Финансовый контроль тесно связан с понятием «управление». Управление сложными процессами может стать бессмысленным без контроля, который является частью системы регулирования. Через контроль субъект, управляющий системой, получает необходимую информацию, что позволяет оценивать эффективность управленческих решений и принимать необходимые корректирующие действия.
Финансовый контроль выступает важнейшей задачей государственного управления. В переходной экономике его роль многократно возрастает, что связано с принципиальной особенностью рыночной экономики по сравнению с командно-директивным возрастанием роли финансовых отношений, приоритета контроля финансовых потоков.
На современном этапе развития экономики Беларуси значение контроля растет из года в год, поскольку в связи с перестроечным курсом политики страны финансовый контроль оказался ослаблен. Можно выделить три главных средства воздействия правительства на частную экономическую деятельность:
1) налоги, которые уменьшают частный доход, а, следовательно, и частные расходы;
2) расходы, побуждающие фирмы производить определенные товары и услуги;
3) регулирование или контроль, который побуждает людей либо продолжать, либо прекращать определенную деятельность.
Кроме быстрого роста затрат и налогов, увеличивается также и количество законов и постановлений, регулирующих экономическую деятельность.
Действенная система контроля в условиях перехода к рыночной экономике выступает одной из главных предпосылок качественного преобразования процесса управления экономикой в целом. Одним из важнейших звеньев системы контроля выступает финансовый контроль. Его функциональное назначение заключается в успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении эффективного использования ресурсов во всех сферах хозяйства и в создании условий для эффективного государственного регулирования рыночной экономики.
|
Финансовый контроль является формой реализации контрольной функции финансов, основу которой составляет движение финансовых ресурсов в фондовой и нефондовой формах. Контрольная функция финансов в единстве с распределительной функцией позволяет контролировать процессы распределения и перераспределения стоимости валового внутреннего продукта и управлять ими.
Финансовый контроль тесно связан с категориями стоимости, такими как прибыль, рентабельность, себестоимость и др. Анализ результатов финансового контроля дает возможность вскрыть нвозможности и резервы отдельных экономических субъектов, оценить их эффективность и конкурентоспособность. Информация, полученная в результате финансового контроля, позволяет руководству отдельных субъектов хозяйствования и государству правильно оценить движение управляемой системы к поставленной цели и принять в случае необходимости корректирующие действия. Поэтому в современных условиях финансовый контроль это не только проверка правильности ведения финансовой документации и соблюдения финансово-хозяйственного законодательства, но и важнейшая функция управления финансовыми и экономическими процессами, что позволяет рассматривать финансовый контроль как обязательный и важнейший элемент эффективной системы финансово-хозяйственного управления.
|
В странах с рыночной экономикой роль финансового контроля возрастает, что обусловлено следующими причинами:
• целью рыночной экономики является достижение высокой эффективности хозяйственной деятельности. Проведение финансового контроля способствует повышению качества и эффективности финансового управления;
• с помощью финансового контроля достигается соблюдение органами государственной власти, субъектами хозяйствования норм финансового права, что создает условия для эффективного функционирования системы свободного многоукладного хозяйствования рыночной экономики;
• использование финансового контроля создает благоприятные условия для привлечения в экономику частных инвестиций.
Целью финансового контроля является выявление отклонений от принятых стандартов и нарушений принципов законности, эффективности и экономии расходования материальных ресурсов с тем, чтобы иметь возможность принять корректирующие меры, в отдельных случаях привлечь виновных к ответственности, получить компенсацию за причиненный ущерб или осуществить мероприятия по предотвращению или сокращению таких нарушений в будущем.
Законность и стабильность особенно важны в таких областях, как установление налогов и иных платежей в бюджет, регулирование другой бюджетной деятельности государства. Частое изменение законодательства, использование государством волюнтаристских методов управления вызывают недоверие инвесторов и других участников рынка, сдержанность в реализации долгосрочных программ. В конечном счете это негативно сказывается на развитии рыночной экономики, приводит к росту теневого сектора. Поскольку неукоснительное соблюдение органами государственной власти, юридическими и физическими лицами норм финансового права достигается в первую очередь с помощью финансового контроля, то это также увеличивает его значение.
|
Для рыночной экономики характерно делегирование полномочий управления хозяйствующими субъектами от их собственников (акционеров, инвесторов) к управляющим. Важнейшее достижение современной цивилизации – выработка инструментов и процедур, обеспечивающих контроль граждан (применительно к государству) или собственников (применительно к экономическим субъектам) за управляющими. И главное место здесь занимает финансовый контроль. Его применение позволяет обеспечить стабильность функционирования финансово-хозяйственной системы, предоставить определенные гарантии для привлечения в экономику частных инвестиций и личных средств граждан.
Аналогично в демократическом обществе через механизм выборности происходит делегирование полномочий управления обществом институтам государственной власти. Возникает необходимость отчетности этих институтов перед общественностью (избирателями), что, в частности, вызывает потребность в подробной и объективной информации об использовании государственных средств. Государственным служащим, законодателям и гражданам необходимо знать, правильно ли и в соответствии ли с законами происходит управление государственными фондами, достигают ли государственные организации, программы и службы своих целей и является ли их деятельность экономичной и эффективной. Получение таких сведений, информирование государственных инстанций и общественности о законности, рациональности и эффективности использования государственных материальных и финансовых ресурсов, о налаживании действенного управления экономикой и соответствующей установленным нормам административной деятельности – тоже прямая обязанность финансового контроля.
Указанные проблемы не только превышают значение финансового контроля, но и изменяют его содержание. В частности, наиболее прогрессивной формой финансового контроля выступает финансовый мониторинг.
Финансовый мониторинг - это комплекс мероприятий по анализу данных о финансовых операциях, а также мероприятия по проверке информации в соответствии с действующим законодательством в непрерывном режиме.
Финансовая операция — это любая операция, которая связанна с обеспечением или осуществлением платежа с помощью хозяйствующего субъекта первичного финансового мониторинга. Процесс финансового мониторинга представляет собой сбор данных для выявления из многих финансовых операций ту, которая осуществляет легализацию доходов, полученных преступным путем или для финансирования терроризма.
Значение финансового мониторинга сложно оценить в полной мере, так как он направлен не только на выявление процессов легализации доходов, финансирования терроризма, но и препятствует сокращению объемов поступления денежных средств в бюджеты различных уровней страны.
Осуществление финансового мониторинга возможно только при тесном взаимодействии контрольно-надзорных органов, а также субъектов финансового мониторинга. Нарушение законодательных норм влечет за собой правовую ответственность. Для должностных и юридических лиц — административную, а для физических лиц — уголовную. [[1]] В Беларуси финансовый мониторинг осуществляется Департаментом финансового мониторинга КГК. Основным этапом осуществления финансового мониторинга является процесс идентификации клиента и выгодоприобретателя. Проблема «отмывания» преступных доходов перестала быть проблемой одного государства и стала международной, назрел вопрос о создании международной организации, осуществляющей финансовый мониторинг. Одной из таких организаций является Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (Financial Action Task Force) — ФАТФ. Основателями данной организации являются такие страны как Япония, США, Германия, Франция, Великобритания, Канада и Италия. По состоянию на сентябрь 2018 года в состав ФАТФ входит 34 страны и 2 международные организации.
Документы ФАТФ, в особенности 40+9 Рекомендаций ФАТФ, представляют собой всеобъемлющий свод организационно-правовых мер по созданию в каждой стране эффективного режима противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма, комплексность и универсальность которых выражается в:
- максимально широком охвате вопросов, связанных с организацией противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма на национальном и международном уровнях;
- тесной взаимосвязи с международными конвенциями, резолюциями Совета Безопасности ООН, актами специализированных международных организаций, посвященными вопросам ПОД/ФТ;
- предоставлении странам возможности проявлять определенную гибкость при реализации 40+9 рекомендаций ФАТФ с учетом национальной специфики и особенностей правовой системы.
Рекомендации ФАТФ не дублируют и не подменяют соответствующие положения иных международных актов, а при необходимости, дополняя их, сводят в единую систему организационных принципов и правовых норм. 40+9 Рекомендаций ФАТФ являются обязательными международными стандартами для выполнения государствами — членами ООН.
Значение финансового мониторинга сложно оценить в полной мере, так как он направлен не только на выявление процессов легализации доходов, финансирования терроризма, но и препятствует сокращению объемов поступления денежных средств в бюджеты различных уровней страны.