Лекция 4. Античная философия: зарождение и развитие




План:

1. Значение античной эпохи в мировой истории и развитии философской мысли

2. Досократики

3. Софисты

4. Сократ

Значение античной эпохи в мировой истории и развитии философской мысли

Натурфилософия – философия природы, понимаемой как целостная система самых общих законов естествознания.

Субстанция – философская категория для обозначения объективной реальности в аспекте внутреннего единства всех форм ее проявления и саморазвития. Субстанция неизменна в отличие от перманентно меняющихся свойств и состояний: она есть то, что существует в самой себе и благодаря самой себе.

Досократики

Фалес (624-547 гг. до н.э.) - древнегреческий философ и математик из Милета. Представитель натурфилософии и основатель милетской школы. Традиционно считается основоположником греческой философии.

Произвел переворот в мировоззрении, выдвинув идею субстанции — первоосновы всего, обобщив все многообразие в едино-сущее и усмотрев начало всего во влаге: ведь она пронизывает собой все. ВСЁ ИЗ ВОДЫ.

Анаксимандр (610 – 547 гг. до н.э.) - древнегреческий философ, представитель милетской школы натурфилософии, ученик Фалеса Милетского и учитель Анаксимена.

За первооснову сущего он принял апейрон — неопределенную и беспредельную субстанцию: ее части изменяются, целое же остается неизменным.

Анаксимен (585 – 525 гг. до н.э.) – древнегреческий философ, представитель милетской школы натурфилософии, ученик Анаксимандра.

Он провозглашает воздух началом сущего, ибо из него всё возникает и к нему всё возвращается. Душа воздушна, жизнь есть дыхание.

Пифагор (VI в до н.э.) – один из первых идеалистов. «Все есть число ». Основал мистическую школу пифагорейцев. Они оказали большое влияние на развитие науки и вообще древней истории, так-как были широко распространены и периодически приходили к власти. Интересным элементом из учения был отказ от употребления в пищу бобов.

Гераклит Эфесский (530 – 470 гг. до н.э.) – основатель диалектики. «Все течет». Первичной субстанцией и перводвигателем считал огонь. Все, подобно пламени в костре, рождается благодаря чьей-либо смерти. В мире существует единство, но оно образуется сочетанием противоположностей. Душа это смесь воды и огня, причем огонь – благородное начало и душа где он преобладает – «сухая».

Парменид (V в. до н.э.) – оппонент Гераклита. Считает мир вечным и неизменным. Материю «единой». Противоположностей нет («темное» - «не светлое»). Пустоты не существует. Пространство и время абсолютны. Небытие невозможно не познать ни высказать: мысль без бытия – ничто.

Понятие о нерушимости субстанции. Термин субстанция он еще не ввел, но соответствующие ему понятия уже есть в рассуждениях.

Анаксагор (500 – 428 гг. до н.э.) – друг Перикла. Все является бесконечно делимым, и даже малейшая частица материи содержит кое-что от каждого элемента. Вещи представляют собой то, чего в них содержится больше всего. Рассматривал «ум» как субстанцию и источник движения. Считал его одинаковым у людей и животных, а превосходство человека за счет наличия рук. Установил, что Луна светит отраженным светом и утверждал, что Солнце и звезды — это раскаленные камни.

Демокрит – атомы неделимы, обладают различной массой и размером, и формой, хаотично движутся, соединяясь между собой, создают различные вещества и предметы. Между атомами находится свободное пространство. Душа тоже состоит из атомов (очень маленьких и легких). Вывел два рода востриятия: чувственное и рассудочное.

Софисты

Софисты (Протагор (480 – 410 гг. до н.э.) и Горгий) – профессиональные учителя. Преподают за плату все необходимые науки (в первую очередь риторику, математику и философию). Впервые подняли проблему человека. «Человек – мера всех вещей» Протагор. Софизмы: Ахиллес никогда не догонит черепаху. Сторонники относительной истины близкие к скептицизму.

Сократ

Сократ (469 – 399 гг. до н.э.) – основатель теории познания, поиск абсолютной истины. «Познай самого себя». учение которого знаменует поворот в философии — от рассмотрения природы и мира к рассмотрению человека.

Диалоги Сократа - его диалектика в действиях, умение ставить вопросы и давать ответы.

Диалектика - искусство устной речи, метод живого собеседования об идеях (о справедливости, прекрасном и благом).

Задача философа - возбудить в душе воспоминания об идеях с помощью диалектики.

В ходе беседы, по Сократу, человек восстанавливает знания своей бессмертной души, т.е. возрождается. Роль собеседника он сравнивал с ремеслом своей матери повитухи (майевтика).

Цель Сократа: обсуждение конкретных и частных явлений подводит к выявлению их сущности с помощью понятий.

В центре философии Сократа - вопрос о нравственных добродетелях, моральных качествах человека.

Утверждал, что несправедливость наносит больше вреда тому, кто ее совершает, чем жертве.

Контрольные вопросы для закрепления:

1. Выделите общие особенности философов милетской школы.

2. Что такое натурфилософия?

3. Назовите представителя идеализма среди философов досократиков.

4. В чем расходились позиции Сократа и Софистов?

5. В чем заключался основной метод Сократа?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: