Правотворчество — это деятельность по созданию (изменению или отмене) правовых норм.




В зависимости от того, кто участвует в создании норм права, правотворчество делится на три вида:

Правотворчество народа

Анализ этого вида правотворчества показывает, что для его использования должен быть подготовленным и народ, и государственная власть. Кроме того, даже если вышеуказанное условие имеется в наличии, все равно не надо возлагать на референдум излишние надежды: с его помощью в нормативном порядке могут решаться самые простые и понятные людям вопросы (например, следует ли срубить в городе тополя для избавления от тополиного пуха). Однако наша жизнь усложняется и все реже ставит перед нами простые вопросы.

Нельзя сбрасывать со счетов и большие возможности злоупотребления референдумом, допускаемые государственной властью:

1) неясное формулирование вопроса;

2) перечисление вариантов, среди которых нужный ставится на первое место;

3) полиграфическое выделение в бюллетене нужного ответа;

4) помещение в бюллетень голосования примечаний, справок, направляющих мысль и волю граждан в нужное русло;

5) другие.

Вот почему основную нагрузку по нормативному регулированию жизни людей следует.

Правотворчество государственных органов

Правотворчество государственных органов занимает ведущее место в правотворчестве. Объем его велик. Классификация нормативных актов, издаваемых государственными органами, поможет

систематизировать правотворческий процесс:

Виды нормативных актов, издаваемых государственными органами

 

По субъектам нормативные акты делятся на четыре группы:

1) законы. Их принимают парламенты — представительные органы народа. Существуют следующие виды законов:

— изменяющие Конституцию;

— конституционные (детализирующие ее по ключевым вопросам);

— обыкновенные.

Однако даже в развитых государствах, где существуют слаженно работающие парламенты, исполнительные органы издают нормативные акты. К этому вынуждает сама жизнь, которая становится сложнее и требует более специализированного ее регулирования. Есть и другие причины:

— физические силы парламентариев не беспредельны;

— ограничено и время их работы (рабочий день — восемь часов);

— есть вопросы, в которых парламентарии куда менее компетентны, нежели исполнительный орган, отвечающий за тот или иной участок работы;

— экономические — оправданно задействовать парламент (450 человек) лишь для урегулирования важных, общезначимых вопросов общественной жизни.

 

2) указы. Их издает Президент РФ. Его правотворческая компетенция касается следующих вопросов:

— структура органов исполнительной власти;

— порядок награждения;

— порядок вступления в гражданство;

— руководство Вооруженными Силами РФ;

3) постановления. Их принимает Правительство РФ (в основном по социально-экономическим вопросам);

4) инструкции. Они разрабатываются министерствами (входящими в их структуру федеральными службами и агентствами) и оформляются приказами министра. Ими регулируются специальные вопросы, относящиеся к ведению министерств.

На уровне субъектов РФ распределение правотворческих полномочий очень сходно с тем, что имеется на федеральном уровне.

 

Корпоративное правотворчество

Корпоративное правотворчество в той или иной мере имеет место в различных организациях, но наиболее массивно оно представлено в предпринимательских корпорациях (организациях, основанных на объединенных капиталах).

Вопрос.

Правовой мониторинг.

Правовой мониторинг – это специальная деятельность гос-ых органов, основанная на системе комплексной оценки форм, содержания и реализации правовых док-ов действующих на плановой основе и обеспечивающая правотворческий и правоприменительный процесс с целью повышения эффективности качества и действия норм права.

Виды:

От этапа правового регулирования: предпроектное осуществляется перед подготовкой проектов НПА необходим для выявления общественных отношений подлежащих и нуждающихся в правовом регулировании; мониторинг правоприменения – предназначен для оценки эффективности действия уже принятых НПА.

По объему: общий мониторинг – о применении законодательства в целов; отраслевой – в практичческом применении НПА в определенной сфере; точечный – по оценки действия конкретного НПА или норм

По субъекту: органов законодательной власти; органов исполнительной власти; органов судебной власти.

По территориальному принципу: федерального уровня, регионального, муниципального.

Цели:

1. Оценка эффективного функционирования правовой системы

2. Систематизация действий законодательства

3. Создание постоянно действующей системы обратной связи между субъектами нормативной деятельности и правоприменителем

4. Подготовка предложений по совершенствованию правовых док-ов

Объекты:

1. Правовое пространство в целом

2. Правовые отрасли или институты

3. Комплекс НПА регулирующих отдельную область общественных отношений

4. Отдельные нпа

5. Конкретные нормы позитивного права нпа

6. Применительная практика.

 

 

Вопрос.

Внешняя форма служит идентификации нормативного акта и дает возможность отличить нормативный акт от множества других нормативных документов. Такие отличительные признаки именуются реквизитами правового акта.

 

Такие признаки именуются реквизитами правового акта. К их числу относятся:

— название вида правового акта;

— название органа, его издавшего;

— наименование (полное и сокращенное);

— дата принятия;

— номер правового акта.

Такие реквизиты, вместе взятые, образуют титул (титульный лист) правового документа.

Существуют также реквизиты, которые располагаются в конце нормативного акта. Понятно, что они имеют меньшее значение, хотя и являются атрибутом правового акта. К ним относятся:

— место (название города);

— дата подписания;

— полное наименование должности лица (лиц), подписавшего документ;

— фамилия и инициалы должностного лица (лиц), подписавшего документ;

— его (их) личная подпись (ставится только на подлиннике правового документа).

Рассмотрим титульные реквизиты, несущие основную нагрузку по приданию правовому документу официальности, по порядку.

Вид правового акта

Значение вида акта велико: оно сразу же позволяет адресату определить степень важности, официальности и обязательности правового документа. С указания вида начинается и всякий индивидуальный акт (приказ, договор, определение, заключение, приговор и т. д.).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: