Задания для самостоятельной работы




1. На основе анализа программы (авторы В.Г. Горецкий и др. УМК «Школа России») определить содержание курса обучения грамоте. Заполнить таблицу.

 

Периоды обучения грамоте Чтение Письмо
  знания умения и навыки знания умения и навыки
     
     
     
         

 

3. Подобрать конкретный материал с указанием страниц учебника для иллюстрации ответов на каждый вопрос.

4. Назвать авторов программ и учебников, рекомендованных для обучения грамоте наряду с программой В.Г. Горецкого и др.

Методические задачи

1. Приведите примеры таких структурных компонентов азбуки, как серия сюжетных картинок, сюжетная картинка, предметный рисунок, слоговая таблица, столбики слов, учебный и литературный тексты. Раскройте их назначение.

2. Найдите в азбуке страницы, предназначенные для изучения звука и буквы и для закрепления материала. Сравните страницы: определите отличия в их содержании и построении. Чем обусловлены эти отличия?

3.Проведите сопоставительный анализ раздела программы «Обучение грамоте» и соответствующих учебников (азбук, букварей) в различных УМК по следующим направлениям:

а) сравните структуру и содержание периодов обучения грамоте;

б) установите границы каждого периода, ориентируясь на соответствующие страницы учебников, прописей и методические рекомендации для учителя;

в) сравните последовательность предъявления букв в каждом учебнике, найдите в методических рекомендациях для учителя аргументированные объяснения порядка предъявления букв;

г) выделите типы уроков чтения и письма, найдите в учебниках и прописях страницы, обеспечивающие проведение уроков разного типа, выделите структурные компоненты уроков.

Литература:

1. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. - М., 2013.

2. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения /М.С. Соловейчик, П.С. Жедек, Н.Н. Светловская и др.; Под ред. М.С. Соловейчик. - М., 2010.

3. Горецкий В.Г., Федосова Н.А. Методическое пособие по обучению грамоте и письму: Книга для учителя.. - М., 2013.

4. Безруких М.М. Обучение письму. - М., 2004.

5. Горецкий В.Г.и др. Азбука. – М.: Просвещение, 2013.

6. Илюхина В.А. Чудо-прописи № 1,2,3,4. – М.: Просвещение, 2013.

7. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка. - М., 2011.

8. Программы средней общеобразовательных учреждений Начальные классы УМК «Школа России». - М., 2012.

9. Федосова Н.А. Прописи № 1, 2, 3, 4. – М.: Просвещение, 2013.

 

Тема 5. Теоретическиеосновы обучения грамоте и чтению

Цель:
Определить теоретические основы методики обучения грамоте.

Вопросы для коллективного обсуждения

1. Какие лингвистические основы определяют методику обучения грамоте?

2. В чем состоят психологические особенности обучения чтению и письму?

Задания для самостоятельной работы

1.Составить аннотацию на две статьи из журнала “Начальная школа” по теме занятия.

2. Дать определения языковым понятиям, с которыми знакомятся дети в период обучения грамоте и чтению.

Методические задачи

1. Какой из приемов, помогающий детям определить количество слогов в слове, обеспечивает фонетически точное слогоделение: произнесение слова сопровождается хлопками; упор тыльной стороной ладони в подбородок; скандированное произнесение слова? Ответ обоснуйте.

2. Выпишите из разных лингвистических источников определения понятия «ударение». Сравните их. Выявите опознавательные признаки понятия, с которыми необходимо познакомить первоклассников.

3. Объясните, какой методический смысл вытекает из тезиса, данного Д.Б. Элькониным: «Для познания звуковой стороны языка нужна развитая способность слышать звучащее слово».

4. Подготовьте задания по выявлению уровня развития фонетического слуха первоклассников: а) установление последовательности звуков в слове; б) адекватное повторение звуков в слове и их сочетаний вслед за учителем; в) исправление ошибок, связанных с пропуском или заменой звука в слове.

5. Подготовьте беседу для урока обучении грамоте, помогающую первоклассникам научиться отличать звуки человеческой речи от других звуков.

Литература:

1. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. - М., 2013.

2. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка. - М., 2011.

3. Львов, М.Р. Рамзаева Т.Г, Светловская Н.Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах. - М.: Просвещение, 1987.

4. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения /М.С. Соловейчик, П.С. Жедек, Н.Н. Светловская и др.; Под ред. М.С. Соловейчик. - М., 2010.

Тема 6. Аналитико-синтетическая работа над звуковым и буквенным составом слов в процессе обучения грамоте

Цели:
1. Определить теоретические основы методики обучения грамоте.

2.Познакомиться с основными приемами звукового анализа и синтеза.
Вопросы для коллективного обсуждения

1. Какие лингвистические основы определяют методику обучения грамоте?

2. В чем состоят психологические особенности обучения чтению и письму?
3. Какие приемы звукового анализа и синтеза используются на уроках?
4. Какую роль играют “лента букв”, слого-звуковая схема слова, разрезная азбука, слоговой абак в овладении звуко-буквенным анализом и синтезом?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: