Охотники на снегу. 1565 Музей истории искусств, ВенаДерево, масло. 117 x 162 см




В цикле времен года картина соответствует декабрю-январю. В картине Брейгель использовал приёмы, который ввёл в пейзаж Патинир(один из основоположников европейской пейзажной живописи) – это вид сверху и постепенный переход от тёмных тонов на переднем плане к светлым на заднем, что позволяет достичь эффекта глубины.Художник располагается как бы на пригорке у куста (где и стоит подпись Брейгеля: BRVEGEL. M.D.LXV), поэтому долина видна как на ладони.Взгляд зрителя неизбежно скользит по диагоналям. Направление движения охотников и окружающих их тощих и озябших собак, а также линии деревьев и дороги задают одну диагональ картины – из левого нижнего угла в верхний правый угол, где вдалеке видны утёсы. Другая диагональ задана краем пригорка и подчёркнута параллельными линиями скатов крыш и дороги вдоль утёсов. Одна из сорок летит опять же параллельно этой диагонали. Да и копья охотников направлены так же.Все детали картины тщательно прописаны, хорошо видны на льду даже тени далеко расположенных людей, хотя день не солнечный. На переднем плане слева изображены три уставших и понурых охотника, возвращающиеся с охоты без особых трофеев – лишь одна худая лиса за плечами одного из них. В центре у куста – ловушка для птиц.Слева гостиница, на ней вывеска с надписью "Dit is inden Hert" («У оленя») с изображением святого, стоящего на коленях перед оленем. Возможно, это великомученик Евстафий, покровитель охотников. Перед гостиницей семья, включая ребёнка, разжигает огонь, чтобы подпалить свинью.Лежащая внизу долина заполнена замерзшей рекой и искусственным прудом, видны

 

 

деревеньки с остроконечными церквями, мельница с обледенелым колесом. Несмотря на зимний и хмурый день, долина заполнена людьми. Кое-кто занимается хозяйственными делами, возит на телеге или носит хворост. У моста из трубы дома валит огонь, один человек уже забрался на крышу тушить пожар, другие спешат с лестницами на помощь. А в это время остальные развлекаются на пруду, катаясь на коньках и санках, или играют в аналоги гольфа и кёрлинга.Цветовая гамма на картине представлена тёмными тонами, какими написаны охотники и голые деревья, коричневыми домами, зелеными оттенками льда и неба и белизной снега.Местоположение определить трудно. Брабантская долина плохо сочетается с альпийскими утёсами и немецким замком у их подножия. Скорее всего – это плод фантазии художника.

 

 

 

(фрагменты картины)

 

В своих работах Брейгель использовал связь евангельских событий с современностью и политическими реалиями. Ему принадлежит целая серия рождественских картин: «Перепись в Вифлееме», «Бегство в Египет», «Поклонение волхвов», «Избиение младенцев». Однако, подробнее мы поговорим о первой и четвертой картине.

 

Перепись в Вифлееме, 1566. Королевские музеи изящных искусств, БрюссельДерево, масло. 116 × 164,5 см

 

 

Брейгель переносит действие библейского сюжета, описанного в Евангелие от Луки, в современное ему нидерландское поселение. Город изображён снежной зимой, чего в реальном Вифлееме не бывает. Художник (и зритель) будто разглядывают поселение то ли из башни, то ли из чердачного окна какого-то сооружения. Кончается короткий зимний день — красное солнце садится за ветвями дерева. Косвенным указанием на месяц события может служить человек, режущий свинью. Обычно в Нидерландах это случалось в декабре. Свинью собрались опалять, для чего уже приготовили снопы соломы. Эта группа неоднократно встречается в картинах Брейгеля. Именно этим занимаются жители на картине «Охотники на снегу», разложившие костёр.У дверей постоялого двора собралась плотная толпа людей — там выставлены столы и хозяйничают чиновники, обложенные налоговыми книгами. И хотя картина называется «перепись», действия чиновников не что иное, как сбор налогов. В центре картины расположена никем не замеченная пара: он — с плотницким инструментом, она — верхом на осле. Только по этим атрибутам можно понять, что в город прибыло Святое Семейство, направляющееся к постоялому двору. Картина представляет собой настоящую энциклопедию жизни небольшого городка зимой. Люди заняты своими повседневными делами: строительством сарая, сбором хвороста, дети увлечённо играют на льду. Среди множества деталей на картине можно рассмотреть даже герб Габсбургов на стене постоялого двора."Перепись в Вифлееме" - это рассказ о том, как испанцы взимают налоги с фламандского народа. Так, с помощью иносказаний мастер попытался выразить свое отношение к действительности.

 

 

 

(фрагменты картины)

 

 

Избиение младенцев в Вифлееме.1566. Художественно-исторический музей, Вена. дерево, масло

Картины завораживают осознанием достоверности происходящих событий, а сюжет из Евангелия служит всего лишь прикрытием. В произведении “Избиение младенцев” описывается фрагмент исторически значимого события из Нового Завета – Вифлеемский сюжет, связанный с рождением Иисуса. Это событие - проявление кровавого деспотизма царя Великого Ирода. На художественном произведении “Избиение младенцев” показана атака испанских солдат на нидерландское поселение.

Автор произведения, скорее всего, был свидетелем бесчинств войск в якобы еретических поселениях. В первейших упоминаниях картину так и называют - “Нападение на деревню”. На картине изображено как простонародная деревенская семья умоляет не убивать их ребенка, как мать от беспомощности теряет сознание, и много других животрепещущих моментов. Народ на полотне представлен беззащитной, безликой массой, не способной оказать сопротивление вооруженным пиками чужеземным солдатам. Это произведение Брейгеля является первым, в котором затронута историческая социально-моральная тема одновременно. Это связано с происходящими в Нидерландах в то время событий. Момент создания произведениясовпадает с началом революционной борьбы местных жителей с испанским католицизмом и феодализмом.

 

 

Главный герой произведений Брейгеля — постоянно движущаяся народная масса. Художник создает (хотя и в несколько условной, гротескной форме) широкую панораму жизни народа, изображая его труд и быт, тяжелые народные бедствия; в форме иносказания он выступает против социальной несправедливости и насилия. Брейгель раскрывает вместе с тем и заключенные в народе мощные жизненные силы, его достоинство и неиссякаемое жизнелюбие («Крестьянская свадьба», «Крестьянский танец»).

 

Крестьянский танец.около 1568. Музей истории искусств, Вена. Дерево, масло. 114 × 164 см

На картине изображён сельский праздник. Веселье происходит на улице, у деревенских домов, недалеко от церкви, которая видна на заднем плане. В центре и в правой части картины показаны фигуры танцующих крестьян. Пара, изображённая на переднем плане справа, торопится, чтобы присоединиться к основной массе танцующих.Другая пара, показанная на переднем плане — это волынщик, надувший щёки и играющий на волынке, и повернувшийся к нему молодой крестьянин, сидящий рядом и держащий кувшин с вином.Левее них — стол, на котором лежит хлеб и стоит другой кувшин с вином. Крестьяне, сидящие за столом, о чём-то разгорячённо спорят, размахивая руками — не исключено, что этот спор окончится дракой. За ними — целующаяся парочка, а правее, у дверей трактира — ссорящаяся супружеская пара.Брейгель представляет картину крестьянских развлечений не с точки зрения морализма, а как сторонний наблюдатель. В отличие от других картин Брейгеля, здесь зритель видит происходящее не сверху вниз, а с того же уровня, что и изображённые крестьяне, как будто он подошёл к ним вплотную.

 

(фрагменты картины)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: