Абсолютные и относительные показатели ряда динамики




ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Петербургский государственный университет путей сообщения

Императора Александра I»

(ФГБОУ ВО ПГУПС)

 

Факультет «Экономика и менеджмент»

Кафедра «Экономика транспорта»

 

Специальность 23.05.04 Эксплуатация железных дорог

Специализация Магистральный транспорт

 

ТИПОВАЯ ЗАДАЧА

по дисциплине «Статистика»

на тему: «Статистическое изучение динамики»

 

 

Вариант: 8

 

Обучающийся Курс 2 Группа УПП-706 форма обучения – очная 05-706-08 номер зачетной книжки __________________ подпись, дата А.А.Кибкало
     
Руководитель   __________________ подпись, дата доц, В.М.Артимович

 

Санкт-Петербург

 

 

Содержание

 

1.Исходные статистические данные. 3

2. Решение. 3

2.1 Абсолютные и относительные показатели ряда динамики. 3

2.2 Средние показатели. 5

Вывод: 6

 

 

1.Исходные статистические данные.

 

Т а б л и ц а 1 - Динамика объёма перевозок пассажиров, млн. пасс-км, в прямом сообщении

Вари-анты Месяцы
Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
                         
                         

 

На основании этих данных необходимо:

1) дать характеристику интенсивности изменения уровней ряда динамики, рассчитав показатели динамического ряда (по цепной и базисной схеме): абсолютные приросты, темпы роста, темпы прироста, абсолютные значения одного процента прироста;

2) охарактеризовать средний уровень и среднюю интенсивность внутригодичного развития показателя, рассчитав средний уровень ряда, средний абсолютный прирост, средний темп роста, средний темп прироста;

3) дать характеристику тенденции в развитии явления механическим сглаживанием:

- по трехчленной ступенчатой средней;

- по трехчленной скользящей средней.

Фактические и сглаженные значения грузооборота изобразить графически;

4)охарактеризовать сезонность в динамике пассажирооборота; сезонные колебания изобразить графически.

Решение

Абсолютные и относительные показатели ряда динамики

Абсолютный прирост (Δ Y) определяется как разность двух сравниваемых уровней:

Δ Y б = Yi – Y 0Y ц = Yi – Yi- 1,

где Yi – уровень i -го года;

Y 0 – уровень базисного года.

Темп роста (Тр) определяется отношением текущего уровня к базисному или предыдущему и выражается в процентах:

или

Для выражения изменения величины абсолютного прироста в относительных величинах определяется темп прироста (Тпр), который рассчитывается как отношение абсолютного прироста к базисному или предыдущему уровню.

Темп прироста можно вычислить также путем вычитания из темпов роста 100%, то есть: Тпрр-100%.

Показатель абсолютного значения одного процента прироста (a%) определяется как результат деления абсолютного прироста на соответствующий темп прироста, выраженный в процентах:

или ɑ% = 0,01· Yi 1.

Расчет этого показателя имеет экономический смысл только на цепной основе.

Таблица 2 -Динамика объёма перевозок грузов в прямом сообщении,млн. ткм

Меся-цы Грузо­оборот Абсолютный прирост (снижение) по сравнению Темп роста, %, по сравнению Темпы прироста, %, по сравнению Абс. знач.,% прироста  
 
 
 
С пред.периодом С Янва-рем С пред. Перио-дом С Янва-рем С пред. периодом с Январем  
                   
Январь    
Февраль       109,15 109,15 9,15 9,15 4,92  
Март       117,88 128,66 17,88 28,66 5,37  
Апрель   -30   95,26 122,56 -4,74 22,56 6,33  
Май       105,97 129,88 5,97 29,88 6,03  
Июнь   -58   90,92 118,09 -9,08 18,09 6,39  
Июль       107,06 126,42 7,06 26,42 5,81  
Август   -54   91,32 115,45 -8,68 15,45 6,22  
Сен-тябрь   -1   99,82 115,24 -0,18 15,24 5,68  
Ок-тябрь       106,53 122,76 6,53 22,76 5,67  
Ноябрь       103,81 127,44 3,81 27,44 6,04  
Декабрь       133,81 170,53 33,81 70,53 6,27  
Итого      

Средние показатели

 

Средний уровень периодического ряда динамики рассчитывают по формуле средней арифметической простой: млн.ткм.

Определение среднего абсолютного прироста производится по цепным абсолютным приростам по формуле:

 

 

Средний темп роста вычисляется по формуле средней геометрической:

 

,

 

Средний темп прироста получают, вычитая из среднего темпа роста 100%. В нашем примере:

= 104,9 – 100 = 4,9%.

Посредством анализа динамических рядов решается еще одна важная задача – определение основной тенденции в развитии явления, для чего используют различные приемы и методы.

Одним из простейших приемов является метод ступенчатой средней, который основан на укрупнении интервалов. Недостаток этого метода – из поля зрения выпадает процесс изменения внутри укрупненных интервалов.

Другой прием, не страдающий указанным недостатком, – метод скользящей средней, когда расчет средних ведется способом скольжения, то есть постепенным исключением из принятого периода скольжения первого уровня и включением следующего. Сглаживание ряда методом трехчленной скользящей средней представлено в Табл.3.

 

Таблица 3 -Методы выявления основной тенденции ряда динамики.

Месяцы Уровни ряда Способ ступенчатой средней Способ скользящей средней Индекс сезонности IS, %
Укруп-ненные интервалы Средняя хроноло­гическая Подвижная трехчленная сумма Скользя­щая средняя
Январь     554,00      
Февраль     554,00 96,93
Март     591,00 107,11
Апрель     607,67   625,00 96,48
Май     607,67 105,16
Июнь     614,00 94,63
Июль     585,67   590,33 105,36
Август     585,67 96,98
Сентябрь     579,67 97,81
Октябрь     690,00   599,33 100,78
Ноябрь     690,00 90,87
Декабрь        

 

Измерение сезонных колебаний можно провести с помощью коэффициента (индекса) сезонности, который представляет собой процентное отношение уровней ряда к их среднему уровню:

Вывод:

Таким образом, на основании полученных данных динамики объема перевозок грузов в прямом сообщении можно сделать вывод о том, что относительно базисного уровня темпы роста и прироста всегда больше 100 %. На цепной основе видно, что в Апреле, Июне, Августе и Сентябре произошло снижение объема перевозок, относительно предыдущего месяца (темп прироста: -4.74 %, -9,08 %,-8,68%,-0,18 % соотв.).

На основании данных роста динамики, видно, что в сезонных колебаниях объем перевозок меньше 100 % составил в Феврале (96.93%),Апреле (96,48%),Июне (94,63%),Августе (96,98%),Сентябре(97,81%) и Ноябре (90,87 %).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: