Предмет: окружающий мир класс: 1 Тема: Кто такие птицы
Задачи:
· познакомить учащихся с птицами как группой животных;
· учить выделять существенные признаки природных объектов;
· обучать исследованию объектов природы;
Планируемые результаты | ||
Предметные · отличать птиц от других животных; · знать строение пера птицы; | Метапредметные · формулировать учебную задачу урока, стремиться её выполнить, оценивать свои достижения на уроке; · описывать объекты живой природы по плану; · получать информацию из иллюстраций учебника; · выполнять задание в паре, осуществлять самопроверку; | Личностные · иметь целостный взгляд на мир; · проявлять самостоятельность, ответственность за свой выбор; |
Межпредметные связи: Технологи: «Полёты птиц» |
Ресурсы урока: Плешаков А.А. Учебник, с.36,37; рабочая тетрадь, с 25,26; перья птиц, презентация к уроку
Технология проведения | Задания для учащихся | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Мотивация к учебной деятельности | Для мотивации учащихся к изучению новой темы можно использовать песню из мультфильма «Кто ж такие птички» (слова Б.Заходера, музыка А.Журбина) | После прослушивания песни попросить у детей назвать признаки, по которым герой мультфильма определил, что он птица. - Можно ли по каждому из этих признаков определить птицу? | Слушают песню, затем выделяют из неё признаки птиц(летают, поют, несут яйца, вьют гнёзда) _ Выдвигают предположения, обосновывают их. приводят примеры (например, насекомые тоже летают) |
II. Формулирование темы урока, постановка цели | Необходимо определить тему урока, цель | - О ком будем говорить на уроке? _ Что необходимо научиться делать? | _ Будем говорить о группе животных –птицы. Научимся отличать птиц от других групп животных, научимся выделять существенные признаки птиц. |
III. Изучение нового IV. Закрепление | Учебник с. 36 На столах лежат перья. Необходимо их рассмотреть внимательно, произвести опыты, сделать выводы. 1. Загадки о птицах 2. Рассказ учителя 3. Описание птицы по плану на с.37 | -Рассмотрите животных на иллюстрации -Какое из этих животных птица? слайд3,4 -Попытайтесь определить части тела птицы, глядя на иллюстрацию.(работа в парах) слайд 6 Найдите указанные части тела у дятла, совы, синицы (доска) -Что общего есть у всех птиц? Организует практическую работу «Исследуем строение птиц» -У вас на столах лежат перья.(перья голубя). Рассмотрите их внимательно, изучите внешний вид, строение. - Подуйте на перо. Что произошло? Сделайте вывод. - Отрежьте ножницами кончик пера. Что заметили? -Капните на перо водой. Что заметили? -Сделайте общий вывод. -Давайте зарисуем перо в тетради. - Перья бывают разной величины. Большие упругие перья находятся в крыльях, они нужны для полёта. Более мягкие перья покрывают тело птицы и защищают его. Самые мягкие, пушистые перья(пуховые) согревают птицу. Есть птицы с декоративными перьями. Например, у павлина. У некоторых птиц разноцветные птицы.(попугай, колибри) Яркое оперение у самцов. Самки имеют однотонную окраску, которая помогает им прятаться от врагов, когда они высиживают яйца. Давайте проверим, знаете ли вы названия птиц. 1) Ловит каждый шорох чутко. А как крикнет, станет жутко, Вздрогнет спящая трава, Это ухает … (СОВА) -слайд 9 2) Чёрный жилет, Красный берет. Нос, как топор, Хвост, как упор. (ДЯТЕЛ)- слайд 9 3) Сверху- чёрное суконце, Снизу- белое полотенце. (ЛАСТОЧКА)- слайд 10 4) Маленький мальчишка В сером армячишке По дворам шныряет, Крохи собирает. По полям ночует, Коноплю ворует. (ВОРОБЕЙ)- слайд 10 5) Спинкою зеленовата, Животиком желтовата, Чёрненькая шапочка И полоска шарфика. (СИНИЦА )- слайд 10 Умение летать не является признаком птиц. Существуют птицы, которые не умеют летать. Например, страус, пингвин). Страусы не умеют летать, крылья им служат для украшения. у страусов длинные, очень сильные ноги. Едят страусы траву, гусениц, ящериц, мелких зверьков. Пингвины- морские птицы, они хорошо ныряют и плавают, добывая себе пищу-рыбу, крабов, рачков. Они не умеют летать, потому что вместо крыльев у них ласты, помогающие им плавать. Чтобы выжить, пингвинам не нужно подниматься в воздух, поэтому крылья выполняют другие функции. -Давайте опишем птицу по плану. 1ряд- воробья, 2 ряд- дятла, 3ряд- попугая (работа в парах) | Учащиеся рассматривают иллюстрации животных Дети пытаются определить,какое животное является птицей. (курица). Обосновывают свой ответ. слайд 5 Ребята определяют части тела сначала голубя, потом других птиц.(фотографии на доске) -У всех птиц тело покрыто перьями. Учащиеся рассматривают перо, делают выводы. (работа в парах). Рассматривают цвет, форму, размер. Вывод: Перо лёгкое. Вывод: Стержень пера пустой. Вывод: Перо не намокло. Вода стекла. Дети делают вывод о том, что перо лёгкое, стержень пера пустой, перо не промокает, перо защищает птицу от воды и сырости. С. 25 рабочая тетрадь Рассматривают иллюстрации птиц на доске. Дополняют сведения из жизненного опыта.слайд8 Учащиеся отгадывают загадки Дети слушают учителя, дополняют рассказ сведениями из атласа-определителя.(подготовленные ученики) |
Рефлексия учебной деятельности. | Ответить на вопросы | -Кто такие птицы? -Назовите основной признак птиц. -Приведите примеры птиц. -По какому плану мы описывали птицу? | -Животные, тело которых покрыто перьями. -Перья Дети называют птиц. С. 37 учебник |