Крестьянская свадьба. 1568 Музей истории искусств, Вена. Холст, масло. 114 х 163 см.




 

“Крестьянскую свадьбу” Брейгель написал, используя впечатления от своих экспедиций с Франкертом. Но одно дело наблюдать экзотический крестьянский мир, начинавшийся за воротами Брюсселя, и совсем другое – изображать его. Пока Питер сидел в сторонке на таких вот трапезах, он, должно быть, испытывал удивление, неприязнь и презрительную жалость к убогим сим. Но он не был бы художником, если бы, работая над картиной, не чувствовал горячей благодарности Богу за то, что Господь словно специально для живописцев терпит эту породу людей. Эти красные носы и щеки тупо таращиеся глаза и разинутые губастые рты, эти головы, слившиеся с опрокидываемыми в утробу кувшинами, эти красные, голубые, желтые, лиловые куртки, белые чепцы и рубахи навыпуск над разноцветными рейтузами, эта посуда различных оттенков

 

обожжённой глины, эта давка а дверях, учиненная зеваками и охотниками до даровой жратвы.. Где ещё вы увидите такое? Помножьте эти прелести на гнусавое завывание волынок. Свадьбу играют на гумне, наполовину заполненном необмолоченным хлебом. Жених, красномордый пучеглазый парень в зеленовато-серой куртке с рукавами-пуфами, уписывает последнюю ложку каши, демонстрируя опустошенную тарелку. От переднего угла стола ему передают следующую. Натуральное обжорство или ритуальная доблесть? То и другое вместе. Отдаленная от него болтливыми свахами, сидит под венцом, как идол с улыбкой Будды,толстощекая румяная невеста. Правее невесты – родители жениха, левее жениха – родители невесты. Седой старик в кресле – хозяин дома. Поглаживая кувшин, он сидит смирно: ясно, что все здесь под каблуком его холерической половины. Между свекровью и невесткой лёд, между тестем и зятем лад. Что же до тёщи, то она, по-видимому, всюду в своей тарелке. Чтобы зритель в полной мере ощутил радость живописца, Брейгель усадил на пол облизывающую палец девочку в надвинутой на глаза красной кепке с павлиньим пером, а к краю картины притиснул углом стола дворянина,одетого по-испански в чёрное с белым, - вероятно, местного землевладельца. Дескать, сравнивайте, господа, живописное раздолье крестьянского мира с графической скудностью вашего собственного! Не будем спрашивать, каким образом внутренность гумна вдруг наполнилась светом так, что каждая деталь предстала в натуральной окраске, невысветленной и незатемненной. Равномерно мощная красочность картины достигнута благодаря тому, что живописец исключил естественные соотношения света и тени. В натуральном помещении было бы невозможно сделать фотографию или снять фильм с этой свадьбой, не утратив ни глубины цвета, ни ясности деталей.

 

Притча о слепых. 1568 Музей Каподимонте, НеапольХолст, темпера. 86 × 154 см

Считается, что сюжет картины основан на библейской притче о слепых: «Если слепой ведёт слепого, то оба они упадут в яму».Большинство историков искусства и рядовых зрителей воспринимают эту картину как произведение трагического жанра. В этой работе, направив движение вереницы по диагонали, которая упирается в тонущий музыкальный инструмент, Брейгель вызвал эффект непрерывности движения и неизбежности его завершения: упавшая поперек пути фигура первого указывает место, где будет лежать последний. Самый страшный из слепых не тот, что уже упал, а второй, падающий и увлекающий за собой третьего, который теряет равновесие. В шести фигурах представлено шесть различных фаз падения. Картина не взывала к состраданию зрителей. Перед нами сатирическое произведение, направленное против новых “книжников и фарисеев” – кальвинистов, отвращающих христиан от Католической церкви, от призывающего зова ее колоколов.

 

В отличие от предшествующих художников, Брейгель был художником–философом – единственным в XVI столетии и первым в западноевропейском искусстве. Его картины убеждают в том, что труд человека на земле, в согласии с жизнью природы, - это не кара за первородный грех, но, напротив, великое нравственное благо.

 

ИСТОЧНИКИ:

· Википедия (ru.wikipedia.org)

· Gallerix (gallerix.ru)

· Александр Степанов. Искусство эпохи Возрождения. Нидерланды, Германия, Франция, Испания, Англия, 2009. ISBN 978-5-9985-0167-8

· "Питер Брейгель Старший" Сергей Львович Львов

· opisanie-kartin.com



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: