Тематические направления итогового сочинения.




ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ 2015 г.

Общие положения.

Базовое требование, заключённое о положении о государственном сочинении, гласит:

Опора на художественное произведение при написании сочинения подразумевает не просто ссылку на тот или иной художественный текст, но и обращение к нему на уровне аргументации, использования примеров, связанных с проблематикой и тематикой произведений, системой действующих лиц и т.д.

Назовём несколько общих правил успешного написания сочинения, которые с помощью учителя должны знать выпускники.

А) В самостоятельной письменной работе по литературе, в которой на первый план выходит размышление, очень важно, чтобы пишущий взял удобную ему тональность и говорил своим собственным голосом, избегая дежурных штампов, общих мест, ложного пафоса и другой искусственности. У чащийся должны представить себе доброжелательного, близкого им адресата сочинения, которому излагают свои мысли. Именно при наличии такой адресности сочинение обретёт доверительные интонации и искренний, естественный характер демонстрации своих взглядов и представлений, проявляющих личность пишущего.

Б) Учащийся должен чётко осознавать разницу между пересказом содержания произведения и анализом, в котором раскрывается его смысловая основа. Именно на пути анализа, не являющегося механическим пересказом содержания сюжета, а выступающего интерпретацией – толкованием, проявляется личность автора сочинения и его нестандартные подходы к данному тексту, умение связать его с другими текстами, с проблемами современности и своей собственной жизнью. Выпускник не должен опасаться проявить своё мнение, которое в ряде случаев может быть оригинальным, что необщепринятый подход к пониманию известного произведения применимо к конкретной теме сочинения, получивший достаточное обоснование, является несомненным достоинством работы, придаёт ей творческий характер.

В) При подготовке к сочинению выпускнику необходимо обновить знание того круга текстов, которые он планирует использовать при написании сочинения, а также представлений об их интерпретациях, содержащихся в школьных учебниках и дополнительных источниках как исходных. Это необходимо не для буквального повторения этих подходов к произведениям в своей работе, а в качестве опоры для самостоятельного предметного развития мысли.

Г) Ученику необходимо ясно понимать, что сочинение должно обладать целостностью, аргументированным развитием и завершённостью мысли, иначе говоря, иметь свою выстроенную внутреннюю структуру, что в нём важны смысловые связки или переходы между отдельными его частями, которые делают его логичным, целенаправленным смысловым единством. Поэтому выпускнику после выбора темы имеет смысл предварительно составить план сочинения с хорошо продуманной последовательностью изложения материала.

Структура плана.

Вступление. Эта первая часть сочинения не является формальной. В ней происходит подход к избранной теме: демонстрируется понимание её смысла в общем виде и отношение к ней пишущего. От вступления совершается мотивированный переход к основной части работы.

– План фиксирует опорные фрагменты основной части сочинения и плавное смысловое движение от одного из них к другому. Здесь осуществляется развёрнутое раскрытие темы с опорой на художественные тексты.

Заключение является необходимым элементом сочинения, в котором обобщаются и подводятся итоги раскрытия темы, происходит смысловое и интонационное завершение разговора. Его ключевые слова могут быть: «Таким образом». При этом заключение может быть совсем небольшим по объёму и составлять всего несколько предложений.

Ученик для успешного написания выпускного сочинения должен совмещать в себе следующие качества, возникающие благодаря предварительной подготовке: владение общей проблематикой, лежащей в основе каждого направления, а затем и его конкретной темы, понимание проблематики конкретных литературных произведений, на которые он ссылается, умение от общих принципов идти к их частным проявлениям и от частного восходить к общему. При этом он должен помнить, что самым главным в сочинении являются его собственные рассуждения, выражение им своей личной позиции по отношению к проблеме и её авторскому изображению в художественном тексте, умение видеть смысловые взаимосвязи и между разными текстами, и между действительностью и литературой как её художественного зеркала.

Усвоить эти принципы и подготовиться к сочинению на самом деле не так сложно, как иной раз кажется. Ученикам для развития соответствующих представлений и навыков необходимы образцы подобных мыслительных операций и собственная практика по их применению. Они должны ясно осознавать, что заучить несколько образцов, чтобы воспроизвести один из них в ходе написания сочинения, невозможно, необходимы творческий подход и непосредственно свои знания и навыки, опора на собственные силы. За время, оставшееся до экзамена, им следует проработать каждое из направлений: понять его суть, определить с помощью учителя возможные темы и круг соответствующих им художественных произведений. При этом выпускникам стоит написать пробные сочинения по возможной теме каждого из предлагаемых направлений, чтобы проверить и совершенствовать свои навыки, преодолеть недостатки, почувствовать уверенность в себе. В этом случае любые темы на экзамене не явятся для них неожиданностью и так или иначе свою положительную роль сыграют «домашние заготовки».

Предлагаемая далее разработка призвана способствовать развитию пониманию учащимися философского смысла направлений, вооружить их опорным материалом для своих собственных рассуждений, а также рекомендовать круг произведений, которые могут быть использованы ими с учётом того важного обстоятельства, что большинство предлагаемых текстов соответствует содержанию сразу нескольких направлений и подходит для самых разных поворотов тематики внутри каждого из них. В то же время, за учениками остаётся право широкого собственного выбора произведений для раскрытия избранной темы не только из состава названных здесь, но и далеко за его пределами.

 

Тематические направления итогового сочинения.

I. «Время » направление ориентировано на широкое осмысление времени как исторической и философской категории, воспринимаемой во взаимодействии сиюминутного и вечного, реального и воображаемого, личного и всеобщего, прошлого и будущего. В центре рассуждения – человек и время, общество и эпоха. (Из положения об итоговом сочинении).

 

Наш мир существует в неотделимых друг от друга измерениях времени и пространства. Время – форма протекания всех жизненных процессов, фактор движения, мера длительности существования всех объектов, включая человека, общество, цивилизацию, характеристика последовательной смены их состояний в процессах изменения и развития.

В философии время понимается как необратимое течение (протекающее лишь в одном направлении – из прошлого, через настоящее в будущее), внутри которого происходят все существующие в бытии явления и события.

Время никогда не стоит на месте, оно измеряется секундами, часами, сутками, годами, сроком человеческой жизни, историческими веками и эпохами.

В литературе мы имеем дело с художественным временем, т.е., временем, осмысленном писателями и воплощённом в образной системе сюжета средствами искусства слова. Оно проявляется в изображении исторических эпох с их внешними приметами и событиями, в воссоздании движения жизненного процесса, показа развития ситуаций. Структура сюжета от пролога и завязки до развязки и эпилога отражает процесс течения времени, неизбежно определяющего динамику событий. Литература показывает, как время проявляется в облике людей, их положении, устремлённости, судьбах. Именно в изображении жизненной конкретики и проявляется в литературе образ времени, к которому относится практически

вся полнота того, что в ней изображается.

Три измерения времени: настоящее, прошлое и будущее, находят самое разное воплощение в художественных произведениях. Литература средствами слова способна показывать их самое различное совмещение даже в рамках одного произведения. В творениях писателей, охватывающих большие исторические периоды, изображаемые события складываются в масштабный образ реки времени, потока времени, в котором движется общество и каждый отдельный человек. Литература умеет показать сочетание времени исторического, общезначимого и индивидуально переживаемого, субъективного.

Каждый человек – сын своего времени. В его внешнем существовании и внутреннем содержании так или иначе отражаются идеи времени и идеалы, характерные приметы, исторические события. Человек фактически плывёт в потоке времени, которое определяет его судьбу. Время течёт и в сознании человека, определяя его представления о мире и их движение. В литературе внутренние и внешние изменения, происходящие с человеком, называются эволюцией героя.

Эти общие представления и рассуждения, осмысленные учениками, пригодятся им при работе над сочинением в тематическом русле данного направления. Можно обозначить и примерный круг тем, к которому с теми или иными вариациями будет относиться и тема, представленная на экзамене. Постижение принципов подхода к проблеме времени (равно как и к проблемам других направлений), позволит ученику успешно использовать ресурс предварительной подготовки. Одни и те же тексты при соответствующем обосновании могут быть использованы для раскрытия целого круга тем одного направления. Названные произведения призваны способствовать самостоятельному поиску, их легко заменить на другие, которые выпускнику не менее хорошо знакомы и покажутся ему более подходящими для глубокого раскрытия избранной темы. Размышления на неё в сочинении могут быть подкреплены обращением как к одному, так и к нескольким произведениям.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: