Указание органа, принявшего нормативный акт, предопределяет юридическую силу правового документа. Должна быть корреляция между видом нормативного акта и органом, его издавшим.
Наименование (заголовок) нормативного акта
Заголовок играет наиболее важную роль в нормативных актах, так как с его помощью определяются предмет и круг регулируемых общественных отношений.
Различают полное и краткое наименование закона.
Полное наименование является главным идентификационным признаком закона, так как официально все ссылаются именно на него.
Введение в закон краткого наименования обусловлено неудобством последующего воспроизведения полного наименования.
Дополнительным компонентом наименования является официальная аббревиатура — словообразование, состоящее из начальных букв слов полного наименования нормативного акта. Как и полное наименование, аббревиатура является признаком идентификации нормативного акта и должна быть уникальной.
Дата принятия правового акта
Согласно Федеральному закону от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ ≪О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Фе-
дерального Собрания≫ датой принятия федерального закона (кодекса) считается дата принятия его Государственной Думой в окончательной редакции. Хотя на титульном листе пишется и да-
та принятия его Государственной Думой, и дата одобрения Советом Федерации, и дата подписания Президентом.
Дата принятия пишется следующим образом: месяц указывается прописью, а число месяца и год — арабскими цифрами (например, 15 февраля 2006 г.).
Регистрационный номер
Регистрационный номер облегчает поиск правового акта. Он присуждается нормативному акту в самом конце нормотворческого процесса органом, его принявшим. Ведомственные акты, затрагивающие права и свободы граждан, правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, получают номер, когда Министерство юстиции РФ регистрирует их в своей картотеке, предварительно проведя экспертизу на предмет законности. Регистрационный номер присуждается последовательно в зависимости от даты принятия нормативного акта того или иного вида в течение календарного года.
Регистрационный номер индивидуальных актов зависит от номера заведенного конкретного дела, требующего своего разрешения (номера договора). Такой номер определяет момент, когда дело открывается, с тем чтобы еще до его завершения и вынесения индивидуального акта обеспечить нахождение, беспрепятственное ознакомление с ним заинтересованным лицам и продвижение его до получения нужного результата.
Такие реквизиты, вместе взятые, образуют титул (титульный лист) правового документа.
Существуют также реквизиты, которые располагаются в конце нормативного акта. Понятно, что они имеют меньшее значение, хотя и являются атрибутом правового акта. К ним относятся:
— место (название города);
— дата подписания;
— полное наименование должности лица (лиц), подписавшего документ;
— фамилия и инициалы должностного лица (лиц), подписавшего документ;
— его (их) личная подпись (ставится только на подлиннике правового документа).
Рассмотрим титульные реквизиты, несущие основную нагрузку по приданию правовому документу официальности, по порядку.
13 вопрос.
Примечания
Они часто встречаются в договорах, гораздо реже в нормативных актах и практически не встречаются в актах правоприменительных. Примечания используются, когда необходимую информацию не представляется возможным изложить ≪по ходу дела≫, т. е. без отвлечения или без ущерба для смысла излагаемого положения в основной части правового документа.
Примечания позволяют:
1) расширить либо сузить объем информации;
2) предусмотреть исключения из общего правила или индивидуального решения;
3) пояснить или уточнить какое-либо положение;
4) определить условия применимости положения;
5) указать орган, который ответствен за решение того или иного вопроса, и т. д.
Таким образом, случаи использования примечаний могут быть самыми разнообразными.
Однако примечания загромождают и запутывают правовые документы, ухудшают их структуру, рассеивают внимание их исполнителей, затрудняют усвоение и пользование актами. Одним
словом, примечания усложняют и без того сложные правовые документы. Вот почему на практике широкое применение примечаний себя не оправдывает.
Приложение
Приложение — это часть правового документа, которая встречается не так часто. Приложения располагаются после заключительной части документа. Если их несколько, им присваивается
соответствующий порядковый номер. Иногда в приложении содержатся:
— таблицы; — графики; — различного рода перечни (лиц, органов, работ и т. д.);
— образцы документов; — карты; — бланки; — схемы.
Материалы, изложенные в приложениях, как правило, имеют прикладное значение. Поэтому их автономное существование, т. е. отдельно от основной части правового документа, вполне оправданно. Если бы такие предписания располагались в самих актах, последние были бы громоздкими и неудобными для пользования, а материалы, включенные в них, неравноценными по отношению друг к другу.
Ссылки
Ссылки наглядно показывают, насколько взаимосвязаны правовые документы. Ссылки на другие правовые акты (в большей мере на нормативные акты) — одна из характерных черт правовых
документов. Главное предназначение ссылок — недопущение повторений правовой информации в юридических документах. По своей сути юридические акты довольно сложны как по содержанию, так и по форме. Ссылки позволяют их упростить, сделать компактными и доступными для обозрения и применения. Однако иногда по ходу изложения необходимо воспроизведение отдельных положений нормативных документов. В любом случае обязательным является
указание на официальный источник опубликования акта. При этом орган, воспроизводящий в правовом документе норму права, не выходит за пределы своей компетенции. Воспроизводя ее и
включая в общую ткань составляемого им документа, он придает ему лишь дополнительную обоснованность и убедительность.
Сноски
Сноски в правовых документах встречаются крайне редко. Их используют для объяснения тех или иных особенностей, которые не могут быть отражены в основной части. Сноска помещается внизу страницы, отдельно от текста.
Оговорки
Исправления в приговоре должны быть оговорены и оговорки подписаны всеми судьями в совещательной комнате до постановления приговора. Не оговоренные и не подписанные судьями исправления, касающиеся существенных обстоятельств (квалификации преступления, характера и срока наказания, вида исправительной колонии и др.), служат основанием для отмены приговора
полностью либо в соответствующей части.
Вопрос.
Процедурные правила
Подготовка и принятие, как правило, формализуется в виде определенной процедуры.
Юридические документы бывают разного характера. Однако в целом их можно разделить на два блока:
1) юридические документы, опосредующие нормальный ход реализации субъектами своих прав и обязанностей, принимаются при осуществлении таких видов юридической деятельности, как:
— правотворческая;
— интерпретационная;
— правореализационная (заявления, приказы, расписки, доверенности и др.);
-- правоприменительная неюрисдикционная (нотариальные, учредительные, регистрационные, лицензионные и другие документы);
2) юридические документы, с помощью которых разрешаются правовые аномалии, т. е. отклонения от нормального развития правовой материи или реализации норм права. Этот вид документов опосредует:
— применение санкций за правонарушения;
— предупреждение правонарушений;
— разрешение споров между субъектами права;
— устранение коллизий между нормативными актами и т. д.
Законность процедуры
Законность означает, что последовательность действий, связанных с принятием юридического документа, прописывается в нормативном акте либо ее можно вывести из содержания правовых актов. Так, процедуре принятия ведомственных актов посвящено около 10 нормативных актов (указов, постановлений, писем Минюста России). Кроме того, в каждом ведомстве по данному
вопросу принимаются свои акты.