Конвейерного транспорта.
При транспортировании вскрыши ленточными конвейерами отвалообразование, как правило, осуществляется консольными ленточными отвалообразователями.
Процесс отвалообразования с использованием консольных ленточных отвалообразователей включает следующие основные операции:
прием, транспортирование и укладку породы в отвал;
- планировку поверхности отвала;
- передвижку ленточных конвейеров.
Техническое отвальное оборудование включает отвальный ленточный конвейер и консольный ленточный отвалообразователь, который принимает породу с отвального конвейера и укладывает её в отвал. С целью увеличения приемной способности отвала (без передвижки отвального конвейера) между отвалообразователем и отвальным конвейером устанавливается ленточный перегружатель. Породу в отвал можно отсыпать в один и в два яруса. В случае двухярусного отвала вначале отсыпается нижний ярус, а при обратном ходе (без передвижки конвейеров) – верхний. Отвальная заходка отсыпается путем поворота отвальной консоли в горизонтальной плоскости. При использовании консольных ленточных отвалообразователей фронт работ может развиваться как по веерной так и по параллельной схеме. Поверхность отвалов планируется бульдозерами, а отвальные ленточные конвейера передвигаются турнодозерами.
Высота отвала, образуемого консольным ленточным отвалообразователем, зависит от физико-технических характеристик пород и линейных параметров отвалообразователя. При двухъярусной отсыпки она составляет 50 – 70 и 35 – 40 м соответственно для сухих и влажных рыхлых пород.
Ширина отвальной заходки зависит от линейных параметров отвалообразователя, устойчивости пород и определяется по формуле:
где - высота стрелы отвалообразователя, м;
- безопасное расстояние от оси отвалообразователя до верхней бровки отвального уступа, м.
Схема отсыпки отвала консольными
Отвалообразователями
Использование консольных отвалообразователей в комплексе с ленточными конвейерами и многоковшовыми экскаваторами позволяет осуществить автоматизацию процессов перемещения и отвалообразования вскрышных работ.
Правила безопасности при производстве
Отвальных работ.
Безопасность производства отвальных работ в значительной степени зависит от устойчивости откоса отвальных уступов. Поэтому высота отвального уступа, при которой обеспечивается необходимая устойчивость его откоса, должна устанавливаться индивидуально для каждого карьера и различных типов вскрышных породи способов механизации отвальных работ. Увеличивать проектную высоту отвального уступа без достаточного обоснования не разрешается.
Существенное влияние на устойчивость отвалов оказывает порядок отсыпки пород. В основание отвала необходимо укладывать наиболее устойчивые и легкодренируемые породы (скальные). При отсутствии таких пород в основание отвалов следует укладывать перфорированные керамические или металлические трубы обкладывать ветками, а затем слоем скальных пород.
Во избежание скопления воды на поверхности отвалов (во впадинах) ей следует придавать форму, обеспечивающую хороший сток воды с целью предотвращения образования оползней.
Требование правил безопасности при обращении с электрооборудованием, горными и транспортными машинами на отвалах те же, что и в карьере.
Укладка породы в отвал консольными отвалообразователями должна производиться равномерно по всему фронту. Во избежание поломок отвалообразователя между концом его разгрузочной консоли и гребнем отвала необходимо оставлять зазор не менее 1,5м. Трасса движения тяжелого отвалообразователя должна быть заранее спланирована и осушена.
Подача груженных локомотивосоставов на разгрузочные тупики производится вагонами вперед (за исключением абзетцерных отвалов).
При работе отвальных плугов необходимо соблюдать общие правила обращения с машинами. Кроме того, в транспортном положении лемехи должны быть подняты и прижаты к корпусу. Во время работы плугов нерабочая сторона лемехов также должна быть поднята и прижата к корпусу.
Запрещается спускаться и подниматься по откосам отвальных уступов, а также находиться вблизи их основания. При приемке локомотивосостава на отвале необходимо находиться со стороны борта думпкара, противоположного откосу отвала и в момент разгрузки быть на расстоянии от него не ближе 5 м. Разгрузку думпкаров разрешается начинать только после полной остановки локомотивосостава. При этом необходимо убедиться, что под откосом нет людей и оборудования. В ночное время разгружать автосамосвалы и локомотивосоставы, а также очищать думпкары разрешается только при достаточной освещенности рабочего места и в присутствии лиц технического надзора. Перед отправлением локомотивосостава с отвального тупика необходимо его осмотреть, убедиться в исправности путей в районе разгрузки и безопасности находящихся поблизости людей.
При заднем ходе автосамосвалов к бровке отвала необходимо применять ограничители движения.