1. На основе анализа программы (авторы В.Г. Горецкий и др. УМК «Школа России») определить содержание курса обучения грамоте. Заполнить таблицу.
Периоды обучения грамоте | Чтение | Письмо | ||
знания | умения и навыки | знания | умения и навыки | |
3. Подобрать конкретный материал с указанием страниц учебника для иллюстрации ответов на каждый вопрос.
4. Назвать авторов программ и учебников, рекомендованных для обучения грамоте наряду с программой В.Г. Горецкого и др.
Методические задачи
1. Приведите примеры таких структурных компонентов азбуки, как серия сюжетных картинок, сюжетная картинка, предметный рисунок, слоговая таблица, столбики слов, учебный и литературный тексты. Раскройте их назначение.
2. Найдите в азбуке страницы, предназначенные для изучения звука и буквы и для закрепления материала. Сравните страницы: определите отличия в их содержании и построении. Чем обусловлены эти отличия?
3.Проведите сопоставительный анализ раздела программы «Обучение грамоте» и соответствующих учебников (азбук, букварей) в различных УМК по следующим направлениям:
а) сравните структуру и содержание периодов обучения грамоте;
б) установите границы каждого периода, ориентируясь на соответствующие страницы учебников, прописей и методические рекомендации для учителя;
в) сравните последовательность предъявления букв в каждом учебнике, найдите в методических рекомендациях для учителя аргументированные объяснения порядка предъявления букв;
г) выделите типы уроков чтения и письма, найдите в учебниках и прописях страницы, обеспечивающие проведение уроков разного типа, выделите структурные компоненты уроков.
Литература:
1. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. - М., 2013.
2. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения /М.С. Соловейчик, П.С. Жедек, Н.Н. Светловская и др.; Под ред. М.С. Соловейчик. - М., 2010.
3. Горецкий В.Г., Федосова Н.А. Методическое пособие по обучению грамоте и письму: Книга для учителя.. - М., 2013.
4. Безруких М.М. Обучение письму. - М., 2004.
5. Горецкий В.Г.и др. Азбука. – М.: Просвещение, 2013.
6. Илюхина В.А. Чудо-прописи № 1,2,3,4. – М.: Просвещение, 2013.
7. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка. - М., 2011.
8. Программы средней общеобразовательных учреждений Начальные классы УМК «Школа России». - М., 2012.
9. Федосова Н.А. Прописи № 1, 2, 3, 4. – М.: Просвещение, 2013.
Тема 5. Теоретическиеосновы обучения грамоте и чтению
Цель:
Определить теоретические основы методики обучения грамоте.
Вопросы для коллективного обсуждения
1. Какие лингвистические основы определяют методику обучения грамоте?
2. В чем состоят психологические особенности обучения чтению и письму?
Задания для самостоятельной работы
1.Составить аннотацию на две статьи из журнала “Начальная школа” по теме занятия.
2. Дать определения языковым понятиям, с которыми знакомятся дети в период обучения грамоте и чтению.
Методические задачи
1. Какой из приемов, помогающий детям определить количество слогов в слове, обеспечивает фонетически точное слогоделение: произнесение слова сопровождается хлопками; упор тыльной стороной ладони в подбородок; скандированное произнесение слова? Ответ обоснуйте.
2. Выпишите из разных лингвистических источников определения понятия «ударение». Сравните их. Выявите опознавательные признаки понятия, с которыми необходимо познакомить первоклассников.
3. Объясните, какой методический смысл вытекает из тезиса, данного Д.Б. Элькониным: «Для познания звуковой стороны языка нужна развитая способность слышать звучащее слово».
4. Подготовьте задания по выявлению уровня развития фонетического слуха первоклассников: а) установление последовательности звуков в слове; б) адекватное повторение звуков в слове и их сочетаний вслед за учителем; в) исправление ошибок, связанных с пропуском или заменой звука в слове.
5. Подготовьте беседу для урока обучении грамоте, помогающую первоклассникам научиться отличать звуки человеческой речи от других звуков.
Литература:
1. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. - М., 2013.
2. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка. - М., 2011.
3. Львов, М.Р. Рамзаева Т.Г, Светловская Н.Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах. - М.: Просвещение, 1987.
4. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения /М.С. Соловейчик, П.С. Жедек, Н.Н. Светловская и др.; Под ред. М.С. Соловейчик. - М., 2010.
Тема 6. Аналитико-синтетическая работа над звуковым и буквенным составом слов в процессе обучения грамоте
Цели:
1. Определить теоретические основы методики обучения грамоте.
2.Познакомиться с основными приемами звукового анализа и синтеза.
Вопросы для коллективного обсуждения
1. Какие лингвистические основы определяют методику обучения грамоте?
2. В чем состоят психологические особенности обучения чтению и письму?
3. Какие приемы звукового анализа и синтеза используются на уроках?
4. Какую роль играют “лента букв”, слого-звуковая схема слова, разрезная азбука, слоговой абак в овладении звуко-буквенным анализом и синтезом?