Драматическая утрата дома.




– «Медный всадник» А. Пушкина, «Судьба человека» М. Шолохова.

Утрата своего дома или надежды обрести его происходит в результате природных и общественных катаклизмов, проявляет незащищённость человека от внешних сил и лишает его жизненной основы, становясь причиной душевных страданий, опустошённости и одиночества.

Иногда герой в определённой мере оказывается сам виноват в подобной утрате родового гнезда – «Вишнёвый сад» А. Чехова, или неспособности создать свой семейный дом из-за собственного эгоизмаи выбора других ценностей, ставших для него самыми главными – «Ионыч».

 

III. «Любовь» направление дает возможность посмотреть на любовь с различных позиций: родителей и детей, мужчины и женщины, человека и окружающего его мира. Речь пойдет о любви как явлении высоком, облагораживающем и возвышающем человека, о её светлых и трагических сторонах. (Из положения об итоговом сочинении).

Любовь – это стремление к соединению с кем или чем-либо: человеком, объектом или родом деятельности (любовь к чтению), составляющим для личности сверхценность, потребность обладания предметом своей любви, единства с ним. Любовь в узком плане – влечение мужского и женского начала, в широком плане – распространение этого чувства на большой круг предметов и явлений: «Люблю грозу в начале мая». Ещё в древности люди знали о великой силе любви. Помимо направленности на свою «половину», любовь может быть к родителям и детям, другу, коню и собаке, родному дому, городу, профессии, музыкальному инструменту, оружию, образу жизни.

Существует любовь к природе и многому другому из числа людей, животных, предметов и явлений, ставших в нашем мире дорогими и необходимыми человеку, приносящими ему практическую пользу или выступающими объектом бескорыстного служения, причиной рождения целой гаммы ярких чувств – восхищения, приязни, заботы, боязни утраты, ревности, страданий от отсутствия взаимности или от разлуки, самоотверженности вплоть до жертвенного самоотречения и т. д., в которых проявляется сущность самого любящего человека.

1) Любовь мужчины и женщины.

– «Дама с собачкой» А. П. Чехова – Гуров и Анна Сергеевна. «Евгений Онегин» А. С. Пушкина – Евгений и Татьяна. «Барышня – крестьянка» А. С. Пушкина – Берестов-младший и «Акулина». «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова – Печорин и Бэла. Печорин и княжна Мэри. «Горе от ума» А. С. Грибоедова – Чацкий и Софья. «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова – Мастер и Маргарита. «Тихий Дон» М. А. Шолохова – Григорий и Аксинья.

*Любовь и долг. – «Анна Каренина» Л. Н. Толстого.

*Трагедия безответной любви. – «Гранатовый браслет» А. И.

Куприна.

Эта форма любви занимает центральное место в жизни каждого человека. Она бывает взаимной, светлой и спокойной, и несчастливой, входящей в противоречие с нравами общества, волей родителей, чувством долга, силой различных обстоятельств, бывающих непреодолимыми. Любовь зависит от стихии человеческих чувств, не подвластных разуму, их силы, искренности и постоянства, от степени эгоизма, присущего человеку, честности перед собой и тем, кто его любит, от его внутренней свободы, от нравственного выбора, который делает он сам... В любви нет готовых рецептов, каждая история любви неповторима.

Родительская любовь. – «Станционный смотритель» А. С. Пушкина, «Отцы и дети» А. С. Тургенева, «Ионыч» А. П. Чехова.

«Отец Горио», «Евгения Гранде» О. де Бальзака.

Любовь родителей к детям заключает в себе желание им счастья и добра, тревогу за их судьбу, порой стремление влиять на неё с самыми благими намерениями. Родительская любовь бывает требовательная, суровая, а также бескорыстная и жертвенная, её беззащитность проявляется в ситуации, когда с детьми случается беда или перед лицом неблагодарных детей.

Любовь к городу.

*«Медный всадник» А. С. Пушкина («Люблю тебя, Петра творенье…») – восхищение блеском и величием новой столицы, выросшей на месте дикой природы по замыслу Петра. Изображение её разных граней, прекрасных каждая по-своему, гармонии с каждой из них автора – жителя

*«Белая гвардия» М.А. Булгакова – развёрнутыйобраз родного для автора и героев романа, неповторимо прекрасного, древнего Города – русского Киева.

IV. «Путь» – направление актуализирует конкретное и символическое значение понятия «путь», нацеливая на нравственное и философское его осмысление. Диапазон размышлений широк: от дорожных впечатлений к раздумьям о судьбе человека, образе его жизни, выборе цели и средств её достижения. (Из положения об итоговом сочинении).

 

Применимо к человеку, понятие Путь имеет прямое и символическое значение. Он складывается из того направления в реальном пространстве или пространстве души, в котором человек движется по своей воле, сознательно выбирая цель, или в общем потоке жизни, состоит из самого процесса движения и результата пройденного расстояния. Каждый путь имеет начало, этапные координаты и финал. Очень характерны существующие в языке выражения: «жизненный путь человека», «дорога жизни», «исторический путь народа», «духовный путь личности», «выбор жизненного пути». Это сложный путь испытаний, поражений и побед, нравственного выбора, ошибок, заблуждений и постижения истины, материальных и духовных обретений и утрат. На жизненном пути человек может быть счастлив и несчастлив, реализует свои стремления и силы, или оказывается невостребованным, «лишним».

Путь человека, понимаемый как судьба, протекает во времени, так или иначе связан с домом, неизбежно включает в себя любовь в её самых разных проявлениях. Эти тематические направления итогового сочинения по своему смыслу составляют неразрывное целое, в которое входят все главные измерения человеческой жизни и фактически требуют одной подготовки. Избирая тему, связанную с одним из этих измерений и, соответственно, определённым направлением, учащийся целенаправленно ориентируется на её конкретный смысл, но при этом по мере необходимости использует и другие, связанные с ним смыслы, образующие цепочку: путь – время – дом – любовь – судьба – смысл жизни – рождение / смерть – добро / зло – мужество / трусость – сила / слабость – родина – война и мир – долг – свобода и т.д.

Названные ниже некоторые литературные произведения, герои и варианты тем приводятся с целью дать исходный импульс творческим размышлениям выпускников в тематическом русле направления, связанного с категорией Пути.

«Медный всадник» А. С. Пушкина –путь бедногоЕвгения, имеющего мечты о семье, через потоп, утрату невесты, безумие, бунт против Медного всадника к выброшенному водой дому возлюбленной и смерти.

«Война и мир» Л. Н. Толстого – пути духовных и нравственных исканий Андрея Болконского, Пьера Безухова, Наташи Ростовой и их итоги.

«Судьба человека» М. А. Шолохова – путь Андрея Соколова из родного дома через войну.

«Залётный» В. М. Шукшина – такие разные жизненные пути братьев Анисима и Григория Квасовых, встретившихся через полвека после разлуки.

1) Жизнь человека с высокими помыслами – «путь чести» князя Андрея.

2) Трагический путь народа и отдельной личности в бурлящем историческом потоке – народная судьба и судьба Григория Мелехова.

3) Трагедия невозможности возвращения в родной дом – замкнутый круг побега Мцыри.

4) Путь бунта и путь верности долгу – Пугачёв и Гринёв.

5) Путь в бессмертие – подвиг Сотникова (, Ивана («Иваново детство» В. Богомолова), лейтенанта Плужникова («В списках не значился» и девушек-зенитчиц («А зори здесь тихие» Б. Васильева).

6) Путь, освещённый любовью – Гуров и Анна Сергеевна («Дама с собачкой А. П. Чехова) и т.д.

VI. «Год литературы»направление, с одной стороны, связано с проводимым в 2015 году в России чествованием литературы как величайшего культурного феномена, с другой – обращено к читателю, проживающему очередной год своей жизни с книгой в руках. Широта данной тематики требует от выпускника наличия определенного читательского кругозора и умения рассуждать о большой литературе. (Из положения об итоговом сочинении).

В русле этого направления учащийся может рассказать о своих читательских предпочтениях, мотивировать свой интерес к тем или иным произведениям классической или современной, русской или зарубежной литературы, избрать для анализа какое-либо из них для конкретного рассмотрения. Удачным может выглядеть умение выпускника показать современность звучания творений великих писателей, их непреходящее значение, значимость и актуальность широко читаемых произведений сегодняшних авторов, связь любимых книг пишущего сочинение с его собственными жизненными интересами. Важно во вступлении сказать о своём понимании роли чтения в жизни человека и сделать соответствующий смысловой переход к анализу-комментарию одного, предварительно глубоко осмысленного учеником, или нескольких текстов, используя связующую логику для обращения к каждому из них. Здесь может пригодиться хорошее знание произведений, представление о которых выпускник обновлял при подготовке к государственному выпускному сочинению.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: