной революции, перед которой государство должно пасть следующий день, иначе революция загубит сама себя.

Понятие «социальная революция» означало для Бакунина объективную волну возмущения, которая не зависит от воли личностей или могущественных ассоциаций, а возникает самостоятельно «в силу хода самих вещей». Главная движущая сила социально революции – народная масса, которая объявит всенародный бунт и, не отрицая метода заговора и террора, сметёт главное препятствие на пути человека к свободе и справедливости - государство.

На смену централизованному государству придёт государство федерализма, которое не будет иметь «иного основания, кроме интересов, потребностей и естественных влечений населения». Смысл принципа федерализма М.А. Бакунин видел в добровольном объединении "снизу вверх" общин, ассоциаций, волостей, провинций, стран. Власть в них будет растворена в коллективе и будет совпадать как всеобщая воля с волей каждого. Человек станет повиноваться лишь потому, что от него потребуют то, чего он сам желает. Каждая из земледельческих и фабричных коммун изберет свой исполнительный комитет, а образованные из них федерации будут иметь свой орган управления.

Внутри федеративных образований допускалась автономия их субъектов, но лишь при условии, что она не угрожает свободе других субъектов данной федерации. За субъектами федерации сохранялось право на добровольное присоединение и свободу выхода. Федерализм как единение народов и стран будет проникнут "великим принципом свободы", без которого нет ни просвещения, ни справедливости, ни процветания, ни человечности [3, 386].

Второе отечественное анархическое течение было представлено идеями и работами П.А. Кропоткина, который так же как и М.А. Бакунин, опирался на труды Пьера Прудона.

Главным понятием, которое Петр Алексеевич вывел из учения зарубежного анархиста, стало понятие справедливости, которая направляет людей на путь правды и заставляет жить в согласии. Для Кропоткина анархия - нечто большее, чем способ действия или идеал свободного общества. Для него анархия - это равенство, а равенство значит справедливость - «... принцип, в силу которого следует обращаться с другими так же, как мы желаем, чтобы обращались с нами, представляет собой не что иное, как начало равенства, т. е. основное начало анархизма» [7, 260].

Резко выступая против государства, Кропоткин считал возможным создать такое трудовое общество, которое благодаря коллективной свободе образует новый общественный строй – строй безгосударственного коммунизма. Общество в нём будет основываться на самоуправлении равными между собой людьми; будет состоять из множества союзов, которые займутся организацией разного рода производства. То есть будет создан такой самоуправляющийся федеральный союз свободных ассоциаций, в котором все отношения построятся на принципах солидарности, справедливости, а главным регулятором порядка и правопорядка станут морально-нравственные нормы.

Исследовав учение П.А.Кропоткина можно сказать о желании автора создать такое общество, которое будет настолько высоко морально-нравственно развито, что для поддержания порядка ему не нужно будет подчиняться воле государственного закона. «Становясь анархистами, - утверждает Кропоткин, - мы объявляем войну не только отвлечённой троице: закону, религии и власти. Мы вступаем в борьбу со всем этим грязным потоком обмана, хитрости, эксплуатации, развращения, порока – со всеми видами неравенства, которые влиты в наши сердца управителями, религиями и законом. Мы объявляем войну их способам действовать, их форме мышления» [8, 487].



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: