Правовая культура в истории отечественного государства и права




Россия представляет собой страну с уникальной государственной и правовой культурой. Ее основу составляет именно русский этнос, который как государствообразующая нация сформировался в условиях полиэтничности, освоения огромных континентальных пространств и цивилизационного влияния византийского православия.

Это, в свою очередь, привело к появлению таких институционально-политических черт, как вера в особое историческое предназначение (мессианство), сухопутная геополитическая ориентация, идеократический тип государственности, имперская модель политической интеграции этносов.

В России в процессе длительного исторического развития сформировался и особый тип человека, который существенно отличается от человека западной и восточной цивилизаций: в стиле мышления, ценностных ориентациях, манере поведения, духовности, национальном характере или менталитете. Оно обусловлено, в первую очередь, влиянием как духовных, прежде всего православия, так и геополитических факторов и т.п.

В отличие от правовой культуры Запада, в основу которой положен прагматический (договорной) характер отношений государства и общества, правовая культура России исходит из духовного единения народа с государством, представляющего собой необходимое условие и предпосылку формирования и нормального функционирования российского общества.

Государственное строительство и управление Древней Руси базировались на различных правовых источниках, наиболее важные из которых — обычай и судебная практика князей.

С формированием древнерусского (Киевско-Новгородского) государства славянские обычаи и традиции подвергаются определенной систематизации и унификации — с этого момента, как отмечает И.А. Исаев, можно говорить о зарождении начал юридической техники как одного из способов формирования права и правовой культуры более высокого порядка.

Первые письменные следы, указывающие на наличие и своеобразие древнерусской правовой культуры, можно обнаружить в договорах Руси с Византией X в. Составители их текстов отсылают к обычаям и традициям народа, которые не только имеют свою специфику, но уже зафиксированы в «Законе Русском », этой писаной (источники до нас не дошли) или устной правовой традиции.

Огромное влияние на развитие русской правовой культуры оказало принятие Русью в 988 г. православного христианства.

Вместе с кодифицированным законодательством византийских императоров и церковных соборов на территорию Руси проникает римское право. В XI—XII вв. на Руси появляется свод законов патриарха Иоанна Схоластика (источник права в VI веке) и Номоканон патриарха Фотия (IX век), которые в новых условиях приобрели форму и название Кормчей книги. Позже была создана новая Кормчая книга митрополита Кирилла II, в которую вошли отрывки из Эклоги (свода гражданского и семейного права VIII в.) и Прохерона (свода, созданного на материалах кодификации Юстиниана), интерпретированных применительно к русским условиям.

В «Слове о законе и благодати » митрополита Иллариона (середина XI в.) само понятие «закон» связано, прежде всего, с религиозными основаниями и происхождением и несет в себе этико-духовное содержание.

Собственно церковное право было выделено в особую систему посредством утверждения князьями (Владимиром, а затем Ярославом в XI в.) специальных церковных уставов, содержащих в себе, наряду с церковными нормами, нормы уголовного и гражданского права, действующих в круге церковной юрисдикции.

Как точно подметил М.Б. Смоленский, для российской ментальности справедливый, но милосердный суд ассоциируется с «правдой человека », любовью-жалостью к ближнему.

Видимо по этой причине крупнейшая кодификация обычного права, судебной, административной и русско-византийской договорной практики получила название “ Русская Правда ”. Наиболее известны и значимы три ее основные редакции: Краткая, Пространная и Сокращенная. «Русская Правда» оставалась основным источником права вплоть до конца XV в.

С юридической точки зрения в «Русской Правде» уже имеет место достаточно четкая систематизация норм (особенно в областях уголовного и процессуального права), выделяются такие моменты, как субъективная сторона преступления, стадии совершения преступления, квалифицирующие признаки (смягчающие и отягчающие обстоятельства) и т.д.

Нравственный потенциал древнерусского общества закреплялся путем запрещения ростовщичества, долгового закабаления сограждан, кровную месть и другие, естественные для общества того времени, отношения.

Одной из черт российской правовой ментальности является и стойкое нежелание формального исполнения права. Такое положение прослеживается в трудах идеологов российского православия. Так Илларион, митрополит Киевский (умер ок. 1055 г.) противопоставляет «мертвый закон» Ветхого завета и «новозаветную любовь», благодать: «Вынес и Моисей с Синайской горы Закон, а не Благодать, тень, а не истину». В противоречии между законом и справедливостью он безоговорочно принимает сторону последней.

Включение Древней Руси в систему таможенно-торговых правоотношений происходило на основе традиций, норм международного права, сложившихся ранее и получивших развитие после возникновения Киевской Руси. Таможенные обрядности воспринимались восточными славянами еще с V - VI вв. от народов Северного Причерноморья, Прибалтики и Приазовья, где достаточно развитыми были торговые отношения.

На смену федерации племенных княжений со второй половине XI в. приходят города-государства. Во главе каждого их них стояло народное вече, приглашающее или выбирающее князя для выполнения служебных функций. Скандинавские летописи также называют Русь этого периода Гардарикой – страной городов.

Распространяется так называемая вотчинная юстиция, когда практически каждый земельный собственник приобретал полномочия самостоятельного суда над населением своих владений. Основными источниками права внутри самостоятельных княжеств-государств становятся княжеские грамоты, исходящих от местных удельных князей. Эти грамоты имели исключительно местное, локальное значение, поскольку их действие ограничивалось рамками отдельных княжеств или их составных частей.

Важным показателем высокого уровня русской правовой культуры этого периода служит частное право, сформулированное обычным правом. Формы скрепления договоров выступают у крестьян в виде различных символических действий, имеющих у них полную юридическую силу: контрагенты ударяют друг друга по рукам, которые разнимает посторонний, в качестве свидетеля, или схватываются правыми руками в локтях, или, если предмет договора вещь, передают из полы в полу и т.д.; затем молятся вместе Богу, пьют могарыч, или литки.

В период монгольского владычества на право Северо-Восточной Руси определенное влияние оказала Великая Яса Чингисхана, особенно в части государственного принуждения. Однако здесь в большей степени сохранилась приверженность национальным обычаям и традициям. Русская правда в сокращенной редакции действовала в этих землях до конца XV в.

На Северо-Западную Русь (Новгород, Псков) сильное влияние оказали европейские государства и европейская культура. Именно здесь непосредственным образом рационалистическое европейское право стало определять развитие национальной правовой культуры, оттесняя на задний план национальную правовую традицию и обычай. В Новгородской и Псковской судных грамотах (XV в.) появляются правовые институты и категории, прежде незнакомые русскому правосознанию. Наиболее разработанными в этих кодификациях оказываются разделы судопроизводства и гражданского права.

Вошедшие в состав Великого княжества Литовского и Русского южно-русские земли (киевские, черниговские, смоленские, полоцкие, галицкие и волынские) оказались под сильным влиянием литовско-польской политической и правовой культуры. Важным приобретением здесь стало введение здесь начал городского (Магдебургского) права. Эта рационалистическая правовая система была весьма далека от древних русских этических и культурных традиций.

Объективные процессы, основанные на этническом, языковом и религиозно-культурном уровне, золотоордынское владычество, необходимости развития экономики, торговли породили на Руси объединительные процессы. В конце XV-середине XVI вв. юридически оформилась самодержавная феодально-крепостническая монархия, где великие князья, а затем и цари стали единоличными носителями военных, внешнеполитических, судебных и прочих функций. Этим во многом и предопределялась публично-правовая сфера отечественной правовой культуры.

Параллельно с политической централизацией государства шло объединение правовое. Появляется первые общерусские сборники законов - Судебники 1497 и 1550 гг., сыгравшие большую роль в централизации страны, формировании крепостного права. Понятие «правда» уходит в историю, а на первый план выходит «закон», который становится инструментом государственного властвования.

В указанный период развитие права шло по пути унификации и систематизации законодательства. Важным источником права стало Соборное уложение 1649 г. [2], представляющее собой всеобщий свод систематизированного феодального права практически по всем отраслям правового регулирования. Этим актом фактически был завершен процесс формирования крепостного права.

В середине XVII в. проявляется такой феномен отечественной правовой культуры, как нестяжательство, добродетель. «До тех пор будет существовать всякое государство, пока будет править в нем добродетель и будут чтиться добрые святые и справедливые обычаи и установления».

Важным элементом формирования правовой культуры в Московском царстве стал «Домострой » - памятник русского права XVI века, являющийся сборником правил, советов и наставлений по всем направлениям жизни человека и семьи.

Образования и становление в России самодержавной абсолютной монархии приходится на период со второй половины XVII в. до середины XIX в. Её юридическое оформление приходится на первую четверть XVIII в. и связано с именем Петра I. Именно в это время происходит усиление единовластия, формируется самодержавная имперская власть, перестают созываться Земские соборы, ликвидируется Боярская дума, усиливается процесс подчинения церкви государству. Никаких ограничителей, сдерживающих власть императора не существовало. Унифицируется система законодательных актов, происходит кодификацией уголовного и процессуального права. Усиливалась их репрессивная составляющая.

В первой трети XIX в. была проведена широкомасштабная систематизация права: издано Полное собрание законов Российской империи, в котором в хронологическом порядке располагалось почти 50 тысяч актов, начиная от Соборного уложения 1649 г. и до 3 декабря 1825 г.; подготовлен Свод законов Российской империи, который содержал действующие в тот момент законы. В качестве самостоятельных стали оформляться специальные отрасли права, более последовательно учитывающие перемены, связанные появлением капиталистических отношений внутри феодально-крепостнического государства.

Важным толчком к утверждению и развитию капитализма в России стала крестьянская 1861 года и последующие реформы Александра II. Абсолютизм сделал шаг в направлении к буржуазной монархии, о чем свидетельствует содержание указанных реформ: крестьянская, судебная, земская, городская, военная и другие. По мере укрепления позиций господствующего класса начинается полоса контрреформ.

Начало первой буржуазно-демократической революции ознаменовало и начало последнего периода в развитии феодального государства и права России (1905 г. - февраль 1917 г.). В результате первой русской революции самодержавие вынуждено было принять Манифест (17 октября 1905 г.), провозгласивший буржуазные свободы и создание законодательной Государственной Думы, преобразование Государственного совета. Была осуществлена попытка проведения политических и аграрной реформ П. Столыпиным, основанных на военно-полевом правосудии. В научной литературе этот период получил название «неоабсолютизм ».

В 1905-1907 гг. народное революционное правотворчество породило такой представительный орган, как Советы рабочих, солдатских, крестьянских депутатов - первичных форм революционной власти.

Конец феодальному типу государства и права России положила Февральская буржуазно-демократическая революция 1917 года. В стране сложилось довольно редко встречающееся в истории двоевластие, которое в июне закончилось установлением диктатуры буржуазии.

Зарождающийся буржуазный тип государства и права в нашей стране был уничтожен Октябрьской социалистической революцией 1917 г. Возникло Советское государство ‑ новый, принципиально отличающийся от всех предшествующих эксплуататорских государств, социалистический тип государственности и права.

Всей полнотой власти обладали Советы строго иерархически построенные во властную вертикаль, ядром которой стала коммунистическая партия. Представители эксплуататорских классов были существенно ограничены в политических правах, несли трудовую повинность.

Советское право было общероссийским, однако скоро произошло усложнение правовой системы: с возникновением автономных республик появилось их собственное право, при приоритете норм общероссийского права. Издавались обращения, декреты, постановления, декларации, положения, руководства. Для первого периода советского права характерно отсутствие систематизированных актов. Общая структура высших органов власти и управления была закреплена в Конституции РСФСР 1918 г. В 1918 г. была установлена государственная монополия внешней торговли. Главной функцией таможенных органов становится таможенный контроль.

Правовые основы национально-государственной политики Советского государства были сформулированы в Декларации прав народов России от 2 ноября 1917 г. В ней закреплялись: равенство и суверенность народов России, право народов России на свободное самоопределение, вплоть до отделения и образования самостоятельных государств, отмена всех и всяких национально-религиозных привилегий и ограничений, свободное развитие национальных меньшинств и этнографических групп, населяющих территорию России.

30 декабря 1922 г. I Съезд Советов СССР, на котором были в основном утверждены Декларация и Договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик. СССР был создан как федеративное, а не унитарное многонациональное государство. Но были и особенности: за республиками было оставлено право выхода, что соответствует принципам конфедерации; с другой стороны, учреждение объединенных наркоматов открывало возможности для фактического расширения полномочий центра и сдвига в ряде направлений к унитарному государству.

После чрезвычайного периода «военного коммунизма» Советское государство должно было выбрать какой-то новый вариант экономической политики. В системе права периода НЭПа парадоксальным образом сочетаются два противоположных процесса: отмена чрезвычайных норм и классовый подход с упором на законность; усиление репрессивного механизма (теперь уже узаконенного) для предотвращения “государственных” преступлений.

Вместе с тем, внутри страны возникло нестабильное равновесие между городом и деревней, промышленностью и сельским хозяйством, быстро сдвигающееся к острому противостоянию. Это означало конец новой экономической политики. Начался процесс модернизации СССР, перехода к аграрно-индустриальному типу государства. Главным в ней было превращение человека с крестьянским типом мышления - в человека, оперирующего точными отрезками пространства и времени, способного быть включенным в координированные, высокоорганизованные усилия огромных масс людей, т.е. в человека, сходного по ряду признаков с человеком современного индустриального общества, способного быть оператором сложной производственной и военной техники.

В Советском государстве на основе мобилизационного правового режима, однопартийной системы, единой идеологии, сложилась административно-командная система государственного управления авторитарного типа.

Право в 30-е гг. также было инструментом сплочения советского общества. Согласно Конституции СССР 1936 г. источник советского права - закон, принятый только Верховный Совет. Все остальные акты были подзаконными. Сам закон выступал как орудие государства, т.е. государство стояло над правом, не было связано с ним. В этом случае любая жестокость и произвол государства выглядели правовыми.

Правовая система начинает поворот от борьбы с классовым врагом к борьбе против оппозиции внутри самой советской системы, которая представляла существенную опасность для страны, считая, что мировая революция важнее, чем национальная безопасность.

В середине 1930 –х гг. по стране прокатился каток политических репрессий. По данным историка В.Н. Земскова, с 1930 по 1953 г. по обвинению в государственных преступлениях было расстреляно 786 098 человек. Пик репрессий пришелся на 1937 г. При этом органы государственной безопасности под прикрытием политических лозунгов о борьбе с «врагами народа» творили произвол и беззаконие. НКВД по своей сути стало государством в государстве, неподконтрольным никаким конституционным органам власти и даже правящей партии. Начиная с 1938 г. маховик репрессий был приостановлен, значительная часть репрессированных была реабилитирована.

22 июня 1941 г. Германия начала войну против СССР. Это была тотальная война на уничтожение. Речь шла о ликвидации СССР как цивилизации и как страны, в буквальном смысле о порабощении ее народов и истреблении значительной части населения. Организация ведения войны стала основной функцией Советского государства, а все остальные функции - подчиненными ей. Во время войны действовали конституционные общесоюзные, республиканские и местные органы власти и управления. Были созданы чрезвычайные органы военно-политического и военного управления: Государственный Комитет Обороны, Ставка Верховного Главнокомандования и другие. Были ужесточены репрессивные меры в отношении лиц, совершивших воинские преступления, сотрудничавших с оккупантами. Советское Правительство предприняло серьезные усилия по созданию антигитлеровской коалиции.

СССР и советский народ выдержали испытание войной, одержав победу над фашистской Германией. Была сформирована военная составляющая советской правовой культуры.

Восстановительный период был продолжением “мобилизационного социализма” 30-х гг., но уже на морально-психологическом подъеме, вызванном Великой Победой. В 1948 г. страна достигла и превзошла довоенный уровень промышленного производства, а в 1952 г. объем промышленного производства в 2,5 раза превысил уровень 1940 г.

В 1947 г. была отменена смертная казнь, но в 1950 г. она была восстановлена как исключительная мера наказания. Кардинальных изменений в праве не происходило.

С середины 1950-х гг. Начался эволюционный процесс отказа от мобилизационной модели государственного развития, от методов чрезвычайщины, развернулся процесс “ десталинизации ”, т.е. радикального разрыва с прошлым. Фактически это был первый шаг к делегитимации Советского государства. Как отмечает С.Г. Кара-Мурза, речь шла не об “исправлении ошибок и восстановлении истины”, а о крупной акции политической борьбы.

Быстро развивались наука и образование, началось широкое жилищное строительство, модернизировалась армия: в 1957 г. был запущен первый в мире искусственный спутник Земли, а в 1961 г. совершен полет первого космонавта Ю.А. Гагарина.

Вместе с тем, дезорганизация централизованного управления в такой огромной стране, как СССР привела к серьезным проблемам. Начались сбои в снабжении населения продукцией, выросли цены на продукты, повышены нормы выработки в ряде отраслей промышленности. В стране нарастало недовольство, ярким выражением которого стали волнения в Новороссийске (1962 г.), в отношении участников которых власти предприняли неадекватно жесткие меры.

В октябре 1964 г. произошла смена руководства государства и правящей партии, вскоре было восстановлено единство Советов и отраслевой принцип управления промышленностью. 1965 г. вошел в историю Советского государства как год начала «косыгинской реформы » экономики с упором на товарно-денежные отношения. Однако ориентация на прибыль вызвала тенденцию к росту цен, что вело к краху экономики. Реформу постепенно свернули.

К 1970 г. был достигнут ядерный паритет с США и их союзниками; шло активное освоение космического пространства; СССР представил миру спорт высшего класса в широком спектре, советские школьники стали уверенно побеждать на международных олимпиадах. Постепенно в массовом сознании утвердился образ Советского государства как супердержавы.

Но в целом, народное хозяйство СССР развивалось быстро, и главные показатели жизнеобеспечения людей и страны улучшались. В этот период были созданы единые энергетические и транспортные системы, построена сеть птицефабрик, решившая проблему белка в рационе питания, проведены крупномасштабное улучшение почв (ирригация и известкование) и обширные лесопосадки (1 млн. га в год). Постоянный приростом населения составлял около 1,5% в год. СССР стал единственной в мире самодостаточной страной, надолго обеспеченной всеми основными ресурсами.

7 октября 1977 г. была принята новая Конституция СССР. В ней было зафиксирован общенародный характер Советского государства. Она закрепила сложившуюся систему органов власти и управления. По сравнению с Конституцией 1936 г. в Конституции 1977 г. появились новые виды прав граждан: право на охрану здоровья, право на жилище. Расширились формы прямой демократии через всенародный референдум, всенародное обсуждение особо значимых законопроектов.

Вместе с тем, нарастал разрыв между новым социальным типом молодого образованного горожанина среднего достатка и сложившимся строем жизни. Высшие должности в государстве и партии замещались лицами преклонного возраста, что перекрывало служебную перспективу молодым кадрам, взоры которых обратились на Запад, началось их моральное и политическое разложение.

Все это вызывало недовольство среди широких масс населения, особенно интеллигенции, назревала социально-политическая нестабильности и общее ощущение неблагополучия. Широкое распространение получил алкоголизма, вновь появившееся после 20-х гг. бродяжничество. В 1983 г. были выявлены 390 тыс. взрослых людей, “не занятых общественно полезным трудом”.

Чиновники захотели большей твердости и прочности своих позиций, для чего необходимо было избавиться от партийно-государственной опеки и контроля, изменить общественный строй в стране, ввести частнособственнические отношения, приватизировать наиболее лакомые куски государственной собственности. Наиболее активно эти настроения стали проявляться в середине 80-х годов, после череды смертей высших руководителей СССР – Л.И. Брежнева, Ю.В. Андропова, К.У. Черненко. Это и многое другое стало причиной перехода к новой политике, получившей название «перестройка ». К власти пришли молодые, амбициозные руководители во главе с провинциальным партийным чиновником М.С. Горбачевым, не имевшим никакого практического опыта государственного и хозяйственного управления.

С 1985 г. начинаются радикальные изменения всех подсистем государства с разными вариациями антисоветских и антисоюзных лозунгов. Через конституционную реформу были изменены структура верховных органов власти и избирательная система. В марте 1990 г. был учрежден пост Президента СССР, внесены соответствующие изменений и дополнений в Конституцию СССР.

В это же время появились первые массовые политические организации с антисоветскими и антисоюзными платформами - “народные фронты” в союзных республиках, Межрегиональная депутатская группа (МДГ) на Съезде народных депутатов и в Верховном Совете СССР. В январе 1990 г. создаётся радикальное движение “Демократическая Россия” (“демократы”), которое положило в основу своей идеологии антикоммунизм, а в области государственного строительства выдвигало идею сильной авторитарно-олигархической власти, что вполне удовлетворяло личные амбиции президента РСФСР Б.Н. Ельцина.

8 декабря 1991 г. Б. Ельцин, Л. Кравчук и С. Шушкевич в местечке Вискули (Беловежская Пуща), под Минском, тайно подписали соглашение о ликвидации СССР. Президент СССР М.С.Горбачев своих обязанностей по восстановлению конституционного порядка не выполнил и 25 декабря 1991 года в выступлении по телевидению заявил о своей отставке. 26 декабря 1991 г. СССР юридически прекратил своё существование. С этого дня Россия официально становится самостоятельным суверенным государством. Российское общество вступило на путь реставрации капитализма в стране. 21 апреля 1992 года РСФСР меняет свое наименование: Российская Федерация — Россия.

Кардинальные изменения в ценностных ориентациях, которые произошли в обществе и государстве в постсоветский период были закреплены в Конституция Российской Федерации, принятой на всенародном референдуме 12 декабря 1993 г. По своей структуре и содержанию она близка к конституциям развитых капиталистических стран — Франции, Италии, Японии, Германии.

После обретения суверенитета в Российской Федерации произошли существенные изменения в общественном строе. Классовая структура прежнего социалистического общества полностью разрушена, а структура буржуазного общества еще полностью не сложилась. Особенностью российского капитализма является то, что он делается руками бюрократии, составляющей 1/6 часть населения страны, и не заинтересованной в свободном развитии страны, тормозящей его.

В 90-е годы ХХ века продолжался процесс формирования современной системы российского права, который был начат еще в рамках СССР в период перестройки. Постепенно сложилось собственное законодательство Российской Федерации. В числе наиболее важных принципиальных изменений, внесенных в систему отраслей публичного права, можно выделить: 1) создание налогового права, регулирующего обложение граждан и иных лиц системой налогов; 2) развитие банковское право; 3) становление антимонопольного законодательства; 4) законодательное регулирование общественных отношений в оборонной и правоохранительной сфере и др. Продолжается кодификация российского законодательства.

В условиях новой российской государственности, правового беспредела периода первоначального накопления капитала в 90-е годы XX века всё более отчетливо стал проявляться правовой нигилизм россиян, т.е. устойчивое пренебрежительное или иное негативное отношение к праву.

Неотъемлемой составной частью формирования российского государства и обеспечения его суверенитета стало коренное изменение статуса таможенной службы РФ. С 2010 г. начинает функционировать Таможенный союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, а затем с 2014 г. Евразийского экономического союза.

Заключение. Таким образом, право является уникальной социальной ценностью, поскольку оно воплощает цельный сплав фундаментальных устоев цивилизованной организации жизни общества, их нормативных требований. Его материальной основой являются реальные историко-правовые процессы. Исторической особенностью правовой культуры России является то, что для нее характерно требование подчинения правовых норм некой нравственной «правде», примат нравственно-этических, социальных по своей природе императивов по отношению к государственно-правовым и формализованным предписаниям.

 


[1] См.: Большаков В.П., Иконникова С.Н., Лелеко В.Д. и др. Теория культуры. СПб.: Питер; СПбГУК, 2008, с. 7.

[2] См.: Приложение 17.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: