Правовая культура на различных этапах всеобщей истории




Государства и права

Возникновение государства и права является предметом рассмотрения различных теорий и концепций.

Причин происхождения государства много, некоторые из них обусловлены необходимостью:

1) совершенствования управления обществом, связанного с его усложнением, ввиду развития производства, появления новых отраслей, разделения труда, изменения условий распределения общественного продукта и т. д.;

2) организации крупных общественных работ, объединения в этих целях взаимодействия больших масс людей;

3) подавления сопротивления эксплуатируемых;

4) поддержания в обществе порядка, обеспечивающего функционирование общественного производства, социальную устойчивость общества, его стабильность, в том числе и по отношению к внешнему воздействию соседних государств или племен;

5) ведения войн, как оборонительных, так и захватнических.

В большинстве случаев все эти причины действовали совокупно, в различных сочетаниях. Для большинства восточных государств наибольшее значение имела необходимость совершенствовать управление и организацию крупных общественных работ.

Формирование правовой культуры происходило совместно с другими видами культуры — политической, моральной, эстетической, создавая свои уникальные ценности на каждом этапе государственно-правового развития от Древнего мира до Новейшего времени.

Термин «Древний мир» традиционно применяется к таким странам, как Древний Египет, Вавилон, Древний Китай и Древнюю Индию, получивших название «Древний Восток », и Древнюю Грецию, Древний Рим, определяемых как «Античный мир ».

В IV – III тысячелетии до н.э. из групп общинных поселений, объединенных вокруг царско-храмового хозяйства, по воле сильнейших из них происходит консолидация в крупные централизованные государства во главе с обожествляемым правителем, наделенным авторитарной, часто деспотической властью.

Специфика восточного цивилизационного пути развития заключались в том, что, во-первых частное товарное производство и, связанные с ним общественные отношения не занимали значительного места, что сказалось на застойном характере древневосточного общества и государства. Во-вторых, решающую роль в эволюции древневосточных обществ играла патриархальная сельская община. Этим в значительной степени определялся роль и место древневосточного государства, их правовых систем.

Именно в государствах Древнего Востока появились первые ограничители всевластия правителей: советы знати, народные собрания, самоуправляющиеся большие семейные, городские общины и пр.

Важную роль играла религия, которая обеспечивала духовное единство путем сохранения самобытных, фундаментальных ценностей.

Складывание древневосточного права происходило вместе с развитием государства. Для него был характерен ряд общих черт: социальное неравенство свободных и несвободных, а также среди свободных закреплялось открыто; допуск к государственной службе имели представители только строго определенных социальных слоев, близких к правящей верхушке; оно было тесно связано с религией, моральными ценностями. Норма права, как правило, имело религиозное обоснование.

Длительное время одним из главных источников древневосточного права были, сохраняемые в устной традиции и памяти соплеменников, обычаи поведения. Примером подхода к праву как к способу повышения нравственного потенциала в обществе могут служить уже первые известные истории права нормативно-правовые акты - законы Хаммурапи, Законы Ману, содержащие запрещение ростовщичества, долгового закабаления сограждан, кровную месть и другие, естественные для общества того времени, отношения.

Важной характерной чертой этих актов было закрепление наиболее распространенных обычаев, складывающаяся судебная практика. В силу этих обстоятельств нормы носили казуальный характер, были недостаточно разработанными, фиксировались в виде конкретного случая

С появлением торговых отношений в древних цивилизациях связана и история возникновения таможенных пошлин. Правила сбора пошлин нашли освещение в письменных документах шумерской цивилизации, в законах Хаммурапи, в Священном Писании и других древних источниках.

Новая и более высокая ступень древней цивилизации связана с развитием греко-римского общества, сформировавшегося на юге Европы в бассейне Средиземного моря и получившая название «Античный Мир ». Своего расцвета античная цивилизация достигла на рубеже эр.

На государственно-правовое развитие стран Античного мира существенно повлияли природно-географические факторы. Горный ландшафт объективно не давал возможности созданию крупных государственных образований. Возникали многочисленные небольшие и изолированные друг от друга города-государства (полисы).

В полисном мире безусловное преобладание имели различные республиканские формы правления — аристократия, демократия, олигархия, плутократия и т.п. Народ, в виду отсутствия политического опыта, господством патриархально-религиозных представлений, как правило, делегировал властные полномочия жреческой и новой имущей аристократии.

Античная цивилизация породила и такую государственную форму, как тирания - узурпация власти единоличными правителями-тиранами, выходцами из аристократической среды. Такие режимы установились и способствовали укреплению частной собственности, ликвидации привилегий аристократии, утверждению демократии, в наибольшей степени отражавшей общие интересы гражданской и политической общины.

В Афинах наиболее полное развитие получили частная собственность, классическое рабство, торгово-денежные отношения, там сложилась цельная гражданская община, античная демократия достигла своей вершины и стала огромной созидательной силой.

В Спарте сложилось аристократическое военно-лагерного государство, которое подавляло огромную массу подневольного населения (илотов), сдерживало развитие частной собственности и пыталось сохранить равенство среди самих спартиатов.

Последующая история государственности Древней Греции разворачивалась под знаком антагонизма этих двух полисов. В конечном итоге и Афины, и Спарта оказались добычей Македонской монархии.

К I в. до н.э. исчерпала себя полисная система в Риме. Она не могла справиться с восстаниями рабов и не в состоянии была обеспечить внутреннее гражданское единство. На смену республике, превратившейся к I в. до н.э. в мировую державу, приходит монархия в виде империи.

Античное право осуществлялось в рамках отдельных городов-полисов. Уровень развития демократических институтов в них находил в нем свое отражение.

Основным источником права здесь становится закон, выраженный в письменной форме и имевший светский характер. Признание законодательства в качестве основной формы правотворчества (Греция) или же его утверждение в качестве одного из важнейших источников права (Рим) сопровождалось кодификацией правовых обычаев.

Эти и подобные им положения сочетались и переплетались самым тесным образом с антидемократическими представлениями о неравенстве перед законом лиц разных сословий, о допустимости телесных воздействий и жестоких наказаний, применявшихся с учетом классовой принадлежности виновного, о неограниченной власти главы государства и т.п.

В Афинах утвердилась система законодательства, при которой право в глазах граждан ассоциировалось с разумом и со справедливостью. В его недрах начали зарождаться и развиваться гуманистические идеи равенства перед законом, справедливого обращения с лицами, нарушившими закон, идеи предупреждения правонарушений. Греческий философ Демокрит (IV в. до н.э.) писал: «Тот, кто воспитывает... убеждением и доводами рассудка, окажется лучше, чем тот, кто применяет закон и принуждение».

Римское право впервые в истории выступило в качестве системного, тщательно разработанного, собственно правового образования. В одном из наиболее разработанных источников права, Дигестах римского императора Юстиниана (VI в. н.э.), уже были сформулированы такие важные положения, как объективность суда (нельзя быть судьей в собственном деле), "бремя доказывания " (доказательство возлагается на того, кто утверждает, а не на того, кто отрицает), полнота доказательств ("один свидетель – не свидетель") и т.п.

На базе римской юриспруденции зародилась юридическая профессия, а соответственно с нее берет начало и правовое образование.

В этот период появились и развивались различные таможенные формальности. Именно в Римском государстве зародилось правовое оформление таможенных пошлин виде тарифа (Пальмирский тариф), появились их профессиональные сборщики – публиканы, откупная система.

В V - XVII вв. на территории Европы утвердился и существовал новый общественный строй - феодализм. Главными факторами, способствовавшими развитию феодальных отношений, были: падение Западной Римской империи, образование на ее территории многочисленных варварских королевств; христианизация европейских королевств (V – VIII вв.)

Особенностями феодального государства в Европе являлись: преобладание монархической формы правления; политическая и правовая автономия городов; сочетание публично-правовых и частноправовых начал в управлении; связь между религией и государством; слабость государственного начала компенсировалась развитым сельским самоуправлением, основу которого составляла соседская община, выполнявшая административные, судебные, хозяйственные функции; основным политическим конфликтом феодального общества был конфликт между государством и римско-католической церковью, поскольку последняя претендовала на суверенитет в государстве.

На определенном этапе своего развития выделился такой вариант абсолютной монархии, как просвещенный абсолютизм (Франция, Пруссия, Австрия, Россия). Концепция просвещенного абсолютизма предполагала развитие законности, культуры, науки, просвещения.

Феодальное право представляло собой особую историческую правовую систему, которая обладала ярко выраженными особенностями: партикуляризм (разобщенность права); связь с религией; примитивность, неразработанным с точки зрения юридической техники, сословность (благородные - неблагородные, свободные - зависимые). Источниками феодального права были обычаи, судебные прецеденты, церковные и светские акты, издаваемые королем, римское право, городские судебники и уставы, варварские правды.

В XVI в. Томас Мор, провозглашая ценность человеческой жизни, выступил против жестоких наказаний средневековья: «Бог запретил убивать кого бы то ни было, а мы с такой легкостью убиваем за отнятый грош».

С ростом городов, развитием ремесленного производства, возникновением капиталистических отношений подобные гуманистические идеи стали приобретать все более широкое распространение и четкую социально-политическую направленность. Усилившееся внимание к человеку, его воспитанию и образованию, обсуждение проблем "свободы воли", причин человеческих поступков, рациональной организации общественной жизни в век французского Просвещения положительно сказались на содержании новых правовых представлений и идей.

В период раннего феодализма в Европе умозрительно-рационалистическая правовая культура в значительной степени подавлялся её теологическим типом, предполагавшим совокупность правовых теорий и концепций, видевших причины возникновения права и социальный источник права в сакральном мире (вне и над социальными факторами), а также независимость правовых норм от воли человек. Это продолжалось до периода Реформации.

Эволюция средневекового восточного общества существенно отличалась от развития феодальной Европы. Оно характеризовалось традиционностью социально-экономических и социально-политических структур, имело замедленные темпы эволюции. Здесь не получили развития капиталистические, рыночные товарно-денежные отношения. Восточные общества оставались многоукладными, традиционно-клановыми.

Господствующей была государственная собственность на землю, сочетающаяся с общинной и с соответствующим ей частным землевладением общинников-крестьян. Господствующий класс в странах Востока — это сановно-бюрократический социальный слой, причастный к власти, который жил за счет ренты-налога главным образом с формально свободных земледельцев-крестьян.

Для средневековых обществ Востока характерна меньшая степень зависимости непосредственных производителей-крестьян, относительно больший объем их прав по с распоряжению своим земельным участком.

Наследственная монархия была наиболее распространенной формой восточного средневекового государства.

Много общих черт было присуще при всём разнообразии и праву средневековых стран Востока. Следует отметить, прежде всего, консерватизм, стабильность, традиционность норм права и морали. Всё это было тесно связано с религией: индуизмом, исламом, конфуцианством.

Все средневековые правовые системы стран Востока утверждали неравенство: сословное, кастовое, в семье, по признакам пола, мелочно регламентируя поведение людей во всех сферах общественной жизни.

Таким образом, ведущей тенденцией средневекового развития стало утверждение феодализма, явившегося шагом вперед относительно рабовладельческого строя. В основе правовой культуры здесь были специфические религиозные системы – индуизм, конфуцианство, шариат.

В XV—XVI вв. начался переход человечества от средневековья к Новому времени - происходит переворот, прежде всего, в политическом и правовом сознании людей и в экономике, которая все больше ориентируется на предпринимательскую инициативу. В государственно-правовой сфере Новое время исчисляется обычно с английской и французской буржуазными революциями XVII—XVIII вв., когда на смену аграрному обществу приходит индустриальное с господством торгово-промышленного, а затем и финансового капитала.

Именно с этого рубежа мировой истории идет процесс утверждения современного государства, которое определило путь к свободному предпринимательству, демократии, законности, к правовому государству, которое зиждется на гражданском обществе. Было положено начало представительному правлению, которое по мере своего развития обеспечило участие более широких слоев населения в государственной жизни.

Этим кардинальным преобразованиям предшествовала революция в идеологии. Французским мыслителям Вольтеру, Гельвецию, Монтескье, Руссо удалось в предельно концентрированной форме изложить основные выводы передовой политической мысли того времени.

Особое место отводилось правам человека, от природы присущим ему как «естественные и неотъемлемые». Государство не дарует их, его назначение – их защитить. Только такое государство может считаться правовым.

Обеспечению свободы и безопасности граждан должно было служить разделение властей – деление государственной власти на три основные ветви: законодательную, исполнительную, судебную, организационно взаимозависимые и взаимно уравновешенные. Обосновывался принцип несменяемости судей как важнейшая гарантия независимости суда.

Общим для всех революций XVII-XVIII вв. было стремление новых правящих слоев сосредоточить в своих руках всю полноту власти. При этом ограничивалась заявленная в теории и провозглашенная в декларациях демократия. Логическим завершением этого процесса являлось установление в некоторых странах авторитарных режимов, лишь завуалированных конституционными формами. Там, где демократия сохранялась, она приобретала элитарный характер.

Становление права Нового времени — это длительный исторический процесс, охватывающий несколько столетий и начавшийся еще в раннем средневековье. Его историко-культурные корни складывались на почве рецептированного римского права, городского права, международного торгового права и были достаточно глубокими и прочными.

Основным способом его существования становится система законодательства и система права. Доминирующим началом с самого начала становится государственное, публичное, а затем и конституционное право, на базе которого строилось правовое здание любого общества.

В Новое время право нашло выражение в доктрине «верховенства права», выступает в значительной степени в качестве предписания государственных органов.

Наряду с этим правовые системы Нового времени включают в себя и другие принципы: индивидуализм, свобода, равенство, законность, утилитаризм.

В связи с широкими процессами рецепции и трансплантации права на базе английской, германской и французской национальной правовой системы сложились так называемые мировые системы (семьи) права — англосаксонская и континентальная (романо-германская). Эти структурные общности представляли собой две большие группы национальных правовых систем, различающихся по своей внутренней структуре и внешним юридическим характеристикам.

Таким образом, государство и право Нового времени имели под собой принципиально новую экономическую и духовно-нравственную основу. Важнейшими их элементами стали парламентаризм, разделение властей, законодательство, равенство всех перед законом, новое классовое расслоение общества на антагонистические классы – буржуазию и пролетариат. Оно стало умозрительно-рационалистическим.

Новейшая государственно-правовая история сопрягается с современностью. Принципиально новым являлось утверждение идеи развития и принципа взаимосвязи, противоречий в природе и обществе, т.е. к появлению принципов диалектики в оценке государственно-правовых явлений.

Во многих странах, особенно молодых, проявились самые разнообразные формы государства: от правового до военно-гражданских диктатур, что говорит о противоречивости государственно-правовых систем в Новейшее время.

Одним достижений в ХХ в стало появление первых социалистических стран, становление государства благоденствия, которое конвергировало наиболее важные достижения реального социализма, гарантировало своим гражданам определенный уровень социальной защищенности и благополучия.

В середине 70-х гг. ХХ в. проявились новые тенденции развития государственности: развитие собственно демократии (Западная Европа, США, Великобритания); бюрократизация общества; рост влияния исполнительной власти за счет законодательной и судебной; возрождение единоличной власти в новом демократическом обличье выборного главы государства; региональное сотрудничество государств, которое оформляется многими соглашениями международно-правового характера. Это нашло выражение в таких общественных феноменах, как «тэтчеризм », «неоконсерватизм », «рейгономика ».

После окончания Второй мировой войны совместными усилиями многих государств были достигнуты значительные успехи в деле налаживания мирного сотрудничества народов в рамках Объединенных Наций. Возникло несколько общеевропейских межгосударственных образований — Европейская ассоциация свободной торговли (с 1949 г.), Европейский союз (1992 г.), СНГ (1991 г.) и др.

Для новейшего периода истории характерна заметная эволюция всей его правовой системы. В условиях научно-технического прогресса появляется новый тип правовой культуры – экспериментально-рационалистический. Изменения в праве западных стран в новейший период проявляются, прежде всего, в общесоциальных и общерегулятивных функциях права, связанных с объективным отражением в нем более высоких форм общественного сознания и производства, с необходимостью охраны окружающей среды и борьбы с болезнями и преступностью, с разумным осуществлением демографической политики и т.д.

Одной из характерных особенностей эволюции права после второй мировой войны является значительное возрастание воздействия норм международного права на внутреннее право отдельных государств. Общим правилом становится верховенства ратифицированного международного договора над внутренним законодательством.

Учредительные нормы международных политических и экономических сообществ нередко входят в национальное право государств-участников и без принятия соответствующих нормативных актов, в силу самой ратификации договора (например, Маастрихтский договор 1992 г. о создании Европейского Союза).

Таким образом, выявленные закономерности возникновения и развития государства и права являются важнейшим научным и фактологическим материалом для понимания их роли и места в современном обществе, формирования нового уровня правовой культуры общества, различных социальных групп и личности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: