План:
1. Значение античной эпохи в мировой истории и развитии философской мысли
2. Досократики
3. Софисты
4. Сократ
Значение античной эпохи в мировой истории и развитии философской мысли
Натурфилософия – философия природы, понимаемой как целостная система самых общих законов естествознания.
Субстанция – философская категория для обозначения объективной реальности в аспекте внутреннего единства всех форм ее проявления и саморазвития. Субстанция неизменна в отличие от перманентно меняющихся свойств и состояний: она есть то, что существует в самой себе и благодаря самой себе.
Досократики
Фалес (624-547 гг. до н.э.) - древнегреческий философ и математик из Милета. Представитель натурфилософии и основатель милетской школы. Традиционно считается основоположником греческой философии.
Произвел переворот в мировоззрении, выдвинув идею субстанции — первоосновы всего, обобщив все многообразие в едино-сущее и усмотрев начало всего во влаге: ведь она пронизывает собой все. ВСЁ ИЗ ВОДЫ.
Анаксимандр (610 – 547 гг. до н.э.) - древнегреческий философ, представитель милетской школы натурфилософии, ученик Фалеса Милетского и учитель Анаксимена.
За первооснову сущего он принял апейрон — неопределенную и беспредельную субстанцию: ее части изменяются, целое же остается неизменным.
Анаксимен (585 – 525 гг. до н.э.) – древнегреческий философ, представитель милетской школы натурфилософии, ученик Анаксимандра.
Он провозглашает воздух началом сущего, ибо из него всё возникает и к нему всё возвращается. Душа воздушна, жизнь есть дыхание.
Пифагор (VI в до н.э.) – один из первых идеалистов. «Все есть число ». Основал мистическую школу пифагорейцев. Они оказали большое влияние на развитие науки и вообще древней истории, так-как были широко распространены и периодически приходили к власти. Интересным элементом из учения был отказ от употребления в пищу бобов.
|
Гераклит Эфесский (530 – 470 гг. до н.э.) – основатель диалектики. «Все течет». Первичной субстанцией и перводвигателем считал огонь. Все, подобно пламени в костре, рождается благодаря чьей-либо смерти. В мире существует единство, но оно образуется сочетанием противоположностей. Душа это смесь воды и огня, причем огонь – благородное начало и душа где он преобладает – «сухая».
Парменид (V в. до н.э.) – оппонент Гераклита. Считает мир вечным и неизменным. Материю «единой». Противоположностей нет («темное» - «не светлое»). Пустоты не существует. Пространство и время абсолютны. Небытие невозможно не познать ни высказать: мысль без бытия – ничто.
Понятие о нерушимости субстанции. Термин субстанция он еще не ввел, но соответствующие ему понятия уже есть в рассуждениях.
Анаксагор (500 – 428 гг. до н.э.) – друг Перикла. Все является бесконечно делимым, и даже малейшая частица материи содержит кое-что от каждого элемента. Вещи представляют собой то, чего в них содержится больше всего. Рассматривал «ум» как субстанцию и источник движения. Считал его одинаковым у людей и животных, а превосходство человека за счет наличия рук. Установил, что Луна светит отраженным светом и утверждал, что Солнце и звезды — это раскаленные камни.
Демокрит – атомы неделимы, обладают различной массой и размером, и формой, хаотично движутся, соединяясь между собой, создают различные вещества и предметы. Между атомами находится свободное пространство. Душа тоже состоит из атомов (очень маленьких и легких). Вывел два рода востриятия: чувственное и рассудочное.
|
Софисты
Софисты (Протагор (480 – 410 гг. до н.э.) и Горгий) – профессиональные учителя. Преподают за плату все необходимые науки (в первую очередь риторику, математику и философию). Впервые подняли проблему человека. «Человек – мера всех вещей» Протагор. Софизмы: Ахиллес никогда не догонит черепаху. Сторонники относительной истины близкие к скептицизму.
Сократ
Сократ (469 – 399 гг. до н.э.) – основатель теории познания, поиск абсолютной истины. «Познай самого себя». учение которого знаменует поворот в философии — от рассмотрения природы и мира к рассмотрению человека.
Диалоги Сократа - его диалектика в действиях, умение ставить вопросы и давать ответы.
Диалектика - искусство устной речи, метод живого собеседования об идеях (о справедливости, прекрасном и благом).
Задача философа - возбудить в душе воспоминания об идеях с помощью диалектики.
В ходе беседы, по Сократу, человек восстанавливает знания своей бессмертной души, т.е. возрождается. Роль собеседника он сравнивал с ремеслом своей матери повитухи (майевтика).
Цель Сократа: обсуждение конкретных и частных явлений подводит к выявлению их сущности с помощью понятий.
В центре философии Сократа - вопрос о нравственных добродетелях, моральных качествах человека.
Утверждал, что несправедливость наносит больше вреда тому, кто ее совершает, чем жертве.
Контрольные вопросы для закрепления:
1. Выделите общие особенности философов милетской школы.
2. Что такое натурфилософия?
3. Назовите представителя идеализма среди философов досократиков.
4. В чем расходились позиции Сократа и Софистов?
5. В чем заключался основной метод Сократа?