Лекция 5. Античная философия: Платон, Аристотель, эллинизм




План:

1. Идеалистическая философия Платона

2. Философия Аристотеля

3. Философия эллинизма.

Идеалистическая философия Платона

Платон (427 – 347 гг. до н.э.) – древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля, основатель Академии. Положил начало идеализму как крупному философскому направлению, впервые глубоко исследовал проблемы не только природы, но и общества – государство, законы и т.д.

Выделяет «мир идей» и «мир вещей». В основе учения лежит представление о мире идей (эйдосов) которые вечны и бессмертны, они управляют Вселенной. Идея — это смысл, сущность вещи.

Чувственное знание – не дает истинного понимания. Поскольку материальный мир является лишь отображением «мира идей», то предметом познания должны стать, прежде всего «чистые идеи».

«Чистые идеи» можно познать лишь разумом, благодаря высшей духовной деятельности.«Надо закрыть глаза и уши дав простор разуму».

Истинные знания в понятиях. Понятия являются отражениями идей.

Причастность духа к миру идей – свидетельство бессмертия души.

Образование понятий в человеческой душе – воспоминание самих идей, которые душа созерцала до того, как соединилась с телом.

Наивысшая идея – БЛАГО!

Излагает свои воззрения в форме «Диалогов».

Философия Аристотеля

Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.) – древнегреческий философ, ученик Платона, воспитатель Александра Македонского, основатель логики как науки, энциклопедист, систематизатор античных знаний, основатель Лицея, ввел понятие этика.

Критика теории идей Платона.

Ошибка Платона, по Аристотелю, в том, что он оторвал «мир идей» от реального мира.

По Аристотелю: не существует «чистых идей», не связанных с окружающей действительностью.

Существуют только единичные и конкретно определенные вещи. (Существует только конкретная лошадь в конкретном месте, а не «идея лошади»).

Все сущее на Земле обладает потенцией (собственно материей) и формой.

Потенция (материя) есть пассивное начало, форма – активное, она стимул и цель, причина появления вещей.

Высшей формой всего сущего является Бог.

В мире нет ничего, кроме движущейся материи; причина движения – толчок, а первотолчок - есть Бог.

Считал, что душа неотделима от тела.

Человек – есть животное политическое, то есть общественное.

Политические формы:

Монархия – тирания;

Аристократия – олигархия;

Полития (демократия) – анархия.

Философия эллинизма

Киники (Антисфен (450 – 360 до н.э.) и Диоген (400 – 325 до н.э.) – проповедь упрощения жизни, безразличия к материальным благам, близости к природе. Диоген утверждал, что боги правильно наказали Прометея, так как он принес искусства, а вместе с ним и искусственность. Утверждали, что мир плох и надо быть независимым от него.

Скептики (от греч. Skeptukos – критикующий). Возникли под сильным влиянием Демокрита, софистов и знакомство с культурой индии. Основатель школы - Пиррон (360 – 270 до н.э.) – философ тот, кто стремится к счастью, а оно в невозмутимости и отсутствии страданий. Призвание философии в том, чтобы научить людей жить. Отказ от категоричных высказываний. Признание достоверности чувственного восприятия.

Эпикур (341 – 270 до н.э.) – атомист. Наделял атом свободой воли (движения). предложил людям «тетрафармакон» —способный излечить человечество от болезненного страха и указать путь к счастливой жизни: «Бог не внушает страха; смерть не внушает опасения; благо легко достижимо; зло легко претерпеваемо».Жизнь и смерть нестрашны. «Пока мы существуем, нет смерти; когда смерть есть, нас более нет». Жизнь — это удовольствие, но созерцательное. Выдвинул идею об объективности случайности. Признание целостности духовного мира личности: чувств, ощущений, мысли, воли. То есть познание начинается с чувственного опыта, но не поднятое на уровень мысли, точных терминов, оно не является подлинным знанием. Последователем был Тит Лукреций Кар.

Стоицизм (Зенон Китионский, Луций Сенека (4 до н.э. – 65 н.э.), Марк Аврелий (121 – 180 н.э.) – Стоики представляют мир живым организмом, управляемым божественным законом логосом. Человеческая судьба является проекцией этого логоса, стоики возражали против идеи спора с судьбой или её испытания. «Кто согласен, того судьба ведёт, кто не согласен, того она тащит» Сенека. Главное препятствие на пути гармонии со своей судьбой — это страсти. Идеалом стоиков был невозмутимый мудрец.

Учение стоиков принято разделять на три части: логику, физику и этику. Известно их сравнение философии с фруктовым садом: логика соответствует ограде, которая его защищает, физика является растущим деревом, а этика — плодами.

Согласно стоицизму, всё существующее — телесно, и различается только степенью «грубости» или «тонкости» материи.

Правильные желания и воздержания, поступки и дела — гарантия человеческого счастья.

Контрольные вопросы для закрепления:

1. Объясните понятие «эйдос».

2. Что по Аристотелю является связующим звеном между идеей и материей?

3. Назовите основные идеи стоицизма.

4. Какие можно выделить особенности этики киников?

5. В чем заключается специфика мышления скептиков?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: