Основные элементы финансового контроля




Финансовый контроль в условиях рыночной экономики

 

• Содержание финансового контроля

• Основные элементы финансового контроля

• Усиление роли финансового контроля в рыночной экономике

 

Содержание финансового контроля

Понятие «финансовый контроль» впервые было упомянуто в «Трактате о счетах и записях» (1494 г.) Луки Пачоли, который писал: «Доброе дело сделали, когда для наблюдения за ними (неисправными маклерами и бухгалтерами) назначили лицо, которому поручили расследовать, хорошо или дурно ведутся книги в этих учреждениях». Реально финансовый контроль применялся значительно раньше, он возник одновременно с зарождением финансов, в результате разделения труда, товарообмена и денежных отношений.

Финансовый контроль – это контроль за законностью в области образования, распределения и использования денежных ресурсов всех звеньев финансовой системы.

Понятие финансового контроля имеет правовое и экономическое содержание.

Содержание финансового контроля в отношениях, регулируемых правом, заключается в следующем:

1. Проверка выполнения финансовых обязательств перед государством и органами местного самоуправления;

2. Проверка правильности использования государственными и муниципальными предприятиями, учреждениями, организациями, находящимися в их хозяйственном ведении или оперативном управлении, денежных ресурсов (бюджетных и собственных средств, банковских кредитов, внебюджетных и других средств);

3. Проверка соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств предприятиями, организациями, учреждениями и др.

С точки зрения экономики финансовый контроль является важной функцией управления финансами и неотъемлемым элементом финансового механизма любого звена системы финансов.

Основным содержанием финансового контроля является обеспечение качества эффективности финансово-хозяйственного управления, проверка соблюдения финансового законодательства субъектами финансовых отношений, содействие проводимой государством единой финансовой, кредитной и денежной политике, выявление внутренних резервов использования финансовых ресурсов во всех сферах производства и распределения общественного продукта.

Контроль как процесс предполагает деятельность контролирующего субъекта по воздействию на объект управления путем проверок и отслеживания процесса функционирования последнего и результатов выполнения управленческих решений, а также по принятию адекватных контрольных мер.

Финансовый контроль берет свое объективное начало от контрольной функции финансов. На практике он тесно связан с финансовым планированием и регулированием. Финансовый контроль предусматривает проверку и мониторинг исполнения финансовых планов и результатов принятия мер финансового регулирования.

В свою очередь, результаты финансового контроля используются при финансовом планировании и регулировании для повышения их качества и эффективности. Финансовый контроль связан с деятельностью органов власти и ее специализированных контролирующих структур, направленной на отслеживание финансовых потоков в экономике страны и ее территориях, на проверку полноты и своевременности формирования публичных доходов, законности, результативности и эффективности осуществления публичных расходов и использования государственных (муниципальных) активов.

Финансовый контроль осуществляется также на уровне предприятий (организаций) и домашних хозяйств в процессе отслеживания и мониторинга соответственно менеджментом и физическими лицами частнохозяйственных финансовых потоков, доходов и расходов, а также в ходе проверки финансовой деятельности хозяйствующих субъектов сторонними контролирующими органами и независимыми аудиторскими компаниями.

Финансовый контроль – это многогранная управленческая деятельность, принимающая разнообразные виды и формы государственного и частнохозяйственного финансового контроля. Контрольная деятельность осуществляется на основе специальных методов, включая различные виды проверок и наблюдений. Такое разнообразие видов, форм и методов финансового контроля лишь подтверждает его большое значение как элемента механизма управления финансами, обеспечивая ее надлежащее функционирование и реализацию государственной, муниципальной и корпоративной финансовой политики.

Таким образом, финансовый контроль представляет собой управленческую деятельность (совокупность действий и мер) органов публичной власти, специальных контролирующих органов, менеджмента организаций и домашних хозяйств, предлагающую в различных видах и формах отслеживание и наблюдение финансовых потоков, проверку полноты и законности формирования публичных и частнохозяйственных доходов, законности и эффективности их использования для получения достоверной информации о процессе реализации финансовых планов, решений, финансовой политики, а также принятие мер ответственности к нарушителям финансовой дисциплины и мер по устранению выявленных недостатков.

 

Основные элементы финансового контроля

 

Финансовый контроль является важнейшим средством обеспечения законности в финансовой и хозяйственной деятельности. Он призван предупреждать бесхозяйственность и расточительность, выявлять факты злоупотреблений и хищений товарно-материальных ценностей и денежных средств.

Любая система контроля состоит из следующих элементов:

-предмет (что контролируют);

-объект (кого контролируют);

-субъект (кто контролирует);

-сфера деятельности;

-принципы;

-процесс;

-метод (методика);

-техника и технология;

-механизм;

-сбор и обработка исходных данных (информации) для проведения контроля;

-результат;

-субъект, принимающий решение по результатам контроля (это может быть и субъект контроля);

-принятие решения по результатам контроля.

В качестве основных элементов финансового контроля можно выделить: объект и субъект; информационное, правовое и методическое обеспечение; механизм, включающий принципы и требования; меры ответственности всех участников процесса контроля. Совокупность взаимосвязанных элементов, включающих в себя финансовое, техническое, кадровое обеспечение контроля и т.п., взаимодействующих друг с другом и образующих целостное единство в процессе достижения целей контроля, представляет собой инфраструктуру финансового контроля.

По субъектному составу контролирующих органов финансовый контроль может быть государственным, внутрихозяйственным, финансово-кредитных органов (банковский контроль), общественным и независимым (аудиторским).

Действенность финансового контроля, осуществляемого различными субъектами (органами государственной власти, местного самоуправления, аудиторами, аудиторскими фирмами), в значительной степени зависит от их взаимодействия, в том числе и с правоохранительными органами.

Финансовый контроль является одним из звеньев системы контроля, назначение которого состоит в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении процессов формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах экономики.

Предметом финансового контроля выступают денежные, распределительные процессы формирования и использования финансовых ресурсов на уровне отдельных хозяйствующих субъектов, а также на уровне отраслей, территориальных единиц и государства в целом.

Объектами финансового контроля являются конкретные организации, предприятия, органы управления.

Осуществляют финансовый контроль субъекты контроля — специальные государственные контрольные органы, подразделения в организациях, на предприятиях или в органах управления, негосударственные специализированные фирмы или отдельные высококвалифицированные специалисты, права, обязанности и ответственность которых регламентированы законодательными актами.

Сферой деятельности финансового контроля являются практически все операции, совершаемые с использованием денежных средств, а в некоторых случаях и без них (бартерные сделки и т.п.).

Проведение финансового контроля должно осуществляться в соответствии с понятными для общества принципами, основными из которых являются законность, ответственность, объективность, системность.

Законность – один из ключевых принципов финансового контроля. Соблюдение принципа законности подразумевает точное следование нормам и правилам, установленным законодательством. Подзаконные акты в случаях, когда они являются основой для действий контролируемых лиц, не соответствующих или нарушающих положения закона, должны приниматься в расчет только в контексте распределения ответственности за допущенные нарушения. Оценка законности действий подконтрольных организаций и лиц должна исключать произвольные, логические и тем более бытовые и поверхностные толкования и основываться строго на букве и духе закона. Другой важной частью принципа законности является строгое соблюдение субъектами, проводящими финансовый контроль, требований законодательства и нормативно-правовых актов, определяющих их полномочия и ответственность. Субъекты контроля могут действовать только в пределах их компетенции, в рамках определенных им задач, функций и полномочий и в соответствии с правами и обязанностями, которыми они законодательно наделены.

Принцип законности прямо корреспондирует с принципом ответственности субъектов, проводящих финансовый контроль, за соблюдение законов и правовых актов, регламентирующих их деятельность, а также ответственности за достоверность информации финансового контроля. В законодательстве многих стран предусмотрена возможность обжалования в судебном порядке действий субъектов контроля и представленной ими информации.

Принцип объективности лежит в основе финансового контроля. Без объективности теряется смысл контроля как функции управления, как основной формы обратной связи и базы для принятия управленческих решений. Объективная оценка реалий финансово-экономической деятельности возможна только на основе строгого следования законам при высоком профессионализме действий субъектов контроля. Поэтому для лиц, проводящих финансовый контроль, установлены определенные квалификационные требования, а во многих странах предусмотрена их аттестация, включающая сдачу квалификационных экзаменов, прежде всего в областях финансов и (или) юриспруденции.

В случаях, когда соблюдение объективности при проверке требует специальных знаний, субъекты контроля имеют право привлекать для участия в таких проверках в качестве независимых экспертов специалистов соответствующего профиля.

В целях повышения объективности действий субъектов контроля для них также разработаны специальные стандарты, которых следует придерживаться при проведении основных этапов контрольных мероприятий. Дополнительно большинство субъектов контроля предусматривают собственные процедурные гарантии, обеспечивающие объективность их работы и качество проводимого контроля.

Принцип системности подразумевает необходимость обеспечения такой степени охвата различных граней контролируемого процесса, которая гарантировала бы объективность результатов контроля. Принцип системности также предполагает периодичность проведения контрольных мероприятий в одних и тех же организациях и учреждениях, в том числе повторных проверок по устранению ранее выявленных нарушений и недостатков. Это повышает эффективность контрольной работы, поскольку позволяет повысить уровень обобщения полученной информации, в динамике отследить позитивные и негативные тенденции в ходе контролируемого процесса, предложить обоснованные рекомендации по его коррекции.

Процесс контроля – это осуществляемая путем применения соответствующих методов и методик деятельность субъектов контроля, направленная на достижение поставленных перед ними целей наиболее эффективными способами.

При проведении контроля важно использовать правильные методы контроля – совокупность обоснованных и апробированных способов проверки, оценки и анализа состояния конкретных элементов объекта контроля.

Это, например, метод контроля налоговых поступлений, метод контроля доходов от эксплуатации или реализации государственной собственности и др. Поскольку задачи финансового контроля отличаются разнообразием и многоплановостью, необходимо применять различные методы и методики их решения, основанные на практическом опыте, на знании бухгалтерского учета, финансов, анализа хозяйственной деятельности. Это позволяет рассматривать финансовый контроль как межотраслевую многофункциональную дисциплину.

Совокупности принципов, методов и процесса контроля объединяются в понятии «механизм контроля».

Элементы контроля, взаимодействующие как единое целое в процессе достижения его целей, образуют систему контроля. В процессе функционирования системы контроля необходимо регулярно исследовать ее эффективность, выявлять недостатки и своевременно устранять отклонения от заданных режимов работы, определять соответствие системы контроля потребностям управления.

Организация системы контроля – это создание системы контроля в соответствии с заданными требованиями.

Важным условием реализации финансового контроля выступают финансовая информация бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности, а также обобщенные финансовые показатели, комплексно отражающие различные стороны хозяйственной деятельности.

Степень и глубина финансового контроля во многом определяются состоянием финансовой дисциплины – обязательного для всех организаций и должностных лиц порядка ведения финансового учета и отчетности, соблюдения установленных норм и правил.

Рисунок 1. Классификация финансового контроля

Результатом финансового контроля являются документальные материалы (акты, отчеты, справки, заключения), которые отражают достоверность информации о финансово-хозяйственном состоянии объекта контроля, вскрытые в процессе контроля отклонения от принятых стандартов, нарушения установленных норм и правил. В тех случаях, когда проверяется эффективность хозяйствования, в документах отмечаются выявленные факты неэффективного или неэкономного хозяйствования и даются рекомендации по устранению обнаруженных недостатков.

Субъектами управления, принимающими решения по результатам контроля, являются, как правило, руководители проверяемого объекта или вышестоящей организации, органы исполнительной, представительной или судебной власти, а иногда и сами контролирующие органы.

Принятие решения по результатам контроля осуществляется субъектами управления и имеет целью устранение недостатков, выявленных в процессе контроля. Именно устранение выявленных нарушений и недостатков, а также проведение мероприятий по предотвращению или сокращению нарушений или недостатков в будущем являются конечной целью контроля, основными факторами, определяющими его эффективность. Поэтому часто контрольные органы осуществляют надзор за устранением выявленных ими нарушений и недостатков.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: